Длительная прогулка с ребенком или путешествие на дальнее расстояние пешком. Прогулка с ребенком — зачем малышу прогулка? В длительных прогулках ребенку

Что может быть прекраснее, чем весь день, проведенный всей семьей вместе? Можно играть в разные игры, смотреть кино, а еще интереснее отправиться в путешествие. И не беда, что у вас только выходные – пусть это будет большое путешествие одного дня! Но далеко не все дети хорошие ходоки и длинная проулка может стать праздником, а может превратиться в «худший день в жизни».

Вот у меня сын длительные прогулки не очень любит. Причем он не устает, если мы гуляем в компании детей, все идут очень хорошо, а вот без компании дела обстоят по-другому. Сыну просто надоедает идти, физически силы есть, а вот идти просто так - надоедает. Для нас в какой-то момент это стало довольно большой проблемой – мы с мужем каждый год летом уезжаем в горы, из переноски сын вырос и теперь ходить приходится самому. Поэтому мы придумывали и продолжаем придумывать и изобретать всевозможные способы и фокусы, которые будут отвлекать от мнимой «усталости». Думаю, что некоторые наши решения и наши находки окажутся полезными остальным. К тому же, время отпусков уже совсем скоро и многие хотят съездить заграницу и провести время не только на море, но и погулять по городам.

На примере собственного сына, как я уже говорила, многие дети устают не от хождения как такового и часто совсем даже не устают, а просто им НАДОЕДАЕТ, становится скучно. Скорее всего, они просто не совсем понимают, зачем и куда им нужно столько идти. И такая позиция вполне понятна. Я начала рассказывать сыну очень подробно, как и куда мы идем (начиная с банального, сначала в магазин (указывая какой именно), потом на площадку, потом еще в один магазин и домой). Составляли устный «план-карту».

Планируя маршрут по городу (своему или незнакомому), нельзя забывать, что прогулка должна приносить радость не только взрослому, но и ребенку. Маленьким детям скучно смотреть бесконечные архитектурные достопримечательности, тогда как взрослым обычно хочется «объять необъятное» и посмотреть максимум за минимум времени. И неудивительно, что в какой-то момент ребенок может начать капризничать. А ведь в любую культурную программу можно внести места, которые будут интересны и маленьким путешественникам. В каждом городе можно найти что-то увлекательное – будь то просто детская площадка, кафе, магазин игрушек или просто постоять перед красивой витриной магазина. Даже такие, казалось бы, мелочи развеют скуку и придадут сил.

Но бывают ситуации, когда нужно стоять в очереди или долго ехать в транспорте или просто нужно пройти какое-то расстояние (например, от парка до дома), а ребенок начинает капризничать и говорить, что «сил совсем больше нет». Что же делать тогда? Мы уже рассказывали про словесные игры и игры в слова, в которые мы любим играть. Такие игры для нас с сыном – это настоящие палочки-выручалочки в любых ситуациях – очереди, долгая поездка в транспорте или просто на ходу.

А вот еще несколько идей, как можно «незаметно» пройти нужное расстояние

Считаем шаги

Сын идет или бежит, а я просто считаю. Можно договориться, что считаю до 100, а потом отдыхаем пару минут. В нашем случае «работает» и чаще всего даже не отдыхаем, ведь интересно, смогу ли дойти без отдыха «до 500»!

Разные шаги

Идем сначала «гигантами», потом «лилипутами» или делаем «прыжок гимнаста». Сколько разных шагов можно еще придумать – скакать как лягушка или заяц или красться как тигр!

Оцениваем расстояние

Детям, как и взрослым, особенно, когда они устают очень важно видеть цель, причем не глобальную (идем домой), а ближайшую, легко достижимую. Вот, когда «сил совсем-совсем нет», этот способ оказывается спасительным. Выбираем ближайшее дерево или столб или то, что видим. Сначала оцениваем, сколько до него шагов (обычных или «игровых»), идем и проверяем. Отдыхаем и во время перерыва намечаем следующую цель.

«Футбол»

Прошлой зимой, когда сыну было 4 года, во время прогулок я заметила, что по дороге к парку ему очень нравится «вести» перед собой льдышку. Попросту говоря, пинать ее и догонять. Потом этим же приемом я как-то воспользовалась, когда нужно было отвлечь от испорченного настроения. С тех пор летом у меня с собой в сумочке небольшая шайба, которую всегда можно достать и попинать наперегонки.

