Занятия с детьми старшей возрастной группы по ознакомлению с пространственными отношениями «Одаренный ребенок. Любопытные правила ориентирования на местности История и виды спортивного ориентирования

Система игровых упражнений

I этап
(Занятия с детьми 4 лет)

1. Упражнения, выполняемые в групповом помещении и дома:

    «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

    «Объясни, где лежит игрушка»;

    «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;

    Задание: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»);

    Различные задания найти предмет по числу шагов.

2. Аналогичные задания, выполняемые на территории детского сада и во дворе дома:

    Ознакомительная экскурсия по участку детского сада и двору дома (задача: сформулировать, где что расположено по отношению к ребенку);

    Нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдешь игрушку»).

II этап
(Занятия с детьми 5 лет)

1. Работа с макетом кукольной комнаты с мебелью (совместное рассматривание кукольной комнаты и изображение ее взрослым с помощью простейших геометрических фигур).

2. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.

3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).

4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги. (Необходимая помощь взрослого - в соблюдении масштаба схемы.)

5. Упражнения с картой-схемой.

    Взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребенку.

    Соревнования: кто быстрее и точнее пройдет свой маршрут.

Важные подсказки:
при передвижении карту-схему нужно держать перед собой так, чтобы ее главные детали - стены, окна, двери - совпадали с их подлинным расположением;
постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь.

    Игры «Найди, где спрятались игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

6. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома).

    Изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветка обозначений.

    Составление плана участка взрослым и детьми.

    Упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?».

    Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трех групповых участков.

    Составление «малых» карт каждым желающим ребенком.

    Игра с картой.

Площадка условно делится на 4 маршрута: например, красный, синий, желтый, зеленый. В качестве ориентиров на маршрутах размещены знакомые детям предметы или игрушки указанных четырех цветов. На карте-схеме маршруты изображены цветовыми знаками, соответствующими размещенным ориентирам, которые одновременно являются сигналами поворотов на пути следования.
Каждому члену команды (команда состоит примерно из четырех детей) выдается карта, на которой нанесен предстоящий маршрут. Дети должны пройти по своему маршруту, запомнить ориентиры, а затем нарисовать их фломастерами на общей карте. Можно также проехать по маршруту на велосипеде.

    Самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники»: одна из команд убегает, отмечая свое направление стрелками, другая ищет ее.

III этап
(Занятия с детьми 6 лет)

1. Изучение составленной взрослыми карты-схемы всей территории детского сада (можно ориентироваться на нескольких вариантах карт).

2. Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.

3. Упражнения по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем другие ориентиры.

    «Уличные лабиринты».

    «Охота на зверей». На маленькие картонки прикрепляются картинки с изображением разных хищных зверей. Картинки размещаются на территории детского сада, служа отметками маршрута. Перечень зверей на том или ином маршруте зарисовывается воспитателем на контрольной карточке. По мере прохождения маршрута дети собирают картинки с изображением зверей и отдают их взрослому для оценки выполнения задания.

    Упражнения на развитие памяти: на карте закрывается часть территории детского сада и детям предлагается нарисовать ее по памяти.

    Игра «Поиск сокровищ». Детям дается карта-схема двух участков с обозначением пункта, где спрятано «сокровище». Требуется найти «сокровище» по плану.

    Игры-соревнования на велосипедах по маршруту.

    Игра «Светофор»: участники следят за картой в руках взрослого: «зеленый» цвет означает быстрый бег, «желтый» - медленный, «красный» - остановку.

    Игры: «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».

4. Знакомство с компасом.

    Рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении.

    Упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по компасу).

5. Ориентирование по солнцу, луне, звездам.

6. Ориентирование по природным явлениям, предметам.

7. Соревнования по ориентированию на участке детского сада.

8. Туристические прогулки в близлежащие парки.

9. Семейные туристические походы (пешие, велосипедные, автомобильные).

10. Возможная перспектива: проведение семейного туристического слета.

Ольга САПОЖНИКОВА,
старший воспитатель ДОУ № 213,
г. Ростов-на-Дону

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«Республиканский центр дополнительного образования»

Дистанционный Фестиваль педагогического мастерства

по проектной и исследовательской деятельности

Сценарий интегрированного мероприятия (литература + ОБЖ)

«Исследовательский практикум: достоверность способов ориентирования на местности в произведениях русских писателей».

Дюкина Гульнара Рашидовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №1»

2014 г.

Одной из целей современного образования является развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету, то есть помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала. Высокую эффективность при достижении данной цели имеют интегрированные мероприятия.

