Государственное устройство бразилии кратко. Форма государственного правления и форма государственного устройства бразилии Бразилия политическое устройство

Форма правления в Бразилии, согласно ст. 2 переходных положений Конституции, была установлена как временная, так как в стране должен был пройти референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (парламентская или президентская). Данная норма понадобилась для того, чтобы после 20 лет военной диктатуры граждане адаптировались к демократическим отношениям и сознательно выразили свое мнение о монархических тенденциях, распространившихся в стране. Референдум прошел 21 апреля 1993 г.: большинство граждан высказались за президентскую республикуК

Президент и вице-президент избираются всеобщим, равным и прямым голосованием на четыре года с нравом переизбрания . Выборы проводятся за 90 дней до окончания полномочий президента, находящегося в должности. Победившим считается кандидат от политической партии, набравший абсолютное большинство голосов (ст. 77). Статья 14 устанавливает возрастной ценз для занятия должностей президента и вице-президента - 35 лет.

Президент является главой исполнительной власти (ст. 76), он единолично назначает и смещает федеральных министров, после получения одобрения Федерального сената назначает судей Федерального верховного суда, высших судов, губернаторов территорий, Генерального прокурора Республики, президента и директоров Центрального банка и других должностных лиц (ст. 84). Президент Бразилии наделен правом введения состояния обороны и чрезвычайного положения, правом осуществлять федеральное вмешательство в дела субъектов федерации , осуществляет помилование и является верховным главнокомандующим вооруженными силами Бразилии (ст. 84). Объем его полномочий и сфера их применения значительно более обширны, чем у президента США, поэтому часть экспертов характеризует форму правления в Бразилии как супер?президентскую республику.

Согласно ст. 89 Конституции Бразилии при президенте существует консультативный орган - Совет Республики . Его членами являются: вице- президент, председатель палаты депутатов; председатель Федерального сената; главы правительственного большинства и оппозиции в палате депутатов; главы правительственного большинства и оппозиции в Федеральном сенате; министр юстиции; шесть бразильских граждан по рождению старше 35 лет, два из которых назначаются президентом Республики, два - избираются Федеральным сенатом и два - палатой депутатов, - все на три года без нрава назначения на повторный срок. Данный консультативный орган имеет право высказываться по вопросу федерального вмешательства, введения состояния обороны и чрезвычайного положения, а также важных вопросов, касающихся стабильности демократических институтов. Президент Бразилии имеет право приглашать государственных министров участвовать в заседании Совета, когда рассматриваемый вопрос имеет отношение к их полномочиям (ст. 90 Конституции Бразилии).

Еще одним консультативным органом при президенте, регулирующим вопросы, связанные с национальным суверенитетом и обороной демократического государства, является Совет национальной обороны. Он вправе давать свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира, введения состояния обороны, чрезвычайного положения и состояния федерального вмешательства; предлагать критерии и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и давать свое заключение об их эффективном использовании, особенно в отношении приграничных зон и зон, которые связаны с сохранением и эксплуатацией естественных ресурсов любого характера; изучать, предлагать и контролировать развитие инициатив, необходимых для обеспечения гарантий национальной независимости и обороны демократического государства (ст. 91 Конституции Бразилии).

В области правотворчества президент обладает правом законодательной инициативы, издает подзаконные нормативные правовые акты - декреты и распоряжения, может наложить полное или частичное вето на законопроект.

Таким образом, институт президентства является ведущим в системе государственных органов власти Бразилии.

Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом,

который состоит из палаты депутатов и Федерального сената, избираемых на четыре года. Депутатом может быть лицо старше 21 года.

В соответствии со ст. 45 Конституции палата депутатов избирается по пропорциональной системе на всей территории страны, причем избиратели голосуют не за партии, а за кандидатов, предложенных партиями. Общее число депутатов пропорционально численности населения; необходимое для этого регулирование проводится в течение года, предшествующего выборам, таким образом, чтобы ни одна из единиц федерации не была бы представлена менее чем восемью или более чем 70 депутатами. Каждая территория избирает двух депутатов. Таким образом, палата депутатов представляет собой орган общенационального представительства.

Федеральный сенат представляет субъекты федерации - штаты и Федеральный округ - и формируется на основе мажоритарной системы выборов. Каждый штат и Федеральный округ избирают трех сенаторов на восемь лет. Представительство каждого штата и Федерального округа обновляется каждые четыре года, попеременно на 1/3 и на 2/3. Каждый сенатор избирается одновременно с двумя заместителями, возрастной ценз для сенаторов установлен в 35 лет.

Статья 48 Конституции Бразилии предусматривает следующие полномочия Национального конгресса : устанавливать налоги и распределять доходы; принимать годовой бюджет; устанавливать численность личного состава вооруженных сил; объединять и разделять территории или штаты после проведения консультаций с соответствующими Законодательными собраниями; предоставлять амнистию; регламентировать административную, судебную организацию, прокуратуру; организовывать телекоммуникации и радиовещание; регламентировать финансовые, вексельные и денежные вопросы, деятельность финансовых учреждений и их операции; заниматься денежным обращением, пределами эмиссии денег и размером федеральных долговых обязательств и др.