Я теперь автомобиль

Помните, как в стихотворении Хармса:

Бегал Петька по дороге,
по дороге,
по панели,
бегал Петька
по панели
и кричал он:
"Га-ра-рар!
Я теперь уже не Петька,
разойдитесь!
разойдитесь!
Я теперь уже не Петька,
я теперь автомобиль"...

Сын у меня предпочитает быть Сапсаном, который "быстрее всех". Мне же обычно достается удел простой электричики

Поезд

Можно поиграть в поезд с вагончиками. Сначала взрослый становится поездом, а ребенок цепляется сзади, потом наоборот. Ведь нет ничего страшного, если вы возьмете ребенка ненадолго «на буксир»

Сказитель

По дороге сочинять вместе сказку

Картограф

Можно вместе с ребенком составить карту пройденного маршрута. А если нарисовать карту заранее, то наглядно будет видна конечная цель и сколько уже пройдено.

А летом на асфальте сын очень любит рисовать мелом стрелки по пути нашего движения, а на обратной дороге искать их.

Настольные игры

Если идем гулять на весь день, обычно берем с собой парочку компактных настольных игр. Любимые во время прогулок у нас Кошки-мышки и Доббль .

А вот еще несколько игр-заданий для прогулок по городу, которые я увидела у Юлии Луговской , и они мне очень понравились, но они для детей немного постарше (лет с 8-9, примерно)

1. найти вокруг предметы на все буквы алфавита

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ

2. найти 20 предметов по определенному признаку (например, 20 красных предметов или 20 круглых)

3. придумать и показать 10 разных видов прыжков

4. вспомнить 9 путешественников - настоящих и выдуманных

5. найти 12 предметов похожих на животных

6. измерить обхват 5 деревьев

7. найти 7 предметов, которые упоминались в сказках

8. найти и сложить номера автобусов, трамваев и троллейбусов, чтобы результат был больше 100

9. найти вокруг все 10 цифр

И еще несколько красивых идей, чем можно заняться на прогулке

Игра-находилка от Kokokokids

Ученый

На прогулка в лес захватите с собой лупу. Это очень увлекательно!

Браслетики


pic

Все, что потребуется – это широкий скотч

А, если дома сделать заготовку, то можно сделать корону


pic

Смешная идея с глазами. Подсмотрела

Мамина сумочка во время длительных прогулок должна превращаться в волшебную сумку Мэрри Поппинс, из которой волшебным образом может возникнуть все, что угодно - и попить, и перекусить, переодеться, поиграть, а, главное, в нужный момент УДИВИТЬ.

А чтобы половину нужных вещей не забыть дома, у меня на холодильнике висит check list в соответствии со временем года. Вот, например, что у меня всегда с собой летом:

Мыльные пузыри
- мелки (рисовать, а во время ожидания транспорта играем в крестики-нолики на асфальте)
- вода
- перекус
- маленькая шайба
- скотч (делать браслетики)
- пакетик с глазами
- маленькие пакетики (складывать камушки или другие находки)
- блокнот и карандаш
- маленький фонарик
- воздушные шарики
- веревочка
- пластырь
- какой-нибудь приятный сюрприз (это может быть, как и просто красивый камушек или маленькая машинка или шоколадка – удивлять не так сложно, как может показаться)

И вот мне еще понравилось несколько идей игр, которые можно взять с собой. Подсмотрела

Логика с Lego

Раскраски

Учим буквы

Надеемся, что какие-то идеи пригодятся, и присылайте нам свои «рецепты» от усталости.

Ежедневные прогулки на свежем воздухе крайне важны для здоровья и развития малыша. Но если до года выход на улицу был довольно простым (уложили/усадили наследника в коляску и пошли по знакомому маршруту), то теперь, после того, как кроха сделал свои первые шаги, прогулка подчас превращается в настоящее приключение для родителей! Как быстро и без капризов собрать ребенка, что взять с собой, нужна ли коляска? Вопросов - масса. Давайте в них разбираться.

Когда лучше идти на прогулку?