Предлагаемая методическая разработка «Сценарий интегрированного мероприятия» проводится в форме исследовательского практикума.

Ежегодно десятки людей теряются в лесу, и не только дети или взрослые. Пожилые люди, десятки лет ходившие по одним и тем же тропам, не могут найти выход из знакомых с детства мест. В этом случае только сосредоточенность и знание основ ориентирования на местности могут помочь. Именно в этом и заключается актуальность данной работы.

Объектом исследования на данном мероприятия являются произведения русской литературы.

Предметом исследования являются способы ориентирования на местности в произведениях русских писателей.

Целью работы на уроке является выявление достоверности изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Чтобы более полно исследовать данный вопрос, на основе общей цели сформулированы частные задачи:

    Рассмотреть способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

    Проследить соответствуют ли способы ориентирования на местности способам, описанным в произведениях;

    Создать интегрированное учебное пособие.

При работе нами выдвигалась гипотеза: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются полностью достоверными.

Следует отметить, что тема «Способы ориентирования на местности» рассматривается в специальной литературе, посвященной ориентированию как виду спорта, а также на уроках ОБЖ в 6 и 10 классах учащиеся знакомятся с основными способами ориентирования (в учебнике для 6 класса выделяются параграфы «Ориентирование по компасу, по Солнцу, Луне, звездам, местным признакам»).

Технологическая карта

Этапы занятия

Деятельность

Формируемые УУД

1.Организационно-исполнительский этап

Создание проблемной ситуации. Перед учащимися разложены компас, gps -навигатор, книги, в которых присутствует мотив ориентирования. Проводится анкетирование.

Уметь структурировать знания, выделять существенную информацию;

Понимать смысл информации;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Формировать познавательные, социальные и учебные мотивы

2.Исполнительский этап

Работа в группах с литературными источниками, в которых есть мотив ориентирования, заполнение таблиц, представление результатов

Быть тактичным и уважительным в процессе учебного занятия

Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Договариваться и приходить к общему решению

Учитывать мнение других

3.Оценочно-рефлексивный этап

На листе бумаги обвести свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, записать его.

    Большой – для меня это важно/неважно

    Указательный – я получил конкретные рекомендации/ я не узнал ничего нового

    Средний – мне было интересно/ скучно, струдно

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы

    Мизинец – хочу для себя выяснить..

Развивать самооценку;

Развивать рефлексивность как адекватное осознанное представленте о качествах хорошего ученика;

Осуществлять рефлексию своих действий

Что такое ориентирование?

« Ориентирование - определение своего местоположения относительно элементов окружающего пространства. Ориентироваться на местности, это значит найти направления на стороны света (север, юг, восток и запад)» . Умения и навыки ориентирования на местности использовались со времен Древнего Мира, однако правомерно начать обзор исторических фактов с военных состязаний в северных странах Европы. То есть первоначально ориентирование считалось неким видом спорта, который принято относить к концу 19 века. Но знание основ ориентирования на местности необходимо знать не только спортсменам, занимающимся данным видом спорта, но и обычным людям. Скорее всего, каждый из нас хоть раз ходил в лес за грибами, ягодами и до такой степени увлекался процессом, что неожиданно для себя понимал, что он заблудился.

Итак, как же ориентироваться в лесу? Судя по тому, что люди блуждают в нем довольно часто, можно сделать вывод: это не очень простое дело. Такой вывод вполне справедлив. Сложность ориентирования в лесу объясняется крайне ограниченным обзором местности из-за обступающих деревьев и подлеска; во многих случаях видимость теряется уже в нескольких шагах. Кажущаяся «одинаковость» окружения чаще всего и зарождает сомнение: туда ли ты идешь?

Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, по карте, по Солнцу, по Солнцу и часам, по Полярной звезде, по Луне, по таянию снега, по тени.

Да, тому, кто путешествует по лесу с картой и компасом, можно позавидовать. Однако, подавляющая часть выезжающих в лес не имеет ни карты, ни компаса. Как же быть в этом случае? Чтобы не заблудиться в лесу без компаса, нужно, прежде всего, определить северное направление, в этом случае учитываются местные признаки. Таких признаков, указывающих, в какой стороне находится север или юг, существует немало, все они перечислены в учебнике ОБЖ для 6 класса:

    У растущих на открытом месте деревьев ветки длиннее и гуще к югу, а стволы северной стороны покрыты мхом.

    На стволах берез с северной стороны бывает больше пятен.

    По срезам на пнях можно определить стороны света: годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже.

