Религия как одна из форм культуры конспект. Десять актуальных вопросов о религии в казахстане

Повторяем 1.Наука- это…………. А? …… Б?........ В?........ 2. Назови высшее научное учреждение РФ: 3. Международная премия для ученых, добившихся выдающихся успехов………. 4.Какую роль играет наука в современном обществе?(ПОЛНЫЙ ОТВЕТ) проверяем

1.НАУКА- ЭТО…

А)Особая система знаний

2. Высшее научное учреждение- РАН

3. Нобелевская премия

Б) ОСОБАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

В) Система организаций и учреждений

4. Наука играет огромную как исследовательскую, так и практическую роль в современном мире.

«5»- 6 ответов

«4»- 5 ответов

«3»- 4 ответа

Статистические данные 2011 г.

Я исповедую…

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ. ???

-Что такое религия?

-Особенности религии.

-Функции религии(для чего необходима)

-Религиозные организации.

-Свобода совести и вероисповедания .

???Почему активное развитие науки, распространение научных знаний не уменьшает число верующих???

Что такое религия? Что такое религия? ВЕРА МОЛИТВА ДУША БОГ ЦЕРКОВЬ СВЕРЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ НАДЕЖДА ПОМОЩЬ Когда появились первые религии? Когда появились первые религии? Что им было свойственно? Виды религий

Родоплеменные

Национально-

государственные

Тотемизм, тотем

природный объект –

животное, растение,

неодушевлённый предмет.

Буддизм,

Конфуцианство

Какие мировые религии ты знаешь? Мировые религии
  • Буддизм (6 в. до н.э.)
  • Христианство (1 в. н.э.)
    • Католичество
    • Православие
    • Протестантизм
  • Ислам (7 в. н.э.)
цитаты из разных священных книг
  • БУДДИЗМ : «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
  • ДАОСИЗМ : «Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей»
  • ИСЛАМ : «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»
  • КОНФУЦИАНСТВО : «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»
  • ХРИСТИАНСТВО : «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

Сравни! Сделай вывод.

1. Что такое религия? Словарь с. 221 Религия – совокупность духовных представлений людей, основанных на вере в Бога. 2. Особенности религиозной веры:

  • Вера в Бога , в сверхъестественные силы, влияющих на жизнь человека
  • Вера во взаимодействие с Богом
  • (соответствующее поведение: обряды, молитвы и т.д.)
3. Функции РЕЛИГИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Учебник, с. 78- Прочитай, назови, приведи примеры. Регулирует поведение людей Воспитывает людей Дает ответы на «вечные» вопросы Снимает тяжелое психологическое состояние Избавляет от одиночества Объединяет людей, общество 4. Религиозные организации с. 79 Церковь -Деление на духовенство и верующих -Массовая организация -Официальный лидер(Папа Римский, Патриарх) -Есть храмы, территориальное деление Секта -Нет деления на духовенство и верующих -Небольшая численность -Нетерпимость к другим вероучениям -Строгий контроль за жизнью членов организации 5. СВОБОДА СОВЕСТИ. СВОБОДА вероисповедания.

КОНСТИТУЦИЯ РФ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВО СВОБОДЫ СОВЕСТИ, СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.

ВСЕ РЕЛИГИИ РАВНОПРАВНЫ,

ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ГАРАНТИРУЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТА.

ЦЕРКОВЬ ОТДЕЛЕНА ОТ ГОСУДАРСТВА.

РАВНЫЙ ДОСТУП ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВСЕХ РЕЛИГИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ.

ЗАПРЕЩЕНА ПРОПАГАНДА ЛЮБОЙ РЕЛИГИИ в школе.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

РЕЛИГИЯ - ОДНА ИЗ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕРЯТ В БОГА?

Почему люди верят в бога?

ПОВТОРЯЕМ

Сегодня на уроке я...

