«Человек-невидимка» краткое описание. «Человек-невидимка» краткое описание Главный герой рассказа человек невидимка

» (2000)

Из всех фильмов, которые Пол Верховен снял в Америке, он был более всего недоволен современной вариацией на тему «Человека-невидимки» Герберта Уэллса, поскольку считал, что такое кино могли снять многие голливудские постановщики - в отличие от «Робокопа» или «Звездного десанта», которые в руках американцев получились бы совсем не такими, как у Верховена. И действительно, «Невидимка» - далеко не лучший фильм голландца. Однако это все равно занимательный и изобретательный хоррор-триллер об ученом, который создает сыворотку невидимости, сходит с ума под влиянием физиологических последствий процесса (он не может спать, так как веки не закрывают глаза) и новообретенной безнаказанности, а затем начинает убивать коллег, вместе с ним совершивших научный прорыв.

9. Ламонт Крэнстон и Шиван-хан - «Тень » (1994)

Когда постановщик «Горца» Рассел Малкэхи снял фантастический фильм о «супергерое до супергероев» (книги о Тени начали выходить в начале 1930-х, за несколько лет до дебюта Супермена), американские критики писали, что его картине грозит быстрое забвение. Они ошиблись. «Тень» - стилизованную под фильмы 1940-х картину о бывшем американском преступнике, который во время жизни в Тибете обрел просветление и мистические способности, - не записали в жанровую классику, но и не забыли. Ныне она считается трэшевым культовым хитом, который трудно воспринимать всерьез, но от которого так же трудно оторваться. Для нашего перечня «Тень» интересна тем, что оба ключевых персонажа, главный герой и главный злодей, умеют исчезать из виду, затуманивая людское сознание, и что их мистический дар позволяет делать невидимыми целые здания, а не только их самих.

8. Рэндалл Боггс - «Корпорация монстров » (2001)

Вопреки популярному биологическому мифу, лишь немногие разновидности хамелеонов меняют окраску тела, чтобы слиться с землей или с деревом и спрятаться от хищников. Большинство ящериц этого семейства «перекрашиваются», чтобы общаться с другими хамелеонами. Подобно тому как люди краснеют, когда смущаются. Но биология еще никогда не останавливала аниматоров, и было бы странно, если бы создатели «Корпорации монстров» отказались от «исчезающего» злодея-хамелеона только потому, что реальные хамелеоны так себя не ведут. К тому же откуда нам, людям, знать, какие способности могут быть у хамелеонообразного монстра с человеческим именем Рэндалл Боггс? Может, он как раз из числа тех немногих хамелеонов, кто умеет мимикрировать? Или же в его мире разумные хамелеоны эволюционировали, чтобы подслушивать чужие разговоры и атаковать исподтишка…

7. Мотоко Кусанаги - «Призрак в доспехах » (1995)

В чем главный недостаток невидимости? В том, что если вы научились делать невидимым человеческое тело, то обладателю этого тела придется раздеваться догола, чтобы использовать свою суперспособность. Но что минус для невидимки, то плюс для зрителей! Если исчезающее тело принадлежит такой привлекательной женщине-киборгу, как Мотоко Кусанаги из японского аниме-фильма «Призрак в доспехах». Конечно, не всем нравится то, что картина регулярно раздевает Мотоко, когда героиня «переходит в боевой режим» и фланирует обнаженной, пока ее камуфляж включается. Ведь в мире будущего, где развивается действие, есть и маскировочная одежда с эффектом невидимости, и Мотоко оголяется лишь для того, чтобы порадовать озабоченную публику. Но раз уж у фильма такой сюжет, то ничего не попишешь - приходится получать удовольствие!

6. Вайолет Парр - «Суперсемейка » (2004)

В супергеройском мультфильме Pixar сверхчеловеческие способности главных героев отражают их характер. Мистер Парр мужественен и прямолинеен, и потому его талант - суперсила. Миссис Парр - домохозяйка, которая старается заботиться о трех детях и муже, и потому ее талант - гибкость и растягиваемость. Маленький Дэш не может усидеть на одном месте, и потому его талант - суперскорость. Ну, а старшеклассница Вайолет скованна и застенчива, и потому она умеет становиться невидимкой. Особенно когда замечает привлекательных парней. В супергеройском деле, правда, это не такая полезная способность, как у ее родных, и потому у Вайолет есть второй супердар - умение создавать защитные силовые поля, которые при необходимости накрывают не только саму девушку, но и всю ее семью.

