В чем заключается трагедия ларисы. Сочинение по «Бесприданнице» Островского

Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь.

Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница".

Смыслом жизни главной героини является любовь.Лариса красивая,умная,нежная,разносторонне одаренная девушка с чистой душой.Она живет в провинциальном городке,в семье без достаточных средств к существованию.Но девушка не гонится за удачной партией,она ждёт и надеется,что к ней придёт настоящая любовь.

Харита Игнатьевна пытается устроить судьбу своей дочери,поэтому занята поисками лучшего жениха,но главное условие-деньги.Мать девушки не интересуют образованность и порядочность жениха,лишь бы повыгоднее выдать дочь замуж.

В доме устраиваются частые приемы на деньги Кнурова и Вожеватова.Публика собирается самая разнообразная:богатые купцы и скромный Карандышев,чиновники и блестательный дворянин Сергей Сергеевич Паратов.Лариса полюбила Сергея Сергеевича всей душой.Он красив,обаятелен,умен,обходителен и расчётлив.Но девушка не замечает его недостатков,прощает ему любой грех,обрекает себя на позор для его удовольствия и готова идти за ним на край света.

Промотав своё состояние,Паратов вынужден жениться на богатой невесте.Лариса обманута,опозорена и брошена.Отчаявшись,она готова выйти замуж за Карандышева,надеясь найти с ним покой.Друг детства Вася Вожеватов разыграет её в орлянку с пожилым и серьезным купцом Кнуровым.Как человек,Лариса никого из них не интересует.Для них она-"вещь",дорогая и красивая.Потеряв всё,девушка готова стать "вещью".Выстрел Карандышева приносит ей избавление:она умирает свободной,так и не став ничьей.Смерть Ларисы воспринимает как избавление от мук:"Я любви искала и не нашла.На меня смотрел и смотрят как на забаву.Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу,ни от кого не видела я сочувствия,не слыхала теплого,сердечного слова"

Искренней и гордой Ларисе были чужды хитрость и ложь,она женщина с "горячим сердцем".Такие люди не способны к компромиссу.Они могут или победить,или погибнуть.Загублена красота и молодость,но Лариса умирает свободной.

ТЕМА. "Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой ?"

(по драме А.Н.Островского «Бесприданница»)

Цель урока:

создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".

Задачи урока :

Формировать нравственную позицию учащихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

Развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

Совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

Развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения

Воспитывать способность к сопереживанию, сочувствию, отзывчивости к чужой беде; воспитывать протест против унижения личности

Оборудование: тексты, фильм «Жестокий романс», карточки с заданием

П л а н у р о к а:

1. Проверка знания учащимися текста в виде игры «Слабое звено». 2.Работа в малых группах над проблемой: Кто виноват в трагедии Ларисы Огудаловой. Пути решения проблемы.

3.Просмотр отрывка фильма (орлянка).Анализ сцены.

4.Чтение наизусть ученицей монолога Ларисы («Я любви искала и нашла или просмотр отрывка из к\ф)

5.Работа с художественными деталями текста: лексика, цитаты

6.Формулировка выводов.

7.Домашнее задание, оценка работы учащихся.

Х о д у р о к а

I.Объявление темы и цели урока.

II.Работа над темой урока

I.Проверка знаний учащимися текста в виде игры «Слабое звено» (каждый ученик является «звеном»единого целого классного коллектива и от него зависит: не разорвется ли цепочка. Победитель тот, кто даст больше правильных ответов)

1.На какой реке расположен город, в котором происходит действие? (Волга)

2.Как называется этот город? (Бряхимов)

3.Как (по старинке или по-современному) живут горожане? Какие традиции соблюдают? (По старинке. С чаепитием)


4.Кого относят к «чистой публике»? (Кнурова, Вожеватова)

5.Как называется параход, который хотел купить Вожеватов? (Ласточка)

6.Зачем Кнурову нужны были деньги? (С деньгами можно делать дела)

7.Считается ли он со сплетнями, с пересудами (Да, шампанское в чайниках)

8.Как любит пожить Харита Игнатьевна? (Весело, на широкую ногу)

9.Почему Лариса соглашается выйти замуж за Карандышеыва? (Хочет уехать, ищет покоя)

10.Какие отношения связывают Ларису с Вожеватовым? (друг детства)

11.Почему Кнуров не может жениться на Ларисе? (женат)Вожеватов?

