Тайные пророчества Чечни. Предсказания чеченских святых Предсказания чеченских шейхов

О том, что существует предсказание святых (эвляъ) о войне чеченцев с русскими, автор впервые услышал от Далхана Хожаева (да примет Всевышний его газават!) в августе 1992 года, когда мы прогуливались по центру Грозного. – Знаете, что говорят наши старики, - сказал Далхан. - Будто бы существует давнее пророчество святых, что при появлении в Чечне второго «паччахьа»-чеченца у нас начнется война с русскими.

Крови прольется столько, что ноги в ней будут по самую щиколотку, погибнет столько, что женщин будет вчетверо больше по численности, чем мужчин. Чеченцы отступят до линии Военной дороги (БIо некъ), и когда всем будет казаться, что русские победили, чеченцы вдруг разгромят их. Русские войска покинут пределы Чечни зимой и в спину им будет бить снег.

Это предсказание показалось нам занимательной шуткой и мы даже немного поспорили, можно ли считать изгнанного Завгаева «первым чеченским паччахьом», или таковым нужно признать Джохара Дудаева, так как Завгаев подчинялся Москве и, в строгом смысле, не мог считаться самостоятельным лидером, хотя и был первым чеченцем, возглавившим республику. Когда началась первая война, я вспомнил эту прогулку и беседу. Оказалось, что о предсказании святых знали почти все, с кем я заговаривал на эту тему. Многие говорили, что Военная дорога - это трасса Ростов-Баку и что если русские пересекут ее по направлению к югу, то, значит, предсказание следует признать неточным. Я отстаивал мнение, что едва ли трасса Ростов-Баку является именно той Военной дорогой, которая упоминается в предска­зании, так как во времена святых ее не было и в помине, а построена она в 50-60-х годах, во всяком случае, после советско-германской войны. Однако убедить спорщиков мне удалось лишь тогда, когда я случайно наткнулся на исторический роман Халида Ошаева «Пламенные годы» и буквально в самом начале нашел упоминание о Военной дороге.

Роман начинался с событий XIX века, с эпохи имамата, и в сноске было отмечено, что Военную дорогу проложил Шамиль, чтобы перебрасывать свои войска скрытно от русских, и что дорога эта проходила за грядой Черных гор, у подножия южных их склонов, от Шатоя до Бамута. Тем временем русские войска пересекли трассу Ростов-Баку по направлению к югу, но эта трасса, по моему убеждению, не имела никакого отношения ни к предсказанию, ни к Военной дороге, в нем упоминаемой. Война продолжалась. Черные горы русские перевалили впервые в конце весны-начале лета 1996 года, когда им на короткий период удалось овладеть легендарным Бамутом. Но тяжелое лето, когда русские наступали повсеместно, завершилось внезапным ударом чеченских бойцов по Грозному, освобождением столицы и подписанием хасавюртовских соглашений. И последние русские войска покинули чеченские пределы в вьюжную зимнюю ночь 31 декабря, и в спину им действительно бил снег. Эта часть предания святых оправдалось полностью, вплоть до мельчайших деталей.

Но, как оказалось в 1999 году, война не закончилась. После 3-летнего затишья она вспыхнула с новой силой и продолжается по сей день. То, что мне удалось собрать относительно «послевоенных» предсказаний, выглядит следующим образом. Чеченские святые подразделяют период времени, следующий за президентством Джохара Дудаева, на два семилетних цикла. Первый семилетний цикл начинается с появления в Чечне «эскар-паччахьа», то есть лидера, имеющего военную профессию. «Стигпар вер ву из» («он появится с небес») - эти слова указывают, очевидно, на авиацию, на то, что Джохар был летчиком. «Сами же чеченцы захотят свергнуть эскар-паччахьа и если им это удастся, то чеченцы потеряют религию и родину» - эти слова говорят о выступлениях оппозиции и замыслах Москвы, отраженных в секретных указах об «эвакуации» чеченцев в Приволжские степи.