5. Хищник - «Хищник » (1987)

Вы никогда не задумывались о том, как необычно выглядят постеры «Хищника»? Ведь, когда видишь на постере Арнольда Шварценеггера с автоматом, логично предположить, что это он - «хищник», который держит в перекрестье врагов Америки (или Австрии, или всего цивилизованного мира). Но Шварценеггер на постере «Хищника» сам показан в прицеле, потому что авторам сценария удалось придумать более жуткое существо, чем накачанный мужик с боевым оружием. В начале работы над фильмом предполагалось, что инопланетный охотник будет «космическим ниндзя», стремительно наносящим удары и стремительно исчезающим с помощью изощренного камуфляжа. Потом было решено, что для финальной битвы со Шварценеггером нужен не щуплый «каратист», а здоровенный бугай, рядом с которым культурист покажется слабаком. Однако камуфляж Хищнику оставили - чтобы поменьше показывать его на экране и почаще нагнетать ужас перед невидимым врагом с нечеловеческими способностями.

4. Сью Сторм - «Фантастическая Четверка » (2005)

Когда авторы «Суперсемейки» придумали Вайолет Парр, они скопировали ее с одной из самых известных супергероинь студии Marvel - Невидимой Женщины из «Фантастической Четверки». Когда сценарист Стэн Ли и художник Джек Кирби придумали Сью Сторм в 1961 году для первого выпуска комикса о Четверке, они подумывали о том, чтобы наделить ее телесной невидимостью вроде той, которая была у Человека-невидимки, и заставить ее раздеваться всякий раз, когда ей нужно было исчезнуть из виду. Но для подросткового комикса в 1960-х это было слишком экстремально, и потому соавторы «научили» женщину создавать поле, искривляющее световые лучи и позволяющее Сью становиться невидимой вместе с одеждой. Со временем эта способность эволюционировала в более полезный талант - создание силовых полей произвольной формы, которые можно использовать как для защиты, так и в качестве оружия. Напомним, что в этом году в прокат выйдет «перезагрузка» «Фантастической Четверки», в которой главную героиню сыграла Кейт Мара из «Превосходства».

3. Сэм Уит - «Привидение » (1990)

Составляя этот перечень, мы не хотели включать в него призраков, поскольку они полностью бы его заполонили и оттеснили более редких и интересных персонажей, которые становятся невидимыми при жизни, а не после смерти. Но героя Патрика Суэйзи мы проигнорировать не могли. Слишком уж это известный и любимый многими зрителями красавец-мужчина, который даже после смерти заботится о своей невесте и наказывает друга-предателя, «заказавшего» Сэма бандиту. Кроме того, «Привидение» так много времени проводит, демонстрируя, на что способен и на что не способен невидимый призрак (даже медиум Ода-Мэй, к помощи которой он прибегает, лишь слышит его, а не видит), что невключение фильма в этот список было бы преступлением против жанра.

2. Гарри Поттер - «Гарри Поттер и философский камень » (2001)

О чем мечтает каждый подросток, живущий в школе-интернате? О том, чтобы заполучить шапку-невидимку, которая бы позволила ему творить все что заблагорассудится. И именно такой волшебный предмет - правда, не шапку-невидимку, а накидку-невидимку - получает в подарок Гарри Поттер, когда осваивается в школе-интернате для волшебников. Поначалу Накидка кажется обычным магическим артефактом, каких много в «поттериане». Но по мере развития сюжета обнаруживается, что это один из самых мощных волшебных предметов в истории магии (под ней можно спрятаться даже от Смерти!) и что Гарри фактически унаследовал ее от своего отца, который пользовался ей, когда сам был мальчишкой и учился в Хогвартсе. Но если Джеймс Поттер применял Накидку для подростковых проказ, то в руках его сына она превратилась в мощное оружие против сил зла.

1. Бильбо и Фродо Бэггинсы - «Властелин Колец »/«Хоббит » (2001-2014)

Откуда взялось в легендарном фэнтези-цикле Джона Толкиена Кольцо Всевластия, которое играет существенную роль в «Хоббите» и находится в центре повествования во «Властелине Колец»? Многие исследователи полагают, что Кольцо прикатилось из «Кольца нибелунга», эпического цикла опер Рихарда Вагнера. Толкиен, правда, не был поклонником немецкого композитора, и ему, эксперту по германскому фольклору, никогда не нравилось, во что Вагнер превратил древние мифы и легенды. Но, как считают знатоки его творчества, именно поэтому Толкиен решил посостязаться с Вагнером и предложить свое повествование в древнем стиле, которое бы вращалось вокруг волшебного кольца, дающего власть над миром. Впрочем, использовать Кольцо таким образом в цикле Толкиена могут лишь его самые могущественные персонажи. Для простых смертных вроде Бильбо и Фродо творение Саурона - всего лишь «шапка-невидимка», помогающая прятаться от врагов и вызывающая почти наркотическое пристрастие, даже если использовать ее лишь по большим праздникам.