Статья 49 Конституции Бразилии регламентирует исключительную компетенцию Национального конгресса , к которой относятся такие полномочия, как:

  • - вынесение окончательного решения по международным договорам, соглашениям или актам, которые влекут обязательства или обременения, накладываемые на национальное имущество, являющееся собственностью государства;
  • - уполномочивание президента Республики объявлять войну, заключать мир, позволять иностранным вооруженным силам проход по национальной территории и временное на ней пребывание; дача разрешения президенту и вице-президенту Республики покидать страну, когда речь идет об их отсутствии более 15 дней;
  • - принятие решения о введении состояния обороны и федерального вмешательства, уполномочивание на введение осадного положения или прекращение действия любой из этих мер;
  • - прекращение действия нормативных актов исполнительной власти, которые превысили пределы их распорядительной власти или пределы законодательной делегации;
  • - ежегодное вынесение решения об отчетах, представляемых президентом Республики, и дача оценки докладам об исполнении планов правительства;
  • - контроль за соблюдением своей законодательной компетенции по отношению к нормативным полномочиям других ветвей власти;
  • - дача согласия на акты о предоставлении концессии или на возобновление концессии на радио- и телевещание;
  • - уполномочивание на проведение референдума и назначение плебисцита;
  • - разрешение на землях индейцев эксплуатации гидроресурсов, а также разведки и эксплуатации минеральных ресурсов;
  • - одобрение в предварительном порядке отчуждения или сдачи в концессию публичных земель площадью свыше 2500 га и др.

Статья 49 Конституции относит к исключительной компетенции палаты депутатов право начинать процесс в отношении президента, вице-президента и государственных министров; проверять данные в отношении отчетов президента, если они не были представлены в конгресс в 60-дневный срок после открытия законодательной сессии, и др.

Статья 52 Конституции Бразилии устанавливает исключительную компетенцию Федерального сената. Речь идет о проведении судебного процесса и осуждение президента и вице-президента Республики и государственных министров в случаях совершения ими преступления, квалифицируемого как злоупотребление властью; проведение судебного процесса и осуждение судей Федерального верховного суда, Генерального прокурора Республики и Генерального адвоката Союза за преступление, квалифицируемое как злоупотребление властью; предварительное утверждение тайным голосованием после проведения публичных обсуждений отбора: магистратов, судей Счетного трибунала Союза, назначаемых президентом Республики; губернаторов территорий; председателя и директоров Центрального банка; генерального прокурора; уполномочие на проведение внешних операций финансового характера; установление пределов и условий субсидий под гарантии Союза в отношении внешних и внутренних кредитных операций; прекращение исполнения, полностью или частично, законов, объявленных неконституционными окончательным решением Федерального верховного суда и др.

Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат Национального конгресса, президенту Республики, Федеральному верховному суду, высшим трибуналам, генеральному прокурору и гражданам по предметам, предусмотренным Конституцией Бразилии. Законопроекты по некоторым вопросам (например, об организации федеральной администрации) и проекты делегирующих законов могут быть внесены только президентом. Проекты законов в порядке народной инициативы представляются в палату депутатов по меньшей мере 1/100 частью национального электората, одновременно представляющего не менее пяти штатов. После принятия закона возможно его обжалование по мотивам неконституционное™; у президента Бразилии есть право вето, которое он использует в течение 15 дней до промульгации. Национальный конгресс может преодолеть президентское вето в 30-диевный срок абсолютным большинством голосов депутатов и сенаторов на совместном заседании палат.

Статья 92 Конституции Бразилии устанавливает следующие органы судебной власти: Федеральный верховный суд; Высший трибунал правосудия; федеральные областные суды и федеральные судьи; трибуналы и судьи по трудовым делам; трибуналы и судьи по избирательным делам; военные трибуналы и судьи; трибуналы и судьи в штатах, Федеральном округе и территориях.

Высшим судебным органом страны является Федеральный верховный суд , который в соответствии со ст. 101 Конституции Бразилии состоит из 11 судей, не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Эти судьи назначаются президентом после одобрения их кандидатур абсолютным большинством членов Федерального сената. Статья 102 устанавливает основное полномочие Федерального верховного суда - конституционный контроль.

Как уже говорилось, Бразилия - федеративная республика. Субъектами являются 26 штатов и один Федеральный округ (столица г. Бразилиа). Каждый штат имеет свою конституцию, которая должна соответствовать принципам Конституции Бразилии 1988 г. Система органов власти и управления в штатах во многом сходна с федеральной. Каждый штат имеет однопалатное законодательное собрание (избирается на четыре года); избираемый населением губернатор штата является главой правительства. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией.

Высшим законодательным органом является Национальный конгресс, состоящий из двух палат: Федерального Сената (81 место) и Палаты депутатов (513 мест).

Высшая судебная власть представлена Верховным Федеральным Судом, который отвечает за правильность толкования и применения Конституции Бразилии.

Парламент

Двухпалатный Национальный конгресс состоит из Федерального Сената (81 место: по 3 члена от каждого штата и округа) и Палаты депутатов (513 мест), которые избираются на 4-летний срок.

