Ценные бумаги классификация, виды и функции. Что такое эмиссия ценных бумаг Эмиссия ценных бумаг осуществляется на рынке

Товарный мир делятся на две группы: собственно товары (услуги) и деньги. Деньги , в свою очередь, могут быть просто деньгами и капиталом, то есть деньгами, которые приносят новые деньги. Всегда имеется потребность в передаче денег от одного лица к другому. Рынки выработали два основных способа передачи денег - через процесс кредитования и путем выпуска и обращения ценных бумаг.

Ценные бумаги – это не деньги и не материальный товар. Их ценность состоит в тех правах, которые они дают своему владельцу. Последний, обменивает свой товар или свои деньги на ценные бумаги только в том случае, если он уверен, что эта бумага ни чуть не хуже, а даже лучше, чем сами деньги или товар.

Ценная бумага – это особый товар, который обращается на особом, своем собственном рынке – рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительской стоимости, то есть не является ни физическим товаром, ни услугой. В расширенном понимании ценная бумага – это любой документ (бумага) который продается и покупается по соответствующей цене.

Ценная бумага представляет собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного или разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей.

В Гражданском кодексе Российской Федерации содержится классическое определение ценной бумаги. «Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Ценная бумага должна содержать предусмотренные законодательством обязательные реквизиты и соответствовать требованиям к её форме, в противном случае она является недействительной. Реквизиты ценной бумаги можно условно разделить на экономические и технические. Технические реквизиты - номера, адреса, печати, подписи, наименование обслуживающих организаций и т. п. Экономические реквизиты: форма существования (бумажная или безбумажная), срок существования, принадлежность, обязанное лицо, номинал, предоставляемые права.

Признаками ценной бумаги являются:
1. Документальность - ценная бумага есть документ, то есть официально составленная уполномоченным лицом в соответствии с реквизитами запись, имеющая правовое значение.
2. Воплощает частные права. Ценная бумага – это денежный документ, который может выражать два вида права: в форме титула собственника и как отношение займа лица, владеющего документом, к лицу его выпустившему.
3. Необходимость презентации - предъявление ценной бумаги обязательно для осуществления закрепленных в ней прав.
4. Оборотоспособность - ценная бумага может быть объектом гражданско-правовых сделок.
5. Публичная достоверность - по отношению к обладателю ценной бумаги обязанное по ней лицо может выдвигать лишь такие возражения, которые вытекают из содержания самого документа.
6. Ценная бумага - это документальное свидетельство инвестирования средств. Благодаря ей денежные сбережения становятся материальными объектами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Классификация ценных бумаг – это их деление на виды по определенным признакам, которые им присущи. В свою очередь виды могут в ряде случаев делиться на подвиды, а они ещё дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классификации. Например, акция один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосой и многоголосой, с номиналом или без номинала и т.п.

Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:
1. По сроку существования: срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные.
2. По форме существования: бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная).
3. По форме владения: предъявительские (ценные бумаги на предъявителя) и именные, которые содержат имя своего владельца и зарегистрированы в реестре владельцев данной ценной бумаги.
4. По форме обращения (порядку передачи): передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента).
5. По форме выпуска: эмиссионные или неэмиссионные.
6. По регистрируемости: регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые.
7. По национальной принадлежности: российские или иностранные.
8. По виду эмитента: государственные ценные бумаги (это обычно различные виды облигаций, выпускаемые государством), негосударственные или корпоративные (это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение компаниями, банками, организациями и даже частными лицами).
9. По обращаемости: рыночные (свободнообращающиеся), нерыночные, которые выпускаются эмитентом и могут быть возвращены только ему (не могут перепродаваться).
10. По цели использования: инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках).
11. По уровню риска: безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые).
12. По наличию начисляемого дохода: бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные).
13. По номиналу: постоянный или переменный.
14. По форме привлечения капитала: долевые (отражают долю в уставном капитале общества) и долговые, которые представляют собой форму займа капитала (денежных средств).

ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ

Ценные бумаги делятся на 2 класса: основные ценные бумаги и производные ценные бумаги (деривативы).

Основные ценные бумаги - это бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. К таким бумагам относятся: акция, облигация, вексель, банковские сертификаты, коносамент, чек, варрант, закладная, паи паевых инвестиционных фондов и другие.

Основные ценные бумаги можно разбить на первичные и вторичные.
1. Первичные основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги (обеспеченные активами). Это, например, акция, облигация, вексель, закладная.
2. Вторичные - это бумаги на сами ценные бумаги: варранты, депозитарные расписки и др.

Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. Как правило, акции делятся на две группы: обыкновенные акции и привилегированные акции.

Облигация - это ценная бумага, которая является долговым обязательством на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода. Если облигацию выпускает государство, то такая облигация называется государственной. Если органы местного самоуправления - то муниципальной. Юридические лица также выпускают облигации: банки - банковские облигации, остальные компании - корпоративные.

Вексель (от нем. Wechsel - обмен) - ценная бумага в виде долгосрочного обязательства, составленного в письменном виде по определённой форме, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель), либо предложение иному указанному в векселе плательщику (переводный вексель) уплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму.

Банковский сертификат - ценная бумага, представляющая собой свободно обращающееся свидетельство о денежном вкладе (депозитном - для юридических лиц, сберегательном - для физических лиц) в банке с обязательством последнего о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок в будущем.
Банковская сберегательная книжка на предъявителя по сути есть разновидность банковского сертификата (наряду с депозитным и сберегательным сертификатами).

Коносамент - ценная бумага, представляющая собой документ стандартной формы, принятой в международной практике, который содержит условия договора морской перевозки груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение. Виды коносаментов: линейный, чартерный, береговой и бортовой.

Чек - ценная бумага, удостоверяющая письменное поручение чекодателя банку уплатить чекодержателю указанную в ней сумму денег в течение срока ее действия. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, а чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Чеки бывают следующих видов: именные, ордерные и предъявительские.

