Кто контролирует работу судебных приставов? Куда жаловаться на бездействие приставов - что делать, если судебные исполнители бездействуют (образцы жалоб) Кто осуществляет надзор за судебными приставами.

Судебные приставы – служащие, состоящие в государственной структуре, ответственные за исполнение решений, постановлений суда. Деятельность должностных лиц направлена на оптимизацию мероприятий, действий граждан и юридических лиц с целью достижения конечного результата в виде удовлетворения судебных требований. Работа приставов имеет множество нюансов, сложностей, поэтому требует контроля вышестоящих органов. В связи с этим необходимо выяснить, какими полномочиями наделен надзорный орган над судебными приставами.

Суть контроля и наблюдения

Анализ правомерности, законности действий приставов (СП) возложен на прокуратуру РФ ст. 19 ФЗ №118 от 21.07.1997 ., указом №155/7 от 12.05.2009 ., ФЗ №119 от 21.07.1997 г. В первую очередь следует выяснить, кто именно контролирует работу судебных приставов. Обязанность по исполнению надзора назначена Генеральному прокурору и его подконтрольным лицам.

Конкретного регламента осуществления надзорной деятельности не существует. В исполнении своих обязательств работники прокуратуры должны руководствоваться законом №2202-1 от 17.01.1992 г, законом №229-ФЗ от 02.10.2007 г, а также пользоваться иными действующими нормативно-правовыми актами РФ.

Понятие прокурорского надзора включает проверку соблюдения следующих принципов исполнения требований суда:

  • Законное обоснование решений СП.
  • Своевременность принятых принудительных мер, исполнительских действий.
  • Почтение прав граждан, их чести, достоинства.
  • Сохранность минимального имущества должника, необходимого для обеспечения своих физиологических потребностей, содержания семьи.
  • Соответствие заявленных исполнителем требований объему взыскиваемых обязательств.

Важно, что основополагающей целью надзора является охрана прав и потребностей физических лиц, деятельности которых непосредственно касается функционирование СП.

Надзором за исполнением обязанностей судебных приставов занимается прокуратура

Проверке подлежат следующие действия исполнителей:

  • Выполнение требований суда.
  • Документальное оформление мероприятий взыскания.
  • Отслеживание ходатайства к гражданам по исполнительному производству.
  • Соразмерность налагаемого ареста на объекты собственности должника.
  • Оценка полноты мер по розыску ответчика, выявлению его имущества и др.

Особое внимание прокурорского надзора направлено на контроль исполнительских действий:

  • Обеспечение неприкосновенности, безопасности служащим государственных структур, являющихся участниками производства.
  • Защищенность процессов.
  • Порядок подбора, приготовления территории для проведения производства.
  • Исполнительность при предоставлении в суд вещественных доказательств.
  • Условия применения дополнительных мер силового воздействия на граждан.
  • Координирование сроков погашения исполнительных листов и др.

Назначение и объект надзора

Субъектом прокурорской проверки является комплекс мероприятий по реализации требований суда. Объектами контроля признаются действия территориальных организаций приставов и граждан, осуществляющих работу в них. Работники прокуратуры должны непрерывно контролировать следование СП Конституции РФ, нормам действующего федерального, регионального законодательства.

Базовыми задачами прокурорского надзора за исполнением законов службой судебных приставов являются:

  • Анализ работы приставов на соответствие действующему постановлению суда, полномочиям, определенным законодательством.
  • Оценка законности решений СП.
  • Защита интересов субъектов исполнительного производства.

Прокуратура должна следить, исполняются ли судебными приставами решения суда в соответствии с законом

П.2 ст.1 закона о прокуратуре определяет основные цели работы службы надзора по отношению к СП:

  • Соблюдение верховенства закона, обеспечение защиты государства, общества, прав граждан.
  • Актуальность обнаружения нарушений и принятие соответствующих мер к должностным лицам.
  • Отслеживание правомерности деятельности СП, направленной на исполнение требований суда, по отношению к должникам и гражданам, вовлеченным в процесс.

В связи с тем, что служба приставов занимается оперативно-розыскной работой, предметом надзора прокуратуры становится порядок осуществления мероприятий по расследованию, оценка разрешения обращений и сообщений о возможных преступлениях, а также порядок соблюдения конституционных прав граждан.