«Если эскар-паччахь сохранит власть, начнется долгая и жестокая война с русскими, в которой чеченцы победят. Далее приводились подробности о Военной дороге и т.д., о которых я уже говорил выше. «Чеченцы победят, но эскар-паччахь уйдет вслед за своими воинами». Здесь, надо полагать, говорится о гибели Джохара, ставшего шахидом, как и тысячи его доблестных бойцов. «Первые семь лет Аллах будет испытывать чеченцев бедствиями, вторые семь пет - богатством», - говорит пророчество. Затем идут подробности. "Чеченцы попадут под влияние народа инглаз (англичане). В Грузию будет проложена дорога. Дорогу эту построят чеченцы, но дорогой ее сделают инглаз (видимо, речь идет о благоустройстве этой дороги - авт.). Можно будет проехать четыре селения и не найти человека, который нуждался бы в помощи деньгами или едой. Денег будет столько, что человеку лень будет наколниться за валяющейся на земле золотой вещью. Многие страны будут приглашать к себе чеченцев, предлагая высокие должности.

Затем появится "авгIан паччахь" (лидер Афганистана - авт.), который предложит чеченцам присоединиться к священной войне против неверных. Многие чеченцы не захотят поддержать мусульман. Тогда в самой Чечне начнется короткая, но очень страшная война, которая продлится с утра до полудня. Мунафиков будут искать днем при свете фонарей и вытаскивать из-под кроватей, чтобы предать смерти. Те из мунафиков, которым удастся убежать. будут встречаться на границе стрельбой русских солдат. Сами русские уйдут за реку Ид (скорее всего, это Волка, которую в древности называли Итиль или Идиль, но некоторые говорят, что это Дон - авт.)

В Чечне объявятся четыре имама, но настоящим среди них будет лишь один. Настоящего имама обнаружат при преследовании мунафиков, когда он станет мыть руки в реке Сулак и руки его увеличатся в размере. После всех этих событий появится "туркойн-паччахь" (лидер Турции - авт.), который разделит весь мир на два гигантских государства - мусульман и христиан. Все народы мира войдут в одно из этих двух государств. Начнется эпоха расцвета и преобладания мусульман.

* Примечание автора сайта: Я тоже как, наверное, и все чеченцы, с детства слышал о некоторых предсказаниях. Когда-то мой дед по отцу дружил с потомком одного из почитаемых чеченских шейхов. По тем отрывочным сведениям, которые до меня дошли, он говорил следующее (надо сказать, что это присходило в 1941-42 гг., то есть в самое тяжелое для Советской власти время): "Советская власть выстоит в этой войне, и не только выстоит, но и укрепится намного сильнее. Однако в конце концов, через много лет она рухнет, при этом принеся большие бедствия людям. Советское государство будет разделено между семью царями-паччахьами (а ведь в это время "Большой семерки" даже и в помине не было!), которые "обманут" власть этой страны.

В Чечне произойдет война, жестокая настолько, что пролитая в ней кровь могла бы унести камень. Затем в Чечне наступит период голода, который, однако, будет недолгим, так что человек, имеющий 1 сапетку (гирд) кукурузы, переживет его. После этого в Чечню будут привозить из-за границы "горячий хлеб". Чечня попадет под влияние народа инглаз. Люди заживут очень богато (здесь повторяется мысль о золоте, валяющемся на земле). Жизнь станет настолько хорошей, что люди будут вспоминать своих умерших, говоря: "Жаль, что их нет сейчас с нами". Этот период продлится 7 лет. Затем свои претензии на Чечню заявит Турция. "Инглаз" не захотят уходить, и тогда союзница Турции Германия обнародует "керла герз" - новое оружие, после чего "инглаз" уйдут. Придет Турция, жестоко наказывая вероотступников (буквально - "людей, которые неправильно исповедовали религию

24.01.2008 12:08

Мой дед Куша-Али (Къуша1ели) родился примерно в 1848-м или в 1849 году в селе Центорой. Он прожил более 100 лет, умер в Казахстане осенью 1952 года. Был истинно верующим мусульманином, соблюдал все требования веры, был мюридом 1авды (Баматгири-Хаджи из села Автуры). Долгое время искал в Чечне лучшего, по своему мнению, устаза. Примерно в 1880 году, в месяц уразы, в пятницу посетил село Автуры, встретился с 1авдой и стал его мюридом. Он строго выполнял все требования своего устаза. Об этом нам рассказывала наша бабушка, которая умерла через год после смерти дедушки. Она рассказала нам, как дед исполнял зикр 1авды в тот вечер, когда вернулся в село, приняв вирд своего устаза. И всегда получал помощь от него.

Нам, своим наследникам, он завещал всегда быть мюридами его устаза. Его устаз 1овда был шейхом, который предсказывал то, что совершится в Чечне в будущем. В день нашего выселения, 23 февраля 1944 г., он не растерялся, а говорил, что это выселение предсказывал его устаз, и оно должно было совершиться. Это воля Аллаха.