Варрант – а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) это ценная бумага, которая дает право ее владельцу купить у данного эмитента определенное количество его акций (облигаций) по установленной им цене в течение определенного им периода времени.

Закладная - это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее владельца в соответствии с договором об ипотеке (залоге недвижимости), на получение денежного обязательства или указанного в ней имущества.

Инвестиционный пай - именная ценная бумага, удостоверяющая долю его владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.

Депозитарная расписка - это ценная бумага, свидетельствующая о владении определенным количеством акций иностранного эмитента, но выпускаемая в обращение в стране инвестора; это форма непрямой покупки акций иностранного эмитента.

Производная ценная бумага или дериватив - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.), свободно обращающиеся опционы и свопы.

фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др. - обязательства купить или продать товар в определенное время в будущем по цене, установленной сегодня). Заключение фьючерсного контракта не является непосредственным актом купли - продажи, т.е. продавец не отдает покупателю свой товар, а покупатель не отдает продавцу свои деньги. Продавец принимает на себя обязательство поставить товар по зафиксированной в контракте цене к определенной дате, а покупатель принимает обязательство выплатить соответствующую сумму денег. Для гарантии выполнения обязательств, вносится залог, сохраняемый посредником, т.е. организацией, проводящей фьючерсные торги. Фьючерс становится ценной бумагой и может в течении всего срока действия перекупаться много раз.

Опцион - это ценная бумага, представляющая собой контракт, покупатель которого приобретает право купить или продать актив по фиксированной цене в течение определенного срока либо отказаться от сделки, а продавец обязуется по требованию контрагента за денежную премию обеспечить реализацию этого права. Опцион дает право выбора (option), это и дало название данной ценной бумаге. Опцион в отличие от фьючерса, наделяет приобретателя правом, а не обязанностью. Опционы исполняются, если на момент исполнения они являются опционами с выигрышем.

Свопы представляют собой соглашение между двумя сторонами о проведении в будущем обмена базовыми активами или платежами по этим активам в соответствии с определенными в контракте условиями. Свопы бывают валютные, процентные, фондовые (индексные) и товарные.

Свопы имеют ряд существенных преимуществ для инвесторов, главное из которых - возможность инвесторам снизить валютные и процентные риски, получать прибыль на разницу между процентными ставками в разных валютах, снижать расходы по управлению портфелем ценных бумаг.

Все виды свопов - это внебиржевые контракты, они не обращаются на бирже и их ликвидность обеспечивают специальные посредники - банки (которые часто называют своповыми банками) и дилеры. Особенностью этих видов производных ценных бумаг является то, что их обращение не регламентируется государством, основное место на рынке свопов занимают банки, участвующие в этих сделках.

СВОЙСТВА ЦЕННЫХ БУМАГ

Ценная бумага – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Свойства ценных бумаг:
1. Обращаемость – способность покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента.
2. Доступность для гражданского оборота – способность ценной бумаги быть объектом других гражданских сделок.
3. Стандартность и серийность.
4. Документальность - ценная бумага - это всегда документ, и как документ она должна содержать все предусмотренные законодательством обязательные реквизиты.
5. Регулируемость и признание государством.
6. Рыночность - неразрывно связаны с соответствующим рынком, являются его отражением.
7. Ликвидность – способность ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства.
8. Риск – возможности потерь, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие.
9. Обязательность исполнения.
10. Доходность - характеризует степень реализации права на получение дохода владельцем ценной бумаги.

ФУНКЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ

Ценные бумаги выполняют ряд общественно значимых функций:
1. Несут ярко выраженную информационную функцию, свидетельствуют о состоянии экономики. Стабильные курсы ценных бумаг или их повышение, как правило, свидетельствуют о нормальном экономическом положении.
2. Играют важную роль при перетекании капитала между различными сферами экономики (перераспределительная функция).
3. Используются для мобилизации временно свободных денежных сбережений граждан (мобилизирующая функция).
4. Используются для регулирования денежного обращения (регулирующая функция).
5. Банки , предприятия и организации используют ценные бумаги как универсальный кредитно-расчетный инструмент (расчетная функция).

Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия - это установленная законом совокупность процедур, обеспечивающих размещение ценных бумаг между инвесторами. Ее целью является привлечение эмитентом дополнительных финансовых средств на заемных условиях (в случае выпуска облигаций) или путем увеличения уставного капитала (в случае выпуска акций), но делается это по правилам и под контролем со стороны государства в лице его органов, регулирующих рынок ценных бумаг.

Эмиссия обычно осуществляется путем привлечения профессиональных участников фондового рынка, которые называются андеррайтерами, которые по договору с эмитентом берут на себя определенные обязательства по выпуску и размещению его ценных бумаг за соответствующее вознаграждение.

С точки зрения очередности эмиссию принято делить на первичную и вторичную. Первичная эмиссия имеет место либо когда коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги, либо когда выпуск какой-то ценной бумаги этой организацией происходит впервые.

Последующая эмиссия - это повторное размещение тех или иных ценных бумаг данной коммерческой организации. По способу размещения эмиссия может осуществляться путем распределения, подписки и конвертации.

Конвертация ценных бумаг

Конвертация - это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой на заранее установленных условиях. Участие в конвертации могут принимать только лица, обладающие до ее осуществления правами собственности на уже размещенные ценные бумаги. Конвертацию можно подразделить на следующие типы:
а) конвертация акций в акции с большей номинальной стоимостью,
б) конвертация акций в акции с меньшей номинальной стоимостью,
в) конвертация акций в акции с иными правами,
г) конвертация облигаций в акции,
д) конвертация облигаций в облигации,
е) конвертация ценных бумаг при реорганизации коммерческих организаций.

Запрещается конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции любых типов. Кроме того, законодательством Российской Федерации о ценных бумагах не предусматривается возможность конвертации акций в облигации, что фактически также означает запрет такой конвертации.