12. Как прибывает в город Паратов (с шиком, его встречают с цыганами)

13.Можно ли сказать о Ларисе и ее матери, что «яблочко от яблони недалеко падает»? (Нет, они разные)

14.С помощью какого поступка Паратов создал мнение о себе как о человеке смелом, решительном? (эпизод с выстрелом в монету, которую держала Лариса).

15. Почему Паратов не женился на Ларисе? (помолвлен с « золотыми приисками»)

16.Какой век, по утверждению Паратова наступает? (золотой)

17.Как относились к Карандышеву в семье Огудаловых? (Не обращали на него внимания)

18. Почему Карандышев оттягивал отъезд в деревню? (для того, чтобы покрасоваться перед гостями, потешить свое самолюбие, отомстить Паратову).

19.Какие планы имел Кнуров в отношении Ларисы? (сделать ее содержанкой)

20.Как погибла Лариса? (Ее застрелил Карандышев)

21.Кого Лариса обвиняет в своей смерти? Что она говорит убившему ее Карандышеву? (Никого. Она благодарит его за избавление от страданий)

II.Слово учителя

Здравствуйте! Зависит ли что либо в нашей жизни от таких простых на первый взгляд слов: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания.. .Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически? .

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно... Да, в ее голосе звучат нотки тревог
-Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос: Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой? Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу...)

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

III. Проверка индивидуального домашнего задания

(По словарю найти толкование слова "бесприданница" и зачитать значение имени "Лариса".)
Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка ", Огудать –значит быть обманутым; бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого.

Обсуждение текста

---Как о бесприданницах говорит герой пьесы Кнуров?

(д.1,явл.2- о бесприданницах; тут же простовата;)


-
Кнуров. Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого, житейского нет. (д.2,ял2)
Вывод: Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви...)
IV.Работа в малых группах (спикер, секретарь,наблюдатель,докладчик)

Задание группе №1.

Карточка. Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни?
(Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса. Она любила, чуть не умерла с горя, когда ее любимый С.Паратов, блестящий барин из судовладельцев. вдруг бросил ее и уехал. После нескольких неудачных попыток выйти замуж (за старика с падагрой, кассира) она соглашается выйти за первого, кто к ней посватается. Им и оказался некий небольшой чиновник Ю.К.Карандышев).

Справка об имени : гротескное сочетание - имя римского императора дано человеку с обиходным прозаическим отчеством. А фамилия (у Даля) «карандыш»- «коротышка».

«Паратый»- для охотников

Обсуждение текста

-"Я на распутье..."(д.1,явл.4) Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ.

Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня)

Составление схемы на доске. -Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы? (все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску.

Друзья

любимый человек


Отработка версий учащихся .

Задание группе№2.

Карточка . Что для Ларисы означает слово «дом»? поры в жизни.

- "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"?

(Работа с текстом. (Д.2, явл.3) Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, то для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь.

-"Я слепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда".

- "Бежала б я отсюда, куда глаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы".

-" Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем".
Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши).

Вывод: путь с оединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт д ля Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

- Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой о поры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все- таки кругом нее люди... А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери.

Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью
Задание группе №3.

Карточка. Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

I. (Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет.

Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", (Д.1,явл.2.с.163 ) оценивают ее они.)
Чтение по ролям или просмотр к\ф «Жестокий романс »

II. Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово".

Вопрос : Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?
(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку.

Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью ).
Задание группе№4

Карточка Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни ?

(Выступления учащихся.Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

ВСЕМ: Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.)

Нет, это неизбежный финал , так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

-Задание ВСЕМ ! Найдите художественные детали, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен . (Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды")

Bывод: деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку.