Безусловно, оптимальное для выхода на улицу время выбираете только вы сами, ориентируясь на расписание дня малыша и те цели, которые вы возлагаете на прогулку. Так, например, если вы хотите провести время активно, с максимум впечатлений для малыша (а это может быть и катание на горке, и знакомство со сверстниками, и кормление белочки в парке), то лучше всего отправляться на улицу в часы наибольшей активности крохи - утром, сразу после завтрака или же после дневного сна.

Здесь также важно учитывать сезонность. Поздней осенью, зимой или ранней весной, когда темнеет довольно рано, прогулка после обеда явно проигрывает утреннему выходу на улицу - регулярные променады под звездами хороши для взрослых, но не для ребеночка. А вот в теплое время года выходы на улицу до 11 часов дня и после 16 часов вечера как раз хороши: жара спала - гуляйте на здоровье. Чем дольше - тем лучше! И это, кстати, ответ на вопрос о продолжительности прогулок. Дети, которым уже исполнился год, могут гулять долго - по нескольку часов кряду. Главное, чтобы эти часы были наполнены интересными занятиями.

Мы подобрали в Мамином Магазине огромный ассортимент , которые необходимы и желательны в арсенале любой семьи. Гуляйте с комфортом!

Если же маме во время прогулки необходимо выполнить свои дела (например, сделать покупки в магазине), и вы знаете, что подобные мероприятия кроха встречает протестом (ему-то хочется заниматься совсем другим!), то попробуйте совместить выход на улицу с дневным сном малыша. В магазине вы пробудете, максимум, полчаса, зато все остальное время ребенок поспит на свежем воздухе - это полезно.

В какую погоду можно гулять с ребенком?

Детям от года и старше рекомендуется гулять в любое время года. Мнения о том, что зимой на улице малышу достаточно и 30 минут, а в непогоду лучше вовсе оставаться дома - ошибочны. Неблагоприятных условий для выхода на улицу в действительности не так уж и много. Это проливной дождь, гроза, жара свыше 40°С и мороз больше 20°С.

Перед прогулкой адекватно оцените происходящее за окном. Например, если на улице пасмурно, но нет сильных порывов ветра, а температура воздуха находится в допустимых пределах, то выйти погулять можно. Да, вероятно, стоит воздержаться от дальних походов (мало ли, пойдет ливень), но поиграть на площадке у дома - пожалуйста.

Теперь несколько слов о продолжительных зимних прогулках. Не приведут ли они к переохлаждениям и, как следствию, болезни? Не исключено, что приведут, но только при условии:

  • ребенок одет не по погоде и не в соответствии со своей активностью (скажем, вы одели ребенка достаточно легко в надежде, что малыш будет много ходить, а он предпочел поездку в коляске или мамины ручки);
  • ребенок незакален (его оберегают от малейшего сквозняка, даже дома плотно и тепло одевают в несколько слоев одежды).

Если же кроха одет по погоде и в соответствии со своей активностью, а дома его не кутают и периодически позволяют ходить босиком, то захворать во время прогулки ему вряд ли удастся.

Покупайте в Мамином Магазине сезонные , которые позволят гулять с малышом даже в зимнее время.

Чтобы Ваш малыш был красиво одет в любую погоду, мы постарались создать оптимальный ассортимент в нашем магазине. В Мамином Магазине предлагаем выбрать и купить:

Родительская сумка - что взять?

Готовиться к прогулке с маленьким ребенком родителям приходится основательно. Даже если вы отправляетесь на площадку у дома, в стоит иметь:

  • сухие и (специальные детские);
  • сменный или смену белья и одежды (летом переодеться можно и на улице, а зимой, возможно, для переодевания вы предпочтете зайти в ближайший торговый центр, где в дамской комнате предусмотрен пеленальный столик - возвращение домой даже по такой уважительной причине нередко малыши встречают слезами);
  • (о них подробнее мы поговорим далее).

Если прогулка предстоит длительная, с риском не поспеть домой к положенному времени кормления, держите в сумке «походную» ложку и - всегда можно купить творожок или детское пюре и угостить малыша прямо на свежем воздухе. Или же позаботьтесь о перекусе заранее, еще дома: летом «на ура» идут нарезанные свежие фрукты, зимой - сухофрукты.

Где гулять, чем заниматься?

Вариантов - масса. Рассмотрим некоторые из них.