Надзор осуществляется по двум основным направлениям:

  • Соблюдение государственного законодательства и регламента деятельности ССП.
  • Следование решениям суда и иным нормативно-правовым актам.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами на основании заявлений и обращений граждан. Задачами надзора являются не только защита заявителей, но и интересов служащих ССП. Если в действиях исполнителя обнаружено нарушение, проверяющий выносит предписание на имя вышестоящего должностного лица в рамках организации или субъекта.

Мероприятия надзора

Порядок организации прокурорского контроля состоит в распределении полномочий между структурными подразделениями прокуратуры, работой которых является осуществление надзора следующих действий:

  • Полнота исполнения российского законодательства.
  • Применение закона о работе приставов исключительно в рамках прописанных норм.
  • Проверка соответствия документов, издаваемых приставами, нормативно-правовым актам РФ.
  • Обеспечение законности исполнительских действий по гражданским делам.
  • Рассмотрение обращений граждан о правонарушениях в работе СП.
  • Участие прокурора в делах, касающихся судебного оспаривания действий приставов и др.

В обязанности проверяющего входит анализ и выявление правонарушений в работе судебного пристава

При этом обеспечивается слаженная работа подразделений, искореняется задвоенность действий подчиненных и достигается максимальная эффективность труда. Проверки действий службы судебных приставов могут иметь систематический и внеплановый характер. Первый тип предполагает осуществление надзора в запланированные подразделением сроки, а второй – реагирование на обращения граждан, представителей органов власти, информации из СМИ.

В зависимости от направления расследований федеральная и территориальная служба прокуратуры имеет подразделение на следующие отделы:

  • Госнадзор за реализацией свода законов государства.
  • Контроль хода следствия.
  • Проверка оперативно-розыскных мероприятий и следствий.
  • Контролирование особо важных дел по нарушению уголовно-процессуального свода законов главным управлением СП.

Сущность деятельности прокурора по надзору за работой СП определяется тремя правилами:

  • Доскональное изучение законодательства, регулирующего деятельность СП.
  • Анализ статистических данных.
  • Оценка фактов возникновения нарушений и мер, принятых для их исправления.

Работа проверяющего состоит из следующих этапов:

  1. Приглашение для дачи показаний должностного лица, на действия которого получена жалоба.
  2. Изучение фактов деятельности пристава по спорному производству. При этом проверка материалов дела происходит непосредственно в службе приставов, либо путем направления запроса на предоставление документов.
  3. Выявление нарушений и привлечение старших по должности приставов к урегулированию вопросов, вынесение предложений о дисциплинарном наказании виновного лица. При обнаружении препятствий исполнения судебного решения прокурор обязан предпринять исчерпывающие решения для обеих сторон: не только к СП, но и к гражданам, исполняющим их законные требования.
  4. Подготовка заключения и характеристики мер наказания.

Неправомерные действия судебных приставов могут повлечь за собою административную и уголовную ответственность

Прокурорское реагирование

По результатам проверки обращений граждан надзорный орган имеет право предпринять следующие меры:

  1. Инициировать исправление нарушений в рамках ССП путем предъявления протеста руководящему должностному лицу, и написать предостережения субъекту проверки о недопустимости нарушения закона. Решение вопросов в рамках ФССП происходит только при отсутствии в нарушении уголовного состава, при этом прокурор имеет право объединить несколько заявлений при вынесении предписания.
  2. Подать протест в суд на оспаривание постановлений, актов и действий СП, руководствуясь приказом №137 от 06.09.2007 г.
  3. Возбудить дело по административным проступкам (ст. 17.7 КоАП РФ).
  4. Вынести постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для привлечения лиц к уголовной ответственности (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
  5. Провести информирование Генеральной прокуратуры по результатам надзора.

Прокурорский надзор законности действий приставов позволяет усовершенствовать работу службы, достичь максимальной эффективности исполнения решений суда. Результатом своевременного реагирования прокуратуры становится налаживание утвержденного порядка деятельности судов, обеспечение гаранта удовлетворения законных требований граждан.

О судебных приставах и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кто осуществляет надзор за работой судебных приставов?».

Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ в пункт 1 статьи 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.

2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

Кто осуществляет надзор за судебными приставами

Действия сотрудников ФССП по выполнению ими возложенных обязанностей подвергается контролю на основании положений стати 19 Закона о судебных приставах. Он проводится Генеральной прокуратурой и нижестоящими сотрудниками соответствующих подразделений.