Партийные фракции в Палате депутатов:

Прогрессистская партия (центристская) - 41

Зелёная партия (центристская) - 15

Социалистическая партия (левая) - 34

Партия бразильского демократического движения (центристская) - 79

Демократы (центристская) - 43

Республиканская партия (центристская) - 8

Партия трудящихся (ПТ) - левая (партия Лулы да Силвы) - 88

Народная социалистическая партия (левоцентристская) - 12

Партия труда (левая) - 21

Демократическая партия труда (левая) - 28

Коммунистическая партия (крайне левая) - 15 мест

Бразильская социал-демократическая партия (левоцентристская) - 53

Социал-христианская партия (левоцентристкая) - 17

Партия республики (центристская) - 41

В палате депутатов представлены ещё несколько партий - 18 депутатов.

Независимость

Стремление отстаивать политическую независимость появилось у Бразилии ещё в начале XVIII века, в колониальную эпоху. В то время Португалия была господствующей стороной, а Англия оставалась основным потребителем товаров, производимых в португальской колонии.

В 1808 году Наполеон начал захватническую войну против Португалии, вследствие чего португальский король Дон Жуан VI со двором переехал в Рио-де-Жанейро.

Пребывание короля в Бразилии позволило ей приблизить независимость. Уже в 1815 году колониальный статус Бразилии был отменён, и она вошла в состав Объединённого Королевства на равных правах с Португалией.

В 1821 году король Дон Жуан VI вернулся в Лиссабон, оставив в Рио-де-Жанейро своего наследника, наделив его титулом вице-короля, который 7 сентября 1822 года и провозгласил независимость Бразилии как империи, торжественно короновавшись 1 декабря 1822 под именем императора Педру I.

Так Бразилия стала империей во главе с Доном Педру I, который при этом продолжал оставаться наследником португальского престола.

В Бразилии 7 сентября официально нерабочий день. Бразильцы особенно уважительно относятся к данному празднику. В столице Бразилиа обычно проходит праздничный парад, на котором присутствует правительство страны во главе с президентом.

Конституция

За всю историю Бразилии в стране действовало семь конституций. Действующая Конституция Бразилии принята 5 октября 1988 года. В работе над ней приняла участие специально созванная Конституционная ассамблея, а также значительная часть населения страны.

Политическая система, возникшая после восстановления в стране гражданских форм правления, получила название Новой республики. Конституция 1988 (с поправками 1994 и 1997) провозгласила Б. демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей труда, свободного предпринимательства и политического плюрализма. В качестве модели территориального и государственного устройства страны принята федеративная президентская республика.

Административное деление: 26 штатов (Акри, Ала-гоас, Амапа, Амазонас, Баиа, Гойас, Мараньян, Мату-Гроссу, Мату-Гроссу-ду-Сул, Минас-Жерайс, Пара-иба, Пара, Парана, Пернамбуку, Пиауи, Риу-ди-Жа-нейру (Рио-де-Жанейро), Риу-Гранди-ду-Норти, Риу-Гранди-ду-Сул, Рондониа, Рорайма, Санта-Ката-рина, Сан-Паулу, Сеара, Сержипи, Токантинс, Эспи-риту-Санту) и столичный федеральный округ.

Крупнейшие города (млн чел., перепись 2000): Сан-Паулу (10,4), Рио-де-Жанейро (5,9), Салвадор (2,4), Белу-Оризонти (2,2), Форталеза (2,1), Порту-Алегри (1,4), Бразилиа, Ресифи (1,4).

Законодательную власть осуществляет Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов (513 чел. в 2003, председатель - Ж.П. Кунья) и Федерального сената (81 чел., председатель - Ж. Сарней). Численность нижней палаты корректируется в зависимости от прироста населения. Обе палаты обладают равными полномочиями и являются контрольными по отношению друг к другу. Правом на законодательную инициативу обладают депутаты и сенаторы, президент, Федеральный верховный суд, высшие суды, генеральный прокурор и граждане (народная инициатива).

В функции конгресса входят одобрение государственного бюджета и контроль над расходами федерального правительства. Национальный конгресс заслушивает и оценивает ежегодный отчёт президента о проделанной работе. Ответственность министров перед парламентом не предусмотрена.

Федеральная исполнительная власть принадлежит президенту и возглавляемому им кабинету министров. Президент самостоятельно назначает министров и освобождает их от занимаемой должности, подписывает и публикует законы, обладает правом вето, издаёт акты, имеющие силу закона, является верховным главнокомандующим и имеет право в случае необходимости вводить чрезвычайное и осадное положение, объявлять войну другим государствам, пропускать через национальную территорию или разрешать временное пребывание иностранных войск, предоставлять амнистию или смягчать вынесенные приговоры. Глава государства назначает (при последующем одобрении Сенатом) членов Федерального верховного суда, генерального прокурора, председателя и директоров центрального банка. В своей работе президент опирается также на два совещательных органа - Совет республики (в составе вице-президента, председателей обеих палат конгресса, лидеров парламентского большинства и оппозиции в обеих палатах, министра юстиции и 6 известных граждан) и Совет национальной обороны (вице-президент, председатели палат, министры юстиции, иностранных дел, планирования и военные министры).

