Протоиерей Валериан Кречетов: Добрых людей стало больше. Протоиерей Валериан Кречетов - «Старайтесь жить так, как Бог даст Валериан кречетов

Отец Валерьян Кречетов, в народе считается прозорливым. Его проповеди весьма помогают атеистичным людям обратиться к церкви.

Православие всегда было сильным благодаря мудрым священникам. И в настоящее время есть истинные хранители веры, те, к кому обращаются за мудростью и укреплением душевных сил, напутствием на духовный путь. Число прихожан Покровского храма в селе Акулово растет с каждым годом, благодаря его настоятелю, отцу Валериану.

Про протоиерея Валериана Кречетова можно сказать, что он в храме с малых лет. Шестилетним мальчиком он начал прислуживать в Зарайской церкви. Батюшка Валериан из православной семьи: его отец был священником, а мама — псаломщицей в храме. Родители и дети жили церковной жизнью во времена атеизма и гонений на Церковь.

Школьником будущий священник изучал церковнославянский язык, от вступления в пионеры и комсомол отказывался. В семинарию пришел подготовленным человеком, окончил ее экстерном за один год вместо четырех. В 31 год стал дьяконом, через год иереем. Затем были годы обучения в Московской духовной академии РПЦ. У священника есть и светское образование: по настоянию отца он закончил Московский институт леса, освоил штурманское дело.

В 1970 году отец Валериан Кречетов стал настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь в селе Акулово не закрывалась с 1907 года и служила приютом для православных в годы репрессий. Трудами отца Валериана и его духовных чад храм был восстановлен и благоустроен. В числе прихожан множество многодетных семей, их проблемы батюшка знает не понаслышке. Сам он относится к «белому духовенству», прожил с супругой около полувека в любви и согласии, поставил на ноги семь детей, у которых подрастают 34 внука.

Где проходят беседы старца?

При церкви, где служит отец Валериан, действует воскресная школа для детей и взрослых. Помимо изучения Закона Божия, маленькие прихожане занимаются фехтованием, рукодельными техниками, конструированием. Взрослые опекают подопечных дома престарелых. Нашими силами вместе со служителями Храма часто организовываются поездки в места паломничества (к ныне живущим старцам, к мироточивым иконам и по святым местам).

Отец Валериан Кречетов духовно окормляет не только своих прихожан. Десятилетия он служил епархиальным духовником. В кругу его общения были Николай Гурьянов, отец Иоанн Крестьянкин. В настоящее время отец Валериан является духовником многих московских священников. Батюшкой воспитано немало монахинь и монахов, священников. На его службу приходят и простые прихожане, и сильные мира сего — такова его доброта и вера.

Как попасть на прием к батюшке Валериану?

Служение Валериана Кречетова не ограничивается настоятельством, он — миссионер и писатель. Его духовные книги многим помогают укрепиться в вере, в них находят утешение и добрый совет. Не все могут или знают, как попасть на прием к батюшке, через свои книги он делится тем, в чем нуждается душа любого православного христианина. Но никакая книга не заменит живого общения со старцем Валерианом. Его духовная мудрость способна воскресить мир в душе каждого страждущего и направить на путь Божий, истинный.

А попасть к нему Вы сможете с нами воспользовавшись благотворительной поездкой, с помощью которой сможете поговорить со старцем и посетить в селе Акулово бесподобной красоты Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Подробнее о поездке.

Внимание! За деньги нельзя купить очередь или прием любого из Старцев!

Батюшка, который хорошо причащает

Отец Валериан, что можно сказать о батюшке Николае Гурьянове?

– В отношении отца Николая Гурьянова можно сказать, что это – святой, благостный старец, которого Господь явил и нашему народу, и миру всему как пример возможной святости в наши дни. Это был человек, который прошел суровые времена и гонений и тюрем, но сохранил дух. У нас же есть понятие «не в духе». А он всегда был в духе в этом смысле: спокоен, не раздражался. Как-то я рассказал батюшке о том, что некоторые католические священники, ксендзы из усердия выходят на пляжи и совершают там мессу, церковное служение. Причем не поймешь – как люди одеты и одеты ли вообще, – это, конечно, для нас кощунство какое-то. Батюшка вздрогнул сначала, а потом таким мирным-мирным и тихим-тихим голоском говорит: «Ну, может, не следовало этого делать…»

А как вы познакомились с отцом Николаем?

– Дело все в том, что мы ездили в Печоры, отец Иоанн (Крестьянкин) сюда, в Акулово, приезжал к отцу Сергию Орлову. И я слышал, что батюшка есть на острове, ездят к нему. Вот и мы заехали…

Вам сколько лет тогда было, отец Валериан?

– 60-ти еще не было, 57, по-моему. На Залите бывала раба Божия Татиана (в девичестве – Татиана Уточкина) – приезжала на остров, помогала. Эта Таня ходила и в наш храм. И вот она говорит: «Приезжайте к нашему батюшке». Она мне, собственно, про него и рассказывала. Ну, я приехал, и как-то Валентина Васильевна, раба Божия из Питера (ухаживала за батюшкой, прислуживала), предложила: «Батюшка давно не причащался, может быть, вы причастили бы его?» – «Как же, конечно…»

Через некоторое время я собрался, взял святые дары, приезжаю. Батюшка говорит: «А я не буду причащаться». Я говорю: «Хорошо, батюшка». Но потом он причастился. А через некоторое время спросил меня: «А ты чего не причащается?» Я говорю: «Батюшка, благословите». И стал тоже причащаться вместе с ним.

Видимо, некоторые батюшки, когда отец Николай стал жить отдельно, начали ему предлагать: «Вам нужно причаститься». «Нужно…» Как будто он не знает, что нужно. А батюшка, так сказать, смирял их: «Нет, нет, нет».

Потом как-то Валентина Васильевна говорит отцу Николаю: «Батюшка приехал». – «Это, – спрашивает, – наш батюшка, который хорошо причащает?» Хорошо – значит, как благословит, спокойно. Ладно уж друг друга учат или кого-то еще, а старца наставлять – видимо, не подобает.

И так вот в течение многих лет Господь сподобил меня ездить на остров Талабск. Батюшка и мы все причащались там каждый раз. Едешь – хочешь задать какие-то вопросы. Туда приезжаешь – все забываешь, и ничего не можешь спросить.

Я, когда ездил к батюшке, всегда передавал ему записки от людей, а он мне отвечал. Однажды приезжаю, а почти все записки забыл.

«Ну и хорошо», – говорит батюшка. Возвращаюсь, а меня все эти люди благодарят, у них все управилось. Я говорю: «Знаете, я даже не возил записки ваши».

Вот так Господь все совершал.

По фамилии Гурьянов

Каждую неделю вы ездили из Москвы на остров Талабск в Псковскую область, за полторы тысячи километров?

– Под конец да, почти каждую неделю. Сутки в дороге. Причем туда ехали ночью, чтобы батюшка утром причастился, пораньше.

А за рулем – кто?

– Ну, менялись – один, другой. Потом уже большей частью меня возили. Иногда я подменял, поскольку сам водитель. Но это что – везут и везут. А вот весной или осенью приходилось непросто. Потому что навигации не было, и надо было идти по болоту. И вот я с лыжными палками перемещался с кочки на кочку, потом выходил на край болота, и там такой Саша Петров встречал меня на «Ниве» с большими колесами.

Иногда приезжаешь, а на озере шторм. И вот машина идет по косе, которая залита водой, – Саша знал место, где можно было ехать. И вдруг чувствуешь, что «Нива» отрывается и начинает подниматься. Думаю: «Ну все, сейчас унесет в озеро». Когда подморозит – она легко ходила, катилась, как-то проскакивала. А когда болото – бывало еле-еле.

Несколько раз машины разбивались, мы попадали в аварии. Один раз – страшно: на большой скорости боком сбили железобетонный столб. Поперечная тяга оказалась разломана на три части. Хозяин машины попытался ее вставить, а ничего не сходилось. Потом уже экспертиза показала, что кусок тяги, сантиметров 15 или 20 толщиной, вырвало.

Меня спасло то, что я не был пристегнут. Когда мы летели, я бросился внутрь, и столб прошел через мое сиденье. Если бы я не уклонился – раздавило бы. Удар в спину был такой, что из образовавшейся гематомы выкачали потом почти литр крови. Но я остался жив милостию Божией.