Нормативное регулирование

На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992г. обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.

Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.

Одним из таких документов является указание Генпрокуратуры РФ от 25.04.1999г. №19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора … обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения», а также №155/7 от 12.05.2009г. «Об организации …».

Что понимается под надзором за работой служащих ФССП и для чего он введен

Контроль за выполнением должностных обязанностей работниками является одним из видов слежения соответствующих организаций за выполнением законных требований сотрудниками службы в выполнении решений суда, в частности, и конфискация активов.

Работники прокуратуры наделены полномочиями, дающими им методы воздействия на сотрудников службы при нарушении ими правомочий и интересов различных субъектов. Такая процедура поднимает степень доверия к судебной системе, совершенствуя её и развивая деятельность работников, а также производит обеспечение правопорядка в при ведении судопроизводства.

В чем заключаются надзорные функции

Генеральной прокураторой осуществляется контроль за:

  • применением соответствующих мер при принятии решений или формировании документации;
  • учетом заявлений, составленных на действия сотрудников при проведении исполнительных мероприятий;
  • правомерностью конфискации имущественных объектов;
  • полнотой применения мер при поиске должника;
  • ведением документационного учета.

В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» (далее – закон) её сотрудники производят контрольные функции за выполнением требований законодательной базы исполнителями при осуществлении своих обязанностей.

Надзорные мероприятия за активностью сотрудников службы производится над:

  • обеспечение защищенности сторон судебного процесса и её операций;
  • качественностью подготовки помещений для ведения судопроизводства;
  • доставкой в судебные слушания вещественных доказательств;
  • выполнением вердиктов судьи;
  • требованиями взятия свидетельских показаний при проведении слушаний, лиц, избегающих явки;
  • исполнение положений законодательства;
  • проведением совместных операций приставов и служащих иных силовых ведомств в отношении субъектов, находящихся под стражей;
  • соблюдением регламентированных сроков при выполнении предписаний вердиктов суда.

Надзорные задачи за действиями приставов-исполнителей

Основными контрольными функциями являются:

  • исполнение служащими правил, предусмотренных нормами права, и применяемых в рамках должностных полномочий;
  • решения, принимаемые сотрудниками службы, должны соответствовать положениям законодательной базы в сфере исполнения решений суда;
  • соблюдение законных прав различных субъектов при осуществлении исполнительных мероприятий.

К объектам прокурорского контроля относятся:

  • ФССП России и её территориальные отделения;
  • сотрудники службы, осуществляющие действия по выполнению решений суда;
  • администрация учреждений, занимающихся исполнением наказаний и применением мер принуждения;
  • руководство колоний, изоляторов и иных мест ограничения либо лишения свободы.

Надзорный предмет

При осуществлении мер по исполнению вердиктов суда, контролю подвергаются такие действия:

  • выполнение судебных решений и иных госорганов;
  • соблюдение властными инстанциями требований законодательной базы;
  • равноправное обеспечение правомочий всех жителей страны.

ВНИМАНИЕ! Судебные исполнители обязаны следовать решениям, допускаемые правовой базой России, и не превышать возможности на свое усмотрение.

Какими полномочиями обладает сотрудник прокуратуры при выполнении контрольных функций

При обнаружении нарушений в действиях сотрудников ФССП прокурорский работник вправе:

  • получать доступ к любой информации;
  • требовать предоставления от руководства службы отчетных данных, необходимой документации, подтверждающих материалов;
  • вправе задействовать при возникновении сложной ситуации иных специалистов, определяемых ст.21 Закона;
  • вызов необходимых лиц для получения сведений о причинах правонарушения;
  • проведение проверочных мероприятий для выявления правомерности производимых действий;
  • пользоваться беспрепятственным доступом к контролируемым помещениям и территориям.

Полномочия прокурора включают:

  • вынесение решений о компенсации нанесенного ущерба лицам при проведении незаконных мер;
  • освобождение субъектов, арест которых осуществлялся не на основании норм права;
  • принятие участия в судебных разбирательствах судов различных уровней для защиты правомочий людей и учреждений;
  • выставление требований о возможном привлечении нарушителей к административной либо уголовной ответственности.

Такие полномочия позволяют осуществлять надзор за законностью действий подведомственных подразделений.