Если ребенок еще не умеет ходить самостоятельно или умеет, но делает это нечасто (пройдет три метра и просится на ручки), то на улице вам не обойтись без прогулочной коляски (в теплое время года - коляска-трость, трехколесный велосипед с ручкой для родителей) или рюкзака-переноски, при условии, что идете вы надолго и относительно далеко от дома. Во время таких прогулок изучайте с малышом окружающий мир, буквально проводите экскурсию. «Вот поехала большая красная машина - пожарная машина». «Смотри, тетя гуляет с собачкой, как говорит собачка? Правильно: гав-гав. Красивая собачка». В общем, комментируйте все, что встречается вам на пути, и таким образом делайте прогулку насыщенной событиями, новыми знаниями и эмоциями. В качестве развлечения предложите крохе покормить птиц. Это мероприятие подходит и тем, кто еще не ходит - бросать крошки можно и из коляски. Для тех же, кто уже пошел - это замечательный повод выбраться из коляски или спуститься с маминых рук.

В любое время года малышу придутся по душе катания на горке или качелях. Опять-таки, универсальное занятие с точки зрения владения или не владения навыком ходьбы - кто-то заберется на горку сам, кого-то - можно подсадить.

Летом непременно отправляйтесь к песочнице. Игры с песком очень полезны малышам в плане развития мелкой моторики. Посадите кроху, покажите, как управляться совочком, грабельками, как лепить пасочки (вот мы уже и упомянули первую важнейшую летнюю игрушку - набор для песочницы). Малыши с удовольствием возятся с песком, ползают по нему, ходят босиком (прекрасная профилактика плоскостопия!). Внимание, прежде чем разуть малыша, убедитесь, что песок чистый, в нем нет мусора, стекла.

Выбрали для прогулки летний парк? Хорошей идеей будет прихватить с собой плед и устроить при необходимости привал. В тени деревьев отдохнете и вы, и ребенок. В этом случае, пригодятся любимая книжка крохи, мягкие пазлы, игрушка (куколка, мишка).

Активным малышам на улице не обойтись без мячиков, всевозможных каталок (в виде колясочки, машинки, круга с палкой, детской магазинной тележки и т.д.) Но отправляясь «в коллектив» (например, на площадку), будьте готовы к тому, что ребенок утратит всякий интерес к еще несколько минут назад горячо любимым своим игрушкам. Такая особенность возраста: малышам крайне любопытно все новое, даже если это новое - старая, видавшая виды игрушка другого ребенка. Не переживайте, ваши игрушки пригодятся для «обмена»: ваш малыш взял поиграть чужую машинку, вы взамен дали что-то из вашего арсенала. Это вполне нормально и очень ненадолго - интересы детей меняются достаточно быстро: поиграл пять-десять минут, и пошел в поисках новых впечатлений.

Веселую и занимательную прогулку малышу обеспечат несколько полезных товаров:

  • можно положить легкий или ;
  • отлично развлекут малыша и его друзей.

К слову, наречие «ненадолго» в этом возрасте вполне применимо и к детской дружбе. Не удивляйтесь, если ваш кроха проявит немного внимания к сверстникам или не проявит его вообще. В этом возрасте дети еще не особо нуждаются в обществе друг друга, не умеют играть сообща. Для этого сейчас у малыша есть вы! Так что будьте на улице не только заботливой мамой, но и веселым товарищем: разделяйте интерес к окружающему миру, позволяйте его осваивать, рассказывайте и показывайте новое, увлекайте. А вот с запретами и назиданиями не перегибайте - применяйте их только в самом крайнем случае, если малыш пытается сделать что-то, что реально может ему навредить. Например, игры с мячом у проезжей части - опасно, делать этого нельзя. А вот прыгание по лужам, грязные ладошки и полные карманы шишек - это хорошо и даже замечательно для юного исследователя!

При покупках в мы гарантируем приятное и быстрое обслуживание .

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

В любой сезон прогулки на улице обязательны для детей всех возрастов. Продолжительность пребывания ребенка на свежем воздухе зависит от возраста, состояния здоровья. Свежий воздух укрепляет органы дыхания, совершенствует кровообращение, повышает аппетит, благотворно сказывается на нервной системе. К температурным колебаниям и влажности воздуха дети очень чувствительны, поэтому важно закаливать организм с раннего возраста.