Главный герой романа Гриффин, человек невидимка, гениальный ученый, который сделал удивительное открытие, но не представил его на научном совете, так как боялся, что его изобретение присвоит не такой талантливый изобретатель, как он. Невидимка совершает много преступлений, он ненавидит людей и желает управлять ими. В погони он встречает бедолагу мистера Марвела, которого насильно заставляет помогать ему. В итоге бедняга не выдерживает и сдает его в полицию. Невидимку убивают, и он становится видимым.

Роман учит, что нельзя вмешиваться в природу, иначе это может привести к необратимым последствиям.

Читать краткое содержание Человек-невидимка Уэллса

Действие романа разворачивается в трактире «Кучер и кони». В этом месте в лютый мороз откуда не возьмись, появляется странный незнакомец. Для этого времени года это редкое явление. Хозяева миссис Холл с супругом радуются постояльцу, но это счастье длится недолго. Окружающие начинают замечать необычное поведение незнакомца. Он обмотан с головы до пят, когда употребляет пищу прикрывает рот. Никто не знает, чем занимается постоялец. С комнаты постоянно раздаются ругательные слова и шум разбивающейся посуды, пахнет химическими веществами. Видимо у Гриффина, так звать незнакомца, что-то не получается.

Герой хочет вернуть себе прежний облик, но у него это не выходит, поэтому он очень злится. У Гриффина закончились деньги и он, пользуясь своим состоянием, решился на грабеж.

Ученый постепенно лишается рассудка. Сам по себе, он человек несдержанный, раздражительный, что хорошо видно в последний период его жизни. Гриффин совершает необдуманный поступок. На глазах у многочисленной публики снимает маскировку и предстает перед всеми человеком без головы, а после совсем исчезает. В первый раз Невидимке удалось улизнуть от правоохранительных органов. Во время погони, Гриффин наталкивается на беднягу мистера Марвела, который носил черный потрепанный цилиндр и любовался башмаками.

Во время того, как бродяга примерял башмаки, он услышал голос из пустоты. Мистер Марвел любил выпивать алкогольные напитки и поэтому поначалу даже не обратил на это внимание. Но неизвестный голос объяснил ему, что увидел такого же несчастного человека, как и он сам и решил попросить его о помощи. В первую очередь Невидимка попросил найти одежду и деньги. Сперва мистер Марвел четко делал все, что поручал ему герой, так как Гриффин до сих пор не лишился своего тиранического поведении и мог быть очень опасным. В Айпинге идет тщательная подготовка к торжеству. Невидимка устраивает там полный разгром, забирает свои личные вещи. Марвер хочет убежать от тирана, но у него это не выходит. Он неоднократно пытался все рассказать полиции, но его останавливал голос из пустоты. Марвел прекрасно понимал, чем ему это грозит. Но просто так молчать вечно он не собирался.

Один день талантливый доктор Кемп сидел дома и занимался научной работой. И вдруг он увидел человека, который бежал в черном цилиндре с кучей книг. Незнакомец скрывался в кабаке «Веселые крикетисты». Затем направился в ближайшее отделение полиции.

Кемп услышал звонок в дверь, но никто не пришел. Доктор подумал, что местные мальчишки резвились, но увидел пятна крови на ковре, смятое постельное белье. Вдруг Кемп услышал невидимый голос. Гриффин узнал своего однокурсника.

Невидимка решил отомстить мистеру Марвелу, но пробраться в кабак не смог. В городе уже давно стало известно о Невидимке, все газеты писали о нем. У одного посетителя в руках оказался пистолет, им он ранил Гриффина в руку. Тот и явился к Кемпу.

Гриффин рассказал однокурснику, как он докатился до такого.

Гриффин – выдающийся ученый, но его не удалась реализовать себя в научной деятельности. Он был специалистом в области медицины и точных наук. Герой прекрасно знал, что творится в научном отделе и поэтому боялся, что его гениальные открытия присвоит другой не такой талантливый ученый, как он. Он стал жить в небольшом лондонском доме и заниматься наукой. Все было хорошо до тех пор, пока у него не закончились деньги. Грифинн крадет сбережения отца. Последний заканчивает жизнь самоубийством. Герой ни о чем не жалеет, он полностью погружен в свое открытие. Наступает день, которого так долго ждал Гриффин. Он чувствует, что его тело пылает, ему становится плохо.

Когда в дом заходят хозяева, то они не обнаруживают постояльца. Гриффин поджигает дом, полностью уничтожает записи своего открытия.

