То государственная дума. Председатель Государственной Думы РФ: обязанности и полномочия

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за партию.

К распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало не менее 5% избирателей, принявших участие в выборах. Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов избирателей по одномандатному избирательному округу. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Структура Государственной Думы РФ:

  1. Председатель Государственной Думы, его первые заместители и заместители (избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом ее заседании);
  2. Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу);
  3. депутатские объединения (фракции и депутатские группы);
  4. комитеты и комиссии (создаются для решения отдельных задач).

Председатель Государственной Думы:

  1. ведет заседания палаты;
  2. ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;
  3. организует работу Государственной Думы;
  4. представляет палату во взаимоотношениях с РФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами;
  5. осуществляет иные организационные полномочия.

Председатель Государственной Думы и его заместители входят в состав Совета Государственной Думы и имеют право решающего голоса при принятии решения Советом.

Совет Государственной Думы осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты, а также подготавливает законопроекты к обсуждению на заседании палаты.

Все депутатские объединения обладают равными правами. Они создаются в целях отстаивания интересов партии и, как правило, представлены ее членами. Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения по обсуждаемым вопросам, об этих решениях депутаты сообщают Председателю и Совету Государственной Думы. Такие решения имеют рекомендательный характер. Депутатские объединения (в состав каждого из них входит 50 человек), подлежат государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

Основная функция Государственной Думы РФ – обсуждение и принятие федеральных конституционных и федеральных законов.

К иным полномочиям Государственной Думы относятся (ст. 103 Конституции РФ):

  1. внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты;
  2. рассмотрение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;
  3. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  4. назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека;
  5. объявление амнистии;
  6. выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Порядок деятельности Государственной Думы ФС РФ определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами и Регламентом палаты.

Основные принципы организации деятельности Государственной Думы:

  • политическое многообразие депутатских групп и многопартийность;
  • свободное обсуждение и коллективное разрешение поставленных задач.

Государственная Дума работает в периоды сессий:

  1. весенней (с 12 января по 20 июня);
  2. осенней (с 1 сентября по 25 декабря).

Сессия Государственной Думы – это период, в течение которого осуществляется работа нижней палаты Федерального Собрания, созываются заседания палаты, комитетов Государственной Думы, ее Совета, проходят парламентские слушания, работают парламентские фракции, комитеты, рабочие группы. Государственная Дума нового созыва собирается на первое заседание на 30-й день после выборов. Президент РФ может созвать депутатов на первое заседание ранее этого срока. Первое заседание всегда открывается старейшим по возрасту из депутатов. Согласно Регламенту Государственной Думы последующие заседания палаты открывает Председатель Государственной Думы. На своем первом заседании депутаты избирают органы палаты:

  1. Председателя Государственной Думы;
  2. Счетную комиссию;
  3. Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
  4. Временный секретариат.

Эти решения Государственной Думы оформляются постановлениями.

Заседания нижней палаты Федерального Собрания РФ проходят открыто и освещаются в средствах массовой информации, за исключением случаев, установленных Регламентом Государственной Думы, либо в случае принятия решения о про ведении закрытого заседания большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. На закрытых заседаниях вправе присутствовать: Президент РФ, Председатель и члены Совета Федерации, Председатель Правительства РФ и его члены, а также иные лица, перечисленные в Регламенте Государственной Думы. Заседания Государственной Думы проходят отдельно от заседаний верхней палаты Федерального Собрания, однако на заседаниях Государственной Думы могут присутствовать члены Совета Федерации.

Решения на заседаниях Государственной Думы принимаются голосованием (открытым или тайным) из расчета один голос у одного депутата. Голосование может быть тайным и открытым (путем прямого голосования). Каждый депутат голосует самостоятельно, руководящие органы политических партий не могут принуждать своих членов голосовать за то или иное решение. Заседание нижней палаты Федерального Собрания правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов (226 депутатов и более). На заседаниях Государственной Думы ведутся:

  1. протоколы (подписываются председательствующим на заседании);
  2. стенограммы (подлежат официальному опубликованию, за исключением стенограмм закрытых заседаний).

