Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс. Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках. Образовательные ресурсы: Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010 Презентация «Что такое наследственность» План урока: 1. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность. 2. 3. Можно ли влиять на наследственность Методы и формы обучения: Методы – наглядный, частичнопоисковый, практический, контроля Формы: индивидуальная, фронтальная. Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт. Предметные Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. возможность Получат научиться: анализировать схемы и высказывать собственное мнение, суждения таблицы; Планируемые результаты Метапредметные УУД осуществляют Познавательные: поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров Личностные УУД Осмысливают: гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Этапы урока I. Мотива ция к учеб ной деятель ности Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся усвоению изучаемого материала. Презентация. к Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Обучающимся предлагается работа в парах подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним. Слайд 3. Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств). Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» Презентация. Работа со слайдами презентации. Работа со слайдами презентации. Работа с учебником. С.1113 II. Актуали зация знаний III. Изучени е нового материа ла такова тема урока Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке. План урока. Слайд 4. Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что от жизнь человека зависит от двух факторов: наследственности и окружающей среды. Слайд 5. Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6. Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика. Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7. Формулирует задание «Что человек наследует от родителей? Слайд 8. Подводит учащихся к пониманию, что наследственность – биологическая сущность человека Показывает слайд 9, комментирует новую информацию Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с учебным пособием, поясняет задания, организует выборочный контроль. Показывает слайд 10 11, комментирует новую Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида). Предполагаемый ответ наследственность такое Предполагают наследственность, можно ли влиять на наследственность узнать, что Записывают новое понятие в свои словари Извлекают необходимую информацию Анализируют высказывания, самостоятельно делают выводы Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос Самостоятельно осуществляют необходимой информации в учебнике. Знакомятся с новой информацией, обсуждают заданный вопрос Делают вывод, что человек – существо не поиск
В презентации отражены вопросы: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей 3. Можно ли влиять на наследственность.
Презентация поможет учителю организовать занятие, а также поможет учащимся, которые не могли присутствовать на уроке, изучить тему самостоятельно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Загадка человека Урок 3
План урока: 1. Что такое наследственность. 2. Наследственность – биологическая сущность всех людей. 3. Можно ли влиять на наследственность.
Что такое наследственность П очему один человек похож на маму, а другой на папу? Один на бабушку, а другой на деда? П очему о родственниках говорят «похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле?
О т своих предков и родственников человек наследует определённые биологические признаки (свойства). Наследственность животного проявляется в его инстинктах, т.е. в определённых действи-ях, поведении. О бучаться инстинктам не надо, т.к. они суще-ствуют с рождения. А есть ли у человека инстинкты?
Заполните таблицу, используя набор слов: Что мы наследуем от родителей Чему мы должны научиться Общее у всех людей Особенное у разных людей 1, 3, 5, 7, 8, 9 6 2, 4 1.Способность защищаться 2.Способность относиться к другим, как к себе 3.Способность делать запасы впрок 4.Способность отличать хорошее от дурного 5.Способность строить жильё 6.Определённый овал лица 7.Способ-ность передвигаться 8.Способность мыслить 9.Способность утолять голод
Наследственность – биологическая сущность всех людей И з поколения в поколение передаётся спо-собность человека воспринимать окружаю-щий мир, мыслить, говорить. О т родителей человек при рождении получа-ет особенности своих эмоций: один – спокой-ный и рассудительный, другой – активный и эмоциональный. В сё это доказывает, что человек - существо биологическое.
Что же мы наследуем от родителей? О собенности внешнего вида А какие наследуемые биологические приз-наки отличают людей от других живых орга-низмов? О собенности строения коры головного мозга. С пособность к прямохождению. С пособность к абстрактному мышлению. С пособность к творчеству.
Можно ли влиять на наследственность М ногое зависит от условий жизни человека. О чень много зависит от воспитания чело-века. Н а человека, его характер и поведение вли-яют: О бразование К ультура Н равственные ценности З начит, человек – существо не только биоло-гическое, но и социальное, т.е. обществен-ное.
Ч ем человек отличается от животных? К акие биологические признаки насле-дует человек? Ч то может повлиять на наследствен-ность? К акова загадка человека? Давай повторим главное:
Домашнее задание: § 1 – до конца (сс. 11-14). З адания в Рабочей тетради №№4-8 (сс. 5-9).
Несколько слов для учителя: Курс подготовлен к УМК: Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012. Рабочая тетрадь: Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие: Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение: гражданин, общество, государство»: 5 кл.: Пособие для учителя/Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградник, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2003. При разработке Презентаций использовалась Рабочая тетрадь по обществоведению: 5 класс/ А.С. Митькин.- М.: Экзамен, 2012. В презентациях использованы иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images / ; https:// www.google.ru/imghp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадка человека
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. 5 класс. "Загадка человека" : 1. "Биологическое и социальное в человеке". 2. "Что такое наследственность". 3. "Наследственность -...
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу!Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
Урок по обществознанию. «Что такое наследственность». 5 класс.
г. Нижняя Салда
Свердловской области
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о его наследственных признаках.
Образовательные ресурсы : Домашек, Е.В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
Презентация «Что такое наследственность»
План урока:
Что такое наследственность.
Наследственность – биологическая сущность.
Можно ли влиять на наследственность
Методы и формы обучения:
Методы – наглядный, частично-поисковый, практический, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Основные понятия: Общество, наследственность, инстинкт.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают : гуманистические традиции и ценности современного общества, понимают значение знаний для человека и принимают его.