    На пнях и валуне почва с южной стороны более сухая, а мох растет с северной стороны.

    У созревших брусники и клюквы окраска ярче с южной стороны, светлее с северной.

    На деревьях хвойных пород смола обильней накапливается с южной стороны.

    Муравейник у ствола дерева, пня или камня находятся с южной стороны.

    Пчелы обычно строят свои гнезда на камнях и в дуплах деревьев, обращенных к югу.

    Если вы идете далеко в незнакомый лес без компаса, то старайтесь запомнить во время пути какие-либо заметные ориентиры: болота, ручеек, речку, озеро, тропинку.

    Можно определять время по так называемым «зеленым часам». Есть немало растений, которые обладают свойством раскрывать и закрывать свои цветки в одно и то же время. Так, шиповник открывает шипы в 4–5 часов, мак - в 5.

    В весенне-летнюю пору грибник может довольно точно ориентироваться во времени по голосам и пению птиц. Так, задолго до рассвета слышны трели соловья - это значит наступил 2 час ночи.

    Погоду могут предсказать и другие явления в природе. Перестали петь птицы в лесу - будет ненастье. Комары вьются кучей - к холодной погоде, а если они пищат и жалят - будет дождливо.

Ориентируясь в лесу по местным признакам нужно стараться пользоваться сразу несколькими из перечисленных признаков, чтобы избежать случайной ошибки. Рассмотренные нами местные признаки, по которым удается определить стороны горизонта, являются основными и далеко не исчерпывают всего многообразия, которым располагает природа и которым может воспользоваться наблюдательный человек. Присмотритесь, сопоставьте увиденное, и вы сами откроете, что первые проталины появляются весной на склонах, обращенных к югу, что плоды и ягоды начинают быстрее созревать с южной стороны куста или дерева, что трава весной с южной стороны кочки или камня выше, чем с северной, а в конце лета более сочная с северной стороны и т. д. Научитесь читать следы Солнца на земле, и вы всегда будете с «компасом»!

Анализ способов ориентирования на местности в произведениях В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

2.1 Диагностика общественного мнения.

Для того чтобы проверить, насколько учащиеся осведомлены в целом с понятием ориентирование и способы ориентирования, нами была проведено анкетирование среди учащихся 6 классов нашей гимназии (50 человек), в анкетирование входили такие вопросы:

    Какие способы ориентирования на местности вам известно ?

    Как вы считаете, можно ли в настоящей жизни воспользоваться теми способами, которые описаны в произведениях «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, «Васюткино озеро» В. П. Астафьева?

Ответы на первый вопрос:

Компас

Мох

Деревья

Солнце

Звёзды

Муравейник

GPS- Навигатор

Тропинки

карта

Ответы на второй вопрос:

Да, можно

Нет, нельзя

Данный способ не является полностью достоверным, зависит от географического положения.

«Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Трава стала попадаться чаще и пучками».

По данному способу нельзя ориентироваться.

Данный способ является недостоверным.

«Заметив меж хвойных деревьев березки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался».

Березы, осины – лиственные деревья, значит, впереди река.

Леса с лиственными породами деревьев являются весьма прихотливыми по таким критериям как увлажненность почвы и мягкость климата, поэтому чаще всего таки леса находятся возле водоемов. Способ достоверен.

«Болота чаще всего бывают у берегов озер».

Существуют разные типы болот по происхождению, не всегда водная сеть связана с озером, болото может простираться на множество километров (болото-океан).

Данный способ является частично достоверным.

«Еще раз поглядел на озеро, на кровянистое небо: «Ветер завтра будет. А вдруг еще и дождь. Вызвездило – к холоду!»

Народные приметы о погоде:

Вызвездило к вечеру - ночью жди мороз.

«Если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведет его к Енисею»

Проточные озера - озера которые имеют приток воды по рекам и сток в другую реку, озеро или море.

Данный способ является достоверным.

«Раз ветра не было, а утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное!»

В тех случаях, когда через озера протекают реки, их называют проточными. В таких озерах даже возникают течения, вызванные рекой.

Данный способ является достоверным.

«Далеко Васютка заметил входящую в глубь тайги желтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка».

Лиственный лес растет около водоемов.

Данный способ является достоверным.

2.4 Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Отрывок из произведения

Обоснование

Возможность использования способа

«Митраша не забыл и компас» «… бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно

всегда, как ее ни верти, все на север глядит».

Компас - устройство, облегчающее ориентирование на местности .

Данный способ является достоверным.

