И внешний вид очень удобной. Как одежда влияет на жизнь человека

1. Значение внешнего вида для формирования впечатления о человеке.

2. Этикетные требования к внешнему виду деловой женщины и делового мужчины.

Значение внешнего вида для формирования впечатления о человеке. Внешний облик помогает человеку решить важнейшую задачу - привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показать себя симпатичным человеком, сотрудником и партнером.

В манере одеваться проявляется одно из правил этикета: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим. Следует помнить, что внешний облик делового человека- это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит КОДОМ, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением.

Внешний вид несет в себе много информации: не пришитая пуговица свидетельствует о рассеянности или неаккуратности, тусклый, землистый цвет лица – о проблемах со здоровьем или влиянии дурных привычек. Поэтому не случайно уже в первые минуты общения складывается вполне определенное отношение к собеседнику. Внешний облик включает в себя много элементов: лицо, рост, телосложение, фигуру, вес, цвет, прическу, макияж, походку, осанку, привычки, одежду, аксессуары и т. п. Все вместе взятые они должны вызывать приятные эмоции, создавать впечатление о чувстве собственного достоинства, аккуратности, деловитости и уважении к окружающим. Безупречный внешний вид придает человеку уверенность. Действительно, мы испытываем большие неудобства от устаревшего костюма, дефектов кожи или непослушных волос. Многие не только не любят говорить о своей внешности, но зачастую заявляют о том, что она им совсем не нравится. Очевидно, это связано с тем, что каждый в чем-то не соответствует провозглашенным эталонам красоты.

Одежда, как известно, рассматривается как свидетельство того, как человек сам себя представляет.

Своей одеждой человек сознательно, а чаще бессознательно показывает, каким он хочет, чтобы его видели окружающие. Свою личность трудно скрыть, она прорывается вопреки воле человека в знаках одежды. Даже если он сам ничего не хотел сказать, окружающие прочтут держащиеся в его одеянии знаки и символы. Одежда – это текст, состоящий из знаков и символов. С помощью этого текста люди общаются друг с другом, конструируют свой образ, пытаются достичь определенных целей, удовлетворить какую-то потребность. Одежда дает реальную возможность выразить свою индивидуальность, это Я-образ, который носят на себе. Одеждой человек заявляет о своих привязанностях, поддержке традиций либо об отказе от них. Человек отбирает вещи, которые, с его точки зрения, символизируют то, что он хотел сказать о себе: о своей половой принадлежности, возрасте, доходах, профессии, статусной позиции, вкусах, настроении, принадлежности к какой-либо социальной группе. По выбору одежды можно судить, в какой степени человек подвержен психологическому давлению группы, на какую роль он претендует.

Одежда влияет не только на того, кто ее носит, но и на партнера по диалогу. Костюм создает образ, от которого зависит, как будут с человеком обращаться. Строгий костюм – сигнал для окружающих соблюдать дистанцию, не выходить за рамки холодной вежливости, человек в джинсах выглядит более раскованным, открытым.

Кроме того, одежду рассматривают в контексте коррекции телесного образа. Одежда используется как сознательно сконструированный символ, развивающий символическую функцию тела. Чем несовершеннее тело, тем больше оснований скрывать его реальные контуры и создавать искусственные. Одежда скрывает то, что показывать нежелательно, и создает иллюзию наличия того, что на самом деле отсутствует. Одежда удовлетворяет потребность человека создавать иллюзию тела, приближающегося к эталонам, и передавать окружающим текст, благоприятствующий общению, создающий определенный образ, усиливающий привлекательность.

Большое значение имеет цвет одежды, поскольку он вызывает эмоциональные ассоциации, образы. Так, человек, чья одежда имеет теплые, легкие, светлые тона, воспринимается чаще как дружелюбный. Одежда холодных, темных, мрачных тонов дистанцирует человека от других, он кажется более авторитетным, значительным. Кроме того, само поведение человека тесно связано с его предпочтениями цвета, которые дают богатую информацию о нем, его характерологических особенностях, доминирующих эмоциональных состояниях. Согласно М. Люшеру, автору оригинальной психологической теории цветопредпочтений, красно-оранжевые цвета свидетельствуют о таких чертах характера, как активность, инициативность, стремление к лидерству, желание добиться успеха. Светло-желтые цвета, если они доминируют в одежде, также говорят об активности человека, но с элементами легкого нрава, переменчивости, о недостатке самоконтроля. Зеленый цвет – это воля, твердость, целеустремленность, самообладание. Фиолетовые цвета указывают на склонность к мечтательности, некоторой неуравновешенности.

Для того чтобы придерживаться хорошего вкуса при выборе деловой одежды и ее ношении, следует принимать во внимание эстетику времени, социальный статус. Необходимо также выдерживать единый стиль. т. е. подбирать фасон, покрой, цвет одежды, который бы соответствовал индивидуальности: особенностям фигуры, лица, цвету волос, возрасту, времени года, сезонным предписаниям и обязательно ситуации. В разных ситуациях человек играет разные роли, поэтому должен быть одет соответствующе. В одной ситуации нужно выглядеть авторитетно, солидно, для дружеской беседы – проще, доступней, в беседе с коллегой лучше выглядеть в том же стиле. Непривлекательный образ создается наличием вульгаризма в языке одежды: вульгарность – это отсутствие вкуса, принятого в данной среде, например использование спортивной, домашней одежды в официальной ситуации.

Для того чтобы одежда помогала создать привлекательный образ, важно умение следить за модой, сосредоточиться на том, что подходит и соответствует характеру, образу жизни. Элегантная деловая одежда делает привлекательней внешность человека. Она располагает, возбуждает симпатию у людей. Одежда может стать фоном для самопрезентации лучших деловых качеств, подчеркнуть личную незаурядность. Одежда отражает взаимосвязь с внутренним миром человека. Если человек демонстрирует внимание к мельчайшим деталям любой части одежды, если он имеет опрятный, аккуратный, собранный внешний вид, то люди делают вывод, что точно такие же качества человек проявит и в работе, а также предполагают, что это свидетельствует о самодисциплине, сдержанности и об организованном уме человека и его рабочем месте.

В целом, можно обозначить следующие общие положения по подбору одежды:

1) должна демонстрировать принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей;

2) выступая перед аудиторией, следует одеваться под ту социальную группу людей, к которой эта аудитория настроена как минимум не негативно, а лучше – положительно;

3) следует одеваться в соответствии с характером встречи.

Макияж. Одной из основных функций макияжа является имитация здоровья. В свою очередь, имитация здоровья – это имитация своей целесообразности, что влияет на формирование позитивного имиджа человека. Второй функцией макияжа является приобщение к определенной социальной группе, эталонной для данного человека. Отсюда вытекают психологические принципы применения макияжа.

1. Макияж должен имитировать здоровье, а не болезненное состояние человека.

2. Макияж должен быть полным (стопроцентным), а не частичным.

3. Макияж должен быть настолько ярким, чтобы глаз человека его увидел с небольшого расстояния, но не настолько ярким, чтобы человек о нем подумал.

Аксессуары. В создании образа значительную роль играют и аксессуары, украшения. Правильно подобранные, они помогают создать привлекательный деловой образ, подчеркивают индивидуальность, дают возможность выразить свое Я, так как украшения, аксессуары предназначены для показа не материальных возможностей человека, а его культуры, вкуса.