Этапы урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Презентация.
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Обучающимся предлагается работа в парах - подумать над высказыванием: «Человек рождается как «чистый лист, на который потом записывается информация». Ответить на вопрос, согласны ли они с ним.
Слайд 3.
Учитель задает вопрос: каким понятием определяется получение любым живым существом от своих родителей (предков) определенных биологических признаков (свойств).
Подводит учащихся к пониманию, что «Наследственность» - такова тема урока
Предлагает обучающимся определить, какие новые знания получат пятиклассники на уроке.
План урока . Слайд 4.
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Ребята предполагают, что даже сразу после рождения они отличаются друг от друга, поскольку ряд черт получают от родителей (особенности внешнего вида).
Предполагаемый ответ - наследственность
Предполагают узнать, что такое наследственность, можно ли влиять на наследственность
II. Актуализация знаний
Презентация.
Учитель актуализирует обучающихся на понимании, что жизнь человека зависит от двух факторов: от наследственности и окружающей среды . Слайд 5.
Просит учащихся найти в словаре значение понятия «наследственность» Слайд 6.
Записывают новое понятие в свои словари
III. Изучение нового материала
Работа со слайдами презентации.
Работа с учебником. С.11-13
Учитель сообщает о том, что наука, которая изучает наследственность, называется генетика.
Знакомит с Г.Менделем – основателем генетики. Слайд 7.
Формулирует задание « Что человек наследует от родителей? Слайд 8.
Подводит учащихся к пониманию , что наследственность – биологическая сущность человека
Показывает слайд 9,
На формирование личности человека одновременно влияют как унаследованные от родителей черты, так и окружающая среда. Споры о том, какой из этих факторов главнее, не утихают до сих пор. Некоторые считают, что правильное воспитание способно исправить любые врождённые пороки. Однако так ли это на самом деле? В нашем списке вы найдёте факты, которые заставят вас в этом усомниться.
1. Лень
Некоторые люди бывают просто патологически ленивы. Они способны целыми днями валяться на диване и получают от этого безграничное удовольствие. Недавно исследователи обнаружили, что в поведении таких людей виновато не столько плохое воспитание, сколько специальный набор генов. Учёные сравнивали две группы крыс, в одну из которых отбирали самых активных особей, а в другую - самых ленивых. Изучение их потомства выявило различия на генетическом уровне, что, очевидно, и задаёт особенности их поведения.
2. Стремление к путешествиям
zeljkodan/ShutterstockВы замечали, как трудно отдельным личностям сдвинуться с места? В то время как других, словно магнитом, постоянно тянет в дорогу? Разница в их поведении объясняется не начитанностью, развитием интеллекта или уровнем романтичности. Всему виной ген DRD4-7R , наличие которого вызывает склонность к перемене мест, путешествиям и приключениям. Он встречается не так часто - примерно у 20% людей, но именно его присутствие толкает людей к непрерывной смене мест жительства и авантюрным путешествиям.
3. Вождение автомобиля
Вождение автомобиля представляется не такой уж сложной задачей. Просто нужно выучить определённый свод правил, привыкнуть к органам управления и немного попрактиковаться. Но почему же некоторым людям совершенно не удаётся освоить эту нехитрую науку? Генетики в качестве ответа на этот вопрос приводят исследование, которое выявило специальную цепочку генов, непосредственно влияющую на память, ориентацию в пространстве и скорость реакции. Носителям этих генов, а их на Земле около 30%, не стоит садиться за руль.
4. Предрасположенность к вредным привычкам
Наркомания, алкоголизм, курение - это не только социальные проблемы, но и медицинские. Люди, моментально попадающие в зависимость от пагубных пристрастий, имеют к ним генетическую предрасположенность. Например, вероятность того, что человек начнёт курить, на 75% диктуется его генетическими особенностями.
5. Музыкальные вкусы
В 2009 году компания Nokia провела большое исследование влияния наследственности на формирование наших музыкальных вкусов. В его рамках было опрошено более 4 000 пар близнецов. Оказалось, чем моложе человек, тем большее влияние на его музыкальные пристрастия оказывает генетика. По мере взросления эта зависимость ослабевает и примерно к 50 годам главное значение приобретает уже окружающая среда.
6. Выбор партнёра
wrangler/Shutterstock
Грустно, но даже в таком романтическом и возвышенном деле, как любовные отношения, первую скрипку играет генетика. При выборе постоянного сексуального партнёра главное значение имеет не цвет глаз, объём талии и общие интересы, а семейство генов под названием ГКГ (главный комплекс гистосовместимости). Эксперименты показали, что женщины стараются выбирать партнёров с ГКГ, отличным от собственного, так как это даёт больше шансов на появление здорового потомства. Как они это делают?
7. Фобии
Считается, что фобии развиваются в результате отрицательного жизненного опыта, который может привести к появлению иррационального страха различных явлений или предметов. Однако, по данным исследования, проведённого в Медицинской школе Университета Эмори, фобии могут передаваться из поколения в поколение. Учёные с помощью ударов тока привили мышам страх перед вишней. Потомство этих мышей с самого рождения боялось вишни, что подтверждает передачу фобии наследственным путём. Впрочем, это один из навыков выживания, заложенный в нас природой, так что здесь нет ничего удивительного.
А как вы считаете, что более важно для формирования личности человека - унаследованные черты или влияние окружающей среды? И можно ли исправить правильным воспитанием врождённые пороки?