Задание ВСЕМ: Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы ?

(Мать, Паратов, Карандышев...все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Работа с цитатами

Герои произведения

"Мы не виноваты, наше дело сторона..."(Вожеватов и Кнуров)

"Никто не виноват, никто...это я сама"(Лариса)

Критики :

"В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев).

"Источник трагедии Ларисы - роковая страсть..." (Н.А. Добролюбов).

"В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого..." (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся .

-За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову .

(Разочарование -чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла... ее нет на свете, нечего и искать" или просмотр к\ф . ------Предлагаю подобрать эпиграф к нашему уроку, обратившись к тексту романса на стихи Е.Баратынского. (В начале урока эпиграф закрыт, открываю его лишь в конце, после выбора нужных слов учащимися)

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней

Кстати, элегия Баратынского так и называется - "Разуверение".Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала.



«Эта женщина создана для роскоши»





ИСТОКИ ТРАГЕДИИ

(Буржуазное представление о жизни привело к непониманию людей)



Составить кластер (метод, который позволяет свободно размышлять над темой, развивает память, пространственное мышление). Составление плана.

Выводы делают учащиеся. Оценки выставляет наблюдатель, а корректирует учитель.

Домашнее задание:


  1. Составить письменный ответ на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"
Список литературы.

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974. >

  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986.

  3. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982.

  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.

Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», которая впервые была напечатана в «Отечественных записках» в 1879 году. В драматургии Островского 70—80-х годов основной становится тема власти денег, собственности, богатства в эпоху «торжества буржуазии». Драматург продолжает искать в русской жизни силы, которые могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства, холодного расчета и эгоизма. Особенно чувствуется тревога писателя за судьбу человека «с горячим сердцем», который и в это расчетливое время продолжает жить чувством, ищет любви, понимания, счастья. Такова и героиня пьесы «Бесприданница».

В Ларисе есть все — ум, талант, красота, чувствительность. Она чиста душой и бескорыстна. Она тянется к людям, верит им, надеется на понимание и ответное чувство. Но Лариса — бесприданница, и это предопределяет ее трагическую судьбу.

Мать Ларисы стремится повыгоднее выдать дочь замуж, она пытается научить Ларису жить по правилам, которые диктует время, заставляя дочь лгать, любезничать с молодыми людьми побогаче. Но героиня пьесы не может действовать по расчету. Она отдает свое сердце Сергею Сергеевичу Паратову, красивому, умному и сильному. Но Паратов — человек своего времени, живущий по принципу: «Всякому товару цена есть». Лариса для него — тоже товар. И он не готов заплатить своим материальным благополучием за любовь и счастье. Паратов женится на богатой невесте, вернее, на золотых приисках, которые дают ей в приданое.

Не найдя любви, Лариса пытается жить, «как все». Она решается выйти замуж за бедного Чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. В своем избраннике Лариса ищет черты, достойные уважения: «Я мужа своего хоть уважать должна», — говорит она. Но уважать Карандышева трудно. В своих тщеславных попытках сравниться с Кнуровым и Вожеватовым он выглядит смешным и жалким. Он не слышит мольбу Ларисы о том, чтобы уехать в деревню, где она надеется найти хотя бы душевный покой. Юлию Капитоновичу важнее «в свою очередь посмеяться» над теми, чьи унижения он терпел три года. Ему не до терзаний Ларисы!

После разрыва с Карандышевым, после обмана Паратова Лариса ищет простого человеческого сочувствия, обращаясь к другу детства Вожеватову: «Ну хоть поплачь со мной», — просит она его. Однако Вожеватов уже проиграл в орлянку Кнурову возможность влиять на судьбу Ларисы. «Не могу, ничего не могу», — таков ответ Вожеватова Ларисе. Материал с сайта

Не найдя ни любви, ни уважения, ни простого сострадания и понимания, Лариса теряет смысл жизни. Она с горечью говорит: «На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Выстрел Карандышева становится для нее избавлением от душевных мук, от пошлой жизни «вещи», игрушки в руках тех, кто может за нее заплатить. «Умереть, пока еще упрекнуть себя не в чем», — это лучшее, что остается «горячему сердцу» в мире расчета и тщеславия.