Выделяют следующее общее положение по подбору аксессуаров: аксессуары должны соответствовать тому мероприятию, на которое отправляется человек. Не допустимо, например, для женщин надевать огромное количество дорогих украшений на деловую встречу, но они вполне уместны на светском приеме или балу.

Этикетные требования к внешнему виду деловой женщины и делового мужчины. Тщательная продуманность, современность и актуальность костюма. В гардеробе человека, занимающего руководящее положение, добротными должны быть часы, ручка, очки, туфли, портфель или дипломат. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, яркой и вызывающей цветовой гаммы, больших и броских украшений.

Соответствие стиля конкретной ситуации. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года, а также социальной среде, в которой человек находится. На важную встречу нежелательно надевать новое, ни разу не надевавшееся платье, как и новую обувь, поскольку неизвестно, как они будут смотреться со стороны, насколько будут способствовать уверенности человека в себе, спокойному и сосредоточенному на деле состоянию.

Разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое “правило трех цветов”). Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, синий – красный – белый; черный – белый - яркий, серый – белый – цветной, коричневый – бежевый - кремовый и др; крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого; неудачно сочетание синего с коричневым, сиреневого с розовым или голубым.

10.4. внешний облик делового человека

Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Решение о приеме на работу зависит от внешнего вида соискателя. Если он одет неподобающим случаю образом, то вряд может рассчитывать на успех. Выбор одежды обусловлен сферой предстоящей деятельности и должностью: так, одежда банкиров отличается консерватизмом, который не приветствуется в творческих кругах.

«Встречают по одежке, провожают по уму», - гласит народная мудрость. Многие люди это правило очень часто игнорируют. Однако сознательно или неосознанно, но мы судим об окружающих по их внешнему виду.

Встречая человека в первый раз, мы судим не только о том, как он одет, как выглядит, но и о том, кто он. И наоборот, зная, с каким человеком нам предстоит познакомиться, мы можем мысленно представить его себе. Полагая, что каждая категория людей выглядит определенным образом, и, видя человека, соответствующего этим представлениям, мы автоматически относим его к той или иной категории. А потом ждем от него определенных поступков, соответствующего поведения.

Следует помнить, что внешний облик делового человека - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается в западном бизнесе весьма неэтичным явлением.

Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие - «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле слова (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами:

Единство стиля;

Соответствие стиля конкретной ситуации;

Разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»);

Сопоставимость цветов в цветовой гамме;

Совместимость фактуры материала;

Сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;

Соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма.

Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно стремиться выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь же аккуратны вы будете и в делах.

Таким образом, мы можем использовать наш имидж для достижения наиболее благоприятного впечатления у окружающих еще на этапе знакомства, когда нет возможности проявить свои интеллектуальные и иные способности. По данным некоторых исследований, 55\% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта); остальные 45\% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, произношение и т. п.).

Разумеется, конкретная ситуация требует соответственных решений, но существуют общие этические правила, придерживаясь которых, мы будем адекватно восприниматься окружающими, а наш образ будет работать на нашу карьеру и на общий позитивный имидж той организации, которую мы представляем.

Даже очень качественные, дорогие и модные вещи могут смотреться безвкусно, если вы не соблюдаете условие единства стиля. Ваш костюм и аксессуары должны сочетаться не только по цветовой гамме и фактуре материала, но и выглядеть единым стилистическим целым. Нельзя смешивать в одном костюме «силовой» и «доступный» или спортивный и сугубо деловой стиль.

«Властный», или «силовой», стиль одежды (темный костюм с прямыми «жесткими» плечами, белая рубашка, традиционный неяркий галстук, туфли-мокасины) соответствует ситуации ответственного совещания или важных переговоров. Однако, если необходимо создать непринужденную атмосферу и устранить дистанцию, лучше использовать «доступный» стиль, например менее строгий серый костюм с «мягкими» плечами.

Если перед вами стоит проблема слишком «сурового» или слишком «мягкого» стиля одежды, попытайтесь решить ее с помощью цвета. Темный деловой костюм можно «оживить» светлой (но не белой) рубашкой или чуть более ярким, чем обычно, галстуком. Костюм в «доступном» стиле можно выдержать в одной цветовой гамме приглушенных тонов, тогда он будет смотреться более официально.

Обычно одежда зависит от стиля жизни и места работы. В таких отраслях, как финансы, юриспруденция, политика, бухгалтерский учет, консалтинг, ношение строгой одежды имеет практически обязательный характер. В других отраслях, например, в средствах массовой информации или рекламе, допустима гораздо большая свобода.

На собеседовании, по результатам которого будет приниматься решение о замещении вакантной должности, внешний вид должен говорить о том, что вы легко вольетесь в ряды сотрудников организации, поскольку вам присущ корпоративный имидж (а следовательно, вы высоко ставите и корпоративные ценности).

Стремясь получить продвижение по службе, оденьтесь так, как одевались бы для выполнения той работы, которую хотите получить. Таким образом начальство скорее может представить вас на этой должности.

Детали одного костюма должны также удовлетворять такому требованию, как совместимость, т. е. соответствовать друг другу по следующим параметрам:

Расцветка (детали костюма не должны резко контрастировать друг с другом, недопустимо соединение «несочетаемых» цветов, таких, например, как ярко-красный и ярко-зеленый, если этого не требует ситуация или униформа), разумнее всего соблюдать правило «трех цветов»;

Фактура материала (предметы костюма не должны быть изготовлены из ткани явно разной фактуры и плотности, например, из тяжелой шерсти и шелка);

Сезонность (легкие летние брюки и юбки рядом с тяжелыми зимними пиджаками и жакетами будут смотреться неуместно).

Наиболее важный цвет - тот, который находится ближе к лицу. Сорочки, блузы, галстуки, шейные платки должны быть таких оттенков, которые подходят не только к цвету костюма, но и к вашему лицу и украшают его.

Желание выразить свою индивидуальность (а сделать это прежде всего можно с помощью одежды) и в то же время поддерживать определенные стандарты, требует нахождения точной грани между стремлением проявить себя и соответствием окружающей обстановке.

Одним из важнейших аксессуаров общего делового костюма является обувь. Поэтому ни в коем случае нельзя забывать о ее качестве - старая неаккуратная обувь может испортить впечатление даже от вполне приличного костюма. Более того, дорогая ухоженная обувь может отвлечь внимание от дешевой одежды.

Для делового человека аксессуары часто имеют функциональное значение: в портфеле лежат необходимые документы, часы помогают правильно распоряжаться временем. На эти аксессуары люди обращают внимание потому, что они используются постоянно.

Слишком большое количество аксессуаров делает внешний вид человека суетливым и может отвлекать внимание. Впечатление должны производить результаты работы, а не то, что у вас в руках. Следите за тем, чтобы все мелочи были функциональны.