Высшими органами судебной власти являются Федеральный верховный суд (11 чел.) и Высший суд правосудия (33 чел.). В систему правосудия входят также региональные федеральные судьи и федеральные судьи, Высший суд по трудовым спорам (27 чел.), Высший избирательный суд (7 чел.) и Высший военный трибунал (15 пожизненных членов, представляющих различные роды войск), суды штатов и местные суды. Для рассмотрения уголовных преступлений созданы суды присяжных.

Штаты имеют свои Конституции, законодательные ассамблеи и губернаторов и вице-губернаторов, муниципалитеты - муниципальные палаты, префектов и вице-префектов.

Избирательная система регламентируется Конституцией 1988 (с поправками 1994 и 1997) и законом 1997. Основной закон предоставил право голоса неграмотным, возрастной ценз снижен с 18 до 16 лет.

Президент, вице-президент, губернаторы и вице-губернаторы избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года на основе всеобщего, прямого, равного, тайного и обязательного голосования из числа канди- датов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Выборы проходят по мажоритарной системе. В случае необходимости проводится 2-й тур, в котором принимают участие 2 претендента, получившие наибольшее число признанных действительными голосов. Конституционная поправка 1997 допускает переизбрание высших должностных лиц на 2-й сроколо

Палата депутатов избирается по пропорциональной системе с применением преференциального вотума, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат - по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат обновляется на 1/3 и 2/3. Одновременно с сенатором избираются 2 его заместителя. Вакантное место сенатора автоматически занимается его заместителем.

В соответствии со ст. 17 Конституции провозглашается свобода создания, слияния, разделения и роспуска общенациональных политических партий, деятельность которых должна иметь парламентский характер и не зависеть в финансовом отношении от зарубежных государств. Уставы партий регистрируются Высшим избирательным судом, в соответствии с законом им предоставляется доступ к средствам государственного партийного фонда, право бесплатного пользования радио и телевидением. Партиям запрещено иметь военизированные формирования. За партиями закрепляется монополия на политическое представительство. Национальный конгресс функционирует на основе парламентских, а не партийных фракций, после избрания депутаты не связаны жёсткой партийной дисциплиной.

Партийная система характеризуется крайней фрагментарностью и поляризацией. Зарегистрировано более 40 политических партий. Ключевую роль по-прежнему играет личность лидера партии. Партийные коалиции создаются с учётом конъюнктурных интересов.

Политическую поляризацию в какой-то мере удалось преодолеть в результате президентских и парламентских выборов 1994 и 1998, обеспечивших победу кандидату Партии бразильской социальной демократии Ф.Э. Кардозу. На президентских выборах 2002 в 1-м туре (6 октября) 46,4% избирателей проголосовали за Л.И. Лулу да Силву, профсоюзного лидера и одного из руководителей Партии трудящихся, в которой представлены как леворадикальные, так и более умеренные социал-демократические течения. Кандидат правительственной Партии бразильской социальной демократии Ж. Серра получил 23,2% голосов, представитель Бразильской социалистической партии А. Гаротинью - 17,9% и представитель Социалистической народной партии С. Го-мис - 12%. Во 2-м туре Л.И. Лулу да Силву поддержали 61,3%, а Ж. Серру - 38,7%. Вице-президентом избран кандидат умеренной правоцентристской Либеральной партии Ж. Аленкар.

После парламентских выборов 6 октября 2002 в Национальном конгрессе по-прежнему представлены 11 партий. В палате депутатов помимо ПТ (91 депутат из 513) относительно сильные позиции заняли как правые и правоцентристские (Партия либерального фронта - 84, Бразильская прогрессивная партия - 49, Бразильская трабальистская партия - 26, Либеральная партия - 26), так и умеренные центристские и левоцентристские партии (Партия бразильского демократического движения - 75, Партия бразильской социальной демократии - 70, Демократическая тра-бальистская партия - 21). Заметно присутствие и левых партий: Бразильская социалистическая партия - 22, Социалистическая народная партия - 15 и Коммунистическая партия Б.- 12 депутатов.

После переизбрания 2/3 Сената наиболее сильные позиции занимают Партия бразильского демократического движения (19 сенаторов), Партия либерального фронта (19), Партия трудящихся (14) и Партия бразильской социальной демократии (11).

Важную группу давления составляют Федерация промышленников штата Сан-Паулу и другие предпринимательские организации, левое крыло католической церкви. Крайне радикальные позиции занимает связанное с Партией трудящихся Движение безземельных, более умеренные - Единый профцентр трудящихся (CUT). Среди элементов гражданского общества важную роль играют Комитет за демократизацию информации, Группа экологической защиты, Экофорса, правозащитные и другие неправительственные организации.