Когда мы в тот раз приехали, отец Николай говорит: «Я всю ночь проплакал». Батюшка духом чувствовал, видно, молился.

Батюшка, а остается духовная связь со старцем?

– Конечно. Связь точно есть.

Вы сейчас обращаетесь к нему за помощью?

– Да что обращаться за помощью, когда все есть. У меня все – Бог в помощь, все посылает мне, спаси Господь. Недавно просто – у меня же все-таки семеро детей, 32 внука, куда-то их возить нужно – предложили дом с участком в деревне. И когда начали оформлять – по доверенности за хозяев хлопотал раб Божий по фамилии Гурьянов. Ну надо ж такому быть! И я понял, что это батюшка напомнил о себе, что он мне посылает… А там место удивительное: недалеко храм, монастырь Феофана Вышенского, в Рязанских краях. Батюшка заботится обо мне, грешном, конечно.

Вы знаете, от старцев таким теплом, такой любовью веет, что просто на все готов. Бывало, батюшке что-нибудь говорят, а он раз – пощечину даст. Мне даже было немножко грустно: думаю, всех бьет, а меня ни разу не ударил. И вот незадолго до смерти соборовали батюшку, он вдруг отталкивать мою руку стал – и дал мне так, аж в ушах зазвенело. А потом так спрашивает: «А тебе не больно?» То есть с любовью, понимаете? Радость такая… Это только через любовь можно почувствовать, что такое – «кого Бог любит, того и наказует» (Притч. 3:11–12), когда удар от любящего человека вызывает не раздражение, а радость. Вот как объяснить? Трудно объяснить.

Нестандартные люди

Батюшка, а как объяснить, что Николай Гурьянов принимал не всех…

– Да. Кроме того, мог сказать: «Ты что сюда пришла, уезжай отсюда».

Но ведь люди дорогу проделали, со своей бедой пришли?

– Дело все в том, что старцы – нестандартные люди. Дорогу-то, может, люди и проделали, но не за дорогу человек получает, а за грехи какие-то. И часто не за те, которые только что совершил, а когда-то давно.

Есть такая Матрона Анемнясевская, святая. Так вот, рассказывали случай, когда к ней пришла одна раба Божия, у которой было несколько детей, а младший – самый проказник. И вот сердилась она на него, ругала. Он даже из дома сбегал, потому что поносят все.

И решила мать поехать к этой Матреночке. Пришла, стучит и слышит оттуда голос: «Гони касимовскую бабу, гони вон ее в шею отсюда!» Та плачет: тащилась пешком, что ж она ее не принимает? Расстроилась. А потом слышит, зовут ее: «Манюшка, Манюшка». Ласково так. Обрадовалась она, заходит. «Что, – спрашивает ее Матреночка, – тебе тогда не понравилось? А вот так и к сыну своему обращаться не нужно. Он твой кормилец будет». На самом деле не все просто бывает: взял приехал, а его и отправили.

Но, может быть, после разговора со старцем человек вразумился бы?

– А вот не вразумился… Это вы варианты строите. А у старцев вариантов ведь нет, у них один вариант. Как сказал Господь: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9).

Может быть, конкретно этому человеку нужно было только так. Одной, например, батюшка сказал: «Уезжай скорей, скорей уезжай отсюда!» А ей что-то срочно нужно было у него спросить, она специально для этого приехала. А батюшка отправил ее обратно. Она приехала домой, а у нее сын собрался повеситься. Чуть ли не скамейку из-под ног уже выбил. Еще несколько минут – и все! Вот вам, пожалуйста, – «прогнал»!

Батюшка, а келейницы действительно в последнее время не пускали к отцу Николаю никого?

– Ну как не пускали? Конечно, пускали, но в последние годы, а особенно в последние месяцы, без строгости нельзя было. Потому что когда по 10 автобусов приезжали и вся эта орава набрасывалась на него, а батюшке уже 90 с лишним лет, – как же так можно?

А вопросы, которые часто ему задавали, – ну просто слов нет. «Если меня будут назначать царем, мне соглашаться или нет?» Я сам читал это в записке. Или одна пишет: вот, мол, меня благословили облететь с иконой вокруг России. А где взять деньги? Батюшка отвечает: «Украсть». Ну а где столько денег возьмешь? И что это такое – лететь вдоль границы? Это же безумие, любой нормальный человек знает, что это практически невозможно.

Или такой вопрос: а кем мне работать? Не пишет: мужчина или женщина, сколько лет – ничего не сказано. А просто: кем мне работать? Батюшка блестяще ответил: «Пионером». Я в первый момент думаю: пионер, какой пионер? Потом понял. Это значит, куда бы ты ни пошел, где бы ни был, все тебе будет в новинку. То есть батюшка не просто так отмахнулся. Он по сути ответил.

Батюшка, все-таки был отец Николай Гурьянов монахом или нет? До сих пор идут споры на эту тему.

– Есть даже его фотографии в монашеском облачении. Только для чего эти разговоры? Только чтобы удовлетворить любопытство? Главное ведь, что он был старцем, святым человеком, понимаете? А монах ли он, не монах, епископ, не епископ – это не так важно.

Когда-то я беседовал с профессором Московской духовной академии, который сказал, что старчество – это особое дарование, которое может иметь простолюдин и не иметь епископ. То есть сан – это сан, а особый дар прозорливости, дар старчества – это немножко другие категории.

Чудеса и не только

Отец Валериан, говорят, у батюшки Николая на острове Талабск происходило много чудес?

– Да, ехали к нему как-то двое, обсуждали между собой: «Говорят, старец – чудотворец, чудеса творит». Приехали, просят: «Покажите нам какое-нибудь чудо». – «А, чудо? – говорит батюшка, – ну хорошо». Подошел к выключателю, включил свет и выключил, снова включил и выключил. Те только ухмыльнулись: «Это – чудо?» Сели на лодку, приезжают на материк, а там народ, машины стоят, суета. Эти двое подходят, спрашивают: «А что случилось?» – «Да мы ремонтируем электролинию, потому что уже два дня света во всей округе ни у кого нет». Тут-то они и поняли, что значило вот это батюшкино – включил свет и выключил.

А недавно один раб Божий историю рассказывал, вспоминал, как он к батюшке ездил. Думает: плыть придется на лодке, часы бы не потерять. А часы у него были новые, хорошие. Стал искать дома другие, поискал, не нашел. Надел новые и поехал. Сидят с батюшкой, разговаривают, а он вдруг и спрашивает: «Часы-то не потерял?» – «Нет, батюшка, не потерял». Но ведь думал об этом!

А как-то один раб Божий пригласил меня в баню – попариться. Потом говорит: «Можно немножко водочки». А я не пью практически. Батюшка всем говорил: табак не кури, водку не пей. Ну, я думаю, ко мне-то, собственно, это особо не относится: я табак не курил никогда, водку не пью. И вдруг предлагают: «Попробуй. Суворов после бани рюмочку выпивал». Одним словом, выпил я наперсток такой, чем-то запил. Приезжаю, батюшка говорит: «А я не буду причащаться». Я спрашиваю: «Батюшка, а почему?» «Мне нельзя». – «Почему нельзя-то?» – «Да я водки напился». – «Батюшка, простите, – говорю, – я нарушил». Он причастился, конечно, потом.

Но самое интересное было, когда я ездил к батюшке вместе с зятем и внуком своим, Колей. Мы все у батюшки исповедались, и Коля тоже – минут 10, наверное, а ему тогда лет пять было. И вот вернулись мы обратно, а один раб Божий (сейчас священник уже) у Коли спрашивает: «Коленька, ты у батюшки был?» – «Был». – «Ты батюшке исповедовался?» – «Да». – «Ну и что он тебе сказал?» – «А этого я тебе не скажу!»

Пример этот очень вразумительный. Исповедь – это вещь серьезная: любопытствовать, что сказал на исповеди, нельзя. А у нас, бывает, приедут к старцу, а потом ля-ля-ля. Тебе сказали – и молчи.

Нельзя рассказывать, что старец скажет?

– Дело все в том, что враг не знает – что говорится на исповеди. И не нужно его извещать, о чем была речь.

Батюшка, а враг мысли читает?