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценных бумаг - система экономических отношений между теми, кто выпускает и продает ценные бумаги, и теми, кто покупает их. Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы и инвестиционные институты. Предприятия, которые выпускают и продают ценные бумаги, называются эмитентами.

Фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.

Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.

В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным механизмом перераспределения денежных накоплений. Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования.

Местного самоуправления, исполнительный орган (имеющие право эмиссии ценных бумаг и берущие на себя ответственность за них перед их владельцами по осуществлению прав, закрепленных за ними). Выпуская под займы, эмитентами могут стать государственные и хозяйствующие субъекты. Им может оказаться и физическое лицо (в качестве индивидуального предпринимателя), выпускающее долговые облигации. Таким образом, эмитент - это довольно объемное понятие. Если формулировать коротко - выпускающий ценные бумаги, выполняющий обязательства по ним и являющийся

Самый крупный эмитент - это государство. Его представляет Министерство Финансов. Выпускаемые им ценные бумаги считаются наиболее безубыточными, так как оно всегда будет выполнять по ним обязательства. Риск вложения денег минимален, доходность высока, они обладают абсолютной ликвидностью. Именно поэтому ценные бумаги, создаваемые государством, занимают лидирующие позиции на фондовом рынке в России.

Ценные бумаги высокой ликвидности выпускают республиканские и муниципальные органы власти, а также негосударственные субъекты, пользующиеся поддержкой государства.

На фондовом рынке ценные бумаги - товар, эмитент - это продавец. Одним из этих товаров являются акции. Их выпускают крупные ОАО. При формировании можно выпустить акции от десяти тысяч. Цена на них все время колеблется, поэтому нельзя достоверно сказать (про большинство акций), что это надежное вложение денег. Больше всего пользуются спросом акции крупнейших производственных организаций. Таких, как Газпром. Их биржевой курс стабилен, не подвержен критическим колебаниям.

Банки выпускают не только акции, но и сберегательные сертификаты, векселя и депозитные сертификаты. Центробанк занимается выпуском денежных знаков (своего рода кредитных ценных бумаг). Как правило, большинство банковских ценных бумаг не участвует в торгах на фондовом рынке.

В список эмитентов входят управляющие компании ПИФов (паевые инвестиционные фонды), но они пока не занимают значимого места на рынке торговли ценными бумагами. Возможно, со временем ситуация изменится.

Количество ценных бумаг, выпускаемых эмитентом, ограничено. Его определяет Закон РФ "О выпуске ценных бумаг". Каждая организация, производящая эмиссию, обязана представлять отчет в России (ФСФР). Его составляют в определенной форме. Отчет эмитента содержит реестр собственников ценных бумаг, данные о самом субъекте и контролирующих его органах. Сведения по реестру подаются один раз в год (до 15 февраля).

Сведения о субъекте, выпускающем ценные бумаги (и о его аудиторах), предоставляются ФСФР в виде ежеквартального отчета. Отчет публикуется в СМИ, чтобы с ним ознакомились все держатели акций. Ежеквартальный отчет эмитента регулируется Положением о раскрытии информации эмитентами, выпускающими ценные бумаги.

Как видим, эмитент это не только субъект, занимающийся эмиссией ценных бумаг, но и лицо, несущее ответственность не только перед их владельцами, но и перед государством.

Чем обусловлена данная проблема?

Во-первых, обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее - Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения, ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.

В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.

Во-вторых, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России и ее региональные отделения наделены правом обращения в суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества, созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.

Таким образом, регистрация выпуска ценных бумаг является необходимой и обязательной. Вместе с тем норм, запрещающих государственную регистрацию выпуска акций акционерных обществ, размещение которых произведено до выхода Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и государственная регистрация которых не осуществлена, законодательство не содержит.

В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33, указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие признания недействительными таких сделок судом.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции и считается созданным с момента его государственной регистрации. В настоящее время закон о государственной регистрации юридических лиц не принят и регистрация осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482 (далее - Положение о государственной регистрации). Данное Положение о государственной регистрации не распространяется на регистрацию коммерческих организаций, особый порядок регистрации которых определен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятий, создаваемых в процессе приватизации. В частности, существует иной порядок государственной регистрации кредитных организаций и предприятий с иностранными инвестициями.

Одним из признаков юридического лица в соответствии со ст. 48 ГК РФ является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. При учреждении акционерного общества его имущество состоит из вкладов учредителей, внесенных в уставный капитал. В соответствии со ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Таким образом, уставный капитал общества формируется путем заключения гражданско-правовых договоров по приобретению акционерами общества акций в обмен на вклады, вносимые в уставный капитал, или, другими словами, путем размещения акционерным обществом своих акций.

Определение термина “размещение ценных бумаг” дано в ст. 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором под размещением ценных бумаг понимается “отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок”. Как уже говорилось выше, размещение ценных бумаг акционерного общества без государственной регистрации выпуска не допускается.

В соответствии с п. 1 Положения о государственной регистрации при подаче документов на государственную регистрацию должен быть представлен документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала общества, указанного в решении о его создании. Таким образом, до государственной регистрации юридического лица необходимо провести размещение, как минимум, 50% акций среди акционеров общества, выпуск которых уже прошел государственную регистрацию. Однако данное требование не имеет в настоящий момент нормативного закрепления, и государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется после государственной регистрации общества. Из-за такой правовой неурегулированности часто возникает ситуация, когда общество внесено в государственный реестр юридических лиц, а в государственной регистрации выпуска ценных бумаг отказано.

Несоответствие действующих правовых норм целесообразно устранить при разработке закона о государственной регистрации юридических лиц. В качестве одного из вариантов регулирования данной проблемы можно использовать практику, сформировавшуюся при государственной регистрации выпуска акций кредитных организаций. Так, в соответствии сп. 11.6 инструкции Банка России от 17.09.96 № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) регистрация первого выпуска акций кредитной организации, осуществляемая при создании кредитной организации путем учреждения или реорганизации, проводится одновременно с регистрацией кредитной организации в форме акционерного общества.