В то же время не следует забывать, что иногда именно детали «логически завершают» ваш имидж. Тем более, что в последнее время такие вещи, как часы, очки, ручки стали не столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния. Отсутствие их или замена дешевыми аксессуарами будет заметна не меньше, чем отсутствие галстука. С другой стороны, наличие излишне ярких, вычурных аксессуаров или иных деталей в одежде может дать отрицательный эффект, когда ваш собеседник все внимание уделяет тому или иному элементу вашего внешнего облика в ущерб восприятию общего позитивного образа, включая те суждения, которые вы произносите. Детали вашей одежды должны способствовать, а не мешать общему восприятию вас как квалифицированного специалиста и приятного собеседника.

Если человек имеет «ухоженный вид», то он словно излучает положительную самооценку, что автоматически увеличивает шансы на высокую оценку его окружающими.

Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что коллеги и начальство склонны, как правило, распространять вашу внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах.

Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям.

Успех в бизнесе зависит от компетентности делового человека, его профессионализма, активности и многих-многих других факторов. Некоторые из них влияют на достижение желаемого результата прямо и непосредственно - знание дела, опыт, но речь сейчас не о них.

Косвенные факторы также влияют на успех, и внешний облик делового человека - именно тот фактор, который тоже определяет эффективность деловых связей, успех в деловых контактах и способствует созданию необходимой рабочей атмосферы.

Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партнеры по бизнесу видят и оценивают сразу, пока еще не состоялось обсуждение предполагаемых сделок, пока еще не лежит на столе проект договора.

Каждая профессиональная группа людей имеет свой неписаный кодекс поведения, манер, внешнего вида - государственные служащие, актеры, студенты и т.п. Бизнесмены имеют также определенный стиль в одежде и манерах.

Наблюдая заседание совета директоров, сотрудников, обслуживающих экспозицию своих фирм на ярмарке, деловые совещания и т.п., можно отметить, что подавляющее большинство присутствующих одеты в "одном ключе": приблизительно одинаковый цвет костюма, схожий рисунок на ткани галстука, похожие манеры.

Общая характеристика стиля делового мужчины: консерватизм (так как деловая сфера почти не подвержена случайным влияниям); умеренность, т.е. не должно быть слишком резких цветовых контрастов, излишне вычурных фасонов одежды или обуви и т.п.; безупречная аккуратность и опрятность, поскольку небрежно или криво завязанный галстук, грязная обувь, мятая сорочка создают впечатление, что носитель такой одежды нетребователен к себе или не уважает окружающих. Возникает предположение, что он также нетребователен к себе и при исполнении договоров, и также неуважителен будет к интересам партнеров в деловой сфере.

Западный деловой мир отличается от российского (кроме прочего) еще и тем, что при обсуждении договоров, сделок и т.п. учитывается то, как одет партнер, каковы его манеры. Одна деталь, на взгляд некоторых, может быть, и незначительная, например несвежий носовой платок, оторванная пуговица пиджака, может негативным образом повлиять на результат переговоров.

Деловой мужчина должен выглядеть:
уверенным в себе;
солидным;
деловым;
элегантным;
внушающим доверие;
не лишенным вкуса;
надежным;
порядочным;
аккуратным.

Основной вид мужской деловой одежды - костюм-тройка.

От качества ткани костюма зависит то, как долго он сохраняет форму, как долго держатся "стрелки" на брюках. Желательно, чтобы ткань была выполнена из "сухой" нити, т.е. сильно крученой. (Такая ткань долго остается сухой при попадании под дождь.) Выбирая костюм в магазине, достаточно сжать в руке край изделия на 1-2 секунды; разжав руку, Вы видите, насколько помята ткань: если она мгновенно приняла прежний вид, т.е. не помялась, значит, нить хорошо крученая, если же на ткани осталась помятость (следы заломов), - нить обработана плохо, такой костюм к концу рабочего дня будет выглядеть мятым, а это производит впечатление неопрятности.

Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса -до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки.

Длина рукава пиджака - до запястья.

Темно-синий цвет - более строгий, и поэтому более официальный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запоминается, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков. Еще один нюанс темно-синего цвета: он делает цвет лица своего "носителя" более здоровым, цветущим, поскольку бросает на лицо отблеск того цвета, который является составляющим в синем, - розового. Это не значит, что мужчина становится розовощеким и похожим на бодрого бойскаута, нет, просто он выглядит более здоровым, а это немаловажно, особенно если позади уже ббльшая часть напряженного трудового дня, имеющая своим следствием усталость; кроме того, возможно, не лучшим образом влияет состояние простуженности или психологическое напряжение от только что произошедшей неприятной беседы с коллегой или руководством.

Серый цвет психологически мягче, "теплее"; деловой мужчина в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, располагающим к беседе и общению.

Есть одно "светское" правило: чем темнее цвет (цвет чего угод но - одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это в сильной степени относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим - независимо от истинной цены, а светло-серый - более дешевым.

Отдельно следует сказать о черном цвете для мужского костюма. Это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Против этого авторы современных западных справочных изданий по деловому этикету не возражают. Но мнения о том, допустим ли черный цвет костюма для повседневной деловой обстановки, в тех же источниках весьма противоречивые. Однако тем не менее весы склоняются более в сторону той точки зрения, которая состоит в рекомендации использования черного цвета мужского костюма как знака, символа торжественности делового мероприятия, - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).

Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., - исключены, их следует оставить для одежды, предназначенной для отдыха (клуб, загородная прогулка).

Интенсивность окраски ткани костюма зимой - более глубокая, летом - менее.

Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резкой, контрастной.

Можно ли носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой? Да, можно, но нужно обязательно проверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани.

Костюм в полоску делает фигуру более стройной, поэтому его предпочитают те, у кого размер одежды больше 54-го.

Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее заметной, чем полоска.

На деловых мужчинах 90-х годов костюмы в клетку встречаются гораздо реже, чем, например, на деловых мужчинах 20-х годов.

Костюмы из ткани букле и твид допускаются, однако такой костюм не носится целиком, используется обязательно пиджак из букле или твида с брюками из гладкокрашеной ткани и гладкой фактуры.

Здесь уместно заметить, что вообще умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но н фактуру ткани можно считать талантом.

Пиджак, как элемент костюма, может быть однобортным и двубортным - по желанию. Двубортный пиджак обычно предпочитают более полные мужчины, так как он делает фигуру стройнее.

Не допускаются в мужском деловом костюме элементы спортивного стиля, например накладные карманы; военного стиля, например погончики; охотничьего и клубного стиля.

Недопустимы современные деловые костюмы и даже пиджаки из вельвета (это ткань для отдыха, спорта, охоты), бархата, кожи. Отметим, что требования к деловой одежде меняются не только век от века, но иногда чаще; шутки ради можно указать на деловой костюм маркиза - государственного служащего, занимающего пост министра финансов при дворе Людовика XIV: бархатный камзол, бархатные "culottes" ("штанишки") до колена, белые чулки и т.п.

Отдельно стоит затронуть вопрос о технологии пошива мужского костюма. В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Дело в том, что шов, сделанный на руках (особенно это касается шва, соединяющего воротник пиджака со спинкой и полочками, а также шва по окату рукава), - мягче, лучше повторяет форму человеческого тела, которое, как известно, не имеет прямых углов и абсолютно прямых линий. Костюм, большое количество швов в котором сделано вручную (на манекене, конечно), сидит хорошо, "как влитой", и человек чувствует себя в нем свободно, как в джинсах и джемпере. Однако костюм ручной работы стоит дорого. Кроме высокой цены такие костюмы отличает и высокое качество - и ткани, и пошива. Западные имиджмейкеры утверждают, что подобный костюм можно носить в течение десяти и даже двадцати лет - при условии своевременных чисток, периодических перерывов в носке и ремонта износившихся деталей (речь идет о подкладке и о других внутренних элементах костюма).