Важные изменения во внутренней политике произошли в период президентства Ф.Э. Кардозу (1994 - 2002). Были внесены существенные коррективы в классические неолиберальные рецепты, в частности, пересмотрена роль государства, которое уходило из сферы экономики и сосредоточивалось на экономическом регулировании, мобилизации ресурсов для достижения приоритетных целей и решении социальных проблем. Системный характер приобрела приватизация. Несколько повысились доходы наименее обеспеченных слоёв населения, частич- но проведена административная реформа, направленная на повышение эффективности государственного аппарата, сокращены Вооружённые силы, несколько упрощена система налогообложения. Основные политические реформы связаны с изменениями электорального законодательства и переизбранием высших должностных лиц на 2-й сроколо Уделялось внимание укреплению правового государства, в частности выяснению судьбы пропавших без вести в годы военного режима. В то же время Ф.Э. Кардозу не удалось смягчить остроту социальных проблем, крайне медленно продвигалась аграрная реформа, что спровоцировало несанкционированные захваты земель. Финансовый кризис 1999 показал необходимость внесения корректив и во внутриэкономическую политику. В конечном счёте проводимые реформы не дали ожидаемых результатов, возросла социальная дезинтеграция и поляризация, проводимая приватизация сопровождалась широкомасштабной коррупцией.

Неблагоприятная экономическая конъюнктура и необходимость восстановления доверия предпринимательских кругов и части средних слоёв заставили правительство Л.И. Лулы да Силвы (с 2003) отказаться от продекларированных радикальных лозунгов и в значительной мере обеспечить преемственность внутренней политики, что вызвало разочарование у части левого электората и обострило внутренние противоречия в Партии трудящихся. Основные приоритеты - ускорение темпов экономического роста и сдерживание инфляции при отсрочке структурных реформ, перераспределение национального дохода, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв, борьба с голодом, строительство дешёвого жилья, аграрная реформа, создание новых рабочих мест, реформирование системы социального обеспечения и налогообложения, борьба с коррупцией.

В области внешней политики в 1991 подписано соглашение о создании интеграционного объединения МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай). Противоречия с США (торговый протекционизм, обвинения Б. в демпинге и нарушениях права интеллектуальной собственности) не помешали ей поддержать идею о создании к 2005 всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА). При этом Б. выступала за более поздние сроки введения АЛКА и более мягкий режим для своих технологически ёмких отраслей. Б. высказывается за укрепление правовых основ международных отношений при реформировании Устава ООН (расширение числа постоянных членов СБ, запрет несанкционированного СБ применения силы и т.н. гуманитарных интервенций). Б. присоединилась к договору о нераспространении ядерного оружия (1998) и режиму контроля над нераспространением ракетных технологий. Российско-бразильские связи были отмечены подписанием совместной политической декларации и соглашения о военно-техническом сотрудничестве (1997), созданием смешанной двусторонней комиссии по торговле (1997), визитами в Москву вице-президента Ж. Масиэла (2000) и президента Ф. Э. Кардозу (2002). Президент Л.И.Лула да Силва выполняет все международные обязательства Б. Среди приоритетов внешней политики фигурируют создание латиноамериканского блока на основе МЕРКОСУР и активизация сотрудничества «стран-гигантов» (Китай, Индия, РФ).

Вооружённые силы состоят из армии (Сухопутных войск), ВВС, ВМФ и Федеральной полиции. Комплектуются на основе всеобщей воинской повинности. Военные расходы составляют 13,4 млрд долл. США (1,9% ВВП).

Б. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с Российской империей в 1828, с СССР - в апреле 1945, разорваны в октябре 1947, восстановлены в ноябре 1961).

государственный строй бразилийки ню, государственный строй бразилийн
Бразилия, как и все государства Южной Америки, - президентская республика.
  • 1 Конституционный строй
  • 2 Исполнительная власть
    • 2.1 Министерства и государственные агентства
  • 3 Законодательная власть
  • 4 Судебная власть
  • 5 Избирательная система
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Конституционный строй

См. также: Конституция Бразилии

В настоящее время в Бразилии действует Конституция 1988 года с поправками, принятыми в 1994 и 1997. соответствии с ней Бразилия является демократическим правовым государством, основанным на принципах суверенитета, гражданства, человеческого достоинства, социальных ценностей, свободного предпринимательства и политического плюрализма.

Первоначально Конституция 1988 года устанавливала в Бразилии временную форму правления, согласно ей в стране был назначен референдум о форме (республика или монархия) и системе правления (президентская или парламентская). На состоявшемся 21 апреля 1993 года плебисците большая часть избирателей проголосовала за республику (66,1 %) с президентской формой правления (56,4 %).

Бразилия - федеративная республика, в состав которой входят 26 штатов и столичный федеральный округ Бразилиа. Правительство штатов имеет схожую с федеральным правительством структуру и пользуется полномочиями, закреплёнными в конституциях штатов. Главой исполнительной власти штатов является губернатор, который избирается прямым голосованием на срок 4 года.

Институт федерального вмешательства в дела субъектов федерации строго регламентируется и допускается лишь в случаях нарушения территориальной целостности государства, иностранной интервенции, конфликта между штатами, несоблюдения общественного порядка и финансовой дисциплины.