В этом личная трагедия Ларисы. Но это и трагедия общества, где правят деньги и счастье человека измеряется только их количеством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • островский бесприданница в чем трагедия огудаловой
  • почему погибла лариса огудалова
  • в чем трагедия ларисы
  • сочинение трагическая судьба ларисы огудаловой
  • В чём трагедия Ларисы Огудаловой

План сочинения:

1. Загадка смерти Ларисы Огудаловой

2. Образ Ларисы Огудаловой

3. Тема любви и искушения в «Бесприданнице»

4. Женские образы «Бесприданницы»

Загадка гибели Ларисы

Мне задали написать сочинение о героине «Бесприданницы», Ларисе Огудаловой. Эта красивая и талантливая девушка погибла в расцвете лет. Но что же случилось? Кто виноват в смерти Ларисы?

Казалось бы, в смерти девушки виноват только ее жених. Это мелкий чиновник Карандышев. Красавица изменила ему с другим. Обиженный жених выстрелил в нее. Но не все здесь так просто.

Образ Ларисы в пьесе «Бесприданица»

Образ Ларисы Огудаловой в произведении очень богат и многогранен. Девушка не просто красива, как была бы симпатична картинка. Она – личность. Прекрасно поет, очень одарена в музыкальном плане. Но только приданого у Ларисы нет. А женихи хотят от невесты денег.

Красив и приятен ее характер. Девушка самостоятельна, ни на кого не валит своих проблем, хотя их хватает. Она добра и смотрит на мир светло. «Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь. Я всех люблю» - говорит она.

Тема любви и тема искушения в пьесе «Бесприданница»

Тема любви пронизывает все произведение и раскрывается трагично. Ведь кто погубил эту прекрасную даму? Я считаю, что погубил Ларису как раз ее любимый человек.

Это Сергей Паратов, богатый горожанин. Он попользовался девушкой и бросил ее. Это видел весь город. А в те времена после такого события девушка не могла больше выйти замуж. Тот, кого любила Лариса, сломал ее судьбу.

В «Бесприданице» громко звучит тема искушения, зла. Ведь не Лариса гонится за Паратовым, а он ее искушает. Именно Паратов унижает ее жениха, убирает его с дороги, приглашает к себе Ларису, преследует ее. А потом хочет жениться на другой, богатой. Это человек ничего не ценит, кроме монет.

Перед Ларисой после предательства милого стоит один путь – она станет дорогой вещью для мужчин. Но ведь она мечтала о семье, детях и счастье с любимым Сергеем. И когда дурачок Карандышев стреляет в нее, Лариса благодарит его перед смертью.

Женские образы в пьесе «Бесприданница»

Другие женские образы «Бесприданницы» тоже полны печали и трагичности. Мать Ларисы, Харита Игнатьевна, любит дочь и заботится о ней по-своему. Но только та ее любви не понимает. Это любовь со скандалами и насилием. Забота матери выражается в том, что она выставила дочь будто на витрину, привлекая женихов. Она гонится за деньгами и пытается найти дочери богача.

Мама замучена бедностью и глуха к чувствам Ларисы. Она искренне не понимает, почему та не хочет улыбаться банде навязанных женихов. «Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» - говорит Лариса. Ей хочется бежать от матери.

О сестрах Ларисы мало что известно. Но образы тоже трагичны. Одну, говорят, убил ревнивый муж. Вторая оказалась замужем за шулером, который представился Харите Игнатьевне иностранцем. Вот и нежную Ларису сгубили те, кто жаждал ее красоты, не умея согреть ее душу.

Разделы: Литература

Цель урока:

  • создать условия для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского "Бесприданница".
  • формировать нравственную позицию обучающихся на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев;
  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно- психологические особенности человеческой личности;
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;
  • развивать умения учащихся анализировать отрывки из критических статей, формировать свой взгляд на мир, аргументировать свою точку зрения.