– Нет. Он внушать может: кидает мысль человеку и смотрит на реакцию. Может лишь догадываться о чем-то, но не знать. И человек не может знать мысли другого человека. Мне как-то один рассказывал: пришла к нему дочка, говорит: «Есть такой человек, который отгадывает мысли. Сказал: загадайте число. Я загадала. И он мне потом точно его назвал». Я говорю: «Так это просто бес и дочке и ему одно и то же число внушил. Это совсем не чтение мыслей».

У нас люди забывают о мире духовном. Враг может знать, что где-то уже совершилось, особенно когда что-то нехорошее происходит. Я недавно от одного человека слышал, как ему было некое явление; кто-то как бы сказал: «Через час произойдет несчастье с таким-то человеком, на заводе ему пальцы оторвет». И действительно, через час все это в точности происходит. Я говорю: «Конечно, этот же враг, который одному мысль внушил, другому руку подсунул в станок».

И как избегать этих вражьих наветов?

– Молиться. Мы когда молитвы читаем, просим избавить нас от «действа диавольского, мысленно в удесех моих действуемого». В мыслях враг очень тонко управляет.

Еще раз о послушании

Батюшка, считается, что в общении со старцем самое главное – послушание ему. А может ли старец ошибаться?

– Преподобному Серафиму как-то сказали: «Батюшка, вам всякое сердце открыто». – «Что ты говоришь, радость моя, – ответил он.– Одному только Богу всякое сердце открыто, человек приступит, а сердце – глубоко». – «А как же, батюшка, вы знаете тогда про людей все?» – «Да это очень просто. Если Господь положит мне на сердце сказать, я скажу. И так точно есть. А своим умом начну говорить – и ошибусь».

Насчет старцев не знаю, а насчет пророков сказано: если приступишь к пророку с сердцем сумнящимся, то пророк ошибется.

«Я прельстил его», – говорит Господь. Это значит: «Даст ти Господь по сердцу твоему» (Пс. 19:4).

А в каких случаях надо идти к старцу? Сейчас у нас все ищут старцев…

– Дело все в том, что самое главное, как сказано о последних временах: Господь не будет давать разумения старцам, потому что некому будет исполнять их советы. Если есть указание на то, что нужно идти, – ну иди тогда. Но Господь может открыть через кого угодно. А если ты сам не подготовишься, то можешь ни здесь ни там не получить ничего. Это вопрос непростой. У нас сейчас о прозорливых пишут. Ну что прозорливые… Все мы без всякой прозорливости знаем, что умрем, но грешим. Чего не нужно делать, вот и все.

Высокие гости

К Николаю Гурьянову приезжали за советами от Святейшего Патриарха Алексия II?

– Да. Помню, приехали как-то советоваться с отцом Тихоном (Шевкуновым) по поводу ИНН. Вместе мы были. Батюшка спокойно сказал: «Ну а для чего это?» Он прекрасно понимал, для чего это делают: контроль нужен. А православного человека не нужно контролировать, он честно работает. Когда батюшку спрашивали (правда, не в тот раз): печать это? Он говорит: «Это не печать. Пока что еще, слава Богу».

То есть штрих-код – это пока не печать?

– Нет, это все преддверие печати антихриста… Когда батюшку спрашивали, была включена видеозапись, а потом, когда он сказал уже все, хватились – выяснилось, что аппарат не работает. Потом попросили благословения, батюшка благословил – записали второй дубль. Патриарх все же просил. Потом еще дубль, уже третий. И есть такая запись: «Что это такое? – спрашивает батюшка. – Первый раз слышу». Все выспрашивали, выспрашивали. Со старцем так, конечно, не положено. Сказал – и все. А с ним, как с артистом, – дубли получше. Это неподобает.

Он, видимо, по своему смирению отвечал…

– По смирению – да. Помню, приехал к нему один банкир, говорит: надо принимать ИНН, иначе закроют. Батюшка благословил, но его прикрыли все равно. Потому что этот номер был – просто придирка. Ну не этот, другой повод нашли, только и всего. В общем-то, если б просто человек честно трудился, не нужно было бы ни столько камер, ни столько полиции, ни столько, понимаете, всех этих систем. Для чего это? Для того чтобы поймать одного или двух жуликов? Если духовно вопросы решить среди человечества, то колоссального количества этих постановлений, установлений, законов просто не нужно будет. Так что вот вопрос очень такой простой. Батюшка говорил: где просто, там ангелов со́ сто.

– Батюшка вообще очень образно выражался. У него есть замечательный сборник духовных cтихов и песнопений «Слово жизни»…

– Да. Отец его был регентом. Батюшка играл на фисгармонии, хорошо пел, слух у него был прекрасный. Батюшка принимал многих лиц больших, известных… Как-то отца Николая очень интересно спросили: «Батюшка, а почему к вам одни попадают, а другие не попадают? У вас келейница этих пускает, а тех не пускает». А он спокойно ответил: «Кому воля Божия есть, тот и попадает». Потом спрашивают: «А почему к вам ездит священник причащать из Москвы, ведь здесь же монастырь есть?» А батюшка говорит: «Это спрашивает тот, кто ничего не понимает».

– Нет. Тараканов, по-моему, вообще не было. Они же из ничего не появляются. Надо их притащить. В мегаполисе им есть откуда и куда перебираться: из машины в машину, из сумки в сумку. А откуда им на острове взяться? А вот птиц, голубей на деревьях, в округе всегда было множество.

Отец Валериан, вы в своей жизни много общались со старцами. А что, кроме любви, для них характерно?

– Ну, во-первых, они всегда с Богом. Сами ходили в присутствии Божием и другим напоминали – что есть Господь и в любви это проявление. Конечно, характерно смирение. И аскетизм, строгое к себе отношение: питание всегда очень скромное, сон – во всем было воздержание. Строго обрезали всякие мысли недоверия, подозрения к старшим, к начальствующим. Как-то я отцу Николаю говорю, мол, батюшка, вот такое слышал, а он так резко мне: «Не верь!»

Помню, я молодым был еще, разболтался, прихожу к отцу Сергию Орлову: «Вот, батюшка, то-то и то-то». А он отвечает: «Уж мы-то хороши, а вот другие – это да». Тогда я понял, что нельзя осуждать никого. И я в этом убедился потом действительно, получил подтверждение этому. Они никому и ни о ком не говорили плохо. Когда отца Николая начали спрашивать: «Батюшка, что ж вы там говорите про Григория Распутина, про Ивана Грозного?» А он: «А мы разве про них плохо говорим? Мы же хорошо говорим».

Батюшка, старчество передается как традиция?

– Старчество – это особый харизматический дар Божий. Это не священство, которое передается по преемству. Не всем нравится изречение Оптинского игумена. Когда один монах разошелся, говорит ему: «Вот ты игумен, да не умен», – а тот отвечает: «Что ж, милый, сделаешь? Хоть ты и умен, но не игумен».

Я как-то отцу Сергию Орлову говорю: «Этот – такой батюшка, этот такой…» А он отвечает: «Нет… Одному дано, а другому не дано». Мы именно потому начинаем слишком разглагольствовать, что забываем про Бога. Эти моменты – очень важные.

Протоиерей Валериан Кречетов

Беседовали Дмитрий Симонов, Ольга Каменева, Инна Лукьянова

Акулово — вот уже больше сорока лет это неблизкое село — место, где служит отец Валериан . В простом облачении он исповедует, беседует, крестит, венчает, одних утешит, другим ответит строго. родился в 1937 году. Отец — репрессированный бухгалтер, впоследствии священник Михаил Кречетов, прошел через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Валериан Кречетов окончил Московский лесотехнический институт, работал на Урале. Поступил в московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию.

13 декабря 2012 года отцу Валериану вручена международная общественная награда Андрея Первозванного «Вера и верность». Премия присуждается за заслуги в укреплении российской государственности, межславянского согласия, союза государств, дружественных России, и в возрождении духовности.

Одиночество

Святыми отцами предсказано, что в последние времена верующие будут жить, как в пустыне. Но если пустынники первых веков за десятки километров чувствовали душу другого человека и шли к нему, чтобы встретиться, то сейчас происходит обратное. Окружающие и даже родственники часто не понимают верующего. Это не такое уж обязательное условие, но встречается очень часто.