Герой ненавидит всех людей. Невидимка желает подчинить себе все человечество и предлагает Кемпу сотрудничать с ним. Последний осознает, что разговаривает с ненормальным фанатиком. Он обращается в полицию к полковнику Эдлаю. Сначала Невидимка не хочет иметь дела с полковником, но, в конце концов, он его убивает.

За Невидимкой идет полная охота. Его поймали. Теперь перед людьми предстал красивый, раненый человек. Гриффин был невидимым живым, а мертвым – стал видимым.

Мистер Марвел же на те деньги, которые забрал у Невидимки, купил одежду, кабак и стал жить поживать.

Картинка или рисунок Человек-невидимка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Семеро против Фив Эсхил

    Царь Этиокл выступает перед своими подданными на площади. Он говорит об опасности, которая угрожает его государству. Царь надеется, что боги защитят Фивы от врага. Женщины плачут. Этиокл призывает мужчин сражаться за свободу, а женщин отправляет по домам.

  • Краткое содержание Горький Мещане

    В доме зажиточного помещика, 58-летнего Василия Василевича Бессеменова, живет целая толпа народа. Это его жена, двое детей, воспитанник хозяина Нил, нахлебники Шишкин и Тетерев, квартирантка Кривцова

  • Рыбаков

    В Черниговской области, в селе Держиновка 14 января 1911 года на свет появился Анатолий Рыбаков. Он родился в состоятельной семье. В 1917 году его семья переезжает в Москву к его дедушке по отцовской линии.

  • Краткое содержание Янссон Опасное лето

    Однажды, летним днем случилось извержение вулкана «огнедышащей горы» и в долине произошло сильное наводнение. Оно разломало жилище семьи Муми-троллей и их соседей. Они решают пойти на поиски нового дома.

  • Краткое содержание Колымские рассказы Шаламова

    В общей сложности Шаламов провёл в заключении семнадцать лет, о чём он и создаёт свой сборник «Колымские рассказы»

Человек-Невидимка из одноименного романа Герберта Уэллса по праву может претендовать на звание одного из первых суперзлодеев современной медиакультуры – он обладает уникальными способностями, жесток и мечтает о захвате мира. Лишь иногда сценаристы и писатели рассматривали Невидимку в ином свете…


Человек-Невидимка (The Invisible Man) – один из классических "монстров Universal", популярный персонаж, активно использовавшийся как в качестве злодея в разного уровня фильмах ужасов, так и в качестве положительного персонажа.

Персонажи-невидимки в разного рода мифах и сказаниях присутствовали нередко, однако настоящую популярность образу Человека-Невидимки принес роман Герберта Уэллса (Herbert George Wells). Уэллсовский Невидимка – талантливый ученый по имени Гриффин (Griffin), сумевший после серии экспериментов оптического и биологического толка отыскать способ изменять человеческое тело, делая его абсолютно невидимым. Опасаясь конкуренции со стороны научного руководителя, Гриффин продолжает эксперименты самостоятельно; оплачивает опыты он на деньги, украденные у собственного отца (вскоре после кражи совершившего самоубийство). В конечном итоге Гриффину удается получить вожделенную технику; вторжение домовладельца чуть было не срывает опыт, однако Гриффину удается довести опыт до конца – и замести следы, устроив в доме пожар.

Привыкнуть к тонкостям существования в невидимом теле удается не сразу, однако в конечном итоге Гриффин свыкается со своим положением. Закрытая одежда помогает ему изображать из себя обычного человека; увы, проблем в целом это не решает – так, Гриффин нуждается в месте для опытов и средствах, что в итоге толкает его на новый грабеж. Попытки вернуть себе видимость также ни к чему не приводят; помощник Гриффина, бродяга Томас Марвел (Thomas Marvel) крадет у него деньги и лабораторные записи. Последним шансом для Человека-Невидимки становится его старый знакомый, доктор Кемп (Kemp). Безумные замыслы Гриффина – всерьез подумывающего стать властелином мира – вынуждают Кемпа обратиться за помощью к полиции; в конечном итоге Невидимку удается смертельно ранить. После смерти Гриффина делавшие его невидимым химические процессы останавливаются, и тело вновь обретает видимость.

Роман Уэллса принадлежит к классике научно-фантастического жанра, хотя собственно научную составляющую его критиковали довольно активно. Наиболее популярный аргумент против истории Человека-Невидимки строился на том, что зрение работает через преломление света в глазах; невидимый глаз свет преломлять не смог бы и, как следствие, был бы слеп.