Мы рассматриваем требования делового этикета к современной одежде, не вдаваясь в историю и не пытаясь прогнозировать будущее в этой сфере.

Уместны ли шлицы на пиджаке делового костюма?

Да. На это в разных культурах существуют различные правила: так называемый английский пиджак - с двумя шлицами, американский - с одной шлицей, европейский - вообще без лиц.

Пиджак обычно носят застегнутым, но нижняя пуговица однобортного пиджака не застегивается, чтобы дать некоторую свободу шага и удобство в случае, когда человек садится.

Впрочем, в последнем случае пиджак можно вообще расстегнуть.

Двубортный пиджак всегда застегнут на все пуговицы.

Деловой костюм, как и вся одежда делового человека, соответствует моде, но умеренно; экстравагантность в деловой одежде, особенно мужской, недопустима.

Брюки делового костюма могут иметь обшлаг, но он может и отсутствовать - по желанию "владельца".

Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до начала или середины каблука.

Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.

Брючный ремень - только из натуральной кожи, темного цвета; со скромной пряжкой - никаких "львиных" и "волчьих голов".

Сорочка (а не рубашка! - поскольку, строго говоря, термин "рубашка" - неофициальный, нормы культуры речи требуют термина "сорочка") - из тонкого хлопка, иногда с добавлением, практически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, всегда светлых тонов - белая, светло-серая, светло-голубая, светло-песочного оттенка.

Цвет сорочки, естественно, должен гармонировать с цветом костюма.

Воротник - классический, традиционный.

На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы спортивного или военного стиля - погончики, накладные карманы со складочками и кокетками; допустим, однако, один скромный накладной карман, - обычно такие сорочки имеют на кармане логотип (т.е. словесный товарный знак) фирмы-изготовителя.

Рукаву сорочки полагается на 1-1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.

Важным элементом одежды является носовой платок. Он должен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае не "фермерских" расцветок - густо-синий или красный, в яркую клетку.

Второй носовой платок (кроме того, который предназначен для непосредственного использования), безупречно чистый, хранится как резервный, "на всякий случай". Его можно при необходимости предложить женщине, им удобно вынуть соринку из глаза и т.д. Однако его тоже следует периодически менять, так как, даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.

Галстук - тот элемент одежды, который практически не решает никаких функциональных задач.

Цвет (или цвета) галстука должен гармонировать с цветом сорочки и костюма.

Рисунок на галстуке желателен рисунок геометрического характера - полоска разной ширины, горошек, мелкие квадраты и т.п.

Поскольку галстук - наиболее яркая и поэтому заметная деталь туалета, поговорим о рисунках более подробно.

Самое надежное решение в выборе рисунка на галстуке - выбрать однотонный галстук. Дело в том, что такой галстук подходит к любой сорочке и любому костюму. Поэтому целесообразно в своем гардеробе иметь побольше однотонных галстуков - синий, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п.

В последнее время весьма популярен галстук в горошек. Однако есть одна тонкость: этот рисунок выглядит более элегантным, если горошинки размещены на ткани не строго "по линии", т.е. каждая горошинка расположена приблизительно (а не точно) на одном и том же расстоянии от других. И вторая тонкость -горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности в рисунке галстучной ткани.

Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука.

Уместны также классические рисунки на галстуке, такие, как ромбы, квадраты, окружности.

Примерная ширина галстука (в среднем) - такая же, как ширина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот.

Длина галстука определяется тем, что он должен закрывать пряжку пряса брючного ремня.

Нежелательны и вообще недопустимы галстуки с цветочным орнаментом, газетным текстом, фигурками людей и животных -такие галстуки уместны на отдыхе.

Существует такое требование: по интенсивности окраски на первом месте - пиджак, на втором - галстук, на третьем - сорочка.

Сколько костюмов следует иметь современному деловому мужчине? Сколько угодно! Существует только нижняя граница - не менее трех: для повседневной носки можно рекомендовать серый и синий цвет, для торжественных случаев - черный. Однако при столь небольшом количестве костюмов можно ожидать их быстрой изнашиваемости, и, чтобы избежать впечатления заношенности в одежде, придется чаще покупать новые костюмы, что в конечном итоге не позволит сэкономить на деловом гардеробе.

На наш взгляд, если принимать во внимание темп и ритм современной деловой жизни, необходимость частых транспортных перемещений, долгих ожиданий в аэропортах в связи с задержками авиарейсов, климатические и погодные катаклизмы, а также практически бесконечный рабочий день бизнесмена, число деловых костюмов не должно быть менее десятка - на все сезоны. И это минимум, так как какое-то время некоторые костюмы находятся в чистке, у иных оторвались пуговицы или они просто надоели своему хозяину.

Поскольку, как известно, брюки изнашиваются и приобретают не вполне "свежий" вид раньше, чем пиджак, разумно приобретать костюм с двумя парами брюк, причем одни из них могут слегка отличаться по интенсивности окраски или даже быть другого цвета, но гармонирующего с цветом пиджака.

Существует правило, которого обычно придерживаются в западных деловых кругах: бизнесмен, деловой человек не должен появляться на службе в одном и том же костюме несколько дней подряд - желательно, чтобы даже два дня подряд этого не случалось, - иначе кто-либо из коллег может высказать предположение, что он провел ночь не дома!

Обувь - полуботинки, цвет - только черный. Допускается темно-коричневый, например, летом, к серому костюму. Обувь - только на шнурках (никаких пряжек, "языков" и "липучек"!), подошва тонкая, кожаная или из заменителя, но всегда без ранта, который уместен только в уличной обуви. Обувь делового мужчины может соответствовать моде, однако не должна содержать ультрамодных элементов; вообще желателен некоторый налет консервативности, как и во всем внешнем виде, - о чем уже упоминалось ранее.

Не допускается в деловом мире обувь из замши, лаковая (она для вечерних деловых приемов), из кожи крокодила и змеи.

Носки - важнейший элемент одежды. Их цвет всегда повторяет цвет обуви, а цвет обуви, как известно, черный.

Недопустим цветной рисунок на носках, он может быть только фактурный.

Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответствовать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снимает плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде.

Шляпа (может быть, кепка) соответствует моде, но умеренно.

Шарф - тот элемент гардероба, который может быть ярким (белым, красным), но должен гармонировать со всей прочей одеждой, но может быть также и весьма скромным по расцветке. Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим, равно как и шарф ручной вязки.

Плащ или пальто тоже вполне могут соответствовать моде, но не должны быть ультрамодными.

В верхней одежде, как и в костюме, недопустимы черты военного, спортивного и т.п. стиля.

Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий.

Зонт - черный.

Аксессуары - сумка, визитка, портмоне, папка или кейс, футляр для очков и др. - предпочтительно из натуральной кожи, но не из кожи змеи, крокодила и пр.

Цвет аксессуаров - черный, темно-серый, никаких ярких расцветок.

