Описание Церкви св. Николая в г

Православный Рим.

Что нужно посетить в Риме православному паломнику.

Православный РимКогда-то Великая Римская империя скопировала религиозную модель у древних греков. Немалое количество богов, их дочерей и сыновей, жён и слуг прямиком перекочевали на римский Олимп, переменив всего лишь свои имена.

Но через 8 столетий люди Римской империи потеряли веру в своих божеств, и в самом конце I века н. э. в недрах этой страны зародилось христианство – новая религия.

Мало-помалу новая религия распространилась по всей огромной территории Римской Империи, однако к началу III века была официально запрещена Флавием Клавдием Юлианом, римским императором.

Уже в 313 г. Константин Великий подписал эдикт, который призывал терпимее относиться к христианству. А затем было начато строительство старейшего христианского храма – Латеранской базилики, которую можно увидеть и сегодня.

К концу IV в. языческая вера была полностью искоренена, а на смену пришло христианство и возведение новых храмов, получивших название базилики, и заменивших разрушенные языческие храмы.

Базилика Святого Петра.

Базилика Сан Паоло фуори Ле Мура в Риме место погребения Апостола Павла.

Базилика Святого Павла.

Это одна из нескольких великих папских базилик, увидеть которую мечтают паломники всего мира.

И приходят сюда не только за тем, чтобы полюбоваться на сам храм и посмотреть на его внутреннее убранство, но и чтобы получить отпущение всех грехов в обряде, называющемся «святая Дверь».Это событие длится на протяжении всего Юбилейного года и такие же двери есть и в других храмах Рима – в базилике Святого Петра, храме Девы Марии Маджоре и Латеранской базилики. Всего же за Юбилейный год верующий должен обойти 7 паломнических храмов.

Сооружение стоит там же, где, по преданию, был захоронен апостол Павел. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, посчитал, что сооружение слишком примитивно, и повелел начать строительство на самом деле впечатляющего храма. Закончилось оно только при папе Льве I в V веке.

За многие века своего существования храм не испытывал практически никаких изменений. Мимо него прошла мода эпохи Возрождения и стиль барокко.

Но 15 июля 1823 г. случилось непредвиденное – храм практически полностью выгорел. Произошло это по неосторожности, когда на крыше храма рабочие разогревали битум, а после работ не загасили костёр по всем правилам.Его возрождение было длительным, и полная реставрация с некоторыми изменениями была закончена только в 1840 году.

Особенностью собора Святого Павла считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. На сегодняшний день только несколько мест для портретов остаются пустыми. Здесь же можно услышать и легенду о том, что когда все места будут заполнены, а последний Папа умрёт, наступит Конец Света.

Главной реликвией этого собора является саркофаг с мощами святого Павла. Право отслужить литургию над мощами этого апостола сегодня имеет только Папа Римский.

Базилика Святого Климента.

К востоку от Колизея есть настоящая сокровищница – Базилика Святого Климента. Особенность этого собора в том, что здесь нашли свой последний приют четвёртый римский епископ Климент и русский просветитель Кирилл и его брат Мефодий (часть мощей), который подарил нам кириллицу.

Но и это ещё не всё. Оказывается, Собор Святого Климента – это не одно сооружение, а целых три храма разных эпох, которые были построены на этом месте. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, и это то, что мы можем увидеть сегодня.

Когда был обнаружен самый нижний слой, оказалось, что удалось найти здание, в котором некогда жил Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Или, как теперь говорят археологи, здесь располагалась римская государственная сокровищница.

Верхний уровень – это самое позднее сооружение, построенное по стандартному проекту. Здесь можно увидеть полы с великолепной мозаикой, потолки и стены с фресками. Особенно выделяется мозаика «Крест – дерево жизни». На ней распятый Христос окружён цветами, птицами и виноградом. Причём это первая мозаика, на которой можно увидеть распятого Христа. До этого его изображали либо уже воскресшим, либо в кругу его последователей.Здесь же находятся гробницы четвёртого римского епископа и русского Кирилла.



Церковь святой Екатерины.

Современный православный храм, который был возведён в 2009 году на территории посольства России.

Своё имя он получил в честь смелой и простой девушки Екатерины, которая проживала в Александрии и постаралась объяснить свои соотечественникам, как примитивно язычество, и что вера в единого Бога – это то, что спасёт каждого.

Девушке удалось невозможное – она обратила в христианство жену императора и несколько десятков человек из его войска, которые отказались приносить жертвы языческим богам. Также она смогла переспорить мудрецов в философском споре, за что и была казнена.

Описываемые события происходили в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. В церкви святой Екатерины находится часть мощей святой.

Строительство часовни заняло всего 4 года. В 2006 году он был освящён и теперь является действующим православным храмом с детской приходской школой.

Церковь Святого Николая Угодника.

Это ещё один русский православный храм в Риме с непростой историей. Он много раз менял свой адрес, пока, наконец, приход не получил в наследство особняк М. А Чернышевского.

В 1932 году здесь был освящён новый храм.Сегодня это трёхэтажное здание, которое претерпело значительные изменения. Среди святынь особенно выделяется Иверская икона Божьей Матери, несколько икон, родиной которых считается Сергиев Посад, крест, подаренный греческим королевичем.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме).

Храм из семерки самых известных паломнических церквей Рима.

Первая базилика была возведена на месте дворца Елены, бывшей матерью императора Константина. Делалось это по желанию самой женщины, и назывался храм базиликой Елены.