Из многочисленных экранизаций истории Человека-Невидимки самым известным является фильм 1933-го; в нем Невидимку сыграл Клод Рейнс (Claude Rains). Для сценария сюжет романа был несколько пересмотрен – так, если в книге Гриффин с самого начала проявляет себя как классический психопат, персонаж фильма изначально является обычным ученым. В ходе своих экспериментов Гриффин находит формулу невидимости и пробует её на себе, не озаботившись продумать обратное преобразование. Осознав свою ошибку, Гриффин сбегает из лаборатории. Увы, один из элементов использованного ученым состава является сильнейшим наркотиком; вкупе с постоянными стрессами он сводит Гриффина с ума, приближая его к книжному прообразу. Дальнейший сюжет разворачивается почти в полном соответствии с романом – Гриффин погибает от пули полицейского и обретает потерянную видимость.

Над образом невидимого человека киноделы экспериментировали и далее; русскому зрителю памятен фильм 1992-го "Исповедь невидимки" ("Memoirs of an Invisible Man") и триллер 2000-го "Невидимка" ("Hollow Man"). Если второй по духу близок оригинальному произведению, то в первом невидимость настигает героя случайно и никаких помыслов к мировому господству у него не вызывает. Снятый в 1984-м фильм Александра Захарова также рассматривает историю Невидимки под несколько необычным углом – здесь в корыстных целях секрет невидимости планирует использовать не сам Гриффин, но его друг Кемп.

Многим иностранным читателям Человек-Невидимка знаком не столько по роману Уэллса, сколько по серии комиксов "Лига выдающихся джентльменов" ("The League of Extraordinary Gentlemen") – в России известной разве что довольно посредственной экранизацией. Сюжет комикса объединяет ряд персонажей классических приключенческих романов – вроде Аллана Квотермейна (Allan Quatermain), Тома Сойера (Tom Sawyer), Мины Харкер (Mina Harker), Дориана Грея (Dorian Gray) и мистера Хайда (Mister Hyde). Человек-Невидимка в комиксе зовет себя Хоули Гриффин (Hawley Griffin); по его словам, убитый в ходе романа Уэллса невидимка был лишь его подопытным. Уэллсовскому Гриффину персонаж комикса ничуть не уступает ни в жестокости, ни в коварстве; в конечном итоге герои разоблачают его как пособника пришельцев с Марса (отсылка к другому легендарному творению Уэллса). Интересно, что в экранизации фильма образ Невидимки был серьезно изменен – в сценарии вместо Гриффина фигурировал некто Родни Скиннер (Rodney Skinner) – воришка, сумевший украсть у ученого его формулу. В отличие от своего комиксового персонажа, Скиннер злодеем не является и ни в чем большем, чем разного рода мелкие пакости, не замечен.

Дебютные произведения литераторов зачастую определяют их дальнейшую карьеру и успех всего творческого «предприятия». В конце XIX века было особенно важно начать успешно, чтобы собранный капитал с продаж мог обеспечить дальнейшее творчество безмятежной жизнью и отсутствием нужды в условиях городской среды. «Человек-невидимка» для был крайне важным произведением и являлся одним из первых в его послужном списке. Успех «Машины времени» и «Невидимки» во многом помог литератору взобраться на Олимп писателей-фантастов, чтобы, расположившись там поудобнее, начать работу над более глубокими и масштабными проектами, периодически отвлекаясь на общественно-политическую деятельность. И именно в «Человеке-невидимке» Уэллс прекрасно показывает, что может стать с творцом в отсутствии финансовой стабильности. Как отчаяние может свести с ума, обрушив все морально-этические рамки.

История написания

В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам. Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру. Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.

Это вполне здравое правило, но в каждом правиле безусловно есть исключения. Когда книга пробирается сквозь дебри критических рецензий и вплывает на поверхность общественного внимания благодаря сопутствующим факторам. «Человек-невидимка» прошел именно такой путь. Получив весьма отрицательные отзывы как от литературных критиков, так и от представителей научного мира, роман все-таки смог завоевать сердца читателей. Необычная история невидимого человека захватила сознание обывателей, заставив критиков пересмотреть свои оценки, снизойдя до нейтральной позиции. Но наиболее убедительным фактором стала положительная оценка произведения со стороны собратьев по писательскому ремеслу.

«Поверьте, ваши вещи всегда производят на меня сильнейшее впечатление».

Джозеф Конрад

«Он (Уэллс) будет атаковать вас с фронта и тыла, пока вы не подчинитесь до конца его волшебным чарам».