«…по ту и другую сторону, аллейкой вырастала

высокая сладкая трава белоус. По этой, не желтого цвета, а скорее цвета белого, траве можно было далеко

впереди себя понять, где проходит тропа человеческая. Высокая трава белоус - неизменный спутник тропы

человеческой».

Белоус – сорная трава, семена переносятся на подошве человека.

Данный способ частично является достоверным. Зависит от географического положения, например, у нас трава белоус не растет.

Проанализировав произведения, мы видим, что способы, которыми пользуются маленькие герои, являются достоверными, но есть несколько способов, пользоваться которыми можно только при определенных географических условиях. Следует сказать, что авторы произведений (М.М.Пришвин, В.П.Астафьев) нередко сами отмечают, поясняют достоверность способа, используемого в тексте.

Заключение

В результате проделанной работы задачи, стоящие перед нами в начале исследования, выполнены :

    Найдены произведения, в которых есть мотив ориентирования героев на местности;

    Рассмотрены способы ориентирования на местности, рекомендуемые к использованию на уроках ОБЖ;

    Были отслежены и сопоставлены способы ориентирования на местности со способами, описанными в произведениях;

    Создано интегрированное учебное пособие.

Благодаря выполненным задачам нами была достигнута цель работы: выявлена достоверность изображаемых способов ориентирования на местности на основе литературных произведений.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, подтверждается: способы ориентирования на местности, использованные в произведениях русской литературы, являются достоверными, но следует учитывать географическое положение анализируемой местности.

Данная тема является перспективной, так как можно продолжить рассматривать способы ориентирования на местности, но уже в произведениях зарубежных писателей.

Список литературы

    Вертель Л. Ориентирование и поведение в лесу/ Л.Вертель. – СПб.: 1980. – 62 с.

    http://wikipedia.org

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с таким понятием, как ориентирование. Что такое понятие подразумевает, какие имеются его способы и виды, история спортивного ориентирования - все это мы затронем в нашем рассказе. Прежде всего необходимо определиться с ключевым термином. Расскажем о таком понятии, как ориентирование. Что такое понятие существует, знает каждый из нас. А многие даже могут пояснить его: это способность правильно определить стороны света, а также представить себе расположение населенных пунктов и направление дорог к тому месту, где вы находитесь. Можно всегда отыскать дорогу, если знать о расположении четырех сторон света. Это юг (S), север (N), запад (W) и восток (E). Поговорим теперь подробнее о таком понятии, как ориентирование.

Что такое ориентирование на местности

Это очень широкое понятие. Можно ориентироваться по компасу, карте, солнцу, звездам, часам, природным явлениям и признакам, а также различным подсказкам. К примеру, если вы выглянете утром в окно и увидите, что люди идут с зонтиками, вы поймете, что на улице дождь. Если же вы заметите снег, то оденетесь теплее. Это, если можно так выразиться, "бытовое" ориентирование.

Что такое ориентирование, для чего оно необходимо? Оно представляет собой одно из самых важных условий, обеспечивающих человеческую жизнедеятельность, а также необходимых для успешного решения поставленных задач. Использовать для или карту несложно. Однако иногда необходимо действовать, не имея при себе ни компаса, ни карты. Поэтому следует знать и другие способы ориентирования на местности.

Готовясь к походу, нужно уделить особое внимание привитию соответствующих навыков, способов, правил и приемов, которые помогут вам обходиться без использования компаса и карты.

Ориентирование по Солнцу

Возможно, вы знаете, что места его восхода и захода различаются в зависимости от времени года. Солнце зимой восходит на юго-востоке, а садится на юго-западе. В летний период оно встает на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Осенью и весной Солнце встает на востоке, а садится на западе. Необходимо помнить о том, что в полдень оно всегда расположено в направлении к югу, вне зависимости от времени года. В 13 часов наблюдается наиболее короткая тень от предметов. В это время ее направление от предметов, расположенных вертикально, указывает на север. В случае если Солнце скрывают облака, можно поставить нож на ноготь пальца. Появится тень, хотя бы небольшая, и будет понятно, где оно находится.

По Солнцу и часам

Следует направить на Солнце часовую стрелку. Угол, который образуется между цифрой 1 (13 часов) и направлением часовой стрелки, нужно разделить пополам с помощью воображаемой линии. Она укажет вам направление: сзади - север, впереди - юг. Нужно помнить, что делить следует левый угол до 13 часов и правый - во второй половине дня.