Удивительна история названия этого храма. На его месте изначально находился дворец. Причём под пол будущей христианской базилики было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Именно это позволило добавить к названию храма приставку «в Иерусалиме».

Церковь много раз переделывалась, и свой современный вид обрела только XVII-XVIII веках. В самом храме хранятся многие православные реликвии, например, гвоздь, которыми Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Всё это можно увидеть своими глазами.

Здесь же хранятся мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.



Православные реликвии в Базилике Санта Кроче ин Джерусалеме а Риме (слева направо) : кусочки животворящего креста Иисуса Христа, титл с креста иисуса Христа, шипы от тернового венца, гвоздь от креста Иисуса, камень из пещеры в Вифлееме.


Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано).

Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Это главная церковь Рима.Участок земли, на котором стоит собор, принадлежал второй жене Константина Флавии Максима Фауста. За три дня до своей кончины император крестился – принял веру Христову.

Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Здесь происходило событие, которое оставило заметный след в истории христианского Рима – суд над умершим Папой Формозом в 896 году.В самом храме до сих пор можно полюбоваться мозаикой Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

В середине собора имеется папский алтарь, который обращён на восток. Богослужение здесь может совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии "Маджоре" (Санта Мария Маджоре).

Санта Мария Маджоре – один из важнейших храмов Рима. С ним ассоциируется любопытное сказание.

В 352 году папа Либерий и один из богатейших граждан Римской Империи увидели во сне Мадонну, которая повелела им построить храм там, где утром будет лежать снег.С утра снег на самом деле выпал, и там, где это случилось, и было начато строительство.

Практически все папы старались сделать это сооружение ещё красивее, ещё прекраснее и выше. Они достраивали, немного перестраивали и украшали здание согласно своим представлениям. И сегодня Санта Мария Маджоре, пожалуй, не менее красива, чем другие православные храмы Рима, и не менее привлекательна, чем другие базилики и церкви.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.


Базилика Санта Мария Маджоре в Риме.

Православный Рим появился после того, как великая империя позаимствовала религиозную модель у греков. Большая часть богов, существовавших у греков, получила новые римские имена и православный Рим обзавелся собственным Олимпом.
Прошло несколько веков, разочаровался в своих божествах, в конце I века н. э. в Италии появилось христианство – новая религия.

Христианство уверенно занимало лидирующее положение и постепенно вытесняло другие верования с территории Рима и всей страны. Но через два века Флавий Клавдий Юлиан, римский император, запретил христианство. В 313 году н.э. Константин Великий своим указом призвал относиться ко всем религиям с уважением.

Православный Рим получил поддержку государства и начал строительство одного из самых старых храмов – Латеранской базилики, увидеть это древнее здание можно в Риме и сегодня. К концу IV в. языческая вера практически исчезла из жизни римлян, христианство вошло в жизнь римлян. В это время возводилось огромное количество храмов, названных римлянами базиликами, большей частью можно любоваться сейчас. Воздвигали здания на месте разрушенных языческих, так появлялся православный Рим.

Православная святыня находится на территории Ватикана. – невероятное и потрясающее воображение строение. Собор величественный, оставляющий незабываемое впечатление на каждого, кто оказывается рядом.

Базилика Святого Павла

Представление о православном Риме будет неполным без базилики Святого Павла. Это великая папская базилика, увидеть которую мечтает каждый верующий. Посещают это православное место в Риме для того, чтобы получить отпущение грехов в обряде, который называется «святая Дверь». Это действо происходит во время Юбилейного года в православном Риме, ранее такое событие происходило раз в 100 лет. Традиции этого мероприятия предполагают, что паломник должен обойти 7 храмов в Юбилейный год, в которых происходят эти события.

В православном Риме в число таких храмов включены базилика Святого Петра, храм Девы Марии Маджоре и Латеранская базилика. Базилика Святого Павла находится на месте предположительного захоронения апостола Павла. Первый храм здесь был построен императором Константином, однако в 386 году Феодосий I, последний император единой Римской империи, решил, что базилика имеет слишком простое убранство и решил возвести впечатляющее по архитектуре строение. Завершилось строительство лишь при папе Льве I в V веке.

Православный Рим сохранил базилику практически в первозданном виде, модные изменения эпохи Возрождения и стиля барокко не коснулись этого храма.


15 июля 1823 г. Произошла трагедия, храм сильно пострадал от пожара. Причиной возгорания стал человеческий фактор, рабочие, производившие работы на крыше, не должным образом затушили костер, в результате здание пострадало серьезно. Восстановительный процесс был очень длительным. Реконструкция храма была завершена лишь в девятнадцатом веке.

Особенностью считается галерея портретов всех Римских Пап, которая идет по периметру внутри здания. Если вы окажетесь в этом православном храме, то увидите, что несколько мест для портретов остаются пока пустыми. А еще в этом месте православного Рима вам расскажут легенду о том, что в тот момент, когда все места будут заполнены, произойдет Конец Света.

В этом православном храме Рима хранится главное сокровище, почитаемое верующими, – саркофаг с мощами Святого Павла. Единственным, кто может служить литургию в этом месте, является Папа Римский.

Православный Рим: Базилика Святого Климента

В православном Риме есть еще одно намоленное место, оставляющее у паломников неизгладимое впечатление. Таковым является базилика Святого Климента. Находится этот храм к востоку от Колизея. Как правило, все стремящиеся сюда помнят о захоронении в этом месте четвёртого римского епископа Климента, а также Кирилла и Мефодия (часть мощей), подаривших нам кириллицу.