Исполнительная власть

См. также: Президент и вице-президент Бразилии

Главой исполнительной власти и главой государства в Бразилии является президент. Он возглавляет сформированный им кабинет министров - Федеральное правительство. Вторым лицом государства является вице-президент. Президент и вице-президент избираются на всеобщих выборах сроком на 4 года из числа кандидатов, выдвинутых официально зарегистрированными политическими партиями и коалициями. Для избрания на пост необходимо собрать абсолютное большинство голосов, и в случае необходимости проводится второй тур голосования с участием двух претендентов, набравших наибольшее количество голосов. С 1997 года допускается переизбрание на второй срок.

В компетенцию президента Бразилии входит подписание и издание законов и временных актов, установление дипломатических отношений и подписание международных договоров. Президент направляет на рассмотрение конгресса планы развития и проекты бюджета. Также президент является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами и имеет право вводить чрезвычайное и осадное положения, объявлять войну, предоставлять амнистию, смягчать приговоры.

Министерства и государственные агентства

  • Министерство внешних связей
  • Министерство горнорудной промышленности и энергетики
    • Агентство по регулированию электроэнергетики
    • Национальное агентство нефти, природного газа и биотоплива
  • Министерство гражданской авиации
    • Национальное агентство гражданской авиации Бразилии
  • Министерство здравоохранения
    • Национальное агентство наблюдения за здоровьем
  • Министерство культуры
  • Министерство науки и технологий
    • Национальная атомная энергетическая комиссия
  • Министерство обороны
  • Министерство образования
  • Министерство сельского хозяйства
  • Министерство связи
    • Агентство связи
  • Министерство туризма
  • Министерство финансов
  • Административный совет по экономической защите Бразилии
  • Комиссия по ценным бумагам (Бразилия)

Законодательная власть

См. также: Национальный конгресс Бразилии

Законодательная власть в Бразилии на уровне федерации принадлежит двухпалатному Национальному конгрессу, состоящему из Палаты депутатов и Федерального сената. Обе палаты обладают равными полномочиями. Одобренные конгрессом законопроекты направляются на утверждение президенту; в случае его отказа утвердить закон, конгрессмены могут преодолеть вето большинством голосов на совместном заседании обеих палат.

Сенаторы должны быть не моложе 35 лет, депутаты - не моложе 21 года. Палата депутатов избирается на четыре года на основе всеобщего пропорционального голосования, причём избиратели отдают голоса не за партию, а за кандидатов, предложенных партиями. Сенат состоит из представителей штатов и федерального округа, избранных населением по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. Каждые 4 года представительство субъекта обновляется на одну и две трети.

Конгресс имеет право отстранить президента от занимаемой должности. Для этого необходимы две трети голосов депутатов (если Верховный суд обвинит президента в совершении уголовного преступления) или сенаторов (если президент не справляется со своими обязанностями).

Судебная власть

См. также: Федеральный верховный суд Бразилии

Судебная система в Бразилии состоит из вертикали общих и специальных судов. Высшими органами судебной власти являются Федеральный верховный суд и Высший суд правосудия. Федеральный верховный суд играет роль конституционного суда: он осуществляет контроль над соблюдением конституции, решает внешнеполитические и внутренние конфликты. Высший суд правосудия выносит решения по обвинению против губернаторов и других должностных лиц штатов, имеет право пересмотреть решения нижестоящих судебных органов и занимается толкованием законодательства.

Кроме того, в стране действуют Высший суд по трудовым вопросам, Высший избирательный суд, Высший военный трибунал, а также общие и специальные суды на уровне штатов, местные суды и суды присяжных для рассмотрения уголовных дел. Судебная власть пользуется административной и экономической автономией.

Избирательная система

В выборах в Бразилии могут участвовать граждане не моложе 16 лет. Для всех грамотных граждан в возрасте от 18 до 69 лет участие в выборах является строго обязательным.

Примечания

  1. Конституция Бразилии в библиотеке права.

Ссылки

  • Бразилия в энциклопедии «Кругосвет».

Бразилия. Федеративная Республика Бразилия. Государство в Южной Америке. Форма правления - президентская республика. Столица - г. Бразилиа. Население - 95% - бразильцы. Официальный язык - португальский. Господствующая религия - католицизм. Президент - Дилма Русеф. Вице - президент - Мишель Темер. Денежная единица - Бразильский реал Бразилия крупнейшее по площади и населению государство в Южной Америке и единственное португалоязычное на американских континентах. Первые европейцы проникли в Бразилию в 1500 г.; до начала XIX в. страна являлась колонией Португалии. В 1822 г. провозглашена независимой империей, в 1889 г. – республикой.


В самом начале XIX в. (в 1822 г.) в Южной Америке образовалось большое государство - Бразильская империя. Когда в Португалии к власти пришел Наполеон, то король со своей семьей был вынужден покинуть свою страну и уехать в собственную колонию - Бразилию. Бразилия в результате этого стала считаться доминионом: хоть и сохранила зависимость от Португалии, но получила самоуправление. После изгнания Наполеона из Португалии и возвращения короля в Европу, Бразилия получила окончательную независимость от европейского государства и стала монархической империей. Более 60 лет Бразильской империей правили наследник португальского короля, а также его сын. В 1889 г. в империи произошла революция, в результате которой к власти пришли республиканцы. С этого времени Бразилия стала республикой.