Проведение мероприятий

Эффективность проводимых действий по выполнению положений нормативной базы судебными исполнителями зависит от конкретного планирования мер, определяемых сотрудниками структуры.

ВНИМАНИЕ! Для качественной организации работы необходимо обладать высоким уровнем знания действующего законодательства, а также знать практику его применения. Поэтому служащие структуры постоянно повышают свою квалификацию.

Для этого помощники прокурора либо его заместители:

  • обеспечиваются нормативной базой, пособиями и рекомендациями;
  • собираются с целью подбора и анализа информации;
  • составляется план проведения мероприятий;
  • наделяются достоверными данными о случаях появления правонарушений: сбор, переработка и сохранение информации при проведении расследования. Такие сведения могут поступать не только в виде жалоб и обращений граждан либо правоохранительных органов, но и в качестве материалов, истребованных в различных учреждениях, полученных при осуществлении контрольных функций за соблюдением норм в разных сферах гражданского общества;
  • в перечень мероприятий могут включаться проверочные действия в отношении организаций либо субъектов для выявления правонарушений;
  • аналитическая деятельность;
  • взаимодействуют с другими структурными отделами службы;
  • составляют отчетность по проводимым действиям.


Меры воздействия

При проведении проверочной деятельности могут применяться следующие действия:

  • опротестование нормативной документации, противоречащей законодательству России;
  • подача исков в соответствующие инстанции разных уровней для защиты прав пострадавших людей;
  • заведение дел по факту превышения полномочий служащими ФССП.

ВАЖНО! При определении мер воздействия прокурор вправе руководствоваться нормами Закона и актами Генеральной прокуратуры и исходить из правомерных соображений в искоренении правонарушений, учитывая сложившиеся условия.

Надзор за законностью осуществления служебной деятельности исполнителей вердиктов суда является важной функцией общественно-правовой жизни населения страны. От качественности выявления преступлений и скорости реагирования на них зависит в целом спокойствие граждан и качество их жизни в государстве.

Образец жалобы на судебных приставов в органы прокуратуры

Действия судебных приставов регулируются законом. За неправомерные или перечащие закону действия пристава полагается наказание, точно так же, как и за бездействие. Все, что нужно для совершения правосудия - доказать прокурору вину судебного пристава, а восстановить справедливость поможет опытный юрист. В его квалификацию входит предоставление услуг по составлению жалобы, а также содействие при формировании правовой позиции заявителя.

Судебный пристав - это законом назначенное должностное лицо, которое производит контроль над соблюдением решения суда и выступает в качестве судебного исполнителя, является гарантом выполнения со стороны ответчика всех пунктов решения.

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст.

Надзорный орган над судебными приставами

В связи с переходом к новым рыночным отношениям все более актуальной становится проблема исполнения судебных актов и актов других органов в сфере таких правонарушений, как имущественные, семейные, трудовые, административные и т.д.

Низкая исполнительная дисциплина крайне дорого обходится как отдельным лицам, так и обществу в целом, снижает эффективность функционирования судебной системы. В 1990-е гг. был проведен комплекс мероприятий по реформированию исполнительного производства в стране. Упразднен институт судебных исполнителей.

Надзорный орган над судебными приставами

Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решений. Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и, соответственно, судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В состав этой службы входят: Главный судебный пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ.

Надзорный орган над судебными приставами

Разделение судебных приставов по функциональному признаку на две категории, безусловно, предопределяет определенные различия в полномочиях прокуроров по надзору за исполнением законов теми или иными приставами.

Но он не обладает полномочиями по проверке законности судебных распоряжений, постановлений, исполнение которых вменяется в обязанность соответствующего судебного пристава, поскольку деятельность судов в предмет прокурорского надзора не входит.

Незаконный арест счета приставами: На какие счета ФССП не может наложить арест

Зачастую граждане жалуются на арест счета приставами, на который приходят детские пособия из федерального бюджета.

В этой статье мы рассмотрим законны ли действия приставов в данном случае и узнаем, когда и за что ФССП может арестовать счета. Судебные приставы могут наложить арест на счет в случаях не уплаты налогов и коммунальных платежей, а также в случае невыполнения своих кредитных обязательств.

Следует отметить, что арест счета приставами не происходит спонтанно. ФССП накладывает арест на счет только после вынесения судебного решения. После того как судом было вынесено постановление, судебные приставы подают запросы в банки о наличии у должника счетов.