Освещаемые ниже вопросы не затрагивают процедуру регистрации выпуска ценных бумаг кредитных организаций и акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Процедура эмиссии акций акционерного общества при учреждении регулируется Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ России от 11.11.98 № 47 (далее - Стандарты).

Процедура эмиссии акций акционерного общества состоит из нескольких этапов, а именно: принятие решения о размещении ценных бумаг; принятие решения о выпуске ценных бумаг; государственная регистрация выпуска ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документарной формы выпуска); непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об итогах выпуска.

Решение о размещении ценных бумаг. Понятие “решение о размещении ценных бумаг” определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии с которым решение об учреждении акционерного общества является одним из видов решения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона “Об акционерных обществах”, можно сделать вывод, что решение об учреждении общества должно содержать:

  • результаты голосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения акционерного общества;
  • решение об утверждении устава общества;
  • решение об избрании органов управления акционерного общества;
  • решение об утверждении размера уставного капитала общества;
  • определение категории выпускаемых акций и порядка их размещения;
  • утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного общества. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “Об акционерных обществах” акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются неденежными средствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении. Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций, приобретаемых за счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то необходима оценка этого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом учредители общества должны утвердить решение независимого оценщика.

Решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2 Стандартов решение о выпуске ценных бумаг составляется на основании решения о размещении ценных бумаг. В соответствии со ст. 25 Закона “Об акционерных обществах” ценные бумаги при учреждении общества должны быть размещены среди учредителей или, иными словами, среди заранее определенного круга лиц. Утверждение решения о выпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется советом директоров. Однако это не устанавливает ограничений для утверждения решения о выпуске ценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не содержат порядка государственной регистрации выпуска ценных бумаг, который осуществлялся до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” и утверждения Стандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия решения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторное утверждение данного решения.

При реализации этой нормы на практике часто складывается следующая ситуация: решение о размещении акций принято при учреждении общества, государственная регистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе происходит неоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности общества встает вопрос о необходимости государственной регистрации выпуска акций. Решение о выпуске акций повторно утверждает новый состав участников, который не принимал решения о размещении акций и среди которых акции не размещались. В данном случае легитимность повторного утверждения решения о выпуске ценных бумаг становится сомнительной в силу возможного признания недействительности сделок по приобретению акций новыми участниками, о чем уже говорилось ранее.

Регистрация выпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого этапа следует остановиться на следующих моментах.

Во-первых, в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.97 № 268-р “Об утверждении Перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) государственную регистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской Федерации осуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные отделения ФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен Распоряжением ФКЦБ России от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).

Во-вторых, если при учреждении акционерного общества акции размещаются среди более пятисот учредителей или сумма выпуска превышает пятьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, то вместе с решением о выпуске акций требуется государственная регистрация проспекта эмиссии (п. 8.1 Стандартов). Проспект эмиссии утверждается уполномоченными органами акционерного общества (общим собранием акционеров или советом директоров).

В-третьих, в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае размещения именных ценных бумаг в регистрирующий орган представляется копия договора (договоров) о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного эмитентом с регистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора. Требования об обязательной передаче ведения реестра независимому регистратору определены в п. 3 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” и в ст. 8 Закона “О рынке ценных бумаг”. Так, Закон “Об акционерных обществах” предписывает поручить ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличия более пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцах обыкновенных акций. В Законе “О рынке ценных бумаг” заложено несколько иное требование, которое заключается в необходимости передачи ведения реестра независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, при этом не уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом, требования Закона “О рынке ценных бумаг” несколько сужают требования Закона “Об акционерных обществах”. В связи с тем, что Закон “О рынке ценных бумаг” вступил в силу позже Закона “Об акционерных обществах”, представляется необходимым руководствоваться нормами, изложенными в Законе “О рынке ценных бумаг”.

В-четвертых, в п. 2 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” определено, что акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра в соответствии с правовыми актами Российской Федерации не позднее одного месяца с момента государственной регистрации. Требования и порядок ведения реестра установлены в Положении о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденном Постановлением ФКЦБ России от 02.10.97 № 27. В указанном постановлении установлено, что Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг является обязательным для регистраторов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно.

Необходимо также обратить внимание на новое требование, определяющее некоторые вопросы ведения реестра ценных бумаг акционерным обществом.

В соответствии с п. 2.7 Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 19.06.98 № 24, эмитент, осуществляющий ведение реестра именных ценных бумаг самостоятельно, в случае, если число зарегистрированных лиц более пятидесяти, должен иметь в штате не менее одного специалиста, удовлетворяющего квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России. Данное требование вступает в силу с 22 апреля 1999 г.

Размещение ценных бумаг и регистрация отчета о выпуске ценных бумаг. Документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества (п. 10.8 Стандартов). Как уже говорилось, фактическое размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации акционерного общества и данная норма устанавливает только порядок представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных при учреждении акционерного общества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этих акций (п. 12.1 Стандартов). Данное требование носит для эмитента обязательный характер. В том случае, если уставный капитал общества оплачивается только на 50% (ст. 34 Закона “Об акционерных обществах”), то при утверждении отчета о выпуске ценных бумаг утверждается размещение акций, в том числе тех, оплата которых произведена не полностью. В связи с этим представляется правильным осуществлять государственную регистрацию отчета о выпуске ценных бумаг при учреждении акционерного общества после полной оплаты уставного капитала.

В данной публикации были освещены только некоторые вопросы, связанные с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг акционерного общества. В действительности круг этих вопросов гораздо шире, не все они имеют достаточную правовую регламентацию и требуют дополнительной юридической проработки.

Эмиссия (выпуск) ценных бумаг – это поступление на фондовый рынок новой партии акций и других документов, подтверждающих обязательство эмитента перед инвесторами. Выпускать на рынок ценные бумаги могут только государственные учреждения, органы местного самоуправления и организации – юридические лица. Весь процесс обращения бумаг на фондовом рынке происходит под надзором государства.