Есть у этого храма в православном Риме и еще одна особенность, при внимательном знакомстве с этим православным местом вы обнаружите, что храм состоит из трех разных зданий, возведенных в разное время. Самый нижний уровень – это сооружение, которое относится I - III векам. Второй уровень – это христианская Базилика IV века, и наконец, верхний ярус был построен в XI веке, именно этот уровень доступен при сегодняшнем осмотре этого православного места в Риме. При обнаружении самого нижнего слоя потрясением стал тот факт, что именно в этом месте жил

Тит Флавий Климент, христианин, который за свои проповеди был сослан в Херсонес. Тот уровень, который сегодня доступен для осмотра, построен по традициям строительства православных храмов. Украшением базилики стала уникальная мозаика на полу, также фрески на стенах и потолке. Обратите внимание на мозаику «Крест – дерево жизни», изображен на ней Христос, окруженный цветами, птицами и виноградом. Эта мозаика отличается тем, что впервые Христос на ней распят, до этого в храмах его изображали воскресшим. Здесь располагаются гробницы четвертого епископа и русского Кирилла.

Православный Рим получил эту церковь в 2009 году. Возведен он на территории посольства России. Православная церковь названа в честь смелой девушки Екатерины, которая защищала христианство. Пропаганда Екатерины и сила её слова были столь велики, что ей удалось обратить в православие жену императора и часть его войска. Казнена была Екатерина за то, что сумела в философском споре опередить великих мудрецов.

Екатерина жила в IV веке. А спустя три столетия её нетленные мощи были найдены на горе Синай. Церковь, возведенная в честь Екатерины, хранит часть мощей святой. Эта православная церковь была возведена за 4 года, сегодня в ней есть действующая детская приходская школа.

Церковь Святого Николая Угодника

Православный храм в Риме, имеющий непростую историю. Адрес церкви менялся много раз, пока не получил окончательное место в особняке М.А. Чернышевского. 1932 год – год освящения этого православного места в Риме. Этот храм сегодня представляет собой трехэтажное здание, в котором хранится Иверская икона Божьей Матери, привезенной сюда из Сергиева Посада.

Базилика Святого Иерусалимского Креста (Санта Кроче ин Джерусалеме)

Православный Рим почитает еще один из семи самых известных храмов. Первая церковь появилась на месте, где раньше стоял дворец Елены, матери императора Константина, соответственно сначала назван был в её честь. Интересно, что Елена сама желала возведения базилики. Сначала на этом месте был дворец, позже во время возведения базилики под пол будущего строения было насыпано огромное количество земли, привезённой из самого Иерусалима. Этот факт стал основанием для добавления к названию храма приставки «в Иерусалиме».

Лишь в XVII-XVIII веках базилика стала такой, какой мы можем её увидеть сейчас в православном Риме. Это православное место хранит много реликвий, среди которых гвоздь, которым Иисус был прибит к кресту, кусочки дерева от креста, на котором распяли Спасителя, титл, фаланга пальца Фомы Неверующего. Православные реликвии вы сможете увидеть, если придете в базилику.

В церкви есть мощи Досточтимой Антониетты Мео, шестилетней девочки, которая умерла в 1937 году, но за свою короткую жизнь написала очень много писем к Богу, многие из которых считаются пророческими.

Базилика Святого Иоанна Крестителя (Сан Джовани Латерано)

Православный Рим невозможно представить без главного собора города. Кафедральный собор Рима по значимости стоит выше всех описанных православных храмов Вечного города. Место, на котором стоит храм, принадлежало второй жене Константина, он за три дня до смерти стал православным. Папа Сикст V приказал сломать Латеранский дворец и хозяйственные постройки, и немного расширил апсидальную его часть. Этот собор знаменит судом над трупом Папы Формоза. Также в этом православном храме вы сможете оценить мозаику Якопо Торризи, которая относится к 1300 году.

Православный папский алтарь этого собора обращен на восток, а богослужение имеет право здесь совершать только Папа Римский. Над этим алтарём в табернакле XVI века хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди прочих православных реликвий этого храма можно назвать частичку Ризы Богородицы и небольшую часть губки, с видимыми следами крови. Той губкой, по преданию, поили уксусом Иисуса Христа перед казнью.

Базилика Девы Марии “Маджоре” (Санта Мария Маджоре)

Санта Мария Маджоре – один из самых значимых соборов православного Рима. Существует легенда, связанная с возведением базилики. В 352 году папе Либерию и одному из самых богатых жителей Рима приснилась Мадонна, которая указала им место строительства будущего храма. Место выбрано было также по велению Мадонны – лежащий утром снег скрывал будущее основание базилики. Православный Рим в лице каждого Папы Римского постоянно занимался украшением этого храма. В итоге таких изменений сегодня Базилика Девы Марии – одно из самых красивых православных мест Рима.

Здесь хранятся ясли, где находился новорожденный Христос, частичка мощей апостола Матфея, мощи блаженного Иеронима Стридонского и старинная икона Божьей Матери.

Православная базилика в Риме датируется VI веком. Здание базилики сильно пострадало во время землетрясения 1348 года, а потмо надолго забыто. Папа Мартин V лишь в 1417 году задумался о восстановлении этой церкви Рима. Однако произведенные восстановительные работы были не окончательными, православная церковь еще много раз реставрировалась и видоизменялась.