Хочу читателю рассказать об одном случае. В период депортации нашу семью поселили в селе Еремеевка Булаевского района Северного Казахстана. Был колхоз «Вторая пятилетка», которым руководил председатель С. Демидов, бывший командир воинской части в годы войны. Осенью 1951 г. он собрал колхозников и послал на выгрузку пшеницы на элеватор, расположенный в соседнем районе Кара-Гуга. Среди колхозников были чеченцы, в т.ч. и мой отец. За выезд в соседнее село без разрешения спецпереселенцев сажали в тюрьму на 20 лет. Всех чеченцев, которые выехали на элеватор, собрали и на них завели уголовные дела. Против этого выступил председатель колхоза, который их послал, и русские колхозники, которые с ними были на элеваторе. Приехал из района комендант Андрющенко, который собрал всех чеченцев и объявил, что мы враги народа и навечно высланы. Больше Кавказ мы никогда не увидим. Пригрозил посадить нашего председателя колхоза, если он повторит такое. Но по просьбе местных русских жителей не стал сажать в тюрьму тех чеченцев, которые поехали на элеватор другого района по заданию председателя колхоза. Нам еще раз напомнили, что мы высланы навечно и больше свою родину никогда не увидим. Многих это огорчило. Они вечером собрались в доме моего деда и рассказали об этом. Мой дед сказал следующее: "Я свидетель тому; как 1овда сказал, что мы вернемся домой через 10-12 лет, еще остаются лет 5-6, и вы вернетесь домой на Кавказ". И действительно, через 5-6 лет мы вернулись в родную Чечню. Дед говорил, что он не будет в числе вернувшихся, поскольку устаз 1овда сказал, что он с женой будет похоронен на чужбине и будет вознагражден после смерти в раю.

Перед его смертью у нас собрались представители чеченцев из многих сел и попросили его рассказать о том, что предвещал нохч-махкойцам 1овда после возвращения из мест депортации.

1овда говорил, что после возвращения из ссылки около села Центорой будет проложена железная дорога, по которой сельчане будут ездить в вагонах на базар в Соьлжа-г1ала (Грозный). Будет проложена дорога из села Ведено в село Дарго вдоль склона горы Гизгина-лам и мост на краю с. Дарго через реку Ясси (Аксай). После этого в Чечне начнется война, которая приведет к гибели многих чеченцев. После этой войны в Чечне установится мирная, богатая жизнь, люди будут жить счастливо и часто вспоминать тех, кто не дожил до этих дней.

В эти предсказания шейха нам, молодым тогда людям, трудно было поверить. Государство твердило, что мы высланы навечно, и что Кавказ мы больше не увидим. Но чудо свершилось...

Вернувшись домой, я увидел, как высоко в горах расположено село Центорой, и подумал: кто и куда будет строить железную дорогу к селу по этим горам, это невозможно. Но лет через 40 свершилось и это предсказание. Начались оползни в горах и центоройцы переселились из гор на плоскость в село Новый Центорой, около села Беркат-Юрт Грозненского района. Рядом проходит железная дорога, по которой центоройцы ездят в вагонах на базар в Соьлжа-г1ала.

Хочу читателю рассказать, как свершилось последнее предсказание насчет строительства дороги по склону Гизгина-лам в Дарго. Я тогда работал в Веденском райисполкоме и помню, как все это происходило. В конце 70-х годов XX века Совет Министров ЧИАССР разрешил району строить дорогу из с. Ведено в с. Дарго 18 км. длиною по склону горы Гизгина-лам. Мы обсудили этот вопрос и решили построить эту дорогу в Дарго, связав с райцентром села Тазен-Кала и Белгатой. Мост намечали построить в нижней части с. Дарго на реке Аксай. План такой дороги был составлен, строительство его через села Тазен-Кала, Белгатой началось. За один год от урочища Меъни-чу до реки Гумс у села Тазен-кала дорога была проложена, и началось строительство моста через реку. Потом под предлогом того, что не хватает финансов, строительство дороги и моста прекратили. Через год продолжили, но строили дорогу от урочища Меъни-чу вдоль склона горы Гизгина-лам в Дарго. Мы добивались строительства дороги через наши села Тазен-кала и Белгатой. Но ничего из этого не получилось. Построили мост через реку в верхней части с. Дарго. Осуществилось и это предсказание. Потом началась война в Чечне. Опустели некоторые села Нохчи-мохка. Так свершилось и это предсказание шейха.