Место урока в системе учебных занятий по теме: 3 урок по драме "Бесприданница".

Ход урока

1. Вступительная часть.

Здравствуйте! Зависит ли что-либо в нашей жизни от таких простого на первый взгляд слова: здравствуйте? Обращаем ли мы внимание на первые слова, произнесенные нами вслух при первом появлении на публике? Если да, то почему?

(Ответы учащихся разные, но суть сводится к одному: желая друг другу здоровья, люди выражают доброе расположение к собеседнику, входят в новый день с хорошим настроением, а значит, все в этот день должно сложиться удачно).

Давайте проследим по тексту пьесы А.Н.Островского "Бесприданница", с какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания:Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Варианты: Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно:

2. Постановка проблемы.

Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

"Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?" Какие предложения появились у ребят?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу:).

3. Пути решения проблемы.

Предложения разные, но все они связаны с главной героиней пьесы. Может быть, ее имя подскажет решение проблемы или название драмы?

(По словарю ребята находят толкование слова "бесприданница" и зачитывают значение имени "Лариса". Из уст детей звучит вывод о том, что Лариса - греческое имя, означающее "белая чайка", а бесприданница - в старое время: бедная девушка, не имеющая приданого. Вывод о том, что Лариса, как чайка, живет не по законам мира, ее окружающего. А по своим собственным, какие диктует ей ее сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви:).

Почему же Ларисе так сложно жить в мире зарождающихся капиталистических отношений, что не принимает она в новой жизни? (Рассказ ученика о героине пьесы Островского. В рассказе отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, приводятся примеры из текста. Лариса не видит в людях пошлых сторон, смотрит на жизнь глазами героини русского романса).

-"Я на распутье:" Что означают эти слова героини?

(Работа со словом: подбор однокоренных слов, лексический анализ. Вывод учащихся о безвыходности ситуации, в которую попадает героиня).

Составление схемы на доске.

Какие пути могли бы стать решающими в судьбе Ларисы?

(Все варианты, предложенные учащимися, записываются на доску).

4. Отработка версий учащихся.

- "Мой дом - моя крепость", - принято говорить о месте, в котором родился человек, где он живет. Что для Ларисы означает слово "дом"?

(Работа с текстом. Учащиеся приводят примеры из текста, подтверждающие, что для Ларисы дом - это тихий уголок, о котором она пока только мечтает, место, в котором она сможет укрыться от людей, наслаждаться природой, петь. "Я ослепла, я все чувства потеряла, да и рада. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо. Вырваться отсюда". "Бежала б я отсюда, куда глаза глядят". "Скоро и лето пройдет, а я хочу гулять по лесам, собирать ягоды и грибы". " Я по крайней мере душой отдохну". "Для меня после той жизни, которую я здесь испытала. Всякий тихий уголок покажется раем". Утраченную гармонию в своей жизни Лариса мечтает воссоздать в деревенской глуши). Вывод: путь соединения с домом, который называет Карандышев "цыганским табором", закрыт для Ларисы, эта нить порвана в ее судьбе, эта связь призрачна).

Может быть, Харита Игнатьевна, мать Ларисы, является для дочери точкой опоры в жизни? Проверим эту версию.

(Нет, мать заботится лишь о выгодном замужестве, отыскивает покровителей дочери, насмехается над ее порывами поселиться в Заболотье. "Без хитрости не проживешь" - вот ее девиз в жизни. После побега Ларисы из дома она размышляет: "Догонять мне ее или нет? Нет, зачем! Что бы там ни было, все-таки кругом нее люди: А здесь хоть и бросить. Так потеря не велика". Игрой ва-банк становится для нее поступок дочери. Вывод: и эта нить рвется, слишком уж не прочна связь с матерью").

Можно ли назвать настоящими друзьями Кнурова и Вожеватова? Есть ли надежда, что именно они могут спасти Ларису?