В этом православном месте вы можете увидеть картину кисти Бачиччо, расположенную в самом центре внутреннего помещения, а также несколько фресок.

Здесь в мраморном саркофаге в капелле под главным алтарем находятся мощи Апостолов Филипа и Якова Младшего . Во внутреннем дворике монастыря в стене есть мраморный саркофаг со скульптурой Микеланжело Буонаротти над ним. Православная церковь была местом захоронения Микеланджело, но сейчас в саркофаге тела нет. Его когда-то увез во Флоренцию племянник мастера.

Православное сооружение, одно из самых известных сокровищ православия. Упоминание о появлении этой церкви в Риме относится к VIII веку.

Кто возвел это православное здание в Риме неизвестно, но здесь хранится Святая Лестница, по преданию, по ней несколько раз поднимался на казнь Иисус Христос.
Реставрация лестницы происходит регулярно. Но такой поток паломников проходит ежедневно по ступеням, что даже деревянная верхняя защита не выдерживает. Православные чтят историю, что Иисус, которого вели по этой лестнице на распятие, уронил капли крови на ступеньки. Сегодня эти отметины застеклены и расположены на 2, 11 и 28 ступенях.

во имя святителя Николая Чудотворца

ИСТОРИЯ

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180Зг. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя "церковниками" (т.е. псаломщиками). Св. Синоду было поручено к весне 1804г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Свв. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Как и все другие заграничные церкви, Римская была включена в состав С.-Петербурской епархии, но во многом, прежде всего - материально, зависела от Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской.

Первым постоянным священником стал с 1827г. по 1831г. иеромонах Иринарх (в миру -Яков Дм. Попов, сконч. 1877г.). который прежде служил в домовой церкви кн. Голицыной-Терди в Бергамо.

Его сменил в 1836г. иеромонах Герасим (сконч. 1849г., похоронен в Неаполе), которого. перевели в Рим из временно упразднённой миссии с церковью во Флоренции. В I844r. в Венеции о. Герасим был посвящен в сан архимандрита. С этого времени настоятелями Римской церкви назначались священники из "черного" духовенства в этом сане.

С 1849г. по 1852г. настоятелем был архимандрит Феофан (Авсенев; сконч. 1852r., похоронен на кл. Тестаччо). Из профессоров Киевской Духовной Академии, затем с 1852г. по 1855г. - архимандрит Иаков, бывший прежде игуменом Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1860-1864 гг. в Риме настоятельствовал архимандрит Палладий. Сменивший его в 1864-1866 гг. архимандрит Порфирий (в миру - Георгий Ив. Попов; сконч. 1866г., похоронен на кл. Тестаччо) был, помимо всего прочего, духовным писателем - его перу, в частности, принадлежат "Письма из Рима", печатавшиеся в "Православном обозрении".

Следующему архимандриту. Гурию (впоследствии - архиеп. Таврический) пришлось испытать тяготы политики: в 1866г. произошел временный разрыв отношений между Россией и Папским государством, вследствии чего русский священник перед самой Пасхой был выслан в Неаполь.

В 1867г. Имп. Александр Второй утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков.

Следующими римскими настоятелями были: в 1871-77гг. архимандрит Александр (в миру - Андрей Кульчицкий), в 1878-80гг. - архимандрит Николай, в 1880-81гг. - архимандрит Митрофан, в 1881-84гг. архимандрит Никон (в миру - Филипп Егорович Богоявленский), в 1884-97гг. - архимандрит Пимен. (в миру - Дмитрий Дмитриевич Благово; сконч. 1897г., похоронен на кл. Тестаччо). Архимандрит Пимен занимает видное место в истории русской культуры. Высокообразованный, из старинного дворянского рода, он принял в 1880г. монашеский постриг. Его главный литературный труд, "Рассказы бабушки, собранные ев внуком Д. Д. Благово", стал своеобразным памятником целой Русской эпохи. В Риме архимандрит Пимен вместе с послом Н. Н. Влангали устроил русский странноприимный дом Св. Станислава (ныне - собственность польской католической Церкви), собрал ценную библиотеку, написал свои собственные воспоминания о московской жизни.

Сменившему архимандрита Пимена архимандриту Клименту (в миру - Константин Верниковский) принадлежит почин строительства русского храма. Идея сооружения церкви в "Римско-католическом Престольном граде" обсуждалась уже давно. Начало было положено вдовой надворного советника Елизаветой Ковальской, которая 1880г. обратилась в Св. Синод с просьбой разрешить соорудить за свой счёт храм на кл. Св. Лаврентия (Verano), дабы "почтить память супруга. служившего в Риме". Церковные власти решили навести справки в Риме. Русский посол, барон Икскуль, на запрос Св. Синода ответил так: "Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870г. строятся в Италии... средства Ковальской не достаточны...". В результате вдова разрешения не получила.

Архимандрит Климент (вподследствии - еп. Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о "потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества". Уже в 1898г. начался сбор средств, который в 1900г. был официально разрешен Имп. Николаем Вторым, внесшим "царскую лепту" в 10 тыс. рублей. Для сбора средств архимандрит Климент выежал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича. от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников - всего было собрано 265.000 итал. лир. Граф Л.А. Бобринский (сконч. 1915г.) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta).