Сколько людей, столько путей

Приток людей в Церковь увеличился, стало больше молодых, больше мужчин. Люди стали приходить семьями, что, конечно, очень отрадно. Прихожане принимают более активное участие в церковной жизни.Церковь состоит не только из приходящих членов. От Ее создания и до второго пришествия, всегда есть некая постоянная часть — люди, которые всегда находятся в Церкви. Одним из главных условий истинной Церкви является непрерывное преемство, а оно означает живую реку православной жизни, передаваемой из поколения в поколение, от родителей к детям, от детей к внукам. В эту реку вливаются или, как говорил , прививаются и дикие ветви, которые начинают на ней плодоносить. Есть люди, которые приходят в вечно живущую Церковь, есть, к несчастью, и те, кто из нее уходит, но все это периферийные процессы. А в сердцевине Ее течет живая, непрерывная и постоянная река.

Говоря о входящих в Церковь, нужно сказать, что никто не приходит, если Господь его не привлечет. Этот процесс называется — призывающая . Можно привести множество разных примеров того, каким образом Господь приводит людей в Церковь. Существует даже выражение – сколько людей, столько путей. Какие-то из них похожи, и их можно даже классифицировать.

Некоторые приходят в поисках истины, некоторые приходят от горя, некоторые от желания обрести некую внутреннюю твердость, постоянство. И это понятно, потому что жизнь не зря именуется морем житейским, на котором бывают и ветры, и бури. Непостоянство жизни, если человек об этом задумывается, вызывает у него потребность искать чего-то более надежного. Это естественный поиск Бога.

Туга душевная

Когда-то моему отцу, Царствие ему Небесное, на экзамене в академии старичок профессор задал такой вопрос: «Что делает Господь, чтобы привлечь человека к себе?» Я уже не помню, что он ответил, на что преподаватель говорит: «Все правильно, но что все-таки самое главное?» И когда отец задумался, профессор ему подсказал: «Посылает тугу душевную». То есть посылает обстоятельства, когда человек не находит удовлетворения, не находит успокоения, не чувствует опоры. Обопрешься – предадут, в чем-то другом обманут. Вот человек невольно и задумается о том, где же тогда истина, если везде обман. В минуты физической болезни или душевной безысходности человеку все равно свойственно искать выход даже из безвыходного положения. И в таком поиске люди нередко обретают Бога.

Многих приводит к вере . Есть такое выражение – к пустому колодцу за водой не ходят. Поэтому очень важен личный пример, надо быть теми светильниками, про которые Господь сказал: «Вы есть свет миру». В литературных произведениях показаны примеры, как твердость духа верующих в невыносимых условиях тюрем и лагерей, где они совершенно спокойно себя чувствовали, приводила людей к вере.

Многие прибегают за помощью, когда «здесь» уже не на что надеяться. Тогда люди просят помощи у Бога, и это тоже один из путей.

Иногда человек приходит в Церковь просто из любопытства. Он хочет понять: «Зачем туда люди ходят? Что они там находят?» А потом неожиданно для себя сами находит там Бога. Я знаю такие примеры.

Однажды мальчики, скрываясь от своих преследователей, как это бывает в играх мальчишек, забежали в храм. Там они почувствовали что-то, чего нет в обыденном мире. Потом одного из этих детей я крестил уже взрослым.

Поэтому причины прихода человека в Церковь бывают разными, но они своего рода семя, которое падает на соответствующую почву. Иной и забежит в Церковь, но его все равно ничего не тронет. Поэтому то, как человек приходит – это пути промысла Божия. Но в Церкви всегда существует некий стержень, некая живая струя, которая имеет непрерывное преемство.

Все мне не так!

Есть приходящие, вливающиеся в Церковь и потом тоже становящиеся постоянными ее членами. Есть и те, кто, большей частью через или через какие-то страсти, впадают в состояние недовольства. Церковные правила и уставы кажутся им слишком тяжелыми, потому что накладывают рамки на их желания, прежде всего, греховные. И тогда начинается уход. Сначала они начинают задумываться: «А зачем это? Для чего это?» А потом постепенно начинают отходить и перестают быть членами Церкви. Действие всякого греха таково, что он отделяет человека от Церкви. Поэтому на исповеди, когда человек сознается в своем грехе и старается исправиться, над ним читается молитва: «Примири и соедини во святей Твоей Церкви».

Бывает так, что люди ходят в Церковь и ведут при этом греховную жизнь. В этом случае они только телом пребывают в Церкви, духовно же отделены от Нее. Однако постепенно и тело начинает тяготиться службами, постами, и тогда человек окончательно отходит от Церкви.

По множеству пороков, свойственному современному обществу, человеку труднее войти в Церковь, которая предполагает отказ от греха, борьбу с ним. Например, в государстве с низким уровнем потребления алкоголя полный его запрет не вызовет особенного возмущения. А вот в обществе, где все пьют – это гораздо сложнее.

То же касается и (которого на Руси раньше не было) — человек не может отказаться от этой соски, она становится той страстью, которая им обладает. Об этом апостол Павел сказал так: «Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною». Не говоря уже о том, что если кадильный дым привлекает благодать Божию, то табачный дым называют — «бесовское кадило». Я уже не говорю о том, что раньше то, что до венца, было блудом. А теперь уже устроили , то есть ведут открытую блудную жизнь без каких-либо гражданских, и тем более церковных обязательств.

Все эти и другие черты современной жизни являются для многих камнем преткновения. Сам образ жизни общества всячески препятствует человеку войти в Церковь.

Неясность вокруг

Людей сейчас волнует состояние всего общества – та ненадежность, неясность, которая происходит вокруг. Даже деньги то дорожают, то дешевеют, валютный курс все время пляшет. Иногда он колеблется легкими волнами, а иногда получается настоящее цунами, которое все сметает. Людей волнует непостоянство в их материальном положении. Часто не платят зарплаты. Даже предприниматели нередко обманывают друг друга, а это, в конце концов, отражается и на работниках.

Проблемой является непостоянство, непрочность семей, в том числе и для воцерковленных людей, у которых тоже почти нет семей, где все ровно. Даже если есть внешнее благополучие, это не значит, что в порядке внутреннее.

Отец Валериан с матушкой

В свое время сказал, что от святых мы отличаемся непостоянством. Сейчас дистанция нашего отличия от святых особенно увеличилась, потому что непостоянно все. Гражданские семьи – одно из явных свидетельств непостоянства. Люди не надеются вместе жить и дальше. Спрашиваешь их: «А почему?» «Не знаем». То есть они сами себя не знают, а друг друга тем более.

Без Церкви

Одно из современных заблуждений в том, что можно спасаться не воцерковляясь, не ходя даже в Церковь. Это довольно распространенное мнение среди тех, кто крещен. Они говорят, что это все внешнее, это все не важно. Но дело в том, что дерево без листьев плода не приносит. Внешнее дело без внутреннего не дает плода, но и так называемое внутреннее не может принести плода, если нет внешнего. Если в душе все будут хорошими, добрыми и верными, а внешне будут ругаться, пьянствовать и блудить, то где же оно — то, что в душе? Или тело от души уже совсем отделилось?

У нас была одна старушка, Царствие ей Небесное, Анастасия Михайловна, которая как-то говорит бабушкам: «Чем здесь сидеть, сходили бы лучше в Церковь». Они говорят: «А у нас Бог в душе». Тогда она им отвечает так: «Вот, представь, что муж тебя любит в душе. Когда хочет – приходит, когда хочет — уходит. Как тебе это?» Сразу все стало понятно.

Такая виртуальная реальность – живешь, как хочешь, но в душе имеешь как бы веру в Бога. Но о вере сказано, что и бесы веруют и трепещут.

Ошибки православных

Самое большое заблуждение церковных людей — это когда они забывают про Бога, забывают, что без промысла Божия ничего не совершается. Человек не чувствует Бога в своей жизни, не просит, чтобы Господь открыл ему свою волю. Часто спрашивают: «Ну, а как Он ее откроет?» А так, что если помнить все время о Боге, тогда в обстоятельствах жизни или иным образом эта воля проявится. А когда небо молчит, то не надо ничего предпринимать. То есть когда не чувствуешь Божией воли, не надо никуда лезть, потому что не туда залезешь.