По Полярной звезде

Способы ориентирования на местности многочисленны. Один из самых известных - по Полярной звезде. Эта звезда всегда на севере. Для того чтобы ее найти, следует сначала отыскать созвездие Большой Медведицы. Это созвездие напоминает ковш, который образуется из 7 звезд, довольно ярких. Далее через 2 крайние правые звезды следует мысленно провести линию. На ней необходимо отложить расстояние между ними, умноженное на пять. В конце линии мы обнаружим Полярную звезду. Она расположена в хвосте Малой Медведицы, еще одного созвездия. Если встать лицом к этой звезде, мы будем стоять по направлению к северу.

По Луне

Для того чтобы хорошо ориентироваться на местности, необходимо помнить о том, что Луна в первую четверть в 20 часов виднеется на юге, на западе она находится в 2 часа ночи. Если же речь идет о последней четверти, то на востоке Луна будет в 2 часа ночи, а на юге - в 8 утра. Стороны горизонта ночью при полнолунии определяются таким же образом, как по Солнцу и часам. В этом случае вместо Солнца используется Луна. Нужно помнить, что когда она полная, она противостоит Солнцу. Другими словами, расположена против него.

Способ ориентирования по таянию снега

Продолжаем рассказывать о том, что такое ориентирование в географии. Мы описали еще далеко не все его способы. В этой статье говорится лишь об основных из них. Одним из самых распространенных способов является ориентирование по таянию снега. Южная сторона всех предметов, как известно, нагревается сильнее, чем северная. Это означает, что с этой стороны таяние снега также происходит быстрее. Хорошо заметно это ранней весной, а также зимой, во время оттепелей, по прилипшему к камням снегу, лункам у деревьев, склонам оврагов.

По тени

В полдень тень максимально короткая, и ее направление указывает на север. Чтобы не дожидаться ее появления, можно действовать следующим образом. В землю необходимо воткнуть палку, длина которой составляет примерно 1 м. Далее нужно отметить конец ее тени. Затем следует подождать около 10-15 минут, после чего повторить процедуру. От первой до второй позиции тени необходимо провести линию, а затем продлить ее дальше второй отметки примерно на шаг. Носком левой ноги станьте напротив 1-й отметки, а носок правой расположите в конце начерченной вами линии. Сейчас вы стоите в направлении к северу.

По постройкам

Определенный тип построек ориентирован строго по сторонам света. К ним относятся церкви, синагоги, мечети. Часовни и алтари лютеранских и крестьянских церквей всегда обращены на восток, а колокольни этих построек - на запад. Ориентироваться можно и по куполу православной церкви, вернее, по кресту на нем. Край его нижней перекладины, который опущен, обращен к югу, а к северу - приподнятый. На западной стороне находятся алтари католических костелов. Двери мусульманских мечетей и синагог обращены приблизительно на север.

Обыкновенно выход из юрт делают на юг. В селах в домах больше окон делается с южной стороны. Еще одна важная примета - с южной стороны окраска на стенах зданий выцветает больше и приобретает жухлый цвет.

Просеки в лесу

Определить стороны света в массивах культурного леса можно по просекам. Обычно они прорубаются по линиям восток-запад и север-юг. Можно сориентироваться и по надписям номеров кварталов, которые делаются на столбах, помещенных на пересечении просек. В верхней части каждого такого столба и на каждой из 4 граней ставятся цифры. Направление на север показывает ребро между двумя гранями, на которых указаны наименьшие цифры.

без часов

Если вы потеряли или сломали часы, местное время можно узнать с относительной точностью, используя компас. Для этого применяется ориентирование по азимуту. Что это такое? Необходимо измерить азимут по Солнцу. После того как вы определите его, необходимо разделить полученное значение на 15. Это величина, на которую поворачивается Солнце за час. Число, которое окажется в итоге, будет указывать время. К примеру, азимут по Солнцу - 180°. Следовательно, время - 12 часов.

Спортивное ориентирование

Наверняка вам знакомо словосочетание "спортивное ориентирование". вид спорта основан на том, что участники должны пройти расположенные на местности КП (Контрольные пункты) при помощи компаса и спортивной карты. Как правило, результаты определяются по времени, затраченному на прохождение дистанции (иногда учитывается штрафное время). Также может использоваться метод расчета по количеству очков, которое набрали участники.

Сегодня соревнования по этому виду спорта проводятся в различных группах. Они могут быть как по уровню мастерства, так и по возрасту. Длина дистанции и ее сложность определяются по сложности местности и возрастной группе. Маршрут (дистанция) при этом должен быть неизвестен всем участникам, а также содержать определенные трудности, которые необходимо преодолеть, имея хорошую физическую форму и умение ориентироваться.