НАУЧИЛСЯ-

БЫЛО ИНТЕРЕСНО-

БЫЛО ТРУДНО-

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ-

гармоничное,

комфортное.

спокойное

*2.ПОПРОБУЙ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ПИСЬМЕННО ИЛИ УСТНО НА СТР. 81. МНЕНИЯ : КАКУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТЫ ПОДДЕРЕЖИВАЕШЬ?

Что означает для современного человека религия?

Религия - это система, регулирующая общественные отношения, продвигающая идеи, формирующая сознание людей. Религия создает определенные нормы и регулирует взаимосвязь людей в обществе. Это взаимосвязь человека с высшим разумом (Богом).
Благодаря этому явлению из поколения в поколение передаются обычаи и традиции, решаются проблемы личности и социума, регулируются отношения людей в обществе, люди объединяются в группы, которые формируют общий взгляд на мир.
Для общества религия выполняет множество функций. Она способствует формированию в сознании человека идеалов, наполняет жизнь смыслом, компенсирует бессилие и зависимость человека от естественных условий жизни. Ситуации, которые нам непосильны, мы отдаем воле Божией. Например, когда человек сталкивается с несправедливостью, и не может воздействовать на обидчика, он надеется на то, что Господь накажет его. С помощью религии, в душе человека устанавливается спокойствие и вера в счастливое будущее. Это происходит в процессе общения верующих, священников, совершения церемоний и обрядов. В сознании человека появляется вера в счастливое будущее.
Религия устанавливает нормы, взгляды, правила поведения, формируя и ориентируя поведение человека.
Религия рассматривает смысл жизни, решение жизненных проблем, восприятие смерти, существование потусторонних сил. Она формирует сознание человека и способы восприятия внешнего мира. Каждая из разновидностей религии имеет свою систему ценностей, которые регулируют отношения между людьми, поступки людей, их действия. Религиозные учения также касаются семейных взаимоотношений, интимных взаимоотношений.
Религиозное направление объединяют нации, помогают формировать и укреплять государства. Кто же время, из-за противоречий религиозных взглядов, религия может привести к распаду или разъединению общества или государства.
Взаимосвязь культуры и религии
Религия является элементом культуры, она возникла в результате работы человеческого разума и человеческой деятельности. Возникновение религиозных учений связано с тем, что человек не мог превзойти силы природы, объяснить какие-либо явления. По этой причине он начинал поклоняться природе и обожествлять ее. Этим объясняется появление религиозных систем, связанных с поклонением Богам, предстоящим в образе природных явлений. С XVIII по ХХ век между верой и наукой возникали противоречия. С развитием научных и теоретических знаний, религиозные учения начинали считаться пережитком прошлого. В ХХ веке церковь вообще была отделена от государства. В период развития человечества считалось, что религия выражает зависимость человека от природы.