Среди других заблуждений есть тенденция – разбирать по косточкам священнослужителей. К кому можно обращаться, к кому нет. В какой церкви есть благодать, а в какой нет. Как ученики, сами еще ничего не зная, начинают обсуждать учителей. Получается и осуждение, и рассуждение о вещах, которые часто выше нашего разумения.

Многие сейчас увлекаются эсхатологическими теориями, то есть со всем тем, что связанно с , Но до конца мира надо еще дожить, а как конкретно жить пока он еще не наступил, вот этим они не занимаются. Просто ждут, как ждали его сектанты и в прежние времена.

Заблуждением является увлечение прозорливыми. Некоторым обязательно надо прозорливого батюшку. Конечно, святые люди есть, и они могут помочь, но так же как и хороший врач и лекарства могут помочь, только если сам организм тоже борется.

Часто ищут причину несчастий и прочего не в себе, а в ком-то другом: «А кто мне это сделал? А кто мне порчу навел?» То есть не я, грешный, получил по своим грехам, а кто-то что-то плохое мне сделал. Увлекаются отчитыванием. «Мне нужно отчитываться». Отчитывались раньше на собраниях, а теперь вот так.

Осуждение

Умные учатся и на своих, и на чужих ошибках, а не умные только на своих. А некоторым ни свои ни чужие ошибки впрок не идут. В основном же, конечно, люди учатся.

Один мой давний знакомый, очень серьезный, хотя в те годы и нецерковный человек, рассказал мне потрясающую историю. Ехал он на эскалаторе, и впереди кто-то упал, следующий, подъехав, упал за ним. Мой знакомый торопился и, вместо того, чтобы помочь беднягам подняться, будучи человеком сильным и спортивным, просто перепрыгнул через них и побежал дальше, а про себя подумал: «Растяпа, нужно под ноги смотреть». Выбежал он из метро, видит автобус уходит, кинулся к нему и, сам не заметив, за что зацепился, растянулся прямо в луже. В этот момент он слышит, как кто-то говорит: «Растяпа, под ноги смотреть нужно». Он на всю жизнь это запомнил и с тех пор никого старался не осуждать.

Протоиерей Валериан Кречетов

Духовные чада

Духовного роста желают и стремятся к нему даже быстрее, чем это возможно. Но иногда духовные чада пользуются духовным отцом для того, чтобы уйти от своих проблем и переложить их на священника. «Батюшка, а куда мне поехать? Батюшка, у кого мне лечиться? Батюшка, что мне покупать?» И батюшка должен думать, куда чаду ехать, где лечиться и что покупать. Это, конечно, не взросление, а наоборот, уход от труда.

Замечательный пастырь , который служил как раз среди городского люда, всегда спрашивал человека о том, как он сам думает, а свои советы высказывал в форме предложения, а не указания: «Я думаю, может быть стоит поступить так-то или так-то». То есть он старался учить своих духовных чад мыслить самих. По-настоящему так и должно быть.

Совершать таинства может любой священник, а давать советы только тот, кому дано.

Автономная нравственность

Люди считают себя православными, а живут, как хотят, не считая обязательными для исполнения нормы, данные Богом. Появилось даже такое понятие – автономная нравственность. То есть существуют Божии законы – не убий, не укради, не прелюбодействуй, чти отца и мать, и одновременно каждый сейчас говорит: «Вот это, я считаю, можно делать, а вот это действительно нельзя». То есть каждый сам себе становится неким нравственным законодателем.

Это закваска сектантская, именно они берут отдельные положения, а остальное отбрасывают. «Вот с этим я согласен, а на остальное не будем обращать внимание, я не считаю, что это важно. Венчаться – это важно, исповедоваться – тоже можно, а вот ходить в Церковь, да еще постоянно… а зачем? Поститься – и вовсе лишнее». Людей, которые думают подобным образом, полно, и их избирательность объясняется просто: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф 17:21). Поэтому против молитвы и поста идет основная война.

Жизнь идет

Мне очень отрадно, когда я вижу 60-летних, впервые пришедших в храм исповедоваться, причащаться или даже венчаться.

Жизнь идет. Количество добрых людей сейчас больше. Я не знаю, каково их процентное соотношение с остальными, но то, что их стало больше – это факт.

Будь готов

Когда предаешься воле Божией, то Господь берет душу в наиболее лучший для человека момент в духовном смысле. Святитель Арсений (Жадановский) последний настоятель Чудова монастыря говорил что, когда человек готов, Господь ни мгновения не медлит, забирает душу в ее наиболее высшем здесь состоянии. Есть такая книга «Невероятное для многих, но истинное происшествие». В ней описывается как душа вышла из тела, увидела свое тело, потом увидела ангелов, бесов и последнее, что она услышала в том мире, когда она пришла на свет, было «не готов». Человека вернули в тело и сказали: «Иди и готовься».

Отношение к людям

Без сомнения, приход в Церковь меняет отношение человека к миру. Если человек на правильном духовном пути, то отношение к людям становится лучше. Понимаешь, что этот несчастный мир крутится, люди живут без веры, как они живут вообще непонятно, такая их жизнь беспросветная. Суетятся, завидуют, ревнуют, грешат, потом еще преступления совершают, аборты-убийства, потому что в их понимании: куда же столько детей? …

Круг общения

Есть такое изречение: с преподобным преподобен будешь, с избранным избран будешь, с неповинным неповинен будешь, со строптивым развратишься. Или еще проще: с кем поведешься от того и наберешься. Канонами запрещалась общаться с еретиками и иноверцами. Но если человек цепляется за вас, то отталкивать его не по-христиански, но и самому лезть не нужно. Необходимо рассудить, по силам ли тебе будет это общение, потому что если нет крепости в вере, то начнут смущать, и закатишься неизвестно куда.

Когда не получается молиться…

В таком случае надо молиться, просить помощи Божией. Преподобный Серафим в беседах с Мотовиловым говорит, что молитва всегда нужна, во всем нужна и больше всего нужна. Схиигумен Пантелеимон по этому вопросу сказал, что слова в нашей власти, а сердце не в нашей. О том же говорит и поговорка «сердцу не прикажешь», и эта поговорка не только к любовным отношениям относится. Само чувство дается от Бога. По-моему, святитель Николай (Велимирович) сказал: «От человека подвиг веры, а от Бога дар любви». Бог даст молитву молящемуся.

В духовной жизни нет мелочей

Чтобы не совершать тяжких грехов, нужно не пренебрегать мелочами. Тяжкий грех не совершается сразу, к нему ведет путь, подготовка. Сначала какая то мыслишка, потом компания, потом выпивка, блуд и так далее, еще какое-то падение. Сначала человеку интересно, что там такое, потом начинает тянуться, потом хочет приобрести, потом начинает искать способ как приобрести, нечестность какая-то возникает при подходящей возможности. В духовной жизни, говорят - нет мелочей.

МАРИЯ СТРОГАНОВА

Изменились ли пастыри и паства за двадцать пять лет церковной свободы, можно ли сегодня найти настоящего духовника, и что делать человеку, который ищет духовного руководства, но не находит опытного священника? Ответы на эти и другие вопросы о духовничестве - в интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым, долгое время исполнявшим послушание духовника Московской епархии.

Формула духовничества

Что такое духовничество вообще и какая мера ответственности у того, кто берет на себя обязанности духовного отца? Протоиерей Валериан Кречетов рассказывает:

«Конечно, духовное руководство - важно и нужно, но требования к духовному отцу очень высокие. Однажды я вышел из церкви, и какая-то женщина вдруг побежала за мной: «Батюшка, что мне делать? Мой духовник сказал мне: «Я не хочу из-за тебя попадать в ад!» Я что-то ответил, а вскоре поехал на Афон и попал к одному старцу. К нему пришел духовник, который 20 лет окормлялся у старца Паисия. И вот тот старец сказал мне формулу настоящего духовного отца: «Духовным отцом может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад». Самое удивительное, что я не рассказывал ему о вопросе, который задала мне та женщина, а он слово в слово повторил ее слова, только в обратную сторону».






Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: pravoslavie.ru

Церковь воинствующая и Церковь тайная

Двадцать пять лет церковной свободы - уже целая эпоха. Если сравнивать 1990-е годы и наши дни, как поменялась церковная жизнь за эти годы? Как изменились прихожане?