Арнольд Беннет

Правда, не стоит забывать, что у Уэллса был не только фольклорный предвестник появления невидимого человека, но и вполне себе самодостаточный литературный первоисточник. Речь о произведении Фитча-Джеймса О’Брайена «Что это было?». Заимствована ли идея пугающей трансформации человеческого тела? Возможно. Но конечная суть произведения отлична. В рассказе О’Брайена террор невидимого существа распространяется на обитателей одного конкретного дома, выставляясь в качестве защитной меры. У Уэллса же террор начинает распространяться на всех вокруг, даже трансформируясь в идею захвата власти населенного пункта.

Журнал Pearson’s Magazine стал первым изданием, в котором начали публиковаться главы «Человека-нивидимки». В сентября 1897 года благодаря положительным отзывам читателей журнала была выпущена отдельная книга, вызвавшая интерес у любителей литературы жанра фантастики.

Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.

Герберт Уэллс

О чем нам может рассказать Человек-невидимка

Небольшой по размеру роман Уэллса в полной мере вмещает в себя серьезные и не терпящие отвлечения на сюжетные перипетии мысли. С учетом что книга была написана накануне жесточайших потрясений в Европе, можно себе представить, насколько пророческими были слова главного персонажа произведения:

«Невидимка должен захватить какой-нибудь город, хотя бы этот ваш Бэрдок, терроризировать население и подчинить своей воле всех и каждого».

«И кто дерзнет ослушаться, будет убит, так же как и его заступники».

Всю первую половину XX века можно было наблюдать похожие картины. И если это не пророческие слова Уэллса, то, по крайней мере, отражение действительности, взгляд современника на наэлектризованную ситуацию в мире. Но если же писатель все это предчувствовал и внутренне переживал, то вызывает недоумение его книга «Россия во мгле». Уэллс был социалистом и неистовым противником разных форм террора, поэтому заставляет читателя «Человека-невидимки» перестать симпатизировать главному персонажу романа в момент явления истинных деспотичных намерений. И от этого более удивительным кажется его идея о том, что «Красный террор» большевиков может быть оправдан, ведь это лишь поползновение идейных и честных пролетарских масс, которым видимо тогда было дозволено все. Хоть Луну к Земле притяни.

Ладно, в сторону эти рассуждения, не хочется упустить важные моменты при изучении идейного ядра «Человека-невидимки». А ядро это вмещает в себя несколько важных тезисов: молодые талантливые умы должны поддерживаться более опытными коллегами, чтобы не отвадить тех от общения с внешним миром и не закопаться в своих эгоцентричных мыслях; история «Невидимки» — это история выбора, который есть всегда. Ты можешь быть гениальным ученым, открыть что-то невероятное и даже сверхъестественное, но тебе необходимо решить, для чего все это было сделано: потешить самолюбие, филантропии ради или же для достижения неких меркантильных целей.

Стрелка выбора будет метаться ввиду влияния тех или иных жизненных ситуаций, которые безусловно корректируют окончательное решение. Поэтому за сумасшествие главного персонажа (язык так и не поворачивается назвать его главным героем) ответственно все человечество в том числе, потому что тот или иной социум определяет поведение каждого своего адепта; нельзя отворачиваться от людей, иначе невольный аскетизм может принять не самую здравую форму. Но и персональную ответственность снимать нельзя. В любой момент Гриффин (называю его имя в середине статьи, пародируя почерк Уэллса) мог остановиться, не переходить черту. И даже, черт возьми, после убийств он мог остановиться, сдаться властям, понести заслуженное наказание, каким бы суровым оно ни было. Но он решил идти до конца, до своего собственного конца.

Показательный, кстати, пример, что при всей могущественности невидимого человека общество, каким бы глупым и дегенеративным оно ни преподносилось в описании автора, все равно растопчет и уничтожит того, кто на него не похож и кто объявил себя антисистемным элементом. Каким бы могущественным и неуязвимым не считал себя Гриффин, с замиранием его дыхания и остановкой сердцебиения проявилась его обыденность – тело, мертвое тело, такое же, каким оно было бы и без уникальных свойств.

Примечательным кажется отсутствие положительных героев в произведении. Главный персонаж – маньяк, убийца, спятивший научный гений. Хотя нельзя обойти вниманием, что несмотря на свою идею фикс о царстве террора, Гриффин, выйдя на тропу мести, не имел желания причинять вред кому-то кроме Кемпа. Обличитель и фактический победитель «невидимки» Кемп – появляется только в середине романа, поэтому хоть он и сыграл ключевую роль в поимке преступника, его значение во всем произведении преувеличивать не стоит. Тем более что многие промахи Кемпа, стоили весьма дорого – речь не только об убийстве мистера Уикстида, но об опасности, которой он подверг свою служанку, ставшей жертвой нападения Гриффина, а также всех остальных жителей своего селения. Желание поймать невидимого человека превалировало над составлением детального плана.