Государственный строй. Бразилия – федеративная республика с многопартийной политической системой. Согласно Конституции, глава исполнительной власти – Президент, который избирается на 4 года с правом последующего переизбрания. Высший законодательный орган Национальный конгресс (парламент), состоящий из двух палат: федерального Сената и Палаты депутатов. Президент, сенаторы, государственные представители и чиновники, меры городов и главы муниципалитетов назначаются путем проведения демократических выборов. В административном отношении Бразилия поделена на 26 штатов и Федеральный округ со столицей государства – городом Бразилиа. Законодательная власть в Бразилии осуществляется Национальным конгрессом, однако президент наделен правом издавать законы, не консультируясь с конгрессом, вмешиваться в дела управления штатами, объявлять в стране осадное положение и другими полномочиями, входящими обычно в функции парламента.


Президент Бразилии Дилма Руссефф Дилма Руссефф первая женщина - президент в истории Бразилии. Будучи кандидатом от левоцентристской Партии Трудящихся (ПТ) и преемником президента Лулы, одержала победу на выборах 2010 года во втором туре. По специальности Дилма Руссефф экономист, закончила Федеральный. Биография президента Бразилии Дилмы Руссефф очень интересна: это богатая история борьбы против военной диктатуры в стране () и за утверждение демократического режима. Когда произошел военный переворот и была установлена диктатура (1964), Дилма Руссефф, увлеченная социалистическими идеалами, вступила в ряды организаций, занимающихся вооруженной борьбой против военной диктатуры. Была арестована и провела в тюрьмах 3 года, где подвергалась пыткам. После ре демократизации (1985) Дилма Руссефф занимала государственные посты в правительстве штата Рио - Гранде - ду - Сул, затем в Федеральном правительстве, уже в эпоху Лулы (). Как президент Бразилии, Дилма Руссефф продолжила политику своего предшественника Лулы да Силвы, отдавая приоритет социальной сфере и борьбе с бедностью в Бразилии (девиз её правительства « Бразилия: богатая страна это страна, где нет бедности »).« Бразилия: богатая страна это страна, где нет бедности »




Мишел Темер Бразильский государственный и политический деятель, адвокат, доктор юридических наук, вице - президент Бразилиии с 1 января 2011 года (при президенте Дилме Русефф), второе по значимости должностное лицо в исполнительной власти Бразилии. Вице - президент замещает президента в случае невозможности исполнения последним своих обязанностей, и занимает его пост, пока он вакантен. Председатель Партии бразильского демократического движения.


Партии. « Либеральный фронт » партия, основанная в 1984 году. В 1985 году объединилась с Демократическим альянсом, с тем чтобы поддержать кандидата в президенты Танкреду де Алмейда Невеса. Крупнейшая либеральная партия Бразилии придерживается идеологии « либерального социализма ». В настоящее время происходит обновление идеологических позиций партии.


ПАРТИЯ БРАЗИЛЬСКОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (ПБДД) создана в июле 1981 г. на базе БДД (образованной в 1966 г.). ПБДД является правящей партией Демократического альянса, добившегося избрания гражданского президента и сформировавшего правительство переходного периода. В социально - экономической области ПБДД требует искоренить нищету, справедливо распределять национальный доход, провести аграрную реформу, установить бесплатное образование, контроль над иностранным капиталом, обеспечить широкое участие масс в политической жизни. В политическом плане ПБДД ставит перед собой цель бороться за представительный народный суверенный режим; свободное, прямое, тайное голосование при выдвижении на все выборные посты; политическую, идеологическую, культурную и религиозную свободу; демократический контроль над всеми формами власти; независимую внешнюю политику. Национальную Исполнительную комиссию возглавляет Улисис Гимарайнс.


Партия бразильской социал - демократии (ПБСД); Основана в 1988 году в результате раскола внутри Бразильского демократического движения. В состав партии вошли также члены « Либерального фронта » и Бразильской рабочей партии. Новая партия выступила с программными заявлениями о необходимости земельной реформы, защиты окружающей среды, требованиями социальной справедливости. Партия заявила о необходимости проведения референдума по вопросу введения в Бразилии парламентской формы правления. В 1994 и 1998 годах ПБСД также выступила в составе коалиции, поддержав кандидатуру Кардозу на президентских выборах. На выборах в парламент в 2002 и 2006 годах партия заняла третье место.


Партия трудящихся (ПТ); Основана в 1980 году, является политическим крылом профсоюзного движения страны. Президент Бразилии Лула да Силва один из её основателей. Внутри партии насчитывается значительное количество фракций: от марксистов до социал - либералов. Возникла в ходе выступлений рабочего класса крупнейших промышленных центров страны в январе 1980 г. ПТ выступает за глубокие политические преобразования общества, демократизацию экономики и государственной структуры, за широкое участие народа в решении государственных вопросов, провозглашает создание « равноправного общества без эксплуататоров и эксплуатируемых », но не говорит о путях его достижения. Лидер Луис Инасио да Силва. С 1 января 2011 года Дилма Руссефф член левой Партии трудящихся.