Продолжительность каждой прогулки зависит от подготовки ребенка к пребыванию на свежем воздухе и от его самочувствия.Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в свежем воздухе. Поэтому маленькие дети должны гулять 3-4 раза в течение дня. Общая длительность прогулок может быть доведена до 4-5 часов, а если стоит теплая, хорошая погода - до 7 часов. Во время прогулок нужно следить за дыханием ребенка: чтобы он обязательно дышал через нос. Если у ребенка насморк и дыхание через нос затрудняется, то он невольно открывает рот, а это способствует охлаждению, может способствовать простуде. В таком случае следует заменить прогулку пребыванием в хорошо проветренной комнате.

Во время прогулок одежда ребенка должна быть теплой, сухой и удобной. Надо обратить внимание на головной убор и обувь. Шапку нужно низко надевать на лоб, обувь должна быть всегда сухой, не узкой, не тесной. Обувь чрезмерно больших размеров утомляет ребенка, натирает ноги.

Длительность прогулки для детей разных возрастов

  • Для детей первых двух недель жизни продолжительность первой прогулки в безветренный день - 10-12 минут.
  • Вторая, третья, четвертая и пятая прогулки удлиняются на 3 минуты каждый день. Затем продолжительность пребывания на воздухе доводится до 30 минут, при температуре не ниже 5-6° мороза.
  • На четвертой неделе жизни продолжительность прогулки доводят до 45 минут-1 часа (в 1-3 приема).
  • Двухмесячному ребенку удлиняют прогулку до 2 часов (в 2-3 приема).
  • С трех-четырехмесячными детьми гулять можно до 3 часов (в 2-4 приема).
  • Для детей пяти-шестимесячного возраста продолжительность прогулки увеличивают до 4 часов (в 2-4 приема).
  • Таким образом, до 1 года с каждым месяцем жизни прогулка на воздухе удлиняется на 10 минут. Эта продолжительность прогулки возможна в теплые, безветренные дни с незначительным количеством осадков. При резких колебаниях температуры прогулка значительно сокращается.

Если температура воздуха ниже 15°, то прогулка не удлиняется и проводится в затишье в несколько приемов.

В сырые, ветреные дни одежду ребенка нужно защищать влагонепроницаемыми чехлами; общая продолжительность прогулки не меняется, увеличивается количество выходов. Если ребенок не подготовлен к прогулкам на свежем воздухе в теплые, сухие, безветренные дни, он сильнее реагирует на влажность, его лучше не выносить на улицу, а «гулять» дома в теплой, хорошо проветренной (при открытой форточке), сухой комнате. Хорошо тренированный прогулками на свежем воздухе детский организм легко справляется с меняющимися условиями внешней среды; ребенок не простуживается, растет здоровым, жизнерадостным, хорошо развивается.

  • Для детей двухлетнего возраста, систематически гуляющих на улице, продолжительность прогулок может быть 5-б-7 часов в несколько заходов.
  • Трехлетние дети могут гулять на свежем воздухе 6-7-8 часов. Во время дождливой погоды часть прогулки на улице для двух-трехлетних детей заменяют пребыванием на веранде, под навесами. , как подобрать ребенку одежду для прогулок в детском садике. Ведь во время прогулки необходимы движения: ходьба, бег, игры, катание и т. д.
  • Детям четырех-пятилетнего возраста можно и нужно гулять не менее 6-7 часов.
  • Для детей шести-семилетнего возраста общая продолжительность прогулки доводится до 6 часов.
  • Младшим школьникам с 1-го по 4-й класс необходимо гулять 5 часов.

В большинстве семей обычно следят за длительностью прогулок детей. В выходные дни и во время каникул школьники в основном должны отдыхать на свежем воздухе (занятия спортом, игры, прогулки, туристские походы и т. д.). Летом большую часть суток детям лучше проводить на улице. Часть этого времени нужно сочетать с общественно полезным трудом (работа в саду, огороде и т. д.).

В детских учреждениях (ясли, сады) занятия в игровых комнатах лучше проводить при открытых окнах, если стоит тихая теплая погода. При ветреной погоде игровые комнаты необходимо часто проветривать, избегая сквозняков.

В школах в теплые, сухие, безветренные дни занятия необходимо проводить при открытых окнах. Если ребенку нездоровится, повышена температура, то его комнату следует чаще проветривать. Свежий воздух необходим и здоровым, и больным детям. У детей, постоянно длительно пребывающих на свежем воздухе, улучшается аппетит. Сон у них протекает более спокойно. Повышается сопротивляемость организма к температурным колебаниям и содержанию влажности в воздухе.