Про остальных персонажей романа и говорить нечего, пустые и прозрачные характеры. И если Гриффин был прозрачным физически, то это вряд ли можно сказать о его психотипе: яркий, мнительный и раздражительный мужчина невиданной силы, при этом еще альбинос. Жители же Айпинга, Бэрдока и других упоминавшихся населенных пунктов прозрачны ментально, личности их невидимы, незаметны, поэтому Гриффин открыто говорил о своей неприязни к этим людям, найдя ровню только в интеллектуально и культурно подкованном Кемпе. Остальные были лишь мелкими букашками на пути следования маститого исполина, преследующего собственные великие цели.

В конечном итоге подвисает вопрос – что пытался сделать Гриффин, запираясь в съемных квартирах? Избавиться-таки от невидимости и снова стать частью социума, или же повторить собственный опыт, чтобы одарить кого-то такой же физиологической особенностью. В обоих случаях главенствующее положение начинает приобретать тема одиночества. «Человек-невидимка» не только сумасшедший тиран и маньяк, он крайне одинокий и несчастный мужчина.

Влияние на культуру

Так случилось, что фильм Пола Верховена «Невидимка» я посмотрел почти на пару десятков лет раньше, чем прочитал роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка», от чего сравнивать их стало значительно проще. Во-первых, из-за большого временного интервала пресловутая фраза «книга лучше фильма» вообще никоим образом не может считаться хоть сколь бы то ни было подходящей. А во-вторых, слишком они отличны, чтобы проводить прямые параллели. Хотя ряд параллелей все-таки есть. Самой главной из них безусловно стоит считать образ гениального и сошедшего с ума ученого, пораженного не только манией величия, но и истинным помрачением ума. Трансформация сознания произошла подстать какому-то вирусу или заболеванию. Или же внутренняя предрасположенность раскрылась на столь позднем этапе формирования личности.

Результат был в равной степени одинаковым – охотник оказался в роли жертвы. Затравленный и преданный людьми, которым он полностью доверился, невидимый человек бесславно окончил свои дни. Но это далеко не единственная экранизация произведения Уэллса. Были и буквальные воспроизведения книги (картина 1933 года, режиссера Джеймса Уэйла), а также вольные интерпретации сюжета (1984 год, режиссер Александр Николаевич Захаров, в главной роли Андрей Харитонов), где Гриффин стал положительным персонажем. Но не это главное.

Образ невидимки, хоть и использовавшийся как в народных фольклорах, так и в более ранних по сравнению с творением Уэллса произведениях, наконец-то обрел небывалую популярность. А еще более пристальное внимание стало уделяться персонажам спятивших гениальных ученых, что отразилось не только на литературных произведениях, но и на кинематографе. Венцом такого образа стал персонажа Ганнибала Лектора, гениального психиатра из романов «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Ганнибал: Восхождение» Томаса Харриса, чья экранизация Джонатаном Демме стала поистине культовой.

«Человек-невидимка» одно самых известных произведений Герберта Уэллса. Роман справедливо считается классикой фантастической литературы. Он был написан больше ста лет назад (в 1897 году), но и сегодня не потерял своей актуальности и читается с большим интересом. По мотивам «Человека-невидимки» постоянно снимаются новые фильмы и сериалы, пишутся книги. Тема романа постоянно волнует читателей, она стала одной из самых важных в наше время. Это тема ответственности ученого за свои изобретения. Виноват ли ученый, если он создаёт страшное оружие или виноват не изобретатель, а те люди, которые это оружие применяют? Вопрос сложный, можно сказать вечный. Герой древнегреческого мифа Прометей принёс на Землю огонь, чтобы согреть людей, но люди быстро научились сжигать этим огнём друг друга. Герой романа Мэри Шелли доктор Франкенштейн хотел победить смерть, сделать человека бессмертным, но создал чудовище несущее гибель и разрушение. Особенно актуальной проблема ответственности ученого стала в 20 веке, после изобретения атомной энергии и атомной бомбы. Тогда человечество реально смогло увидеть, как с помощью новых научных изобретений и открытий оно может само себя уничтожить полностью. Одни ученые придумывают, как отапливать дома с помощью газа, а другие придумывают газовые камеры в лагерях смерти. Где та грань, после которой научное открытие становится преступным? Почему стремление человека переделать природу, взять на себя роль Бога всегда приводит к катастрофе? На эти вопросы Герберт Уэллс пытается ответить в романе «Человек-невидимка».