История спортивного ориентирования

Еще с древних времен люди знали, что такое ориентирование на местности. Известно, что еще тогда они использовали навыки и умения, связанные с ним. Однако обзор исторических фактов обычно начинают с военных состязаний, которые проводились в северных государствах Европы. Считается, что ориентирование как вид спорта появилось в конце 19-го века. Именно тогда были организованы первые соревнования между рядом военных гарнизонов Норвегии, Швеции, Великобритании. 31 октября 1897 г. были проведены первые массовые соревнования среди граждан. Так, множество людей узнало о том, что такое ориентирование, определение которого в наше время может дать каждый школьник. Однако настоящее рождение этого вида спорта состоялось в 1918 году. Именно тогда майор Э. Килландер из Стокгольма решил использовать окружающую среду сельской местности Швеции для организации Во время соревнований, придуманных им, бегуны не только бежали, но также должны были выбрать свои собственные маршруты, используя компас и карту.

Ориентирование как спорт к 1934 году распространилось в Швейцарии, Венгрии и СССР. Национальные первенства для женщин и мужчин начали проводиться ежегодно в Швеции, Финляндии и Норвегии к началу Второй мировой войны. В 1960 году состоялись Открытые международные соревнования в районе Стокгольма. В них участвовали представители 7 стран. Сегодня этот вид спорта очень популярен. Существует несколько его бегом, на лыжах, на велосипедах, трейл-ориентирование и др. По каждому из них проводятся соревнования.

Теперь и вы сможете рассказать о том, что такое ориентирование. И туризм, и спорт, и выживание в экстремальных условиях совмещает в себе это понятие. Ориентирование позволяет отыскать дорогу, находясь в любой точке нашей планеты в незнакомой местности. Зная его основы, вы не будете бояться заблудиться в лесу или в любом другом месте.

Дорогие ребята! Сегодня я хочу побеседовать с вами о том, как найти дорогу к дому, если вы отправились в лес на прогулку за грибами, за ягодами и оказались в незнакомом месте.
Знаете ли вы немецкую сказку «Гензель и Гретель»?
Если нет, то я вам ее напомню. Жила-была семья дровосека. И ей нечем было кормить детей - Гензеля и Гретель, и тогда родители решили завести детей в глухую лесную чащобу и оставить там. Но Гензель случайно услышал вечером разговор родителей, встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. На ту пору ярко светила луна и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет. Гензель нагнулся и набил полный карман. Когда утром детей повели в лес, Гензель бросал на дорогу камешки. По этим камешкам дети смогли вернуться домой поздним вечером. Мама и папа были очень рады видеть своих малышей, ведь они уже раскаивались, что поступили с ними так жестоко! Что было с детьми дальше, вы узнаете, если прочтете немецкую сказку «Гензель и Гретель».
Охотники, грибники, ягодники, оказавшись в лесу, стараются запомнить дорогу, делая зарубки на деревьях, примечая различные ориентиры - глубокие овраги, ручьи, речки, большие камни-валуны, одиноко стоящие деревья. Знают они и особенные приметы, которые помогают ориентироваться в лесу.
Люди еще в глубокой древности разделили все пространство, окружающее человека, на четыре части и назвали их сторонами света. Это север, юг, запад и восток. На востоке всегда восходит солнце, а на западе оно заходит, там в вечер¬ний час пылает закат. Существует специальный прибор, в давние времена изобретенный в Китае, с помощью которого можно определить, где находятся север и юг, запад и восток.
У компаса есть намагниченная стрелка, которая может вращаться вокруг оси. Один ее конец окрашен в красный цвет. Он указывает на юг, другой - в синий цвет. Он указывает на север. Если встать лицом на север, то по правую руку у вас будет восток, а по левую - запад.
* Можно принести на занятие и показать детям компас.
Если у путешественника не оказалось с собой компаса, то определить стороны света можно по некоторым приметам природы. Какие же это приметы? Например, мхи и лишайники, которые покрывают северную сторону деревьев и камней.
Если вы оказались в сосновом или еловом бору, внимательно присмотритесь, где больше выступает смолы. Обычно смолы больше на южной части ствола дерева.
* * *
Дремлют сосны молчаливо.
С теплой, южной стороны
На сосне блестят красиво
Капли крупные смолы.

Постарайтесь запомнить, что муравьи строят свои муравейники к югу от ближайших деревьев или кустов и делают южный склон муравейника более пологим.