Суть и задачи эмиссии ценных бумаг

Эмитенты выпускают ценные бумаги для того, чтобы привлечь денежные средства в оборот. Акционерные общества осуществляют эмиссию акций посредством увеличения своего уставного капитала. Другие ценные бумаги – это не что иное, как долговое обязательство учреждения или организации, выпустившей их, перед инвесторами (покупателями ценной бумаги).

Приобретение ценных бумаг осуществляется с целью получить доход, заключающийся в выплате процентов по долговым обязательствам. При покупке существенного пакета акций, держатель может влиять на деятельность акционерного общества, так как некоторые виды таких ценных бумаг дают право голоса на общем собрании акционеров.

Все ценные бумаги вращаются на фондовом рынке, и редко когда обычный покупатель сам делает вложения своего свободного капитала. Чаще всего между эмитентом и инвестором существует посредник. Как правило, это финансовая организация, которая вкладывает деньги инвесторов в те или иные, обычно самые доходные, ценные бумаги.

Не каждая организация – юридическое лицо или государственное учреждение имеет право на выпуск ценных бумаг. Все операции с ними подконтрольны государству, а их эмиссию необходимо согласовать со специальными контрольными органами.

Ценные бумаги характеризуются следующими признаками:

  • они дают обладателю право на доход или иные имущественные права от эмитента ценных бумаг, которые могут быть переуступлены третьим лицам;
  • все ценные бумаги одного выпуска дают своему обладателю абсолютно равные права на доход или право голоса, независимо от того, когда, у кого и в каком количестве они были приобретены;
  • все сделки с ценными бумагами осуществляются в рамках Гражданского кодекса.

Порядок эмиссии ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг происходит в несколько этапов. На начальном этапе происходит определение объема выпуска, формы выпуска и способов размещения их на фондовом рынке. Это самый важный и ответственный этап.

На втором этапе определяется первичный круг сбыта. Здесь возможны варианты. Во-первых, это может быть распространение среди уже определенного круга лиц, под которые и осуществляется эмиссия. Например, акции могут быть переданы настоящим акционерам общества. Такая передача возможно исключительно для акций. Для других ценных бумаг такой порядок не предусмотрен. Во-вторых, определяется покупатели первого круга. Этот список может быть как открытым, так и закрытым. В-третьих, эмитированные ценные бумаги обмениваются на другие активы.

Такие ценные бумаги, как акции, могут быть выпущены в обращение всеми тремя способами. Для векселей и облигаций возможны только последние два способа.

Выпускаться ценные бумаги могут в различных формах. Это может быть документарная или бездокументарная форма, когда ценная бумага не печатается на бланках, но дает такие же права, как и документарная. Они могут быть именными, предназначенными для конкретного лица или учреждения, а могут быть на предъявителя, то есть доход по ценной бумаге эмитент будет обязан выплатить не конкретному лицу, а тому, кто предъявит ее по наступлению срока платежа.

Этими операциями формируется первичный фондовый рынок. Затем, путем перепродажи, обмена и переуступки прав требования, ценные бумаги осуществляют свое дальнейшее обращение на рынке.

Эмиссия (выпуск) ценных бумаг - это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.

Основными целями эмиссии являются:

  • создание акционерного общества (формирование собственного капитала);
  • привлечение заемного капитала через выпуск долговых бумаг;
  • управление капиталом через дополнительные выпуски ценных бумаг (увеличение собственного капитала эмитента, снижение доли заемного капитала в совокупном капитале);
  • мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента, пополнение его оборотных средств;
  • финансирование инвестиций в производительную деятельность;
  • финансирование поглощения;
  • изменение структуры акционерного капитала (распределение акций, прежде всего голосующих, между группами акционеров) либо преодоление негативных тенденций в этом изменении;
  • погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг;
  • реструктуризация задолженности организаций по налоговым платежам.

Процедура эмиссии (выпуска) ценных бумаг включает в себя следующие этапы:

  1. принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  2. утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг;
  3. государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;
  4. изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска);
  5. размещение ценных бумаг;
  6. государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется в двух формах:

  • в форме закрытого (частного) размещения среди ограниченного круга инвесторов, т. е. с регистрацией выпуска, но без публичного объявления о нем;
  • в форме открытого (публичного) размещения ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов, т. е. с регистрацией выпуска и проспекта эмиссии ценных бумаг, предполагающей раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Публичное размещение ценных бумаг - размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Отличием открытой продажи от закрытой является обязательная регистрация проспекта эмиссии, раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии и в отчете об итогах выпуска. Вследствие этого эмиссия ценных бумаг при публичном размещении дополняется следующими этапами:

  • подготовкой проспекта эмиссии ценных бумаг;
  • регистрацией проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • раскрытием всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  • раскрытием всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Рассмотрим процедуру эмиссии поэтапно. Остановимся более подробно на каждом их этапов эмиссии эмиссионных ценных бумаг.

Первый этап - принятие эмитентом решения о размещении эмиссионных ценных бумаг

Решение о выпуске ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Это документ, который должен содержать:

  • полное наименование эмитента, место его нахождения и почтовый адрес;
  • дату принятия решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • наименование уполномоченного органа эмитента, принявшего решение о размещении эмиссионных ценных бумаг;
  • дату утверждения решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
  • наименование уполномоченного органа эмитента, утвердившего решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
  • вид, категорию (тип) эмиссионных ценных бумаг;
  • права владельца, закрепленные эмиссионной ценной бумагой;
  • условия размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • указание количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
  • указание общего количества эмиссионных ценных бумаг в данном выпуске, размещенных ранее (в случае размещения дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг);
  • указание, являются ли эмиссионные ценные бумаги именными или на предъявителя;
  • номинальную стоимость эмиссионных ценных бумаг в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • подпись лица, осуществляющего функции исполнительного органа эмитента, и печать эмитента;
  • иные сведения, предусмотренные федеральными законами о ценных бумагах.

К решению о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг в документарной форме прилагается описание или образец сертификата.