ПАРТИЯ ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФРОНТ (ПЛФ) создана в декабре 1984 г. группой политических деятелей, вышедших из правящей Социально - демократической партии. ПЛФ является второй по значению партией в Демократическом альянсе, добившемся избрания гражданского президента и образовавшем правительство переходного периода. Буржуазная партия, объединяющая представителей правящих кругов страны, стремящихся к установлению буржуазно - демократических порядков, выступает за созыв учредительной ассамблеи, выработку новой конституции. Лидер Л. Шавес.


Зелёная партия Бразилии (Зелёные) Партия пользуется относительной популярностью и считается « партией среднего ранга ». На выборах 2006 года партия получила 13 мест в парламенте из 513 мест. Партия борется за экологию, права человека, федерализм, гражданские свободы и легализацию марихуаны. марихуаны Партия основана в 1986 году. Одним из основателей партии был Карлос Минц, ныне министр окружающей среды Бразилии.1986 году Карлос Минц На президентских выборах 2010 г. кандидат от партии Марина Силва получила в первом туре 19,4 % голосов (в основном в крупных городах центра страны). президентских выборах Марина Силва


Экономика. Бразилия по объему ВВП входит в первую десятку стран мира Бразилия крупный поставщик на мировой рынок стратегического сырья: руд ниобия и бериллия тантала, циркония, слюды, кристаллического кварца. Развита гидроэнергетика. По выплавке чугуна и стали Бразилия входит в первую десятку стран мира. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности машиностроение, химическая и нефтехимическая, пищевкусовая, легкая, целлюлозно - бумажная и промышленность стройматериалов. Наиболее развито транспортное машиностроение, в т. ч. судостроение и авиастроение (производство пассажирских самолетов. Очень динамично развивается производство компьютерной техники и ее компонентов. Бразилия крупный производитель и экспортер вооружения. Сельское хозяйство важная отрасль экономики страны, имеет ярко выраженную экспортную направленность. Используется 6,0 % территории страны, луга и пастбища занимают 21,9 %, под лесом 57,7 %. Преобладает крупное помещичье землевладение. Ведущая отрасль растениеводство. Бразилия крупнейший в мире производитель и экспортер кофе и сахарного тростника, а также один из ведущих мировых производителей и экспортеров какао - бобов, сои, апельсинов и бананов. Развито плодоводство и овощеводство. Животноводство. Развито коневодство. Морское и речное рыболовство


Бразилия стала участником ряда международных организаций и объединений как регионального, так и глобального характера. В Латинской Америке страна играет ведущую роль в МЕРКОСУР и УНАСУР, на более широкой мировой арене вошла в БРИК, « Большую двадцатку », является влиятельным членом Ибероамериканского сообщества наций и Содружества португалоязычных стран. В 2007 г. Бразилия первой из латиноамериканских стран установила отношения Стратегической ассоциации с Европейским союзом и придала контактам с лидерами ЕС характер регулярных консультаций на высшем уровне по актуальным международным вопросам. (Четвертый саммит Бразилия – Евросоюз прошел в бразильской столице в июле 2010 г., на нем стороны договорились о совместной экономической деятельности на африканском континенте).


МЕРКОСУР (Mercado Comu"n del Cono Sur – MERCOSUR) – субрегиональный торгово - экономический союз, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Ассоциированные члены – Боливия и Чили. УНАСУР. Союз южноамериканских наций региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года. В УНАСУР входят 12 государств региона Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Чили и Эквадор. Союз был создан в декабре 2004 года. Страна вошла в первую пятерку мировых производителей вооружений и военной техники, стала региональным лидером по выпуску систем оружия, часть которого экспортировалась в развивающиеся государства Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. На оборону работали 120 промышленных предприятий и проектных институтов, в которых было задействовано свыше 30 тыс. человек.


Внешняя политика. Бразилия имеет большое политическое и экономическое влияние в Латинской Америке, также является важным игроком на мировой арене. За её внешнюю политику отвечает министерство иностранных дел. Политика Бразилии составляет сильную конкуренцию США в отношениях с другими странами Латинской Америки. Бразилия участвует в многосторонней дипломатии в рамках Организации американских государств и Организации Объединённых Наций, а также улучшает связи с развивающимися странами Африки и Азии.


Российско - бразильские отношения (порт. relações entre Brasil e Rússia) являются традиционно тесными, отношения характеризованы важным сотрудничеством в торговых, военных и технологических отраслях. В наше время Бразилия является важным партнёром Российской Федерации с общими интересами в космической технологии, военной технике, технологии связи и в других сегментах. Бразилия была первым государством Латинской Америки, с которым Россия установила дипломатические отношения, в силу того, что Бразилия была тогда монархией. порт. Российско - бразильская комиссия высокого уровня по сотрудничеству. Комиссия была создана в 1997 году. Она включает в себя: межправительственную российско - бразильскую комиссию по торгово - экономическому и научно - техническому сотрудничеству (МПК), комиссию по политическим вопросам (Политкомиссия). Четвертое заседание Комиссии состоялось в 2006 году. Пятое было проведено 17 мая 2011 года под председательством Премьер - министра РФ Владимира Путина и вице - президента Бразилии Мишела Темера 17 мая