Если на этих счетах уже имеются денежные средства, то они списываются в счет погашения долга.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

12.05.2009 № 155/7

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

В целях повышения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами.

1.1. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве.

1.2. В ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

1.3. Осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

1.4. При рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, шире использовать полномочия главных и старших судебных приставов по отмене незаконных постановлений подчинённых приставов. В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчинённых судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения.

1.5. Не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о её полном или частичном удовлетворении либо об отказе в её удовлетворении.

1.6. В целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений.

1.7. Обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров.

1.8. При осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста.

1.9. При выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности.

1.10. На незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.

1.11. В случае неисполнения законных требований прокурора:

применять предоставленные ст. 45, 254, 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причинённого ими ущерба;

возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора).

1.12. При выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган.

1.13. Обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства. Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания».

1.14. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прокурорский надзор в указанной сфере возложить:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства - в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием - в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел - в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов.

В указанных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно обобщать состояние законности и прокурорского надзора в своей части.

3. Признать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.01.1999 № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами».

4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов и иным территориальным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчинённых работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

Нередко граждане остаются недовольны принятыми судебными мерами в отношении их личных вопросов. В связи с этим возникает вопрос о том, куда жаловаться на судью. О том, куда можно обратиться с подобной жалобой, а также о структуре судебной системы и о Высшей квалификационной комиссии расскажем в этой статье.

Куда следует обращаться с жалобой на судью?

С точки зрения закона любые действия судьи должны быть добросовестными и соответствовать принятым нормам. Таким образом, судебная компетентность наряду с добросовестностью служат необходимыми условиями исполнения обязанностей по осуществлению правосудия. Так что прежде чем пробовать писать жалобу Президенту на судью, следует воспользоваться другими инструментами.

Согласно Кодексу этики, в своей деятельности судьи обязаны соблюдать общепринятые нормы нравственности и морали, неукоснительно следуя присяге. Судейский корпус объединяет в себе всех профессиональных судей. Сегодня главным органом, который обладает полномочиями для привлечения граждан, занимающих судебную должность, к дисциплинарной ответственности, выступает Высшая квалификационная комиссия. Она призвана контролировать следующие ступени судейства:

  • Судьи Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ).
  • Федеральный арбитражный суд того или иного округа.
  • Арбитражная апелляционная инстанция.
  • Военные суды.
  • Члены совета судей.

Квалификационной комиссией рассматриваются дела по несоблюдению законов, которые носят названия «О статусе судей в России» и «Кодекс судейской этики».

Вот и вопрос о том, куда жаловаться на судью, немного проясняется. Пожаловаться можно как на действие, так и на бездействие во время выполнения служебных обязанностей. Причем проступком можно считать не только нарушение представленных законов, но и несоблюдение принятых норм и морали в рамках осуществления правосудия.

Прежде чем думать о том, куда жаловаться на судью, важно понимать существующие различия между незаконными процессуальными мерами и некорректным поведением этого лица. Действия должны обладать какой-либо процессуальной формой (к примеру, акт либо запись в протоколе для предоставления возможности обжалования их в вышестоящем органе власти).

Некорректное поведение относится в первую очередь к нарушению нравственных и этических требований. Примером в этом случае можно считать грубое и нетерпимое, а также нетактичное либо неуважительное отношение к действующим участникам судебного разбирательства, и тогда у лиц процесса невольно возникнет вопрос о том, куда жаловаться на судью.

В качестве ненадлежащего отношения также выступают предубеждения гендерного, расового и религиозного характера. Причиной обвинения может стать и разглашение информации, которая была получена в рамках исполнения обязанностей, и тому подобное.

Виды дисциплинарной ответственности

Итак, к судьям могут применять два варианта дисциплинарной ответственности:

  • Предупреждение либо замечание.
  • Преждевременное прекращение полномочий.

Непосредственно жалобу на судебные действия граждане могут подавать в Квалификационную комиссию самостоятельно либо через председателя для приостановления полномочий судьи. Комиссия судей, в свою очередь, рассматривает жалобу самостоятельно либо направляет ее для проверки председателю соответствующей вышестоящей инстанции. Чаще всего направляют в целях проверки жалобу председателю суда.