Когда говорят о советском времени, я всегда вспоминаю книгу святителя Николая Сербского «Царёв завет». Рассказывая про происходящее на Косовом поле в Сербии, он очень хорошо в духовном смысле объясняет и то, что происходит в мире. Когда царь Лазарь молился на Косовом поле перед битвой, он должен был выбрать одно из двух царств: земное или Небесное. Он избрал Небесное Царство, и по пророчеству и войско, и державу, и его самого постигла гибель.

Но во время битвы перед царем явился ангел и сказал, что его держава должна погибнуть, чтобы спаслась душа народа: «Держава и дается народам, дабы было чему погибнуть вместо него, чтобы было, что дать в откуп за душу народную. Такая сделка выгодна, когда за недорогую цену покупаешь сокровище [и душу народную спасаешь, и Царство Небесное обретаешь!]. Поклонись Тому, Кто разрушает дешевое, дабы сохранилось драгоценное; Кто косит солому, да сохранится зерно».

В мире идет война зла против добра, и наша Церковь - воинствующая, но не она начинает войну, а против нее воюют. И если всё вокруг гибнет здесь, на земле, это не значит, что всё плохо. Нет худа без добра.

Когда-то мне пришлось слышать одну интересную притчу. Один человек приходит к старцу и говорит: «Отче, у тебя всё ладится, а у меня ничего не ладится, почему?» Старец ему говорит: «Терпение нужно». - «А что такое терпение? Терпишь-терпишь, какой от этого толк? Всё равно что воду в решете носить!» А старец отвечает: «А ты дождись зимы».

Вот как раз то, что предсказано в этой притче, сейчас и произошло. Ведь казалось бы, всё уже было решено, с Церковью покончено, всех пересажали и перестреляли, но явился сонм священномучеников, и люди закалились в войне. И пока Церковь была в гонениях, она держалась твердо.

Внешне было гонение, внешне ничего не осталось уже, всё было кончено, но верующие люди оставались. Об этом прекрасно говорил еще преподобный Серафим, он приводил в пример времена пророка Илии, когда «все сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Это Илья-то, пророк, своим орлиным взором на жизнь не увидел никого вокруг верного, кроме себя. А Господь ему сказал, что «между израильтянами еще семь тысяч мужей, которые не преклонили колен своих пред Ваалом и уста которых не целовали идола». Семь тысяч! То есть столько верных оказалось, которых пророк Илья не увидел.

И преподобный Серафим говорит: «А у нас-то сколько будет?» Многие верующие во времена гонений занимали государственные посты, но что они православные, почти никто не знал. Это была та самая, как теперь называют, тайная Церковь, которая никогда не была отделена от Церкви официальной, но сокрыта от мира, чтобы сохранить веру.

А теперь вышло, как по притче о решете - то в решете всё проливалось, а теперь наступила зима, что не донесешь эту воду-то.

И я на себе это лично испытываю, потому что священнику сейчас, если действительно трудиться, ни сил не хватает, ни времени - настолько в нем велика потребность. И вот тут-то как раз самый сложный момент, потому что в священство ринулись многие, а служение-то это высочайшее, сложнейшее и ответственнейшее.

Если даже молодой человек будет учиться в специальных учебных заведениях, наука - это только надводная часть айсберга. Духовная жизнь настолько сложна и многообразна, что специалистов в этой области единицы.

Как говорят старцы, дар священства, духовничества - особый. «Дар рассуждения выше дара смирения», то есть рассуждать, как поступать - где и когда молчать, когда действовать - очень сложно научиться. Как в Библии написано: «Мудрый молчит до времени; а безумный говорит без времени».

То есть сейчас, когда открытого гонения на Церковь нет, фокус проблемы сместился с внешнего мира на внутреннюю жизнь самой Церкви? И здесь велика роль священника, важен его духовный опыт?

Да, теперь есть возможность говорить многое, а не так это просто, да и о чём говорить? Один человек рассказал мне интересный случай из своей жизни. Он был филологом, учился в МГУ, и у них был преподаватель-армянин, который говорил студентам: «Молодые люди, вот вы изучаете разные языки, а не скажете ли вы, о чем вы будете говорить на этих языках?»

И правда - о чем? А я всегда привожу слова Маяковского:

Изводят единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.

Бывает, читаешь политические статьи, а присмотреться - хорошо, если там есть единое слово по существу. Тем более непросто говорить на духовные темы.

Духовное слово не имеет силы, если оно оторвано от сердечной деятельности, от опыта духовного. Еще религиозный философ Иван Киреевский говорил:

«Мышление, отделенное от сердечного стремления, есть такое же развлечение для души, как и бессознательная веселость. Чем глубже такое мышление, чем оно важнее, по-видимому, тем, в сущности, делает оно человека легкомысленнее. Потому серьезное и сильное занятие науками принадлежит также к числу средств развлечения, средств для того, чтобы рассеяться, чтобы отделаться от самого себя. Эта мнимая серьезность, мнимая дельность разгоняет истинную. Удовольствия светские действуют не так успешно и не так быстро».

Вовлечение в рассуждение на духовные темы, оторванные от сердечной деятельности, от духовного опыта - развлечения более пагубные, чем светские. Просто видимость духовного, а сущности нет.


Старец Николай Гурьянов и протоиерей Валериан Кречетов

Права без обязанностей

В Псалтыре есть такие слова: «глумляхся в оправданиях Твоих». Но глумиться у нас - это издеваться, кощунствовать, а на самом деле первое значение этого слова - размышлять. Но размышления тогда оправданы, когда они связаны с духовным опытом, с сердечной деятельностью, а если они от нее оторваны - это глумление. Сейчас, например, многие стали говорить и писать по духовным вопросам, а опыта-то нету. Получилось, что некоторые глумятся над словом истинным.

По логике мира, люди становятся умнее, умнее и умнее, но, к несчастью, это не так. Потому что ум - это не количество знаний. Аристотель сказал: «Множество знаний еще не предполагает наличия ума», и увлечение знаниями и пренебрежение нравственностью есть движение не вперед, а назад.

Однажды, ко мне пришел один атеист, который верил в происхождение человека от обезьяны. Он хотел крестить свою дочь, но жаловался, что не может с ней справиться. И я ему сказал, что согласно его верованиям, он никогда с ней не справится, потому что с чего дочери его слушаться, если он недавно с дерева слез?

На самом деле человек вышел из рук Творца совершенным, но не имеющим опыта. Конечно, он должен был еще, чтобы уподобиться Творцу, совершенствоваться, «будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть». И святитель Николай Сербский говорил, что первые люди не много знали, но всё понимали. Постепенно стали знать больше, но понимать меньше. Оказывается, можно много знать, но ничего не понимать. Как подметил один раб Божий, глядя на современного человека:

Душа отпылала, погасла,
состарилась, влезла в халат,
но ей, как и прежде, не ясно,
что делать и кто виноват.

Что делать, кто виноват - с этими извечными вопросами люди обычно и обращаются. В связи с тем состоянием, в которое сейчас погрузился мир, многие бросились в Церковь. И, к несчастью, немногие понимают, что всё происходящее - плод греха, а пытаются, не учитывая, что главное, разобраться, что делать и кто виноват. Поэтому вопросы, которые люди задают на исповеди, больше не о том, как спасти свою душу, а как устроить счастливую жизнь для себя на земле.

- А какие проблемы сейчас больше всего волнуют людей?

К несчастью, чаще людей волнует только собственная личность, «эго». Очень много эгоизма стало. Раньше люди больше смирялись.

Теперь каждый хочет жить по-своему - без обязанностей, но со своими правами. Например, повсеместно распространился так называемый гражданский брак - открытый блуд без обязанностей. Но когда человек собирается создать семью, он должен минимум в два раза уменьшить свои желания, и приготовиться минимум в два раза увеличить свои обязанности. А у нас от своих желаний не хотят отказываться, а обязанностей вообще никаких.

При вступлении в брак нужно спрашивать: «Что ты хочешь: иметь жену, иметь детей, иметь хозяйство, или же: быть мужем, быть отцом, быть хозяином?» Быть или иметь? Бытие предполагает жизнь. Быть кем-то - это иметь обязанности. Если это муж - у него свои обязанности, если отец - свои обязанности, если директор - свои обязанности. А у нас? Развалил семью, а кто виноват? Обычно виноваты оба, и больше виноват тот, кто умнее.