К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902г.. архимандрит Владимир (в миру - Всеволод Путята). стал вести иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского (Villa Malta отошла наследникам Бобринского, а затем - о.о. иезуитам) и предложил искать другое место, отверг первоначальную кандидатуру, арх. М.Т. Преображенского, строителя русской церкви во Флоренции, и стал продвигать своего кандидата, арх. Н.Ю. Янга. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906г. был образован Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Вопрос был поставлен впервые в 1897г. архиепископом финляндским Антонием (Вадковским). впоследствии - С.-Петербурским митрополитом. Посол в Риме А.И. Нелидов через Министерство Иностранных Дел деятельно поддержал идею. Летом 1907г. архимандрит Владимир был хиротонисан во еп Кронштадского, викария С.-Петербурской епархии для заведования всеми русскими православными заграничными церквами (за исключением Константинополя и Афин). К сожалению, Западно-Европейская епархия, по невыясненным причинам, через два года была упразднена. В 1911г. еп. Владимир покинул Рим.

В 1912-14 гг. здесь служил архимандрит Дионисий, который, в частности, издал "Спутник русского православного богомольца в Риме" (1912г.). При ним строительное дело не прекращалось: осенью 1913г. Имп. Николай Второй разрешил сбор пожертвований по всей России, а летом 1914г. Госбанк открыл особый счет в С.-Петербурской конторе. Строительный Комитет составил обращение к православным России с патетическими словами: "... Престол Божий поставлен в наемной квартире».

С 1914г. по 1916г. в церкви настоятельствовал архимандрит Филипп, убиенный после революции в России. В 1915г. он сформировал новый состав Строительного Комитета, возглавленный кн. С.С. Абамелеком-Лазаревым. Князь навязал Комитету другого, уже третьего по счёту, архитектора - Винченцо Моральди. Проект итальянца был подвергнут экспертизе и серьезной критике арх. В.А. Субботина, надзиравшего тогда за строительством русской церкви в Бари. Комитет все же принял проект и при содействии Моральди приобрел на имя российского посольства участок на наб. Тибра, близ Понте Маргерита (Lungo Tevere Arnaldo da Brescia). Смерть в 1916г. Абамелек-Лазарева и события в России оборвали храмостроительство (в 1924г., земельный участок был захвачен советским посольством, а затем - продан).

Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916г. архимандрита Симеона (в миру - Сергей Григорьевич Нарбеков). По словам Митрополита Евлогия -" хороший, вздумчивый монах" ("Воспоминания". Париж. 1947г. с. 434) - архимандрит Симеон служил здесь почти полвека - он умер в 1969г. и похоронен на кл. Тестаччо. Весной 1921г. архимандрит Симеон основал римский приход, в который вошло около ста полноправных члена, и организовал Приходской Совет, возглавленный б.ген.консулом Г.П. Забелло. Таким образом домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве, находившаяся в. ведении Министерства Иностранных Дел. стала независимой, приходской. В приход как почетный член вошла королева Эллинов Ольга Константиновна из Дома Романовых (в 1926г. ее отпевал арх. Симеон).

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Еnte Могаle, по королевскому указу от 14 ноября 1929г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931г. 10 апреля 1932г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти с piazza Cavour. Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Первоначально римская община вошла в устроенную Митрополитом Евлогием Западно-Европейскую Епархию с центром в Париже: указом Св. Тихона, патриарха Всероссийского, от 5 мая 1922г. Митрополиту Евлогию было поручено управление русскими заграничными приходами. Архимандрит Симеон был назначен благочинным русских церквей в Италии. Однако в 1927г., как писал Митрополит Евлогий, "из личной преданности Митрополиту Антонию", он перешел под его омофор (Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей). Из-за особого положения православной общины в Риме, она находилась до 1985г. в непосредственном подчинении Председателю Архиерейского Синода (с 1950г. резиденция Синода находится в Нью-Йорке).

В послереволюционный период общине много помогла кн. М.П. Абамелек-Лазарева. Урожденная Демидова (сконч. 1955г.), жившая в Пратолино, под Флоренцией. а также на вилле покойного мужа в Риме (сейчас Villa Abamelek - резиденция российского посла). Княгиня выплачивала содержание настоятелю и некоторым прихожанам. В 1921г. она получила почётное звание "попечительница храма".

Некоторую материальную поддержку оказали также сербское и болгарское посольства. Вторая Мировая война привела в Италию множество "перемещенных лиц", которым община всячески помогла. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава Союзнических войск. В 1950-60-хх гг. римский приход опекал беженский лагерь Latina и дом дальневосточных беженцев Villa Olanda под Турином.

С 1946г. в Риме архимандриту Симеону сослужили игумен (впоследствии -архимандрит) Каллист (сконч. 1964г.), который прежде, с 1935г. по 1945г. был настоятелем в С.-Ремо и архимандрит Зосима (сконч. 1960г.). Когда в середине 1950-х гг. престарелый архимандрит Симеон ушёл на покой, архимандрит Каллист стал настоятелем церкви. В 1965г. на Свято-Никольский приход был назначен протоиерей Виктор Ильенко. В 1960-х гг. община состояла в подчинении преосв. Антонию. архиепископу Женевскому.
В 1984г. о. Виктора сменил о. Михаил Маклаков, по происхождению - американец. Община вступила в конфликт с новым настоятелем из-за его жесткой антиэкуменической линии и по ряду иных материальных причин, о. Михаилу Маклакову пришлось покинуть Рим.