Кольцо должно быть дорогое, массивное; если нет возможности иметь дорогое кольцо, его ни в коем случае не следует заменять дешевым, - лучше вообще обойтись без кольца.

Заметим, что обручальное кольцо украшением не является, это символ семейного статуса.

Отдельно поговорим о запонках и булавке для галстука.

Строго говоря, они украшениями не являются, так как несут вполне определенную функциональную нагрузку. Однако, будучи оформлены художественно, они одновременно служат и украшениями.

Рекомендуется, чтобы запонки и булавка для галстука составляли единое целое по оформлению, т.е. комплект. Они не должны быть слишком крупными, вычурными, должны быть выполнены только из натуральных материалов - серебро, золото, перламутр, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни (бриллиант, янтарь, тигровый глаз и т.д.).

Недопустимы запонки и булавки из пластмассы и т.п. материалов, имитирующие натуральные камни.

Парфюмерные и косметические средства, используемые деловым мужчиной, должны быть одного наименования (одной "линии"); запах должен быть сведен к минимуму, даже если это изделия дорогой и модной парфюмерной фирмы.

Прическа делового мужчины - по моде, но в умеренном ее выражении; например, если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника сорочки.

Абсолютно недопустима для делового мужчины серьга (серьги)в ухе.

Современный деловой этикет отрицательно относится также к бороде и усам как элементам внешнего вида.

Некоторые фирмы даже предусматривают это в Правилах внутреннего распорядка: "Ношение бороды и усов допускается только в случае, если таковое обусловлено справкой от врача (о том, что коже противопоказано ежедневное бритье). Но в этом случае есть ограничения - борода должна быть аккуратно подстрижена, а кончики усов - не ниже углов рта".

К рукам делового человека предъявляются требования чистоты, аккуратности, опрятности. Лак на ногтях недопустим.

Одежда для деловых приемов, так же как и повседневная деловая, отличается консервативностью, приверженностью к традициям.

На все виды приемов, начинающихся до 19 часов (рабочий завтрак, завтрак, коктейль и т.п.), рекомендуется одноцветный костюм неяркого тона; чем ближе к вечеру, тем костюм темнее.

На деловые приемы, начало которых назначено на 19 часов (или позже), принято одевать костюм темного цвета; это вполне может быть черный костюм.

Более нарядная одежда для вечернего приема - смокинг; обычно в приглашении это указывается отдельной строкой. Сорочка -белая, галстук - неяркой расцветки или галстук-бабочка. Цвет галстука должен гармонировать с цветом костюма.

Обувь - черные полуботинки, к смокингу - лаковая обувь.

Если прием проходит летом, то к одноцветному костюму неярких тонов допускается темная цветная обувь гармонирующего с костюмом цвета.

Следует напомнить еще о том, что цвет, плотность и фактура ткани костюма должны соответствовать времени года и климату региона.

Деловой мужчина, кроме обычной повседневной деятельности и участия в деловых приемах, занимается спортом и посещает различные спортивные мероприятия, клубы.

Для этого используется одежда: костюм для week-end и костюм спортивного типа.

Костюм для week-end состоит из брюк спортивного типа (из вельвета, другой рыхлой ткани - букле, твид) и куртки или пуловера, заменяющих пиджак. Сорочка - также спортивного типа -цветная, в клетку или с другим рисунком. Галстук может отсутствовать, так как с такой сорочкой он мало совместим, но если постараться, можно подобрать галстук (который с деловой одеждой не носится) в виде узкого шнурка, кожаный и т.п. Сорочка может быть заменена легким свитером, называемым "водолазкой".

Обувь в этом случае, кроме кожаной, может быть замшевой, вельветовой; фасон обуви - спортивный (например, линия мокасин на обуви подчеркивает ее неделовой характер). Одежда для week-end широко используется для поездок за город, экскурсий и других мероприятий, проводимых при деловых встречах и переговорах.

В тех же случаях может быть использован спортивный костюм.

Пиджак такого костюма имеет спортивный стиль, например четыре накладных кармана со складочками, пояс-хлястик сзади; ткань довольно толстая (букле, твид, вельвет; допускается кожа).

Брюки - из однотонной ткани, гармонирующей по цвету и рисунку, т.е. гладкой фактуры. Жилет - однотонный, поскольку пиджак - из рыхлой и пестроватой ткани. Но жилет можно заменить пуловером или джемпером. Если его ворот достаточно высок и плотно прилегает к горлу (водолазка) - сорочка не требуется. В других случаях одевается сорочка гармонирующих цветов, но совсем не обязательно только белая или светлая; сорочка может быть насыщенных оттенков. Галстук отсутствует.

Брючный ремень может иметь украшения в виде металлических и иных узоров на самом ремне, а также в виде массивной или фигурной пряжки.

Обувь - спортивная, о ней говорилось выше. Носки - в тон обуви, но допускается рисунок на носках, и не только в виде полосок, но и в виде фигурок и тому подобных украшений.

Костюм для week-end и спортивный костюм широко используются в деловой жизни, так как деловые встречи и переговоры часто сопровождаются спортивными мероприятиями - игрой в гольф, теннис и т.п., поездками на экскурсии, загородные пикники, выездами на барбекю (шашлыки) и т.п.

Во внешнем облике делового мужчины недопустимы:
короткие носки, оставляющие часть ноги обнаженной, когда человек сидит "нога на ногу";
несвежий носовой платок;
полуоторванные пуговицы;
мятый костюм;
несвежая сорочка;
криво завязанный галстук;
нечищеная обувь;
жилет ручной вязки;
шарф ручной вязки;
несвежая лента на шляпе;
яркие, кричащие цвета деталей одежды;
цветовые контрасты в одежде.

В заключение следует сказать о стиле одежды.

Стиль - самая неуловимая, трудно определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида. Можно дать такое определение стиля: стиль - это соответствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей делового костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особенностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.), кроме того, отдельные части туалета (сорочка, костюм, плащ) должны находиться в соответствии друг с другом - по стилю, фасону, цвету, фактуре ткани.

В современном обществе внешний вид становится все более важен в любой сфере: в бизнесе, в личной жизни, в общении с людьми в целом. Мы можем быть самыми талантливыми и невероятно замечательными людьми, но никто об этом не узнает, если забыть об уходе за собой. Как одежда влияет на жизнь человека? При первой встрече мы в любом случае судим человека по внешности, поскольку ничего больше о нем не знаем, а потому необходимо воспользоваться этим и научиться создавать привлекательный образ, который сам будет рассказывать о вас как об интересном человеке, отличном специалисте, творческой личности.

0 104195

Фотогалерея: Как одежда влияет на жизнь человека

В личной жизни внешний вид имеет огромное значение, в первую очередь, в момент знакомства. Когда видите на улице симпатичного вам человека, хочется привлечь его внимание, можно, конечно, налететь на него и в минуту рассказать о себе все, но этим можно разве что напугать человека, вряд ли он сразу оценит неповторимость вашего внутреннего мира и заинтересуется представившимся знакомством. Предоставьте это своему внешнему виду: прекрасно уложенным волосам, белоснежной улыбке, отлично сидящей одежде, чистой обуви и правильно подобранным аксессуарам.