Собственно говоря, что такое народ? Народ - это много семей. Семья - малая Церковь, семья - основа государства. И поэтому развал государства происходит из-за развала семьи.

Как найти духовника и нужно ли его искать?

- Как найти духовника? Что делать, если не получается найти себе духовное руководство?

Обязательно нужно ходить в Церковь и причащаться, и потом уже молиться, чтобы Господь послал духовника. И если пошлет - чтобы Господь дал ему разумение. Потому что есть такое изречение, что хорошие послушники не всегда были именно у святых отцов. Есть такие примеры, когда послушники были настолько смиренны и преданы, что они и сами спаслись, и их духовных наставников, которые были недостойными, Господь спас.

И наоборот, рядом со святыми не все были святые. Среди 12-ти апостолов один оказался Иуда. Многое зависит от самого человека.

Духовное руководство - важно и нужно, но требования к духовному отцу очень высокие. Его служение основано, прежде всего, на жертвенной любви, которая есть любовь Божья. И поэтому, если Господь дает это святое чувство, тогда всё становится по своим местам.

Есть такая книга о священстве епископа Арсения (Жадановского), где он вспоминает, что когда Господь восстанавливал апостола Петра в апостольском достоинстве, Он ничего от него не требовал, только любви: любишь Меня - паси овцы моя. То есть если есть любовь - есть пастырь и духовник. А если любви нет, то и пастырства истинного нет.

Что делать человеку, который ищет духовного руководства, но не находит опытного священника? Смиряться, общаясь с неопытным духовником, делать по-своему?

Самое главное - помнить, что всё управляется промыслом Божиим. Господь может дать разумение. И нужно молиться и пастве, и пастырям. Иногда меня о чем-то спрашивают, а я не могу ответить. Я не стесняюсь сказать: я не знаю. Есть такое изречение: Бог никогда не спешит, но никогда не опаздывает. В жизни всё совершается в свое время. Положись на Бога, и Он всё совершит на духовную пользу.

Помните пример, который нам дан в Евангелии? Перед Пилатом стоит избитый, связанный Спаситель. И Пилат говорит: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Господь спокойно отвечает: «Не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше». Так и получилось: он хотел отпустить Иисуса, а подписал распятие, не проявил своей власти, не смог.

Так что всё управляется промыслом Божиим. А люди часто забывают об этом, особенно в отношениях с духовником, зацикливаясь на его личности. Личность же сама по себе довольно беспомощна. Даже грешить человек не может без Бога - например, если бы Он не дал нам ноги, мы бы и не пошли грешить, не дошли бы просто. Поэтому как таковой самобытности у человека просто быть не может. Самобытен один Бог. И по Его воле всё творится - Он Тот, «Кто косит солому, да сохранится зерно».

Ведь мы не устраивали никаких демонстраций в свое время, а Церковь внезапно оказалась свободна. От коммунизма осталась одна вывеска. Да и что такое коммунизм? Попытка построить Царство Божие на земле, рай без Бога.

Был такой отец Мисаил, келейник митрополита Нестора Камчатского, он сидел в тюрьме в советское время, и ему говорили: «Вот мы здесь на земле рай строим». Он отвечает: «Бесполезное занятие». - «Вы что, против власти?» - «Нет, всякая власть от Бога. Но строить рай на земле - бесполезное занятие». - «Как, почему?» - «А очень просто.

Первые христиане уже строили такое общество, всё общее было, но ничего не получилось».

И действительно, первые христиане - это общество, с которого скопировали идею коммунизма. Но даже при том духе они не смогли удержаться в полном бесстрастии. Так что всё это уже было. Как отец Иоанн Крестьянкин в свое время говорил: ничего нового у них нет, всё краденое, только переделанное на свой лад.

Как быть человеку в ситуации, когда на исповеди священник советует ему то, что для него невыполнимо? Например, всем известные примеры, когда священник не благословляет брак, говорит: «Нет воли Божией вам вместе быть», что делать? Спорить?

Послушание послушанием. Любовь не проходит, проходит влюбленность. Вот родители тоже что-то запрещают, как быть - слушаться или не слушаться? Вообще, полагается всё-таки слушаться. Другое дело, что иногда этого решения не приемлет душа. Тогда нужно молиться и ждать. Я знаю такой пример, когда молодой человек и девушка полюбили друг друга, а родители были против. И я им сказал: «Вы же любите друг друга, любить-то невозможно запретить? Пожалуйста, продолжайте любить». Они так и сделали. А потом мать не выдержала - разрешила. И они венчались.

Если любовь истинная, если нет желания обладания, если чувствуешь, что это твоя родная душа, родной человек - этого может быть и достаточно. У моей мамы была подруга, за которой жених ухаживал сорок лет. Он любил ее, и она его любила, но она не могла оставить свою маму и создать с ним семью. Они встречались, заботились друг о друге, и настолько уже сроднились, что, когда стали супругами в возрасте 60 лет, ничего другого, кроме духовной и душевной близости, им было уже и не нужно.

Собственно, есть пример и у Александра Сергеевича Пушкина - Татьяна Ларина говорит: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, - и буду век ему верна». Можно любить, но не обязательно скорее вместе жить, по крайней мере не нужно спешить.

У нас же сейчас говорят: надо скорее пожить вместе, проверить чувства. К несчастью, так истинная любовь не проверяется. По словам Иустина Поповича, любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман.

Самое главное - это воля Божия. Если действительно чувство есть, оно останется, оно будет жить, а если из-за трудностей оно пропало, то его, может, и не было, или это увлечение было, другое чувство, не любовь. А любовь, как говорит апостол Павел, никогда не пропадает и не может пройти, любовь остается любовью.

Окончание статьи здесь.

Отец Валериан Кречетов в селе Акулово Одинцовского района является настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы.

Писатель, духовник, проповедник, утешитель скорбящих душ православных. И это далеко не все титулы протоиерея Кречетова Валериана.

Биография

Протоиерей Валериан Кречетов родился 14 апреля 1937 года в г. Зарайске. У него было 2 брата. Обучение в школе Валериан закончил в 1959 г.

Его мать Любовь из Коробова была старообрядкой. Его отец Михаил был сосланным бухгалтером, отбывавшим срок в лагере на Соловках вместе со священнослужителями и митрополитами. Во время войны он воевал на фронте. А после ее окончания отучился в духовной семинарии и в 54 года стал священником.

Образование

Кречетов Валериан имеет как светское, так и духовное высшее образование.

1959-1962 гг. - учеба в МЛТИ. Отец всегда наставлял своих сыновей на путь истинный и готовил их к священству. Он говорил: прежде рукоположения нужно приобрести светское образование, чтобы выжить в тюрьме. Ведь раньше священнослужителей очень часто преследовали и сажали в тюрьмы. Братья выбрали лесной институт, т. к. осужденных отправляли на лесоповал. Затем Валериан вызвался осваивать целину. Стал штурманом Военно-Воздушных сил, но работал инженером в лесхозе. Вскоре он женился. Женой Кречетова Валериана стала Наталья Константиновна Алушкина.

1962-1969 гг. - учеба в МДС. Через некоторое время Кречетов Валериан перевелся работать инженером в Патриархию, откуда поступил в семинарию. За один год он экстерном смог сдать экзамены за четыре курса семинарии.

Хиротония

  • 21 ноября 1968 г. - диаконская хиротония.
  • 12 января 1969 г. - диакон Валериан рукоположен во иерея. Таинство хиротонии совершил епископ Дмитровский Филарет.
  • 1969-1973 гг. - учеба в МДА.

Приходы

Первый приход отца Валериана - Спасо-Преображенский где он отслужил 1.5 года.

Второй приход - храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово, где служит и поныне.

Настоятельство - с 1970 года.

Приход прот. Валериана Кречетова

Как попасть к отцу Валериану? Приход где служит проповедник, находится в небольшом с. Акулове. Акуловский храм не закрывался с 1807 года. В тяжелые репрессивные годы богослужения велись в приделе св. Николы Чудотворца. Этот храм стал в то время духовным оплотом, где находили пристанище гонимые священнослужители и многие верующие москвичи.