Муравьиный терем
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые старые пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна несут,
Дело спорится быстро и ловко -
Будет в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей,
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.

Если вы оказались в лесу ранней весной, когда еще не сошел снег, то обратите внимание на склоны оврагов. Более подтаявшим снег будет на южном склоне.
В овраге
В глубоком овраге проходит граница:
На солнечном склоне растет медуница.
На северном склоне - горою
Сугробы под льдистой корою.
На южном - оттаяли комья земли,
Проснувшись, из гнезд вылетают шмели.
И ветер тихонько шепнул медунице,
Что нынче к полудню пора распуститься.

Весной вокруг больших деревьев образуются темные лунки, похожие на блюдца. С южной теплой стороны лунка всегда больше!

В древности путешественники и мореплаватели определяли путь по особым картам, на которых изображались звезды и созвездия. Звезд в небе очень много! Запомнить их трудно. Поэтому их разделили на группы, соединив линиями. Такие группы звезд называют созвездиями.
В полночном небе хорошо заметны созвездия Большой и Малой Медведицы. Такие названия дали созвездиям древние греки. Прошли многие сотни лет, звезды переместились в небесах, и сейчас они, пожалуй, больше похожи на Большой и Малый Ковши.
Большая Медведица
Мерцает и светится

Созвездие это похоже на ковш,
А ковш на медведя совсем не похож!
С помощью этого созвездия можно определить стороны света: юг, север, восток и запад.
Давайте попробуем это сделать. Сначала разыщем в небе Большую Медведицу - Ковш из семи ярких звезд. Увеличим боковую сторону Ковша (которая напротив ручки) в 6 раз, и она укажет на Полярную звезду. Станем лицом к Полярной звезде - впереди у нас будет север, сзади - юг, по правую руку - восток, по левую - запад.
Попробуйте отгадать загадку:
Какая звезда Путь нам на север Укажет всегда?
(Дети отвечают.)
Верно! Это Полярная звезда.
Дорогие ребята! Теперь вы знаете немало примет, по которым можно определять стороны света и найти дорогу к дому, если вы оказались в незнакомой местности.
Вопросы и задания
1. Какие вы знаете стороны света?
2. Какой прибор поможет путешественникам найти верный путь?
3. Нарисуйте компас.
4. Какие приметы помогают путешественникам определить стороны света? Расскажите подробно о них.
5. Куда указывает Полярная звезда?
6. Попробуйте отыскать ее ночью на небе.

Современный человек все больше и больше отдаляется от природы , перестает ее чувствовать. Это не удивительно. Ведь связь с природой теряется по мере того, как мы приобщаемся к современным технологиям, к комфорту и удобству, которое они создают. Но оказавшись оторванным от всего этого, человек станет беспомощным, он не сможет даже сориентироваться в пространстве и понять в какую сторону ему нужно идти.

В древности люди легко ориентировались в пространстве, так как были тесно связаны с природой. Именно она в различные времена года подсказывала им верное направление. В данной статье мы опишем наиболее известные приметы ориентирования на местности.

Ориентирование по солнцу

1 способ

В зависимости от времени года восход и заход солнца мы наблюдаем в различных местах: Летом солнечный восход наблюдается на северо-востоке, а заход — на северо-западе; Осенью и весной солнце встает на востоке, а заходит на западе; Зимой восход солнца происходит на юго-востоке, а заход на юго-западе.

2 способ

Если вы взяли с собой наручные часы, то это значительно облегчит задачу ориентирования в пространстве в солнечную погоду . Направьте в сторону солнца часовую стрелку часов. Затем визуально разделите на 2 равные части угол между часовой стрелкой и цифрой 1 (13 часов дня). Эта разделительная линия и будет указанием направлений – спереди юг, а сзади север. Важным моментом является и то, что до часу дня следует делить левый угол, а после часу – правый.

Ориентирование по звездам

В северном полушарии . В случае, если вы нуждаетесь в помощи ориентирования ночью в северном полушарии, вам поможет полярная звезда. Для начала вам нужно отыскать созвездие Большой Медведицы , фото которой вы видите ниже. После этого нужно мысленно представить линию и провести ее через 2 звезды, расположенных с краю по правую сторону ковша. Эту линию визуально удлиняют на 5 отрезков, равных расстоянию между этими звездами. И в самом конце этой линии будет полярная звезда, которая, находится в созвездии Малой Медведицы. Повернувшись к ней лицом, вы будете смотреть на север.