(Отчасти да, они вмешиваются в жизнь семьи, поддерживают внешний интерес к Огудаловым. Но что движет ими? Расчет. Их ценностные ориентиры смещены в сторону экономических выгод. Они восторгаются красотой и талантом Ларисы, но именно они считают ее товаром. "Дорогой бриллиант дорогой оправы требует", оценивают ее они).

Инсценировка торга между купцами (д. 4, явл. 6) со слов Вожеватова "Что вам угодно?" до слов "Вы меня обижаете. Я сам знаю, что такое купеческое слово".

Анализ эпизода:

Что поражает больше всего в этом диалоге "друзей" Ларисы?

(Деловитость разговора о судьбе Ларисы, торг ведется по всем правилам коммерческого искусства и заканчивается розыгрышем женщины в орлянку Вывод: вместо сострадания, поддержки, Лариса сталкивается с расчетом и цинизмом. Рвется еще одна нить с жизнью).

Почему же ни Паратов, которого любит Лариса, ни Карандышев, которого она пытается полюбить, не смогли стать для нее спасательными кругами в огромном море жизни?

(Выступления учащихся. Их всех объединяет расчет и цинизм по отношению к Ларисе. Паратов жесток по-своему: удовлетворяя свои амбиции, он обольщает Ларису, обнадеживает ее, использует ее чистую, наивную натуру в своих интересах и так же, как Кнуров и Вожеватов, ставит выше всего деньги: женится на "золотых приисках". Карандышев же наслаждается своей властью над Ларисой, использует свое положение "жениха", для того чтобы "покрасоваться" перед гостями. Он мстит за обиду, нанесенную ему Паратовым, играет роль шута, которого не жалко, а за которого стыдно. И Паратов, и Карандышев, стоят друг друга. После признания Паратова о своей помолвке последняя ниточка с жизнью рвется в душе Ларисы).

Ответим на первый вопрос темы урока: можно ли считать случайностью смерть героини?

(Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он лишь вернуть ее хотел.

Нет, это неизбежный финал, так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле, расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу человека, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).

Найдите художественные детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен.

(Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в город Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: "оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды" и т. д. Вывод о том, что деталь играет важную роль в тексте: предвещает трагическую развязку).

Обратимся ко второму вопросу: кто виноват в смерти Ларисы?

(Мать, Паратов, Карандышев:все виноваты).

Чтобы определиться с ответом, обратитесь за помощью к героям пьесы и критикам.

Варианты ответов старшеклассников:

"Мы не виноваты, наше дело сторона:"

"Никто не виноват, никто:это я сама".

"В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба" (Ю.В. Лебедев).

"Источник трагедии Ларисы - роковая страсть:" (Н.А. Добролюбов).

"В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого:" (И.А. Овчинина).

Обсуждение разных точек зрения учащихся.

За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

(За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

5. Формулировка выводов.

Работа со словом "разочарование", подбор синонимов к слову. (Разочарование - чувство неудовлетворенности по поводу чего - либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение - потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4 действие, 11 явление) "Я любви искала и не нашла: ее нет на свете, нечего и искать".

Подбор эпиграфа к уроку на основе текста романса Е.Баратынского.

(В начале урока эпиграф закрыт, после выбора нужных слов обучающимися открывается).

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Работа с элегией Е.Баратынского "Разуверение".

Почему именно этот романс исполняет героиня А.Островского?

(Романс в исполнении Ларисы помогает понять тонкую женскую натуру. Строки подтверждают безысходность героини, неизбежность трагического финала).

6. Подведение итогов урока.

Отметки за урок. Домашнее задание:

Сопоставьте текст романса в пьесе А.Н. Островского и текст элегии Е.Баратынского. Почему драматург изменил текст?

Подготовьтесь к письменному ответу на вопрос: "Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?"

Литература:

  1. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М., 1974.
  2. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. - М., 1986.
  3. Костельянц Б.О. "Бесприданница" А.Н.Островского. - М., 1982.
  4. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 1982.
  5. Островский в школе: Книга для учителя. Авт.-сост. Н.Н. Прокофьева. - М: Дрофа, 2001.
  6. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М., 1973.