Поиски устойчивого канонического положения привели приход опять под омофор Западно-Европейской Архиепископии, во главе которой тогда был архиепископ Георгий (Вагнер). Указом от 25 ноября 1985г. настоятелем был временно назначен сербский священник, профессор Богословского института в Париже, протоиерей Николай Чернокрак. В феврале 1987г. настоятелем был назначен протоиерей Михаил Осоргин, который также является настоятелем парижской церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского.

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Кроме русских прихожан церковь окармливает сербов (община традиционно справляет Сербскую Славу), коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви (Via Sardegna, 153) в приходе состояли и греки.

УБРАНСТВО

При устройстве церкви трехэтажный особняк Чернышевой был значительно переделан. Под храм была отведена правая половина первого этажа. Строительный проект был составлен инженером Ф. Поджи и архитектором кн. В.А. Волконским, который много заботился об этом храмостроительстве. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид.

На парадной лестнице, при входе в церковь, водружены мраморные памятные доски с выражением молитвенной благодарности устроителям Свято-Никольского русского храма: архимандриту Симеону, княжне М.А. Чернышевой и княгине С.Н. Барятинской.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг.. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Иконостас увенчан четырехконечным крестом. Образа иконостаса написаны в академической манере. Наибольшую ценность, конечно, имеют брюлловские Царские Врата.

В письме, датированным 27 сентябрём 1838г. Карл Брюллов так писал в Общество поощрения художников: "Теперь все русские художники, находящиеся в Риме, взяли на себя согласие Господина посланника (Кн. Г.И. Гагарина - М.Т.) пожертвовать для украшения оной своими трудами, мне досталось написать Царские двери". Художник написал шесть медальонов на меди, диаметром около 35 см. Наиболее удачны образа Евангелистов, сделанные очень выразительно, хотя и не по иконописным канонам.

Местные образа Спасителя и Божией Матери написаны худ. Гофманом, причем в изображении Богородицы видно влияние (по крайней мере, композиционное) "Сикстинской Мадонны".

Правые дверы украшены прекрасным храмовым образом Св. Николая Чудотворца (худ. Ф. Бруни), левые - образом Св. Александра Невского (худ. А. Марков). Иконы представляют Небесных покровителей Имп. Николая Первого, при котором иконостас сооружался, и Имп. Александра Первого, при котором римский храм был основан.

Над Царскими Вратами, по канону, было водружено изображение Тайной Вечери (худ. Габерцетель), ныне помещенное над алтарным сводом. До переноса в особняк Чернышевой иконостас имел и два боковых образа - дар Вел. кн. Елены Павловны - которые пришлось демонтировать. Это - иконы Св. царицы Елены (акад. И. Ксенофонтов) и Св. великомученицы Екатерины (акад. П. Плещанов), которые сейчас перемещены в правое боковое отделение.

На Горнем Месте прежде находилось живописное изображение Распятия (худ. Яненко), ныне оно - в церковной ризнице.

В 1855г. иконостас был отреставрирован и благоукрашен на средства архимандрита Иакова. В начале века староста Н.А. Протопопов снабдил церковь за свой счет богатой ризницей, утварью, иконами. Он же хотел устроить за правым клиросом придел во имя Святителя Алексия в память о рождении Наследника, но Св. Синод отклонил эту идею.

К числу достопримечательностей храма также относятся:

Чтимая Иверская икона Божией Матери, писанная в 1901г. насельниками Св. Афона в память Имп. Александра Третьего, с надписью на обратной стороне (у клироса),
четыре иконы из мастерской худ. Малышева, писанные в Сергиевом Посаде в 1893г.; две - Св. Николая Чудотворца и Св. Александра Невского, в киотах, (прежде стояли на клиросах, теперь - в правом боковом отделении) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены),
парсуна святителя Иоасафа Белгородского, написанная еще до прославления Святого (над свечным ящиком),
крест-мощевик, дар греческого королевича Христофора Георгиевича (в алтаре), малая икона Св. княгини Ольги, дар ее автора, королевны Марии, дочери Королевы Эллинов Ольги Константиновны,
большой образ Божией Матери "Вратарницы". Или "Портаитиссы", работа афонского монаха Виктора Каравогеоргаса (на задней стене),
18 малых икон Киевских Святых, в двух общих рамах, в васнецовском стиле, из мастерской Плахова (в боковом отделении),
14 малых икон-"праздников" в трёх общих крестообразных рамах,
два витража: слева - Спаса Вседержителя, справа - Божией Матери (по краям солеи), большой образ святителя Саввы Сербского, работы Лидии Родионовой, дар братьев-сербов Саввы и Спиро Расковичей (на левой стене), образ Божией Матери "Знамение" работы Вадима Зайцева-Лукомского (в правом боковом отделении), резной аналой греческой работы с иконой Божией Матери (у левой стены).
За полтора века евхаристической жизни, во всех ев проявлениях, в том числе - в материальной и художественной - в храме утвердилась намоленная, тёплая обстановка.

КЛАДБИЩЕ "ТЕСТАЧЧО"

История русской церкви в Риме неразрывно связана с кладбищем "Тестаччо". называемым иначе "Некатолическим" (acattolico) и "Протестанским". По регламенту кладбища, утвержденному в 1921г. и отредактированному в 1953г. здесь хоронят "граждан-некатоликов", хотя члены Католической Церкви также могут быть погребены здесь в могилах своих "некатолических" родных.