С 1970 г. настоятелем здесь является отец Валериан. Батюшка настолько располагает к себе, что к нему на богослужение съезжаются с разных концов Москвы и Подмосковья. Приходская паства с каждым годом только увеличивается, появляются многодетные семьи, которые в полном составе посещают храм. Кроме пастырских трудов по окормлению прихожан, отец Валериан Кречетов несколько десятков лет нес епархиальное послушание: был епархиальным духовником. В 2010 году он стал членом Межсоборного присутствия РПЦ.

Благоустройство

За время служения в храме батюшки церковь и его территория приобрели ухоженный красивый вид. Трудами настоятеля были отреставрированы и построены многие объекты. Он руководил:

  • Постройкой Дома для церковных работников (притча). На 200 кв. м расположились просфорная, трапезная, кухня.
  • Благоустройством территории, принадлежащей Воскресной школе. Кроме того, территория была украшена цветником.
  • Реставрацией Были отреставрированы наружные и внутренние стены, купола, колокольни, подвальные помещения.
  • Постройкой крестильни с баптистерием.
  • Благоустройством территории воскресной школы. Кроме украшения территории цветниками, воскресной школе была подарена точная копия Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».
  • Постройкой и росписью храма, освящённого в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Новый храм был освящен на 200-летие основного храма в 2008 году. Освящение храма совершал
  • Асфальтированием стоянки и церковного погоста.
  • Проведением в воскресную школу центрального водоснабжения.

Общецерковная деятельность

Отец Валериан не только «добрый пастырь своих овец», ответственный настоятель, трудолюбивый строитель, он возрождает миссионерскую, катехизаторскую деятельность. По его благословению прихожане ведут активную социальную политику, в частности, они принимали непосредственное участие в ремонте воскресной школы, посещают стариков в домах престарелых.

Воскресная школа

При воскресной школе открываются различные кружки и секции, например, дети занимаются рукопашным боем, валянием шерсти, художественным вязанием, изобразительным искусством, прикладным рукоделием, фотографией, конструированием. Они поют в церковном хоре, ставят театральные постановки. Воспитанники с удовольствием отправляются в паломнические поездки.

В 2003 батюшка создал воскресную школу для взрослых. Они посещают Библейско-богословские курсы им. Сергия Радонежского.

Воскресная школа имеет три детских и одну взрослую группы. Общее количество детей - примерно 80 человек, а взрослых - 50 человек.

В воскресной школе проходят занятия по воскресным дням по Закону Божьему, по Основам православной нравственности, по Катехизису. А взрослые слушатели прослушивают курс по Основам православного мировоззрения.

Палаточный лагерь «Солнышко»

В летнее время воспитанники ВШ проводят свои каникулы и набираются физических и духовных сил в Летнем семейном палаточном лагере «Солнышко», который располагается в лесу в живописном месте на озере Селигер в Тверской области. Любые коммуникации здесь отсутствуют. Находясь в лагере, дети и взрослые усваивают на практике православный образ жизни на основании евангельских заповедей. Они ежедневно молятся, принимают участие в богослужении, поют и читают на службах, соблюдают посты, участвуют в оздоровительных, спортивных, культурно-воспитательных мероприятиях.

Священники ратуют за регулярное проведение миссионерских и катехизаторских бесед и лекций, за организацию паломничеств к святыням и историческим местам.

Библиография

Что говорят прихожане о своем духовном отце, каковым является протоиерей Валериан Кречетов? Отзывы всегда благодарственные, добрые. Кроме основной службы, митрофорный прот. Валериан является духовным писателем, чьи книги ищут с большим ажиотажем и читают с неподдельным интересом, о чем можно прочитать в отзывах и услышать от прихожан. Книги Валериана Кречетова обращены к широкому кругу православных читателей. Некоторые хотят получить духовное утешение, другие - совет, а третьи - вразумление и наставление. Каждый найдет то, что ему по душе. Представляем аннотации некоторых из книг.

  • "Изведи из темницы душу мою", 2012 г.

Книга адресована разным категориям людей: от начинающих христиан до воцерковленных прихожан. Душа человека нуждается в духовном росте. Каждый раз, побеждая грехи и делая усилия над собой, мы поднимаемся на одну ступеньку выше на пути к спасению. При этом соблюдение поста и искренняя регулярная молитва являются главными помощниками на пути восхождения.

  • "Как нам обустроить себя?", 2013 г.

В книге отец Валериан учит соединять движение ума и сердца во единый порыв. Наше сердце и наш ум должны одновременно хотеть просимое у Бога. Тогда мы сможем получить то, что просим. Автор проводит параллель наших душ с душами святых. Души святых всегда настроены на одну волну, а нас все время куда-то заносит: то влево, то вправо. Родители должны сами заботиться о своих душах и детей наделять чистым и светлым наполнением. Это главные мысли, изложенные в книге.

  • "Ключ к настоящему — в прошлом", 2014 г.

В книгу вошли интервью, данные журналу «Покров» и радио «Радонеж». Прот. Валериан, отвечая на вопросы, поясняет, что все наши проблемы и неурядицы идут из прошлого. Поэтому ключ от счастливой жизни можно найти, только исправив ошибки прошлого. Батюшка отвечает на вопросы о счастье, о радости, о достойной смене, о правильной жизни в Церкви и др.

  • "Марфа или Мария?", 2006 г., 2012 г.

Первая книга с таким названием вышла в 2006 году и была отмечена верующими как интересная и познавательная. Поэтому в 2012 г. вышло продолжение первого издания Валериана Кречетова. В книгах освящаются сложные темы. О. Валериан простым языком поясняет сложные вещи. В конце своего творения он вспоминает об о. Николае Гурьянове.

  • "Несть наша брань к крови и плоти…", 2011 г.

В книге изложены проповеди Валериана Кречетова. Духовная борьба - главная тема этой книги. Борьба не на материальном, а на духовном уровне, которая ведется в сердцах людей и является самой тяжелой. Победить духовную брань - вот главная задача христианина.

  • "О самом важном", 2011 г.

Название книги красноречиво говорит за себя. В ней действительно собраны главные беседы батюшки. В книге затрагиваются важные вопросы: жизнь и смерть; грех и покаяние; страх Божий и страх вражий; семейное счастье. Эти и многие другие темы подняты в этом издании.

  • "От суеты земной к жизни истинной", 2012 г.

В книге собраны духовные беседы, которые затрагивают самые актуальные вопросы. Зачем поститься? Как поступать с обидчиками? Частота причащений и соборований. Зачем нужны несчастья? Как за светской суетой не потерять духовность? Что важнее - храм или наличие добрых дел? Эти и многие другие вопросы освящаются в этой книге, прочитав которую, читатель сможет найти в себе физические и духовные силы.

  • "Размышления перед исповедью", 2014 г.

Новая книга предназначена для людей, готовящихся исповедоваться, а также для сомневающихся в необходимости покаяния. Батюшка простым и доступным языком объясняет значение этого великого таинства. Нужно ли исповедоваться, если никого не убил, не ограбил? Зачем каяться? Что говорить на исповеди, если ничего плохого не делал? На эти и на многие другие вопросы о. Валериан дает четкие, живые и проникновенные ответы. Каждый прочитавший эту книгу почувствует необходимость покаяния.

Награды

За свои заслуги перед материю Церковью о. Валериан получил множество наград. Он был награжден:

  • Набедренником.
  • Камилавкой.
  • Наперстным Крестом.
  • Получил звание протоиерея.
  • Палицей.
  • Наперстным Крестом с украшениями.
  • Орденом 3 степени св. Даниила Московского.
  • Орденом 3 степени преп. Сергия Радонежского.
  • Митрой.
  • Орденом 2 степени преп. Сергия Радонежского.
  • Наградой, согласно которой он может служить с открытыми до «Отче наш».

За время своих лет обучения и пастырской практики протоиерей Валериан Кречетов общался со многими великими духовными людьми и набирался духовного и пастырского опыта. Его собеседниками были и о. Николай Гурьянов, и о. Иоанн Крестьянкин.

В 2017 году отец Валериан отпраздновал свое 80-летие. На данный момент митрофорный протоиерей Валериан - многодетный отец и дедушка: он имеет 7 детей и 34 внука.