В начале романа, мы встречаем странного человека в безлюдной гостинице. Этот человек пришел неизвестно откуда, он боится света, скрывается во время еды, он весь замотан бинтами, только кончик носа торчит из бинтов. Что это за странный человек? Почему он так себя ведёт и так странно выглядит? Может быть он изувечен какой-то страшной катастрофой, поэтому скрывает от всех своё лицо? Роман начинается почти в традициях детектива. Однако интрига держится недолго. Вскоре выясняется, что загадочный человек, это ученый-физик Гриффин, открывший процесс, позволяющий делать человека невидимым. Сначала Гриффин делает невидимой кошку, а потом проводит эксперимент на себе и становится человеком-невидимкой. Ученый не может пока повернуть процесс вспять и снова стать видимым. Невидимость приносит ему проблемы: чтобы оставаться невидимкой, он должен ходить голым, ведь одежда видна, ему нужно скрываться во время еды, ведь пища, пока пережевывается и переваривается, видна сквозь него. Но постепенно Гриффин приходит к мысли, что, благодаря невидимости, он может приобрести абсолютную власть над человечеством. Правда для реализации захвата власти ему нужен видимый помощник и Гриффин обращается за помощью к своему другу доктору Кемпу. Чем обернутся безумные планы ученого, читатель узнает в финале романа.

В «Человеке-невидимке» особенно важен образ Гриффина. Это фанатик, одержимый наукой, кроме науки у него нет других интересов. Но зачем ему нужна наука? Чтобы помочь человечеству? Нет, Гриффин не наивен, ему нужна власть равная власти Бога. Он чувствует себя Богом, изменяющим природу по своему желанию. Что не поддаётся изменению, подлежит уничтожению. А что такое для Бога мораль? Он выше всякой морали, мораль Бог придумывает для своих подданных, чтобы держать их в повиновении. Комплекс Бога возник у Гриффина не сразу. Читатель следит, как постепенно меняется этот человек, как ради научных экспериментов, на которые всегда не хватает денег, он идёт на своё первое преступление: крадёт деньги у своего отца, а отец кончает жизнь самоубийством. Постепенно воровство и убийство становятся для Гриффина обыденностью, ведь он великий ученый, Бог, Сверхчеловек, а люди для него становятся просто подопытными животными.

Роман «Человек-невидимка» написан простым языком, а за приключениями Гриффина следить очень интересно. Трансформация героя из гениального ученого в безжалостного злодея потрясает и заставляет задуматься. Роман Уэллса нужная и полезная книга на все времена. Как и положено классике.

В книгу входят еще 5 рассказов Герберта Уэллса: «Замечательный случай с глазами Дэвидсона», «Хрустальное яйцо», «Чудотворец», «Новейший ускоритель» и «Волшебная лавка». Рассказы разные: есть рассказы-сказки («Волшебная лавка»), есть почти мистические рассказы («»Замечательный случай с глазами Дэвидсона»), есть даже своего рода предыстория романа Уэллса «Война миров» («Хрустальное яйцо»). Самый яркий из рассказов - это «Чудотворец», в нём повторяется проблема «Человека-невидимки», но под другим углом зрения. В «Чудотворце» главный герой, простой клерк, без особых амбиций, неожиданно становится наделённым могуществом Бога. Он может сотворить что угодно одной лишь силой мысли. Безобидные сначала эксперименты, типа сотворения бургундских вин из воды, переходят у него в желание помочь людям (например, заставить всех алкоголиков испытывать отвращение к алкоголю), а затем к безумным поступкам, которые способны уничтожить всё человечество. В результате, попытка нового Чудотворца остановить вращение Земли, чтобы повторить подвиг библейского героя, который остановил на небе Солнце, приводит к катастрофе и гибели всего живого.

Роман Герберта Уэллса «Человек-невидимка» вышел в издательстве «Нигма» в серии «Страна приключений». Как и все остальные книги серии, роман издан качественно: красивое подарочное оформление книги, твердая цветная обложка, белая мелованная бумага, печать офсетная. Особенно тщательно в серии » Страна приключений» относятся к иллюстрациям в книгах и «Человек-невидимка» не стал исключением. В издании иллюстрации известного художника Анатолия Иткина. Рисунки Иткина уже неоднократно публиковались в книгах серии («Айвенго», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Три мушкетёра» и другие). Анатолий Иткин остался верен своему методу: иллюстрации яркие, красочные, каждая деталь рисунка прорисована тщательно. Рисунки хочется долго рассматривать, они радуют глаз и будят фантазию. Думаю, что дети с особенным удовольствием станут рассматривать иллюстрации.

Дмитрий Мацюк

Герберт Джордж Уэллс: Человек-невидимка. Художник: Анатолий Иткин. Издательство: Нигма, 2017 г.

1 из 11