татьяна замараева
О пользе прогулок с детьми. Консультация для родителей

Консультация для родителей

О пользе прогулок с детьми

Подготовила Замараева Т. А.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.

Родители понимают , что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей . Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки , продолжительностью около 4-4.5 ч.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими - не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки , если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Также прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной , привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период .

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Как одевать ребенка на прогулку ?

Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.

Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.

Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.

Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше , чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.

Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три» .Расшифровывается она достаточно просто : прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.

А не замерз ли ребенок?

Во-первых, необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует - громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.

Во-вторых, по шее, переносице и руке выше кисти.

В-третьих, ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению).

В-четвертых, ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» - это означает, что ему хорошо.

Признаки перегрева ребёнка.

Первый признак перегрева - жажда, то есть ребенок просит пить;

На прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;

Слишком теплая, почти горячая спина и шея;

Очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

Нельзя гулять!

Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.

Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

Плюсы прогулки :

Повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

Содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

Формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

Формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

Идет ускоренное развитие речи через движение;

Воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

Развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.

Целью прогулок с ребенком первых месяцев жизни является главным образом нахождение его «на свежем воздухе». Получать какие-либо впечатления малыш начинает только примерно с полугода, а то и позже, тогда, когда на улице он уже может бодрствовать. Давайте подробнее рассмотрим эту причину повсеместно распространенных длительных прогулок с младенцем.

Традиция отправляться с малышом на многочасовые прогулки, не считаясь с погодой, первоначально основывалась на открытии физиологов, что развивающемуся мозгу необходим кислород. И уже потом мамы заметили, что на свежем воздухе ребенок дольше и глубже спит, а такой сон автоматически рассматривается как полезный.

Однако если ситуацию с прогулкой проанализировать детально, окажется, что кроме абстрактной пользы от получения порций кислорода, у таких прогулок много минусов.

Во-первых, система терморегуляции у ребенка первых месяцев жизни только развивается.

Те же физиологи заметили, что младенец не способен поддерживать температуру своего тела самостоятельно. Организм его рассчитан на то, что в холоде его будет согревать тело взрослого, мамы. Нахождение малыша в коляске такой возможности не дает. Поэтому зимой ребенка закутывают в бесчисленные слои ткани, одевают в бесчисленное количество одежек, но сохранить тепло удается не всегда. Практика показывает, что дети, с которыми часто и подолгу гуляют в холода, нередко болеют простудными заболеваниями.

Во-вторых, в коляске ребенок находится отдельно от мамы, что до полугода идет в разрез с его психологической потребностью и врожденными ожиданиями.

После 5-6 месяцев ребенок постепенно начинает выходить из ручного периода, но до того момента, пока малыш не начнет сам ходить, незнакомая обстановка на улице продолжает пугать его, обилие впечатлений перегружает, поэтому и в этом возрасте лучше, когда ребенок находится у мамы «на руках».

В-третьих. Большие дозы кислорода и укачивание от езды в коляске безусловно приводят к тому, что младенец засыпает. Но многие дети засыпают в результате глубоким сном, ритмы которого сбиваются. Глубокий сон без парадоксальной фазы вреден для развития мозга ребенка.

Кроме того, крепко спящий младенец может не проснуться для кормления, спать по 3, 4 часа подряд. Если такая ситуация повторяется изо дня в день по отношению к ребенку младше 2-3 месяцев, то это в результате приводит к тому, что ребенок получает недостаточное количество молока.

Если даже малыш и просыпается для кормления, маме сложно организовать прикладывание к груди на прогулке, и она либо «спасается» интенсивным укачиванием, либо использует соску. И то и другое пользы не приносит.

Но тут отметим, что после трех месяцев малыш сосет днем значительно реже, в основном, вокруг снов, и даже 4-х часовые перерывы в кормлении один раз в день уже вполне допустимы.

И самое интересное. Уже накоплены наблюдения за детьми, которые гуляли на свежем воздухе в первые месяцы своей жизни нерегулярно и не подолгу: мамы выносили их на улицу в основном только в том случае, когда шли по своим делам. Эти дети нисколько не отстают в развитии от своих сверстников, а зачастую, в силу более правильного ухода, они более психически и физически здоровые.