Регламент Государственной Думы устанавливает периоды для работы депутатов с избирателями, а именно: каждая последняя неделя месяца.

Деятельность Государственной Думы оканчивается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (первого ее заседания).

В Совет Федерации ФС РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено. Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ни один из них не может быть лишен этого права. В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Представителем законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение трех дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными; занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти; отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений.

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому данный срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ. Поскольку Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен, и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Выборы седьмого созыва Госдумы прошли осенью 2016 года. Традиционно с созывом новой Думы сразу же избирается и новый её глава. Председатель Государственной Думы РФ в 2017 году: кто занимает эту должность, чем известен председатель на прежних должностях, в чём функции председателя нижней палаты российского парламента.

Председатель Государственной Думы РФ: что означает эта должность

С формальной точки зрения, по Конституции России, председатель Госдумы (или спикер, как его называют на английский манер журналисты) — четвёртое лицо в государстве после президента, премьер-министра и председателя Совета Федерации. Возглавляя нижнюю палату парламента, её председатель формально отвечает главным образом за ведение заседаний и внутренний распорядок, но по факту, имея в своих руках рычаги управления Думой, председатель зачастую задаёт повестку в её работе и стиль Госдумы в целом.

Формально депутаты Думы сами выбирают своего председателя. Каждая из фракций, которая формируется прошедшими в Думу политическими партиями, может предлагать свою кандидатуру на роль спикера, и в результате тайного (по решению депутатов оно может быть и открытым) голосования выбирается спикер Госдумы.

Председателями Думы предыдущих шести созывов были четыре человека:

  1. Иван Петрович Рыбкин (Аграрная партия России) — был спикером в 1994-1996 годах, в первом созыве парламента.
  2. Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ) возглавлял Думу второго и третьего созывов (с 1996 по 2003 год), был фигурой компромисса с сильными в то время коммунистами.
  3. Борис Вячеславович Грызлов (Единая Россия) — был спикером четвёртого и пятого созывов (2003-2011), запомнился фразой “Парламент — не место для дискуссий”, насколько парадоксальной, настолько и трагической для развития демократии в стране. При нём Дума из независимого органа власти превратилась в формально необходимую, но ничего фактически не решающую ветвь.
  4. Сергей Евгеньевич Нарышкин (Единая Россия) — председатель самого скандального, шестого созыва Думы (2011-2016). При нём в Думе появились очевидные признаки её политического разложения, уважение к нижней палате в обществе опустилось до минимума, и новому председателю, вступившему в 2016 году на свой пост, нужно было что-то с этим делать.

Председатель Госдумы в 2017 году

Председатель Государственной Думы РФ в 2017 году — Вячеслав Викторович Володин. В 1990-е годы он был саратовским политиком, и в 1999 году вошёл в состав Думы 3-го созыва. Там Володин был замечен главой своей фракции — “Отечество - Вся Россия” Евгением Примаковым, который в 2001 году представил Володина президенту страны. В дальнейшем Володина ждала большая чиновничья карьера, пиком которой стало курирование внутренней политики на должности первого заместителя руководителя администрации Президента РФ в 2011-2016 гг.

В 2016 году Володина фактически назначил председателем Думы президент страны, хотя формальная процедура была соблюдена, и за Володина проголосовали сами депутаты.

И сторонники власти, и её противники отдают Володину должное в том, что это очень трудоспособный, глубокий человек, хорошо знающий механизмы функционирования власти и лично знающий едва ли не весь чиновничий аппарат страны вплоть до регионального уровня. В отличие от многих других своих коллег по Думе, Володин считается относительно порядочным человеком, придерживающимся определённых принципов в отношении других людей. Он целеустремлён и в любых своих интригах помнит о том, что в первую очередь предан лично президенту.

Получится ли из такого человека, как Володин, хороший председатель Государственной Думы РФ в 2017 году и позже — покажет время. Очевидно, что он слишком сложный человек, привыкший держаться в тени, поэтому оценивать его по публичным высказываниям и действиям очень сложно. По-настоящему разобраться в его роли смогут, наверное, только историки. Тем не менее, уже стало понятно, что Госдума седьмого созыва стала более спокойным и менее скандальным местом, чем прежняя, и заслуга в этом Володина, который сразу же навёл в парламенте жёсткую дисциплину, отрицаться не может.