В том случае, если гражданин имеет претензии к судье касательно организационных вопросов работы, лучше всего будет обратиться к председателю данного органа власти, так как именно он организует всю деятельность инстанции, устанавливая правила внутреннего распорядка, а кроме того, контролируя их выполнение. Председатель суда также занимается распределением обязанностей между своими заместителями и судьями.

Любое решение комиссии можно оспорить в специализированном судебном органе. Важно отметить, что поступающие жалобы должны рассматриваться не позднее одного месяца с момента их получения.

Какую информацию следует указывать при составлении жалобы на судью?

Заявитель при подаче данного документа должен указать следующие сведения:

  • Свои личные данные, а именно Ф.И.О. и место жительства. Следует подчеркнуть, что если эта информация будет отсутствовать, то жалобу признают анонимной, и она не будет рассмотрена.
  • Требуется также указать Ф.И.О. судьи, действия которого подлежат обжалованию.
  • Название суда, в котором обвиняемое служебное лицо ведет свою деятельность.
  • Подробное и обоснованное описание сути претензий к данному судье.

В каких случаях жалоба может быть отклонена?

Жалобу могут отклонить в том случае, если не будут указаны все вышеприведенные сведения, а кроме того, в следующих ситуациях:

  • Обжалование судебного акта.
  • Наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных фраз наряду с угрозами.
  • В том случае, если прежде по жалобе уже давался ответ и претензия не содержит каких-либо новых фактов и доводов.
  • В ситуациях, когда жалоба имеет отношение к охраняемой федеральным законом тайне.
  • Отсутствие информации о совершении судьей дисциплинарного проступка.

Жалоба на решение судьи должна быть направлена через экспедицию, в которой работает судья, либо напрямую в Квалификационную комиссию по почте. Председатель суда, а также комиссия должны отреагировать на такие обращения и, как следствие, поставить вопрос о привлечении того или иного должностного лица к ответственности при наличии состава дисциплинарного нарушения.

Следует отметить, что сама процедура привлечения судей к ответственности зафиксирована в законодательстве и не требует со стороны граждан каких-либо материальных затрат в форме оплаты государственных пошлин, взносов и тому подобного.

Верховный суд России

Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в нашей стране выступает органом, который занимается гражданскими делами, разрешает экономические, уголовные, административные и прочие споры. Таким образом, этот орган власти осуществляет в предусмотренных законом формах судебный надзор за выполнением деятельности нижестоящих инстанций, а кроме того, проводит процедуры в рамках своей компетенции в роли апелляционного и кассационного органа.

Высшая судейская комиссия

Высшая квалификационная комиссия судей состоит из двадцати девяти членов.
Начиная с 2002 года треть ее состава - это представители общественности. Данная инстанция призвана решать следующие вопросы:

  • Привлечение судей, которые находятся в отставке, к исполнению своих обязанностей.
  • Проведение аттестации судей наряду с присваиванием им квалификационных классов.
  • Предоставление согласия на назначение того или иного служебного лица на судейскую должность.
  • Приостановление либо возобновление полномочий судей.
  • Осуществление отбора кандидатов на судебную должность.
  • Наложение на судей дисциплинарных взысканий.
  • Осуществление иных полномочий.
  • Прекращение судебных полномочий.
  • Прекращение отставки судей.

Структура судебной системы

В нашей стране все судебные органы формируют суды федерального уровня и субъектов. Такое разделение объясняется необходимостью предоставления субъектам некоторых полномочий, касающихся создания органов правосудия.
Федеральными судами в России являются следующие инстанции:

  • Конституционный суд.
  • Верховный суд.
  • Суды субъектов России.
  • Районные суды.
  • Военные суды, которые составляют систему федеральных инстанций общей юрисдикции.
  • Высший арбитражный суд.
  • Федеральные арбитражные суды.
  • Кассационные инстанции.
  • Апелляционные инстанции.

К судам субъектов РФ относят:

  • Конституционные, или уставные суды субъектов страны.
  • Мировые судьи.

Конституционный суд считается высшим органом по уголовным, гражданским и прочим делам. Он осуществляет процессуальный надзор за их деятельностью, давая разъяснения по вопросам судебных практик. Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и прочие дела, осуществляя в предусмотренных формах надзор за ходом их деятельности по вопросам судебной практики.