Необходимо отметить, что неважно какой внешностью наградила природа, вся суть в том, как вы себя подадите: природная красота может проиграть яркой привлекательности, обаятельности и харизме, вовсе не обязательно иметь правильные черты, чтобы очаровать окружающих. Не забывайте также и то, что постоянное нытье из-за неудовлетворенности своей внешностью, комплексы только оттолкнут людей, несомненно, вы можете найти достоинства в себе и подчеркнуть их.

Подумайте и о том, с кем вам приятнее находиться? Можно предположить, что перед вашими глазами возник образ человека ухоженной внешности, стильно одетого, уверенного в себе. Каждому мужчине хочется видеть рядом с собой шикарную девушку, а женщин привлекают ухоженные, стильные мужчины. Это вполне естественно, все в природе стремится к гармонии, симметрии, красоте.

Имеет ли значение внешний вид в работе? Можно, конечно заявлять, что работника нужно оценивать только по результатам его профессиональной деятельности и уровню образования, а не по тому, сколько времени он тратит на свою внешность, но это совсем не так. Опрятный, стильно одетый человек вызывает больше доверия у компании, как в общем-то и у всех нормальных людей: грязные оборванцы настораживают, таких мы стараемся сторониться. Когда человек хорошо выглядит, он и чувствует себя увереннее, и его успешность очевидна и клиентам и работодателям. Потому, начиная с собеседования по вакансии, ответственных мероприятий компании, заканчивая обычными днями рабочей недели - всегда следует держать марку, соблюдать стиль компании и подчеркивать собственную индивидуальность в какой-то мере, давая понять, что являетесь членом целой команды и сами представляете собой достойного сотрудника.

Особенно важно продумать оригинальные детали собственного стиля людям креативных профессий, продемонстрировав тем самым свой творческий потенциал. Образ нужно продумывать до мельчайших подробностей: работодатели и клиенты будут смотреть оценивающим взглядом, и общая красивость и интересность может быть испорчена неухоженностью рук или неправильно подобранным аксессуаром.

Если какое-то время назад дизайнеры, архитекторы, актеры и журналисты придумывали себе яркие, насыщенные деталями, безумные образы, чтобы привлечь внимание заказчиков и проявить свою супер нестандартную индивидуальность, то в настоящее время существует тенденция к простоте, ясности линий, сдержанности, и именно это является показателем истинного стиля. Цветные шарфы художников, сумасшедшие решения платьев и костюмов уступили место одежде простого кроя, аккуратным аксессуарам и спокойным цветам с отдельными яркими деталями. Еще одной тенденцией можно назвать все большую популярность посещения тренажерных залов, тренировок и танцевальных занятий, способствующих формированию здорового и красивого тела. Здоровые люди также более привлекательны во всех смыслах для работодателей, да и просто для окружающих, это в нас заложено природой.

Все это отнюдь не означает, что нужно срочно бежать к пластическому хирургу и переделать все операции из его каталога! В современном мире, где можно найти одежду и обувь всех стилей, моделей и разновидностей, в выборе которых вам поможет стилист или имиджмейкер, салоны красоты предлагают множество услуг, начиная от косметических и парикмахерских, заканчивая спортивными занятиями, которые помогут вам измениться, создать нужный образ и произвести впечатление на окружающих. При этом постарайтесь не переборщить и не стать одержимыми стремлением похудеть или набрать невероятную мышечную массу, это может вызвать заболевания, от которых будет сложно излечиться.

Как одежда влияет на жизнь человека? Как говорится, красивый человек красив во всем, при этом красота - это сочетание ваших внутренних качеств и внешней привлекательности, потому следить за своим видом очень важно.

> Составные части имиджа.

Часто под имиджем понимают исключительно его внешнюю сторону - манеру одеваться, прическу и т.п. Притом, что внешность действительно определяет имидж человека, понятие имиджа значительно шире. Ниже рассмотрены основные составляющие имиджа.

> Внешний вид.

Одежда и прическа играют весьма существенную роль в создании имиджа. Каждый человек, как бы уподобляясь производителям товаров, стремится «подать» себя в определенной «упаковке», чтобы привлечь внимание к себе, к своему внутреннему миру и способностям. Известно, что внешнему виду сознательно уделяется больше внимания, чем другим компонентам имиджа. Мода, индустрия косметики и здоровья дают большое количество информации и предлагают колоссальное количество разнообразных товаров и услуг, которые помогают улучшить внешний вид. Журналы и газеты полны советами, посвященными одежде и прическе, косметики и т.п.

Наблюдательный человек может по одежде и прическе сделать вывод о внутреннем имидже, о личностных ценностях и даже о подсознательных решениях.

В наши дни большинство людей понимает, насколько важен внешний вид. В противоположность существовавшему раньше мнению, ум, способности и хороший внешний вид совместимы друг с другом. Некоторые люди склонны думать «Я слишком занят, чтобы уделять внимание своему внешнему виду» или «Забота о внешнем виде угрожает моей мужественности». Но критичный наблюдатель скорее подумает о них «Он выглядит неряшливо» или даже «Он себя не уважает», «Этот человек оскорбляет чувства присутствующих неподходящей одеждой».

Многие люди настолько заняты своей семьей и работой, что у них не остается времени, чтобы заняться своим внешним видом. Им рекомендуется использовать утилитарный подход, который заключается в том, чтобы оценивать значение внешнего вида с точки зрения важности в конкретной ситуации. Сформулировав основные принципы и выработав определенные привычки, для этих людей станет возможно уделять внимание и другим вещам. Если уделить некоторое время размышлениям о том, что вам лучше идет, не понадобится тратить много времени на достижение желаемого результата. Следует рассматривать внешний вид как необходимый механизм достижения своих целей.

Если человек имеет ухоженный вид, то есть чисто вымыт, волосы аккуратно подстрижены, кожа чистая, а руки и зубы выглядят привлекательно, то он словно излучает положительную самооценку.

Уход за собой - это привычка, а чтобы привычка закрепилась, соответствующие действия следует повторять много раз. Поэтому следует планировать действия, связанные с уходом за внешностью и поддержанием здоровья (визиты в парикмахерскую, к дантисту, посещение тренажерного зала и т.д.). Посещение можно заранее перенести на другое время из-за внезапно появившихся обстоятельств, таким образом, порядок не будет нарушен. Любое новое начинание (диета, физические упражнения и т.п.) следует осуществлять как можно скорее после того, как решение принято.

Необходимо появляться на работе каждый день хорошо одетым и причесанным и соблюдать в этом последовательность. Вот что пишет по этому поводу Филиппа Дэвис в книге «Создай себе имидж»: «Например, вы хорошо выглядите три или четыре дня подряд, а потом приходите на работу в неопрятном виде. Коллеги будут вправе сделать вывод, что вы можете так поступить и в других отношениях; возможно, они сочтут вас ненадежным человеком. Часто случается, что именно в тот день, когда вы не почистили ботинки или накануне отложили визит к парикмахеру, начальник вызовет вас к себе «для беседы» или придется обедать вместе с важным клиентом. Помните, что наши привычки по уходу за собой все время на виду. Мы часто уделяем много времени покупке наряда, который будем надевать раз в неделю, и забываем о том, что нужно ежедневно причесываться».