Наш сайт предлагает новости касающиеся работы Государственной думы Российской Федерации. Всегда интересно почитать о новых законодательных инициативах депутатов. Политическая жизнь Госдумы наполнена бурными дебатами и обсуждения. Наш портал предлагает Госдума последние новости. Публикуется большое количество интересной и полезной информации. Оптимальный вариант для человека, который интересуется политической жизнью страны.

Госдума РФ новости сегодня можно получить в удобное для читателя время. Представлено много интересных и действительно полезных новостей. Отличный способ получения полезной информации. Узнать последние новости политической жизни России можно не выходя из дома или квартиры. Пользоваться сайтом очень удобно и доступен он в любое время суток.

Государственная дума РФ является законодательным органом, где разрабатываются и принимаются законы. Важно не упустить последние новости. На сайте постоянно появляется интересная и полезная для граждан информация.

Назначение, которого ждали вот уже несколько месяцев, но в которое одновременно отказывались верить до самой последней минуты. Человек, обладавший огромным влиянием в структурах российской власти, занимая совершенно непубличную должность первого заместителя руководителя администрации президента, выходит из тени. Новым спикером Думы становится политик, который не привык к роли «пятого колеса в телеге», главный «автор» триумфа партии власти на недавних парламентских выборах.

Когда в октябре 2010 года тогдашний премьер-министр РФ забрал секретаря генсовета «Единой России» Вячеслава Володина на должность руководителя своего аппарата в Белом доме, этот политик перестал светиться на экране телевизора.

Но политическое влияние в России далеко не всегда соответствует степени публичности его обладателя. В течении без малого последних пяти лет в глазах огромной массы российских чиновников - губернаторов и депутатов, публичных политиков и тех, кто хотел стать таковыми - именно Вячеслав Володин являлся «вторым после Путина».

Теперь с этим исключительно жестким, целеустремленным и талантливым политиком предстоит повторно познакомиться и рядовым гражданам РФ.

Даже занимая менее важные должности, Вячеслав Володин всегда вызывал очень сильные чувства. Володин в роли председателя Государственной Думы уж точно не оставит никого равнодушным. Уверен, что уже в самые ближайшие месяцы его месяцы его фамилия по степени узнаваемости встанет в один ряд с фамилиями «Путин» и «Медведев».

Итак, who is Mr Volodin? Какому именно человеку Владимир Путин доверил руководство Государственной Думой?

Политическая карьера 52-летнего Вячеслава Володина стартовала в его родной Саратовской области. Окончив в 1986 году Саратовский институт механизации сельского хозяйства по специальности инженер-механик, Володин перешел на преподавательскую работу. Но уже в 1990-м году он де-факто стал профессиональным политиком: депутат Саратовского горсовета, заместитель мэра Саратова, вице-спикер областной Думы, заместитель губернатора области.

Простое перечисление этих должностей, естественно, не дает полного представления о роли и влиянии Вячеслава Володина в саратовской политике. А влияние это было таким, что тогдашний губернатор области, экстравагантный Дмитрий Аяцков, увидел в Володине опасного конкурента и постарался отправить его в «ссылку» в Москву. В 1999 году Володин был избран депутатом Государственной Думы от блока « Отечество - Вся Россия» и быстро замечен лидером своей парламентской фракции Евгением Примаковым.

Возглавляемая Примаковым фракция состояла из бывших обладателей самых высоких постов: недавних министров, недавних вице-премьеров. Но на роль своего сменщика не получавший удовольствия от парламентской работы Примаков выбрал именно Володина.

В 2001 году Евгений Максимович отвез Володина в Кремль, познакомил его с Владимиром Путиным и откомандировал на должность нового лидера фракции ОВР. Дальше карьера Вячеслава Володина в Думе и партии власти, частью которой вскоре стал блок ОВР, пошла по накатанной: вице-спикер нижней палаты, первый замруководителя фракции «Единая России»...