Необходимо отметить, что высшие судебные органы не имеют по отношению к другим судам властных полномочий. В рамках производства по гражданским и уголовным делам установлен свой порядок взаимодействия между инстанциями разных уровней. Конституционный суд и уставные органы субъектов России тоже не находятся в отношениях власти и подчинения между собой. Они выполняют свою деятельность в рамках имеющихся полномочий, при этом друг с другом они никак не связаны.

Суды, которые входят в единую систему, различаются по объему своих компетенций. Выделяют звенья судебной системы, то есть совокупность органов, которые наделены полномочиями, выделяющими их среди прочих, по которым они параллельно могут совпадать по отношению друг к другу.

Учитывая то, что Конституционный суд и уставные инстанции субъектов между собой функционально никак не связаны, различных звеньев они тоже не образуют.

Составляющие судебной структуры можно выделить в органах общей юрисдикции, например, на фоне рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также они прослеживаются в арбитражных инстанциях.

Судебная система: органы общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции все органы можно подразделить на следующие звенья:

  • Районные, а кроме того, межрайонные суды, образующие основное звено.
  • Гарнизонные военные суды.
  • Мировые судьи.
  • Суды субъектов России, которые образуют среднее звено.
  • Военные суды.
  • Верховный суд как представитель высшего звена.

Арбитражные суды

В арбитражных судах также имеются свои подразделения:

  • Основным звеном считается арбитражный суд субъектов.
  • Средним звеном выступают апелляционные и кассационные инстанции.
  • Высшее звено представлено Высшим арбитражным судом.

Судебные инстанции

Суды, помимо всего прочего, подразделяют по инстанционному признаку, что зависит от того, какой вид деятельности они осуществляют. Итак, в рамках рассмотрения уголовных и гражданских процессов, а также дел об административных нарушениях выделяют судебную инстанцию. Такой суд выполняет определенную функцию, которая связана с рассмотрением и с разрешением дел. В рамках работы этого органа происходит рассмотрение дел по существу, а также проводится проверка законности наряду с обоснованностью принятых решений, которые выносятся другими судебными органами.
Процессуальное законодательство выделяет суды первой и второй инстанции:

  • Судом первой инстанции считается орган власти, принимающий решения по существу дел, которые находятся в его производстве. В роли судов этой инстанции в зависимости от групп гражданских либо уголовных процессов выступают, как правило, районные и военные. Дела по административным правонарушениям в рамках первой инстанции рассматривают мировые судьи.
  • Суды второй инстанции занимаются проверкой жалоб заинтересованных граждан либо, опираясь на представление прокурора, устанавливают обоснованность и законность решений, которые не успели вступить в силу. В органах общей юрисдикции, которые действуют в роли судов второй инстанции, выполняется апелляционное наряду с кассационным производством.

В апелляционном порядке рассматривают и гражданские, и уголовные дела в том случае, если решения, которые вынесены по ним судом первой инстанции, не успели еще вступить в законную силу. Смысл апелляционного производства заключается в том, что выполняется повторное исследование и анализ доказательств, а новое принятое решение по тому или иному делу может значительно отличаться от первоначального. Жалоба на мирового судью подается в вышестоящую инстанцию.

В отличие от апелляционных действий, кассационные меры подразумевают пересмотр решений по делам, вступившим в законную силу. В роли судов кассационных инстанций выступают органы, являющиеся вышестоящими по отношению к апелляционным. К примеру, в том случае, если уголовное дело было рассмотрено в первой инстанции, то в роли апелляционного органа станет выступать судебная коллегия, занимающаяся уголовными делами. В качестве кассационной инстанции будет выступать президиум суда субъекта России.

Касательно арбитражного процесса, апелляционные суды выступают органами по проверке законности и обоснованности судебных актов, которые принимаются в первой инстанции. Всего в России на сегодняшний день образовано двадцать апелляционных арбитражных судов. Каждый из них осуществляет проверку актов, которые были приняты арбитражными органами нескольких субъектов России. На вопрос о том, куда жаловаться на районного судью, ответ такой: в вышестоящую инстанцию в установленном законом порядке.

Надзорная инстанция образуется высшими судебными органами, которые представлены Верховным и Высшим арбитражным судами. Президиумы обоих приведенных инстанций занимаются осуществлением проверки в рамках надзора вступивших в законную силу актов и решений всех остальных органов.