В наше время люди имеют право выбора. Мы стремимся самостоятельно найти ответы на интересующие вас вопросы. Для кого-то религия является важной составляющей жизни, кого-то она вообще не интересует. Развитие цивилизации, несомненно, очень важно для общества. Новейшие технологии разработки улучшили качество нашей жизни. Но, в тоже время, лишили жизнь эмоций, впечатлений, тайны бытия.
Человек не может жить одной наукой. Душа должна быть наполнена красотой, любовью и силой. Проживая жизнь, человек должен оставить после себя какой-то след. В современном мире наши души лишилась многих ценностей. Мы настолько увлеклись работой, преувеличением своих доходов, собственной жизнью, что уже не знаем что нам нужно для счастья. Ответить на вопрос, чего не хватает душе, будет очень сложно. Возможно, именно с таким образом жизни связано множество проблем современных людей. Мы настолько замкнулись в себе, что уже не замечаем других людей, нас не интересует их жизнь, взгляды, интересы. Стремительный образ жизни действует на нас губительно, духовность уходи в прошлое.
Задумайтесь, возможно, именно нехватка духовных составляющих меняет нашу жизнь в худшую сторону. Обратите внимание на вещи окружающие вас, на природу. Вы не будете ей поклоняться, вы должны заметить ее красоту, сохранить первозданный вид, оберегать. Природа же внесет в вашу жизнь краски, в ней столько неповторимых явлений и существ, что, открыв свою душу, вы не устанете наслаждаться окружающим миром.
С древних времен человеку свойственно быть в обществе, люди строили города, добывали пищу, защищались от врагов, все это делал не один человек, группа людей. Не только взаимопомощь объединяет нас, общение является самым важным элементом культуры. Из поколения в поколение человек передавал опыт, знания, учения, традиции. Человек без традиций не имеет истории. Мы почитаем своих предков, благодарим их и помним. Знание истории своего народа, семьи характеризует духовность человека. Без истории мы никто.
Депрессии, ненависть друг к другу, зависть - результат нехватки духовности. С современным ритмом жизни мы стали очень черствы к окружающим нас людям. Религия это проявление культуры, человеку стоит пересмотреть свои взгляды на духовное и религиозное воспитание. Душевные качества закладываются в детстве, поведение и культура родителей является первым и самым важным примером для детей.
Остановитесь, оцените свою жизнь, культуру, религиозные и духовные взгляды. Каких качеств вам недостает, что вы хотите изменить? Вы не сможете изменить мир, если начнете с себя. Подумайте о том, в каком мире будут жить ваши дети. Неизвестно, что нас ждет дальше. Вернитесь к культуре, духовности, религии, общению, созерцанию прекрасного сегодня. Вашему примеру последуют многие люди, который беспокоятся о будущем цивилизации. У человека есть душа, и он должен всегда стараться наполнить ее жизнью и любовью.
Никогда не поздно вернуться к религии и культуре. Главное понять, что это действительно важно. Религия, как одна из форм культуры, поможет вам совершенствовать и развивать благородные человеческие качества. И ваша душа будет наполнена чистотой, красотой и любовью.

Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредст­вом системы культовых действий она организует повседнев­ную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие эле­менты: религиозное сознание, религиозный культ и религи­озные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного созна­ния: массовое религиозное сознание, в котором обычно пре­обладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержа­ния вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого веро­учение не только осваивается, но и транслируется, интер­претируется применительно к требованиям времени, защи­щается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд сущест­венных характеристик религиозного сознания.
Первая из них - убежденность в существовании объек тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами на­делялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых ре­лигиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусто­ронним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестествен­ного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убеж­денность в зависимости человеческой судьбы от воли боже­ства, предъявляющего определенные требования к поведе­нию человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости мо­жет принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просвет­ленного смирения как результата осознания человеком соб­ственного несовершенства, ограниченности своих возможно­стей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих воз­можность умилостивить божество, а в случае нарушения бо­жественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являют­ся церковь и секты. Церковь представляет собой, как пра­вило, иерархическую религиозную организацию духовенст­ва и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общи­ны, разномыслящие с господствующей церковью.



Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования.
В структуре религии обычно выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.
Можно выявить несколько уровней религиозного сознания: массовое религиозное сознание, в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая, и рационально оформленное сознание, предполагающее понимание содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания - богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.
Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания.

Первая из них - убежденность в существовании объек- тов9 обладающих сверхъестественными свойствами. Из курса истории вы помните, что подобными свойствами наделялись, например, силы природы (солнце, ветер, дождь, гром и т. п.), отдельные предметы-фетиши, души предков. В развитых религиозных системах, особенно в мировых религиях, основной объект религиозного поклонения - Бог, открывший свое существование человеку. Важно то, что мир священного для верующего реален, он не относится к сфере фантазий.
Следующая характеристика - убежденность в реальное- ти контакта с объектами религиозного поклонения. Этот контакт, как правило, представляется верующему двусторонним. Божество в той или иной мере воздействует на судьбы отдельных людей и целых народов, но и верующий имеет определенные каналы связи с миром сверхъестественного - культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.).
Еще одна важная черта религиозного сознания - убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное. Переживание человеком своей зависимости может принимать диаметрально противоположные формы: от животного страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения как результата осознания человеком собственного несовершенства, ограниченности своих возможностей. Религия предполагает также установление добрых отношений человека с объектами поклонения, дающих возможность умилостивить божество, а в случае нарушения божественной воли компенсировать непослушание покаянием или жертвоприношением.
Основными организационными формами религии являются церковь и секты. Церковь представляет собой, как правило, иерархическую религиозную организацию духовенства и верующих, основанную на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты - это относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

Еще по теме РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ:

  1. Лекция З Биржа как одна из форм организованного рынка. Виды бирж

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу? Как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке? Сегодня, пожалуй, не найдется преподавателя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно – урочная система с преобладанием фронтальных форм работы неэффективна и мало способствует развитию учащихся. Для нее характерна низкая познавательная самостоятельность обучающихся, усреднение темпа и уровня изучения учебного материала. И учащиеся, и преподаватель становятся заложниками времени: нужно на уроке все успеть объяснить (понять, запомнить!), спросить (ответить!), оценить. Учащийся все время в состоянии оценивания, работает в режиме “спросил – ответил”. В результате его учебная деятельность сводится к запоминанию и воспроизведению. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения, скорее, со знаком минус, чем плюс. Как, не поступаясь высоким уровнем обучения, сохранить учащемуся физическое и психическое здоровье, сформировать у него положительную учебную мотивацию?

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.

Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.

МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКЕ

Тема “Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте”

Цели –1. Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.

2. Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.

3. Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.

На доске: Тема урока “Односоставные предложения и ……………………. .”

Слова песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значение злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Из учащихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) по знакам Зодиака, что предполагает объединение в группы по “мотиву случайности” Для каждого ВТК определен тип односоставных предложений (назывные, обобщенно - личные и т.д.)

Ход урока

1. Приветствие мастера

2. Индуктор. Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Мастер: Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки песни Б. Окуджавы? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.

Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по ВТК.

Социоконструкция: Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске (например, восторг, любовь, дружба и. т.д.)

Мастер: Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями

Мастер: Есть ли какая – то логика в моих ассоциациях? Какая?

(Учащиеся определяют, что объединяет все эти слова).

Социализация:

Мастер: Выделите ключевое слово (Настроение)

Как связана данная ассоциация с темой урока?

(благодаря односоставным предложениям в тексте Б. Окуджавы, создается определенное настроение грусти, ностальгии, любви и т.д.

Мастер: Итак, какая цель нашего исследования? (Показать роль односоставных предложений в создании настроения текста, особенности их употребления в художественном тексте).

Мастер дописывает на доске тему “и особенности их употребления в художественном тексте”.

Мастер: Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте в ВТК написать миниатюру об осени, используя односоставные предложения указанного типа. Обсудите. (Звучит муз П. Чайковского из “Времен года”)

Мастер: Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения?

(Ответы учащихся)

Мастер: У вас на столах тексты с рассказами В. Астафьева “Затеси”

“Затеси” - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.

(Работа со словарем - найти определение, что такое затесь)

Мастер: И сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в “Затесях” “работают” односоставные предложения.

(Работа в ВТК Обсуждают коллективно, делают заметки)

Афиширование:

Каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.

Мастер: Прослушав все выступления, сделайте вывод, обсудив в группах. Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием.

Представители ВТК записывают на доске: для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста и т.д.

Мастер: Определите опорное сочетание (настроение текста). Вспомните о том, что в начале урока опорным словом в наших ассоциациях тоже было слово настроение.

Рефлексия:

Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Появилось ли желание углубиться в проблему? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Скажите, как вам было приятно работать вместе. Помните призыв Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”