Второй этап - утверждение решения о выпуске ценных бумаг

Решение о выпуске (дополнительным выпуске) эмиссионных ценных бумаг утверждается советом директоров или иным органом, имеющим соответствующие полномочия, и оформляется отдельным протоколом.

Документ в грех экземплярах представляется в орган государственной регистрации ценных бумаг. Один экземпляр остается в регистрационном органе, второй представляется реестродержателю, третий должен храниться у эмитента.

Третий этап - подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в следующих случаях:

  • если число учредителей превышает 500 человек или номинальная стоимость выпуска среди учредителей превышает 50 ООО МРОТ;
  • распределение акций среди акционеров;
  • конвертация акций;
  • открытая подписка;
  • закрытая подписка, если число акционеров превышает 500 человек.

Проспект ценных бумаг должен содержать:

1. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, под-писавших проспект. К кратким сведениям относятся:

  • указание лиц, входящих в состав органов управления эмитента;
  • сведения о банковских счетах эмитента, сведения об аудиторе (аудиторах) эмитента, составившем заключение в отношении годовой бухгалтерской отчетности эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет;
  • сведения об оценщике и о консультантах эмитента.

2. Краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг, к которым относятся:

  • вид, категория (тип) и форма размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
  • номинальная стоимость каждого вида, категории (типа), серии размещаемых эмиссионных ценных бумаг (если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации);
  • предполагаемый объем выпуска в денежном выражении и количество эмиссионных ценных бумаг, которые предполагается разместить;
  • цена (порядок определения цены) размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • порядок и сроки размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • порядок и условия оплаты размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
  • порядок и условия заключения договоров в ходе размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • круг потенциальных приобретателей размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
  • порядок раскрытия информации о размещении и результатах размещения эмиссионных ценных бумаг.

3. Основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска. Данный раздел содержит информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также за последний завершенный отчетный период. Он содержит следующие сведения:

  • о показателях финансово-экономической деятельности эмитента;
  • о рыночной капитализации эмитента и его обязательствах;
  • о целях эмиссии и направлениях использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • о рисках, возникших в связи с приобретением размещаемых эмиссионных ценных бумаг.

4. Подробную информацию об эмитенте. Она включает информацию:

  • об истории создания и о развитии эмитента;
  • об основной хозяйственной деятельности эмитента;
  • о планах будущей деятельности эмитента;
  • об участии эмитента в промышленных, банковских и финансовых группах, холдингах, концернах и ассоциациях, а также о дочерних и зависимых хозяйственных обществах эмитента;
  • о составе, структуре и стоимости основных средств эмитента, в том числе о планах по приобретению, замене, выбытию основных средств, а также сведения обо всех фактах обременения основных средств эмитента.

5. Сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента. К сведениям о финансово-хозяйственной деятельности эмитента относятся сведения о финансовом состоянии эмитента и динамике его изменения за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также указание причин и факторов, которые, по мнению органов управления эмитента, привели к такому изменению, в том числе:

  • о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента, факторах, оказавших влияние на изменение размера выручки от продажи эмитентом товаров, продукции, работ, услуг и прибыли (убытков) эмитента от основной деятельности, включая влияние инфляции, изменения курсов иностранных валют, решений государственных органов, иных экономических, финансовых, политических и других факторов;
  • о ликвидности эмитента, размере, структуре и достаточности капитала и оборотных средств эмитента;
  • о политике и расходах эмитента в области научно-технического развития в отношении лицензий и патентов, новых разработок и исследований;
  • анализ тенденций развития в сфере основной деятельности эмитента.

6. Подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово- хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента. К таким сведениям относятся:

  • информация о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, в том числе являющихся членами совета директоров (наблюдательного совета) эмитента, членами коллегиального исполнительного органа управления эмитента; информация о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа управления эмитента (в том числе информация об управляющей организации); информация о лицах, осуществляющих функции ревизора и/или членов ревизионной комиссии эмитента, а также сведения о характере любых родственных связей между любыми указанными лицами;
  • сведения о размере вознаграждения, льгот и/или компенсации расходов по каждому органу управления эмитента (за исключением физического лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа) и органу контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью, которые выплачены эмитентом за последний завершенный финансовый год, а также сведения о существующих соглашениях относительно таких выплат в текущем финансовом году;
  • сведения о структуре и компетенции органов управления эмитента и органов контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью;
  • данные о численности и обобщенные данные об образовании и о составе сотрудников (работников) эмитента, а также об изменении численности сотрудников (работников) эмитента в случае, если такое изменение является для эмитента существенным;
  • сведения о любых обязательствах эмитента перед сотрудниками (работниками), касающихся возможности их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента (приобретения акций эмитента), включая любые соглашения, которые пред-усматривают выпуск или предоставление сотрудникам (работникам) опционов эмитента;
  • размер доли участия лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента и его дочерних и зависимых обществ, доли принадлежащих указанным лицам обыкновенных акций эмитента и его дочерних и зависимых обществ, а также сведения об опционах эмитента и его дочерних и зависимых обществ, предоставленных таким лицам на акции эмитента.

7. Сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность. Они включают в себя:

  • сведения об общем количестве участников (акционеров) эмитента;
  • сведения об участниках (акционерах) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5% его обыкновенных акций, в том числе о размере доли участника (акционера) эмитента в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде), а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций эмитента;
  • для участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5% его обыкновенных акций, сведения об их участниках (акционерах), владеющих не менее чем 20% уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20% их обыкновенных акций, в том числе с указанием их доли в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, а также доли принадлежащих им обыкновенных акций эмитента;
  • сведения о доле участия государства или муниципального образования в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) эмитента, наличии специального права («золотой акции»);
  • сведения об ограничениях на участие в уставном (складочном) капитале(паевом фонде) эмитента;
  • сведения об изменениях в составе и о размере участия участников (акционеров) эмитента, владеющих не менее чем 5% его уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 5% его обыкновенных акций, за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;
  • сведения о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, а также за период до даты утверждения проспекта ценных бумаг;
  • сведения о размере дебиторской задолженности за пять послед - них завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, в том числе с разбивкой по дебиторам, размер задолженности которых составляет не менее 10% общего размера дебиторской задолженности, а также сведения о дебиторской задолженности перед аффилированными лицами.

8. Бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию, которая включает:

  • годовую бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лег, к которой прилагается заключение аудитора (аудиторов) в отношении указанной бухгалтерской отчетности;
  • квартальную бухгалтерскую отчетность эмитента за последний завершенный отчетный квартал;
  • сводную бухгалтерскую отчетность эмитента за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год;
  • сведения об общей сумме экспорта, а также о доле, которую составляет экспорт в общем объеме продаж;
  • сведения о существенных изменениях, произошедших в составе имущества эмитента после даты окончания последнего завершенного финансового года;
  • сведения об участии эмитента в судебных процессах в случае, если такое участие может существенно отразиться на финансово-хозяйственной деятельности эмитента.

9. Подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. К ним относятся следующие сведения:

  • о размещаемых эмиссионных ценных бумагах, цене размещения (порядке ее определения), наличии преимущественных или иных прав на приобретение размещаемых эмиссионных ценных бумаг, любых ограничениях на приобретение и обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
  • о динамике изменения цен на эмиссионные ценные бумаги эмитента в случае, если такие ценные бумаги были допущены к обращению организатором торговли на рынке ценных бумаг, в том числе фондовой биржей;
  • о лицах, оказывающих услуги по организации размещения и/или по размещению эмиссионных ценных бумаг,
  • о круге потенциальных приобретателей эмиссионных ценных бумаг;
  • об организаторах торговли на рынке ценных бумаг, в том числе о фондовых биржах, на которых предполагается размещение и/или обращение размещаемых эмиссионных ценных бумаг;
  • о возможном изменении доли участия акционеров в уставном капитале эмитента в результате размещения эмиссионных ценных бумаг;
  • о расходах, связанных с эмиссией ценных бумаг;
  • о способах и порядке возврата средств, полученных в оплату размещаемых эмиссионных ценных бумаг в случае признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

10. Дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах. Они включают в себя:

  • сведения о размере, структуре уставного (складочного) капитала (паевого фонда) эмитента и его изменении за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, с указанием решений уполномоченных органов управления эмитента, явившихся основанием для такого изменения;
  • сведения о каждой категории (типе) акций эмитента с указанием прав, предоставляемых акциями их владельцам, номинальной стоимости каждой акции, количества находящихся в обращении акций, количества дополнительных акций, находящихся в процессе размещения, количества объявленных акций, количества акций, находящихся на балансе эмитента, количества дополнительных акций, которые могут быть размещены в результате конвертации размещенных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, или в результате исполнения обязательств по опционам эмитента;
  • сведения о предыдущих выпусках эмиссионных ценных бумаг эмитента, за исключением акций эмитента;
  • сведения о структуре органов управления эмитента и об их компетенции, а также о структуре органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью и об их компетенции;
  • сведения о порядке созыва и проведения собрания (заседания) высшего органа управления эмитента;
  • сведения о существенных сделках, совершенных эмитентом за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, размер обязательств по которым составляет не менее 10% балансовой стоимости активов эмитента по данным его бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
  • сведения о законодательных актах, регулирующих вопросы импорта и экспорта капитала, которые могут повлиять на выплату дивидендов, процентов и других платежей нерезидентам;
  • описание порядка налогообложения доходов по размещенным и размещаемым эмиссионным ценным бумагам эмитента;
  • сведения об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям эмитента, а также о доходах по облигациям эмитента за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет, включая порядок выплаты дивидендов и иных доходов;
  • сведения о лицах, предоставивших обеспечение в случае выпуска эмитентом облигаций с обеспечением, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по облигациям эмитента;
  • сведения о кредитных рейтингах эмитента, а также об их изменении за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;
  • сведения о коммерческих организациях, в которых эмитент владеет не менее чем 5% уставного (складочного) капитала (паевого фонда) либо не менее чем 5% обыкновенных акций;
  • сведения о формировании и об использовании резервного фонда, а также иных фондов эмитента за пять последних завершенных финансовых лет или за каждый завершенный финансовый год, если эмитент осуществляет свою деятельность менее пяти лет;
  • сведения об организациях, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги эмитента;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» или иными федеральными законами.

Проспект ценных бумаг хозяйственного общества утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или органом, осуществляющим в соответствии с федеральными законами функции совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

Проспект эмиссии позволяет вышестоящему финансовому органу сделать заключение о правомерности выпуска ценных бумаги защищает интересы инвесторов, получающих исчерпывающую информацию о деятельности компании.

Четвертый этап - государственная регистрация выпуска и проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг - это присвоение ценным бумагам государственного регистрационного номера. Она осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом на основании заявления эмитента.

Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент представляет в регистрирующий орган следующие документы:

  • заявление на регистрацию;
  • решение о выпуске ценных бумаг;
  • проспект эмиссии (если он необходим);
  • копии учредительных документов (при эмиссии акций для создания акционерного общества);
  • документы, подтверждающие разрешение уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска эмиссионных ценных бумаг (если необходимость такого разрешения установлена законами России).

Разрешенные к эмиссии ценные бумаги заносятся в государственный реестр с указанием вида бумаг, наименования и юридического адреса эмитента, номинальной суммы эмиссии, количества и номинала ценных бумаг, регистрационного номера и даты регистрации ценных бумаг.

При государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер - цифровой (буквенный, знаковый) код, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг.

При государственной регистрации каждого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается индивидуальный государственный регистрационный номер, состоящий из индивидуального государственного регистрационного номера, присвоенного выпуску эмиссионных ценных бумаг, и индивидуального номера (кода) этого дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. По истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется.