В хорошо и часто проветриваемой квартире достаточно кислорода для того, чтобы мозг малыша полноценно развивался. А если использовать очистители воздуха и увлажнители, то «свежесть воздуха» в городской квартире может поспорить со «свежестью воздуха» на улицах мегаполиса. А для того чтобы восполнить потребность в витамине Д, нужно всего лишь 2часа в неделю проводить на улице в светлое время дня.

Почему же такое количество минусов неизвестно медикам, и педиатры продолжают настоятельно рекомендовать длительные прогулки даже в холодное время года?

Ответ всё тот же. Медицина не воспринимает человека целостно. Узкоспециализированные специалисты знают только свой участок, свою систему организма, и леча её, они часто «калечат» другие системы.

Есть знание о том, что кислород полезен для развития мозга. Значит, нужно обеспечить его поступление посредством прогулок. Дальнейшего анализа обстоятельств, сопутствующих таким прогулкам, не происходит.

А обычные люди, о негативных эффектах прогулки даже не догадываются.

Ну, и добавим еще, что психологические потребности младенца до недавнего времени на Западе (а в отечественной педиатрии и до сих пор) вообще подробно никем не изучались и во внимание особо не принимались.

По сравнению с физиологическими нуждами организма (тем же поступлением кислорода в мозг) они считались чем-то глубоко второстепенным и легко восполняемым. Если младенец отдельно от матери в кроватке или коляске, беспокоится, считается, что его душевный дискомфорт легко можно компенсировать соской и укачиванием. Но это не так.

Так как же организовать прогулки с младенцем без ущерба для его психического и физического здоровья?

С малышом до года не рекомендуется выходить на улицу в холодное время года на длительное время. По крайней мере, до полугода, если температура воздуха ниже минус 10 градусов, прогулку вообще лучше отложить и укладывать малыша спать в хорошо проветренном помещении.

    Если мама всё же считает, что малышу необходим «свежий воздух», она может устроить ребенка на закрытом балконе после прохождения им фазы быстрого сна. Укладывать малыша таким образом лучше всего не больше, чем на час-два, в зависимости от возраста, так как потом нужно сделать перерыв на кормление.

    Если температура плюсовая, можно гулять больше часа, и два, и три, но в этом случае нужно подумать об организации кормления на улице, если ребенку меньше 3-х месяцев. После полугода малыш уже точно может подождать с прикладыванием к груди на протяжении всей прогулки, особенно, если она пришлась на его бодрствование.

    Если же посреди прогулки ребенок начал укладываться спать и просит грудь, - нельзя ему в этом отказывать. В то же время, если один раз в день ребенок после полугода спокойно засыпает без груди - это уже в любом случае не скажется негативно на грудном вскармливании.

Лучше всего использовать эргономичную переноску, так как телесный контакт с мамой малышу в ручной период просто необходим. Если по каким-то причинам нет возможности пользоваться исключительно переноской, в коляску (под катом) рекомендуется откладывать ребенка только в плюсовую температуру и только после наступления фазы медленного сна.

    При первых признаках недовольства малыша, конечно же, нужно взять на руки или посадить в переноску. На первый взгляд кажется, что в холода малышу в коляске теплее, чем в переноске, так как есть возможность его хорошо укутать. Это не так. При длительной прогулке тело ребенка всё больше остывает из-за несовершенства терморегуляции. В переноске же живот малыша (место, которое в первую очередь должно быть согрето) постоянно согревается телом мамы.

    И мама, и ребенок могут одеться в специальную одежду, предназначенную для зимних прогулок с переноской. Также мама может подобрать удобный ей вид переноски с учетом «громоздкости» зимней одежды. При использовании переноски ребенка удобно прикладывать к груди практически в любом месте, в любое время года и незаметно от окружающих.

    Кроме того, ребенка, посаженного в переноску, не нужно укачивать. Он моментально засыпает у мамы на груди, чувствуя её защиту, запах и тепло. Совсем маленькие груднички в возрасте до трех месяцев обычно спят на прогулке в положении «колыбелька». Начиная с трех месяцев ребенка можно уже носить в вертикальной позиции, он прекрасно спит в таком положении, оно для него физиологично.