В чем секрет карьерного успеха Вячеслава Володина? Главная его черта - это, с моей точки зрения, исключительная трудоспобность, переходящая в трудоголизм. Очень многие чиновники любят рассказывать, что они работают «24 часа в сутки». Но на деле мало кто близок к этому «идеалу». Володин близок.

В свою бытность в Кремле будущий председатель Госдумы установил обычай: пять дней в неделю он с утра до ночи занимается разруливанием оперативных вопросов. А в субботу он приезжает на работу для раздумья и разговоров о вопросах стратегических.

Володин не терпит длинных отпусков. Уйдя в отпуск, он уже через несколько дней начнет звонить своим подчиненным и осведомляться, как идут дела на вверенных им участках.

Другая ключевая черта Володина - это, как я уже отметил выше, его исключительная жесткость. Новый спикер ГД - политический эквивалент бульдозера. Если он принял решение идти той или иной дорогой, то, кроме прямого указания Владимира Путина, его ничего не остановит.

Сохраняя спокойное выражение лица, Володин обязательно утрамбует все, что стоит у него на пути, и добьется поставленной цели. Быть врагом Вячеслава Володина - это участь, хуже которой не придумаешь. Володина в бюрократических и чиновничьих структурах откровенно боятся.

При этом будущий глава нижней палаты - очень приятный человек в общении. У него нет привычки повышать голос на подчиненных. Он не кричит, не ругается матом, не стучит кулаком по столу. Его жесткость носит не внешне-напускной, а внутренний характер.

Володина отличает энциклопедическое знание современной российской политической элиты и глубокое понимание реального механизма работы нашей власти. Назови новому спикеру ГД фамилию какого-нибудь регионального политика средней руки - и он все про него расскажет.

Политическое кредо Вячеслава Володина можно описать фразой: я человек Путина. Путин - для меня верховный главнокомандующий. Я обязан выполнить любой его приказ.

И, как все мы могли видеть после подведения итогов недавних думских выборов, приказ Путина об укреплении потрепанной «бурей с Болотной» вертикали власти Володин выполнил на отлично. «Единая Россия» не просто добилась того, что англоязычном политическом жаргоне именуется «landslide victory” (в дословном переводе - победа обвалом, оползнем). За исключением Алексея Навального и группы его единомышленников все признают: нынешний результат «ЕР» не является следствием известной еще со сталинских времен мысли «не важно, кто и как голосует. Важно, кто и как считает».

Почему же тогда Вячеслава Володина не оставили в администрации президента готовиться к выборам главы государства в 2018 году?

Я пока не понимаю путинской мотивации. Возможно, она станет более очевидной после того, как выяснится, кто заменит Володина на Старой площади. Но «фронт работ», который ждет нового спикера ГД в Охотном Ряду, в принципе понятен: Володину предстоит вернуть нижней палате парламента ее «былую славу и гордость».

В 2012 году теперь уже бывший спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин в ходе интервью так ответил мне на вопрос об общественном восприятии ГД как « сборища роботов-анроидов»: «У меня есть очень сильное искушение задать вам свои вопросы. Но я не буду этого делать: считаю себя деликатным человеком». Возможно, Сергею Евгеньевичу не стоило так деликатничать. Мое - и не только мое - мнение не изменилось: в системе органов российской власти Государственная Дума занимает важное место только на бумаге.

Ветерану самых жестких политических битв Вячеславу Володина «излишняя деликатность» всегда была чужда. Посмотрим, как себя проявит Дума под его руководством.

Государственная дума (Госдума РФ) - нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации. Работу Думы возглавляет председатель Думы и его заместители.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причем одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации )

Срок полномочий 2-5 созывов Государственной думы - четыре года. Начиная с 6 созыва, депутатов избирают сроком на пять лет. Все 450 депутатов избираются по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Депутату Государственной думы выдается комплект из двух нагрудных знаков депутата Государственной думы с винтовым и булавочным креплениями. Номера нагрудных знаков соответствуют номеру удостоверения депутата. Знаки депутата Государственной думы остаются у лица, исполнявшего полномочия депутата, для памятного хранения.

Полномочия Государственной думы РФ:

Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

Дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;

Заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания - законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права.

Роспуск Госдумы может произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства). Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

При Госдуме РФ функционирует Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.


В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные Думы).