Волосы нужно стричь каждые шесть или семь недель. Рекомендуется найти личного парикмахера, который сможет порекомендовать определенный стиль прически, соответствующий форме лица и типу волос. При этом следует принимать во внимание стиль жизни и наличие времени на уход за волосами в промежутке между визитами к парикмахеру.

Прическа является очень важным элементом имиджа. Старомодные прически, особенно такие, когда волосы спускаются низко, увлекая за собой взгляд наблюдателя, сильно старят. Более современный стиль, при котором волосы зачесаны вверх и назад, приподнимает черты лица. С возрастом лицевые мышцы ослабевают, лицо «оплывает» под воздействием гравитации, поэтому зачесанные вверх волосы помогают выглядеть моложе. Такой же эффект имеют короткие челки, увлекающие глаз наблюдателя вверх.

Прическа способна сделать имидж как более жестким, так и более мягким. Обилие завитков и волн подчеркивает округлость черт лица и мягкость линий в одежде. Острая геометрическая прическа подчеркивает рубленые черты лица и складки на одежде. Волосы, которые длинными прядями висят на лице, способствуют созданию неуверенного вида. «Скинхэды» выглядят агрессивно, потому что их волосы коротки, прически имеют геометрическую форму, и все лицо находится на виду. При коротких волосах люди больше внимания обращают на лицо, на косметику. Крупные черты лица можно скрыть большим количеством волос.

Волосы красят как женщины, так и мужчины (в России последнее не очень распространено). Лучшие парикмахеры пользуются при этом очень тонкими приемами. Радикальное изменение цвета волос требует гораздо больше внимания к уходу за ними, к стилю одежды, а для женщин - к косметике. Окраска бровей и ресниц может использоваться обоими полами, и при определенной аккуратности может выполняться в домашних условиях. Она притягивает внимание к глазам и подчеркивает черты лица тех, у кого бледная кожа.

Многие консультанты по имиджу считают, что мужчины, занимающие руководящие должности, лучше всего выглядят, когда они гладко выбриты. Усы и борода скрывают значительную часть лица и затрудняют чтение по нему. Усы обычно соответствуют военному стилю, борода воспринимается как признак грубой мужественности или желание выделиться. Чтобы борода и усы смотрелись хорошо, их нужно регулярно причесывать и подстригать.

Обычно у женщин кожа более мягкая и тонкая, чем у мужчин, поэтому она требует больше питания и защиты. И мужчинам, и женщинам необходимо регулярно очищать кожу и увлажнять ее, особенно после воздействия солнца или воды. Ведущие косметические компании в настоящее время предлагают полный набор средств по уходу за кожей для мужчин. Хотя многим людям нравится иметь загорелую кожу, в последнее время начинают признавать, что воздействие солнечных лучей старит. Некоторые средства для защиты от солнца, особенно для лица, могут использоваться ежедневно, в том числе и под косметикой. Загорелые люди выглядят более здоровыми. Но этого можно добиться и при использовании специальных кремов, с помощью которых можно быстро улучшить цвет лица и придать ему красивый бронзовый оттенок. При съемках на телевидении и фотографировании блеск кожи можно предотвратить, используя специальный крем.

Рукам нужно уделять столько же внимания, сколько лицу. Ногти должны быть чистыми и аккуратно обрезанными. При наличии проблем с ногтями следует обратиться в специальный маникюрный салон. Допустимо использование накладных ногтей, которые выглядят совершенно естественно и защищают собственные ногти в период роста.

Красивая улыбка является одной из важных составных частей имиджа. Плохие зубы могут заставить почувствовать себя неловко в моменты улыбки или просто разговора. Некоторые люди специально разговаривают, раскрывая рот не полностью, чтобы собеседник не мог видеть зубов. При необходимости следует потратить деньги на то, чтобы привести зубы в порядок. Это могут оказаться довольно большие деньги, но эффект, полученный от вида красивых и здоровых зубов, будет еще больше. Большое значение имеет правильный выбор зубного врача. Рекомендуется иметь постоянного дантиста, который сможет заниматься не только лечением, но и профилактикой заболеваний зубов. Кроме того, во всем мире получило распространение регулярное проведение чистки зубов у дантиста и отбеливания. В России подобная практика только начинается. Большая часть населения, кроме того, не может себе позволить эти процедуры из-за достаточно высоких цен. Однако, руководитель - по определению, человек не бедный, и должен тратить часть своего дохода на уход за зубами. Плохие зубы считаются одним из признаков, по которым узнают россиян за границей. Руководителям следует стремиться к изменению такой ситуации.

Дезодоранты и лосьоны после бритья.

Не следует производить впечатление человека, у которого проблемы с личной гигиеной. Запах немытого тела не является признаком мужественности. В настоящее время в продаже имеется много эффективных и безопасных дезодорантов.

Чрезмерное использование дезодорантов и лосьонов для бритья может иметь обратный эффект. Обоняние людей наименее сильно утром, поэтому неизвестно, как будет влиять запах на окружающих днем. Для работы следует использовать дезодоранты и лосьоны с легким запахом, оставив более сильные на вечер.

Одежда .

Так как одежду люди выбирают сознательно, по ней можно сделать определенный вывод о личности владельца. Дороти Роу в своем исследовании «Преуспевающее Эго» пишет, что экстраверты страраются активно влиять на других людей, тогда как интроверты самоустраняются от влияния на других. Она пишет:

«Желание увеличить или уменьшить влияние на людей определяет то, как человек одевается. Экстраверты предпочитают необычные наряды, а интроверты - утонченные. Первые отдают предпочтение ярким цветам, а вторые - холодным. Экстраверты любят большое количество украшений, шарфы и оборки, тогда как стиль интровертов - простой и скромный. Даже для тех, кто мало внимания уделяет одежде, последнее различие является важным».

Одни люди специально одеваются так, чтобы шокировать публику и провоцировать ответную реакцию. Другие до такой степени сливаются с толпой, что их внешний вид трудно запомнить. Реализовать возможность выразить себя в одежде помогают три основных элемента: покрой, материал и расцветка.

Покрой одежды определяется модой, и чем более он экстравагантен, тем скорее выйдет из моды. Покрой одежды определяет, сколько ткани и ниток израсходовано, из скольких частей и деталей состоит вещь.

Для работы, которая часто предполагает встречи и собрания, лучше всего подходят строгие костюмы. В свободное время допустимы костюмы спортивного стиля и свитеры.

Покрой одежды определяет, как будут смотреться формы тела. Даже очень худой человек будет казаться полнее, если наденет пиджак с квадратными плечами и широкие мешковатые брюки. Правильный выбор покроя одежды часто способен скрыть недостатки фигуры.

Люди по-разному реагируют на различные геометрические формы и придают им определенные качества. Округлой формы воротники, карманы и лацканы имеют более мягкий вид, чем детали, имеющие строгую геометрическую форму и большое количество острых углов. Реакцию людей на разные геометрические формы можно использовать для правильного выбора одежды. Простой шерстяной свитер с круглым вырезом придает спокойный и доступный вид, тогда как деловой костюм с острыми геометрическими формами - властность и строгость.