Примерно до 6-8 месяцев лучше выходить на прогулку с ребенком на его сон. Приложить к груди его можно до одевания, после или уже после выхода из дома, когда он находится в переноске. Как удобнее поступить - это решает каждая мама на практике.

    Почти все дети не любят одеваться и громко выражают свое недовольство. Тревожиться по поводу рыданий малыша не стоит - все основные потребности его удовлетворены, мама рядом, а плачет он потому, что не понимает, зачем нужно одеваться. Рекомендация здесь может быть только одна: одевать ребенка как можно спокойнее и быстрее. И, конечно же, пустышку не следует давать ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, ни в коем случае.

    После одевания можно сразу дать грудь на успокоение. Если сложно оторвать малыша от груди, а он уже одет и нужно выходить из дома - лучше сначала быстро одеть, посадить/положить в переноску, а уже потом давать грудь. Если ребенок засыпает и не просыпается от того, что его одевают и сажают в переноску - такого ребенка лучше сначала приложить к груди, а затем спящего одевать.

    После 6-8 месяцев малыши уже не всегда засыпают на прогулке, и с ними можно выходить на улицу за новыми впечатлениями, по время их бодрствования, а спать укладывать дома.

    Некоторые дети начинают ходить до года. Важно, чтобы малыш, насколько это возможно, ходил на улице сам, а не ездил в коляске или переноске. С этого времени использование коляски уже не будет для ребенка стрессом. Но тут важно, чтобы мама коляской не злоупотребляла, использовала её только тогда, когда торопится или устала.

    По крайней мере, до полутора лет нужно использовать такую коляску, в которой малыш сидит лицом к маме. И не нужно забывать, что использование коляски нередко затрудняет отработку поведения следования. Лучше всего, конечно, будет продолжать использовать эргономическую переноску, но также уже только в том случае, когда мама торопится.

Если проблему прогулок с ребенком решает мамин помощник, который категорически отказывается носить малыша в эргономичной переноске, то оптимально для ребенка будет, если до полугода мамин заместитель будет откладывать его в коляску уже после того, как он уснул, а доставать из нее - не дожидаясь просыпания. Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя в коляске брошенным в неизвестность, оторванным от рук. Лучше же всего в такой ситуации укладывать ребенка спать на закрытом балконе.

    В 8-9 месяцев ручной период заканчивается окончательно, и для малыша уже не будет сильным стрессом приучение к коляске. Здесь важно использовать такую коляску, в которой ребенок будет сидеть лицом к маминому помощнику.

Для размышления: Б. П. и Л. А Никитины. Мы и наши дети.

"Когда появляются собственные дети, волей-неволей начинаешь больше наблюдать за детишками на улице, исподволь даже сравнивать своих с другими. Может быть,потому мы обратили как-то внимание (понаблюдайте сами - проверьте!) вот на что: у некоторых малышей в коляске взгляд равнодушный, ленивый, какой-то тусклый, как у утомленных жизнью старичков. Они не смотрят по сторонам, не удивляются ничему и не радуются, сытые, малоподвижные, нелюбопытные.

Нас это удивило: мы не видали такого у своих ребят, которым все всегда былоинтересно. В чем дело? Может быть, здесь сказываются какие-то врожденные?особенности психики? На этот вопрос мы ответить не могли. А потом как-то прочитали вот что.

Африканские матери носят обычно новорожденных за спиной. Ребенок постоянно при матери: во время ходьбы, любой работы, на праздниках, ночью и днем. То,что видит она, видит и он - какая смена впечатлений! Да еще и постоянное чувство защищенности, физической близости к матери. И что же? Африканские двухлетние малыши по интеллектуальному развитию намного обгоняют своих "кроватных" европейских сверстников из цивилизованного общества.

Потом, конечно, может произойти отставание - так на ребенке сказывается уровень развития общества. В последнее время психологи экспериментально доказали, что в первые месяцы жизни малыш очень много получает от простого рассматривания окружающих его предметов.

Вот к каким удивительным открытиям привело размышление над простым вопросом: стоит ли носить ребенка на руках или держать его в кроватке и возить в коляске, загородив от всего белого света, оставив для обозрения только кусочек неба да мамино лицо, которое частенько и обращено-то не к нему, а к книжке или... к другой маме с коляской"