Пятый этап - это изготовление сертификатов ценных бумаг

Для документарной формы выпуска осуществляется изготовление сертификатов (бланков) ценных бумаг, которое осуществляется согласно инструкции Минфина РФ «О производстве и ввозе на территорию РФ бланков ценных бумаг». В международной практике используют бланк, имеющий шесть степеней защиты: высокую сложность графики рамки бланка, скрытый микротекст, фоновую сетку, флюоресцентное свечение розеток, изображение сложной геометрической фигуры типа водяного знака, люминесцентное свечение центральной полосы в ультрафиолетовых лучах. Бланк должен содержать обязательные реквизиты ценной бумаги и отвечать технологическим требованиям. Изготовление ценных бумаг требует больших затрат, поэтому в целях сокращения расходов разрешено печатать не ценные бумаги, а сертификаты.

Шестой этап - раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии

В случае эмиссии, требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте цепных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров.

  1. сведения об эмитенте: величина уставного капитала, номинальная стоимость ценной бумаги, сумма балансовой прибыли за год, предшествующий эмиссии; о сроках и условиях размещения бумаг;
  2. подробное описание бланка ценной бумаги: размеры, цвет, текст, декоративное оформление, средства защиты от подделки.

В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тысячи экземпляров.

Седьмой этап - размещение ценных бумаг

Размещение эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.

Эмитент имеет право проводить эмиссию ценных бумаг самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, однако для большинства из них эта процедура достаточно сложна. Поэтому многие эмитенты пользуются помощью профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые обязуются выкупить за свой счет: 1) весь выпуск ценных бумаг по фиксированной цене с целью дальнейшей перепродажи сторонним инвесторам; 2) недоразмещенную ими среди сторонних инвесторов часть выпуска в течение оговоренного срока. Посредники могут также взять на себя обязанности но продаже ценных бумаг от имени эмитента без обязательств по выкупу недораспроданной части выпуска.

Существуют следующие способы размещения ценных бумаг:

  • Безвозмездная передача пакета привилегированных акций членам трудового коллектива путем составления поименного списка держателей.
  • Подписка на ценные бумаги, которая может быть, как уже отмечалось ранее, открытой и закрытой. Открытое (публичное) размещение осуществляется среди неограниченного круга инвесторов, закрытое - среди заранее известного числа инвесторов.
  • Аукцион - приобретение физическими или юридическими лицами ценных бумаг на открытых торгах, когда от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. Аукцион может проводиться в виде тендера и открытых торгов.
  • Коммерческий конкурс в отличие от аукциона требует от покупателей выполнения каких-либо условий: например сохранение профиля предприятия, числа рабочих мест; финансирование объектов социальной сферы; необходимые размеры инвестиций.
  • Инвестиционные торги - продажа пакетов акций государственных и муниципальных предприятий, когда от покупателя требуется осуществление инвестиционных программ.

Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.

Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Восьмой этап - регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг

Не позднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган.

Отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

2) фактическую цену размещения ценных бумаг (по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

3) количество размещенных ценных бумаг;

4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги, в том числе:

  • объем денежных средств в рублях, внесенных в оплату размещенных ценных бумаг;
  • объем иностранной валюты, внесенной в оплату размещенных ценных бумаг, выраженной в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент внесения;
  • объем материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы за размещенные ценные бумаги, выраженных в валюте Российской Федерации;
  • общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги в рублях и иностранной валюте.

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг дополнительно указывается список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах выпуска ценных бумаг, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений регистрирует его.
Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются федеральными законами пли в порядке, ими установленном.
Процедура эмиссии ценных бумаг довольно сложна для российских корпораций и имеет ряд негативных сторон. Главная из них связана с высокими издержками эмитента по выходу на рынок ценных бумаг. Это и государственная пошлина (ранее налог на операции с ценными бумагами (который снижен с 0,8 до 0,2% от суммы эмиссии, но не более 100 000 руб.)), и дополнительные издержки, связанные с оплатой услуг финансовых консультантов и раскрытием информации об эмитенте. Институт финансовых консультантов, был введен ФКЦБ согласно закону «О рынке ценных бумаг» в новой редакции привел к монополизации рынка в руках отдельных профессиональных участников и резко повысил стоимость издержек для выхода российской корпорации на рынок.

Благоприятное завершении процедуры эмиссии означает, что ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг для их дальнейшего об-ращения.

Обращение ценных бумаг - это заключение гражданско-правовых сделок, влекущих за собой переход прав собственности на ценные бумаги. Переход прав на ценные бумаги и реализация прав, закрепленных ценными бумагами, определяется гл. 6 Закона «О рынке ценных бумаг».

Наиболее важным моментом в обращении ценных бумаг является фиксация перехода прав на эмиссионные ценные бумаги от одного их владельца к другому. Порядок перехода прав по ценным бумагам в результате совершения гражданско-правовых сделок зависит от порядка владения (именная, на предъявителя) и от формы существования (документарная или бездокументарная) ценных бумаг.

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам «депо» в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).

Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или, в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии, - записями по счетам «депо» в депозитариях.

Право на предъявительскую документарную ценную бумагу переходит к приобретателю при:

  • нахождении ее сертификата у владельца - в момент передачи этого сертификата приобретателю;
  • хранении сертификата и (или) учете прав в депозитарии - в момент внесения приходной записи но счету «депо» приобретателя.

Право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю в случае учета его прав на ценную бумагу:

  • в системе ведения реестра - с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;
  • у депозитария - с момента внесения приходной записи по счету депо приобретателя.

Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу.

Выпуск и обращение ценных бумаг осуществляются под жестким контролем со стороны государства. Минфин РФ ведет «Единый государственный реестр ценных бумаг» и регулярно публикует списки вновь зарегистрированных эмиссий ценных бумаг. Перечень регистрирующих органов на территории РФ устанавливается Федеральной комиссией но рынку ценных бумаг. Государственное регулирование осуществляется путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; лицензирования деятельности профессиональных участников рынка; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка; запрещения и пресечения незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.