Первые протестанские захоронения у холма Тестаччо близ Пирамиды появились в середине XVIII века, однако долгое время "некатолические" похороны могли проходить только ночью, а на могилах была запрещена установка крестов (до 1870г.).

Постоянные погребения православных подданных России на "Тестаччо" начались с 1830-х гг., после того, как в Риме появилась постоянная русская церковь.

Вплоть до Первой Мировой войны кладбищем де-факто управляло Германское посольство, купившее в 1894г. новый участок земли. В 1921г. выл конституирован Генеральный Комитет из представителей "некатолических" стран, который выбирает

Администратора кладбища.

На кладбище похоронены священники римской церкви; архимандриты Феофан (сконч. 1852г.), Порфирий (сконч. 1866г.), Пимен (сконч. 1897г.), Зосима (сконч. 1960г.), Каллист (сконч. 1964г.), Симеон (сконч. 1969г.), протоиерей X. А. флеров (сконч. 1927г.), псаломщики А.Г. Рождественский (сконч. 1849г.), П. Зотиков (сконч. 1855г.). П.Ф. Долоцкий (сконч. 1893г.): старосты: П.В. Ден (сконч. 1971г.), А.А. Мясоедов (сконч. 1988г.), жертвователи: М.А. Чернышева (сконч. 1919г.), семья Забелло, семья Барятинских, представители видных российских родов: Гагарины. Голицыны. Волконские, Юсуповы, Барятинские, Мещерские, Строгановы, Трубецкие, Оболенские, Щербатовы, Шереметевы и др., генералы: А.А. Карнеев (сконч. 1840г., И.Ф. Паскевич (сконч. 1843г.), Н.А. Врангель (сконч. 1927г.), И.П. Астахов (сконч. 1935г.). П.П. Богаевский (сконч. 1961г.), дипломаты: Н.В. Муравьев (сконч 1908г.), Г.Г. Лермонтов (сконч. 1908г.), В.В. Жадовский (сконч. 1916г.), А.Н. Купренский (сконч. 1923г.), художники: М. Тамаринский (сконч. 1841г.), И.С. Серебянин (сконч. 1842г.), П. Петровский (сконч. 1842г.), К.М. Клемченко (сконч. 1849г.), К.П. Брюллов (сконч. 1852г.), К.В. Григорович (сконч. 1855г.), А.И. Иванов (сконч. 1863г.), П.Н. Орлов (сконч. 1865г.), И.П. Панфилов (сконч. 1876г.), С.П. Постников (сконч. 1880г.), Я.Г. Хапалов (сконч. 1886г.), П.А. Сведомский (сконч. 1904г.), А.А. Сведомский (сконч. 1911г.) и др., архитектор С.А. Иванов (сконч. 1877г.), скульптор П.А. Ставассер (сконч. 1850г.), оперный певец Ф.П. Комиссаржевский (сконч. 1905г.), декабрист граф З.Г. Чернышев (сконч. 1862г.), дочь поэта П.П. Вяземская (сконч. 1835г.), дочь писателя Т.Л. Толстая-Сухотина (сконч. 1950г.); поэт Вяч. Иванов (сконч. 1949г.) и его дочь Лидия (сконч. 1985г.) - оба католики - и многие другие.

В разное время стараниями римского прихода были устроены три общие ("братские") русские могилы (Zona terza, Riquadro secondo), в которых погребены десятки эмигрантов, не имевших достаточных средств для получения отдельных могил.

Много русских могил есть также на двух городских римских кладбищах: Verano (S. Lorenzo) и Prima Porta.

Адрес кладбища "Тестаччо": 6, Via Caio Cestio (метро "Piramide"), тел. 06-57.41.900, часы работы -с 8ч. до 12ч. и с 15ч. до 17ч.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Церковные службы совершаются:
по субботам - всенощная в 18ч.
по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.
в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

Церковные службы совершаются:по субботам - всенощная в 18ч.по воскресным дням - Божественная литургия в 10ч.З0мин. и вечерня в 18ч.в будние дни, по четвергам и в Великие праздники - Божественная литургия в 10ч. со всенощной накануне в 18ч.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.
Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

Память Св. Николая Чудотворца, "Никола зимний", 19(6) декабря.Перенесение мощей Св. Николая от Мир Ликийских в Бар-град, "Никола летний", 22(9) мая. Особое значение имеет пребывание мощей Небесного покровителя общины в Италии, в Бари, куда иногда устраиваются паломничества. Восьмого мая 1990г. настоятель храма, прот. Михаил Осоргин, впервые после "разделения" Церквей совершил православную литургию на престоле, где почивают мощи великого Угодника Божия.

НАСТОЯТЕЛЬ

Протоиерей Михаил Георгиевич Осоргин, он же - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского в Париже, а также окармливает домовую церковь Святых равноапостольных Великих Царей Константина и Елены в Кламаре (Франция).

Римская церковь состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже, 12, rue Daru, 75008, Paris, FRANCE, во главе которой - архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата.

СТАРОСТА ОБЩИНЫ

Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.
Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

Мария Александровна Ферзен, она же - вице-председатель Ente Morale.Maria Fersen, 3, Piazza Gucchi, 00152 ROMA.