Деловому человеку следует избегать одежды с большим количеством деталей - карманов, замков, сложной формы воротников, блестящих пуговиц. Такая одежда отвлекает внимание от самого человека, от того, что он говорит.

Материал.

Материал определяет очень многое: будет ли теплой сшитая из него вещь, как быстро она будет мяться и требовать химчистки, насколько одежда удобна, «дышит» она или нет, мягкой или жесткой ощущается.

Натуральные материалы, такие как шерсть, хлопок, лен - наиболее удобны в носке, хотя они и дороже, чем многие искусственные материалы. Вещи, сшитые из комбинированных материалов, неудобны в носке и легко мнутся. Костюмы из «холодной шерсти» (cool wool) можно носить практически в любое время, за исключением очень холодной или очень жаркой погоды.

Материал одежды также вызывает у наблюдателя ассоциации, хотя и подсознательные. Например, при виде человека, одетого в костюм из твида могут возникнуть ассоциации с консервативным дворянином-землевладельцем. Шелк наводит на мысли чувственности, богатстве и экзотичности. Подобные представления влияют на выбор одежды и на реакцию на одежду других людей. Твид может стать подходящим материалом при желании произвести впечатление надежного человека с традиционными вкусами. Шелк, напротив, может помочь создать имидж богатого утонченного человека.

Гладкие и блестящие материалы, такие как сатин, кожа и «акулья кожа», создают впечатление, будто движутся навстречу наблюдателю. Поскольку они отражают свет, кажутся более яркими. Матовые материалы - замша, лен - «отступают назад», поскольку поглощают больше света.

Разные виды рисунка ткани также создают определенные ассоциации. Для повседневной одежды больше всего подходят рисунки, состоящие из прямых линий, а также клетки и полоски.

Расцветки.

Цвет также создает эмоциональные ассоциации. Теплые, яркие, легкие цвета, например, красный и желтый, способствуют созданию имиджа симпатичного и дружелюбного человека. Холодные, мрачные, темные цвета, например, черный, темно-синий, серый, «отступают», создают дистанцию, способствуют созданию имиджа властного и неприступного человека.

В городских районах люди обычно носят одежду тех цветов, которые их окружают - серый, темно-синий, черный и бежевый, тогда как традиционные цвета для сельских районов - зеленый и коричневый. В жарких странах на солнце яркие цвета выгорают, поэтому блестящие оттенки там более популярны, чем в северных странах.

Наиболее универсальна одежда нейтральных тонов. Одежда ярких расцветок может подавлять человека, особенно если у него бледный цвет кожи. Кроме того, яркая одежда отвлекает внимание от самого человека, что для руководителя недопустимо. Темные нейтральные цвета делают человека более значительным, теплые нейтральные цвета, например, бежевый и светло-коричневый, создают впечатление большей доступности.

Наиболее важный цвет - тот, который находится ближе к лицу. Сорочки, блузы, галстуки должны быть таких оттенков, которые подходят к цвету лица и украшают его. Правильное использование цвета в одежде делает внешний вид человека динамичным и уверенным.

Уместность .

Выбор одежды зависит от стиля жизни и места работы. В одних отраслях, таких как финансы, юриспруденция, бухгалтерский учет, ношение строгой одежды обязательно. В других, например, в средствах массовой информации и в сфере рекламы, допустима гораздо большая свобода.

В ситуациях, где одежда имеет особое значение - на собеседованиях, презентациях и встречах с новыми клиентами - следует учитывать фактор «таких как мы». Например, при собеседовании, по результатам которого будет принято решение о работе в компании, внешний вид должен говорить о возможности легко влиться в коллектив компании. Предоставляя какую-либо услугу для компании, следует соответствовать имиджу компании в целом. При работе в команде необходимо, чтобы внешний вид не отличался от вида остальных членов группы.

Властный или «силовой» стиль одежды в настоящее время очень популярен и широко копируется. Гораздо больше вопросов возникает с так называемым «доступным» стилем. Строгий темно-синий костюм директора компании будет отлично выглядеть на заседании совета директоров, однако может создавать дистанцию на переговорах с профсоюзными лидерами. Для такой ситуации больше подойдет менее строгий серый костюм или даже просто брюки и спортивная куртка: эта одежда будет способствовать созданию непринужденной атмосферы. Если женщине-менеджеру предстоит сделать выговор подчиненным, которые работают в очень напряженной ситуации, ей лучше вместо строгого черного костюма надеть трикотажный костюм голубого или зеленого цвета - это придаст ей более понимающий вид.

Стремясь получить продвижение по службе, руководителю следует одеваться так, так он одевался бы для выполнения работы на более высокой должности. При этом у вышестоящего начальства появляется больше шансов представить данного руководителя на этой должности.

При разговоре люди обычно смотрят на лицо и плечи собеседника. Поэтому женщины могут выражать свою индивидуальность с помощью украшений и шейных платков, а мужчинам необходимо очень внимательно подходить к выбору воротников, сорочек и галстуков.

Многие мужчины-менеджеры одеваются в «аэропортовском» стиле - покупают галстуки, рубашки и пиджаки в аэропорту во время ожидания самолета. Вместо этого рекомендуется покупать одежду в хорошем магазине. Купленная там одежда придает облику большую индивидуальность.

Ассоциации, вызываемые покроем, материалом и цветом одежды, несут в себе определенные ценности. Выбор стиля может свидетельствовать о «сельском» менталитете или, напротив, о «городской» ориентации.

Японские и европейские дизайнеры создали современный стиль одежды. Хромовый чемоданчик, льняной костюм, более смелое использование цветов и форм, итальянские туфли свидетельствуют о знакомстве с современным дизайном и модой. Дорогие часы, одежда с именами модных кутюрье, много золота и загар свидетельствуют о финансовых успехах (такой стиль очень популярен во Флориде). Но богатство можно выразить и более скромно - носить кашемировые свитеры, шелковые блузки или рубашки спокойных тонов, настоящие часы «Роллекс».

Аксессуары: внимание к деталям.

Если человек демонстрирует своей одеждой высокие стандарты и внимание к деталям, можно предположить, что те же качества он проявляет и в работе.

На работе аксессуары часто имеют функциональное значение: в портфеле работники носят результаты своего труда, часы помогают правильно распоряжаться временем и т.д. На эти аксессуары люди обращают внимание, потому что они используются постоянно. Поэтому к их выбору следует относиться с особой тщательностью. Слишком большое количество аксессуаров делает внешний вид человека суетливым и может отвлекать внимание. Человек, который несет мобильный телефон, портфель и органайзер, иногда производит впечатление «помешанного на безделушках». Впечатление должны производить результаты работы, а не то, что находится в руках. Слишком большое количество деталей, например, украшений, может отвлекать внимание.

Аксессуары, обувь и дамские сумочки светлых или ярких расцветок имеют скорее декоративный, чем функциональный вид. Они более уместны в нерабочей обстановке.

Следует проявлять осторожность в выборе очков. Очки - это элемент внешности, который всегда остается на виду. Оправа должна подходить к лицу. Круглые стекла очков еще больше подчеркнут округлость лица. Поэтому при круглом лице рекомендуется подбирать прямоугольные стекла. Следует избегать оправ, которые слишком привлекают к себе внимание. В этом случае велика вероятность того, что люди больше запомнят очки, чем лицо.