В южном полушарии . Расположения звезд в южном и северном полушариях значительно отличаются друг от друга. Если в северном полушарии мы ориентировались на Большую Медведицу, которая хорошо знакома практически каждому человеку, то в южном полушарии нашим путеводителем является созвездие Южного Креста . Данное созвездие состоит из 5 ярких звезд. 4 из них являются крайними точками креста. Через эти точки необходимо провести 2 линии, образующие крест. Получается, что одна линия этого креста значительно длиннее другой – мы видим, как бы крест с ручкой для держания. Эту самую ручку нужно продолжить дальше, увеличив ее в 4 раза и опустив вертикально до линии горизонта. Точка соприкосновения этой линии с линией горизонта будет указывать на юг.

Ориентирование по луне

Ориентироваться по луне актуально тогда, когда из-за затянувших небо туч на нем не видно других светил. Для определения сторон света необходимо знать в какой фазе находится в данный момент луна. Молодой растущий месяц можно увидеть на западной стороне неба , убывающий – на восточной. Вечером первая четверть луны находится на юге. Также во время полнолуния в час ночи и в фазе третьей четверти в 7 часов утра луна находится на южной стороне.

Ориентирование по растениям

Грибы и мох . Обычно грибы и мох растут под деревьями или на пеньках. Но замечали ли вы, что большая часть этих растений сосредоточена лишь с одной стороны дерева или пня? Дело в том, что мох и грибы любят расти на северной стороне. Поэтому этот простой и верный способ ориентирования в пространстве был очень распространен в давние времена, когда люди часто ходили в лес по ягоды и грибы. На западной или восточной стороне деревьев или пней грибов обычно бывает значительно меньше, чем на северной. А с южной стороны они вообще растут очень редко, в особенности, если лето сухое и жаркое. Особое внимание следует уделить красным рыжикам , так как они каждый год растут в одном и том же месте. Рыжики, растущие с южной стороны, имеют сине-зеленоватую окраску, шероховатую сухую поверхность, не смотря на то, что сам гриб в разрезе сочный и красный.

Ягоды . Ягоды, как и грибы, много веков назад считались хорошими путеводителями. На открытых лесных полянках ягоды (клюква, брусника, морошка, черника, голубика) созревали быстрее с южной стороны. Соответственно север находится в противоположной стороне. А в лесу с южной стороны ягоды лучше нагреваются и быстрее спеют, чем со стороны севера.

Трава . Весенний травяной покров обычно бывает гуще на теневых северных сторонах. Летом вокруг деревьев, столбов, больших камней, пней густота травы кажется равномерной, но если присмотреться, то можно заметить, что с южной стороны травяной покров гораздо гуще , чем с северной. С середины лета из-за обилия солнца трава начинает приобретать желтый оттенок. И лишь с северной стороны она надолго остается зеленой.

Кора деревьев . По коре дерева можно узнать где находятся север и юг. Для большей достоверности следует изучить 3-4 дерева. С северной стороны кора имеет более темный цвет и покрыта мхом, а с южной стороны, напротив, кора более светлая и твердая.

Береза . Береза – удивительное дерево, доброе, светлое и чистое. Эта российская светолюбивая красавица является прекрасным помощником заблудившимся. С южной стороны кора березы гораздо чище, ровнее и светлее, чем с северной, где имеются различные шероховатости и повреждения. В особо жарких условиях береза приспосабливается к повышенной температуре. Ее стволы как бы склоняются к северу. При этом ветви березы могут даже касаться земли.

Крона деревьев и годичные кольца . В народе принято считать, что с южной стороны крона деревьев объемная и гуще, а годичные кольца ствола дерева шире. Но все не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Эти показатели имеют различные значения в разных климатических условиях. Так, например, в южных зонах, где наблюдается засушливое лето, годовые кольца более утолщены с северной стороны . С этой же стороны наблюдается и более выраженная крона дерева. А в местах прохладных, где меньше тепла и света, наоборот – дерево более развито с южной стороны. То есть получается, что дерево благоприятнее развивается с той стороны, где оно чувствует себя комфортно в тех или иных климатических условиях.

Итак, теперь вы имеете представление об ориентировании на местности в различные времена года и суток, а также в разных климатических условиях. Эта простая информация может послужить вам хорошим помощником в случае, если вы оказались наедине с природой без каких-либо путеводительных устройств.

А возможно, вам уже приходилось сталкиваться с такой ситуацией и вы обо всем этом знаете не понаслышке. Может быть, у вас даже есть какие-то свои наблюдения, помогающие найти верное направление без современных устройств. В таком случае, мы будем рады, если вы поделитесь с нами этой ценной информацией.