АДРЕС

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo
Via Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA
(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).
Тел: 06-44.50.729
Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:
CREDITO ITALIANO, Agenzia 15
Via della Conciliazione, 6 00193 Roma
Conto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.
OPPURE
c/c POSTALE 12652004
CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMA
DI SAN NICOLA TAUMATURGO
VIA PALESTRO 71
00185 ROMA RM

Источники и литература:

Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola TaumaturgoVia Palestro, 71 00 185 ROMA, ITALIA(несколько минут ходьбы от Stazione Termini в северном направлении по Via Marghera).Тел: 06-44.50.729Свято-Николаевский православный приход в Риме будет благодарен всем. кто сможет оказать помощь церкви. Пожертвования принимаются на банковский счёт:CREDITO ITALIANO, Agenzia 15Via della Conciliazione, 6 00193 RomaConto No. 22509/00 - Intestato a: Chiesa Ortodossa Russa in Roma.OPPUREc/c POSTALE 12652004CHIESA ORTODOSSA RUSSA DI ROMADI SAN NICOLA TAUMATURGOVIA PALESTRO 7100185 ROMA RM

Архив русской церкви в Риме (метрические книги, протоколы собраний, переписка и т.л.).
Синодальные фонды Российского Государственного Исторического Архива, (бывш. ЦГИА СССР).
"Православные церкви и русские учреждения за границею". Сост. прот. А. П. Мальцев. Берлин, 1906г.
М. Руднев. "Православные русские церкви в Западной Европе" / Тульские епархиальные ведомости, №№ 35-37, 1907г.
И. Бочаров, Ю. Глушакова. "Карл Брюллов. Итальянские находки". М. 1977г.
J. Beck-Friis, // cimitero acattolico ill Roinn, Malimo, 1956.

Приход Святителя Николая

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 180З г. Император Александр Первый подписал указ 06 учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии. Святому Синоду было поручено к весне 1804 г. "приготовить церковь со всею к оною потребностию". Первоначально предполагалось ее освятить во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла - вероятно, в знак признания Рима как владетеля мощей Апостолов и как кафедры Св. Петра.

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного "проекта": храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823г. Однопрестольный храм во имя Святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме, на Корсо 518. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой: с 1828г. она была в палаццо Одескальки на пл. Святейших Апостолов, с 1836г. по 1845г. - в палаццо Дориа Памфили на пьяцца Навона, с 1845г. - в палаццо Джустиниани близ Пантеона, с 1901г. - в палаццо Менотти на пьяцца Кавур и с 1932г. - в современном помещении.

Римский храм относился к Санкт-Петербургской епархии, одновременно находился в ведении Министерства иностранных дел и являлся посольской церковью.

Крупным успехом стало утверждение за приходом статуса юридического лица, Е nte Мога le , по королевскому указу от 14 ноября 1929 г. Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А. Чернышевой ("Палаццо Чернышев"). Княжна Чернышева (сконч. 1919г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро еще в 1897 г., но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. 10 апреля 1932 г. в ним была освящена вновь устроенная церковь - убранство перенесли из палаццо Менотти на piazza Cavour .

Проект церкви был составлен архитектором кн. В.А. Волконским и инженером Ф. Поджи. Была принята идея сооружения крестообразной в плане церкви, но, к сожалению, близость соседнего участка не позволила устроить левую "ветвь" креста. Со стороны двора была сделана особая пристройка с полукруглой апсидой для передней части церкви (начиная с солеи). Были убраны внутренние перегородки и сооружены арки, придавшие залу уютный вид. Алтарь и предалтарные арки были выложены золотой мозаикой и зеленым мрамором, придающим храму - особенно при дополнительном освящении - нарядный, праздничный вид. Устройству нового храма материально помогли княгиня С.Н. Барятинская (в память покойного мужа В.В. Барятинского), княжна С.В. Гагарина (в память покойных родителей), а также королева Италии Елена Савойская (Черногорская).

Если к началу 1980-х гг. русская община в Риме, в основном, состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х гг., когда Рим стал одним из транзитных пунктов "новоэмигрантов" (бывших советских граждан, искавших новые возможности на Западе) численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Хотя церковь часто переезжала с одного места на другое и подвергалась ограблениям, большая часть старинного и ценного убранства все-таки сохранилась. Подлинным украшением храма стал иконостас, сооруженный в 1830-х гг. в основном, на средства посла при Папском Дворе, кн. Г.И. Гагарина. Композиция деревянного, выкрашенного под белый мрамор и местами вызолоченного иконостаса принадлежит арх. К.А. Тону. Однорядный высокий иконостас в классическом стиле напоминает работу этого мастера для Казанского собора в Петербурге. На фризе иконостаса - надпись: "Благословен Грядый во Имя Господне".

Среди святынь храма:

  • Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III (расположена у клироса),
  • четыре иконы (мастерской художника М. Е. Малышева), написанные в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра Невского (в правом отделении, в киотах) и два больших образа Спасителя и Божией Матери (у левой стены);
  • изображение святителя Иоасафа Белгородского, написанное до его прославления;
  • крест-мощевик, подаренный греческим королевичем Христофором Георгиевичем (находится в алтаре);
  • малая икона святой княгини Ольги, написанная для храма греческой королевной Марией;
  • образ Божией Матери «Вратарницы» («Портаитиссы»), написанная афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом);
  • 18 малых икон киевских святых, написанные в мастерской Л. К. Плахова;


На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М. А. Чернышёвой и княгини С. Н. Барятинской.

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).