Сам 1овда был в Центорое примерно в 1900-м году. На окраине села при входе со стороны вершины Кхеташан Корта есть огороженное место, которое жители села называют зияратом. Здесь он встречался с горцами.

Наследником шейха 1овды (Бамат-Гири-Хад-жи) был его сын шейх Али Митаев. Он тоже обладал свойством предсказаний, которые точно сбывались. Журналист, редактор газеты «Зори Ислама» Масуд Заурбеков выпустил в г. Москве в 2005 г. книгу «Шейх Али Митаев (патриот миротворец, политик, нравственный гений)», в которой правдиво написано о сыне 1овды.

В Нохчи-мохке наступила мирная жизнь, восстанавливается все, что разрушено войной, сбывается и предсказание шейха 1овды, что после войны установится богатая и счастливая жизнь, что горцы будут вспоминать погибших и сожалеть, что им не удалось увидеть, как изменился облик их горных сел.

Абуезид Кушалиев «Вести республики» №4, 2008 г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Сэмюэл Филлипс Хантингтон (18 апреля 1927 — 24 декабря 2008) — социолог и политолог, автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций» Получил высшее образование в Йельском университете, в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где и преподавал до конца жизни. Хантингтон — автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции.

Умирающий Самюэль Хантингтон, подводя итоги своих научных изысканий, проводил над собой странные психологические эксперименты… Беднягу будто осеняло. Он, то вскакивал, пытаясь что-то сказать, то, вдруг, падал на спину, закрывая светящееся от вдохновения лицо морщинистыми ладонями… Затем, грубым жестом он прекращал бормотанье сиделки Джудит, которая уверяла своего упрямого пациента в том, что экспрессивные тексты Хемингуэя полезны творческим людям…
В это утро, 22 декабря 2008 года, Сэм был другим. Он велел, чтоб ему подали халат и в очередной раз, отказавшись от предложенного ему кофе и свежего номера «New York Times», уверенно и величаво, словно собирался совершить нечто невероятное, направился к огромному плакату, который занимал всю стену его рабочего кабинета, и напоминал по своей вычурности нечто вроде персидского ковра. Это была карта Мира.
- Джудит! Боже мой, где вы?
- Я здесь, сэр… Вы хотели…
- Нет… Вы читали Библию, Джудит?
- Как вам сказать сэр… я не то, что бы…
- Хорошо. Вы слышали что-нибудь о Ное?
- Смутно… Он, кажется, строил корабль…
- Браво! Это пророк Ветхого Завета, соорудивший гигантский ковчег… Собрал туда всей живности по паре и отправился… Как вы думаете куда?
- Хм…
- Верно, на Кавказ! Само Провидение направило его туда для сотворения новой цивилизации, которая превзойдет Атлантиду в тысячи раз…
- Кавказ, милая Джудит, часто называют «музеем народов»…На языке некоторых из них разговаривают лишь несколько сотен человек, а в больших этнических группах насчитывается по нескольку миллионов. Это, на первый взгляд, небольшое по географическим меркам пространство всегда играло важную роль, как связующее звено между Европой и Азией. На протяжении всей истории он и отдельные его части были буферной зоной между величайшими цивилизациями… Римская империя, Парфия, Византия, арабы, монголы, турки.. Османская, Персидская, Российская империи, а также религии - христианство и ислам - как и народы, принадлежащие к разным группам индоевропейской семьи… иберо-кавказской, тюркской, семитской языковым группам, встречались друг с другом каждый день.. На Кавказе, моя дорогая.. На протяжении всей своей истории Кавказ был одновременно и мостом и барьером между Севером и Югом, Западом и Востоком. Некоторые мои коллеги в научной литературе часто отмечают, что эти уникальные по своей самобытности и культуре народы больше потеряли, нежели выиграли от столь важного его геополитического положения. Эта территория всегда входила в международную коммуникационную сеть. Посмотрите, что там происходит сегодня! Грядет новое время, Джудит… Новое! А этот Путин! Да он просто гений... Кто бы мог подумать…Напрасно наши «оранжерейные» аналитики из «англо-саксонского» лагеря пытаются выставить его недалеким номенклатурщиком из КГБ, который спит и видит себя преобразователем СССР. Наивно. Ни одному из его предшественников не удавалось покорить Чечню силой оружия… Он сделал ставку на отважного богослова Ахмата Кадырова и сорвал «джек-пот»! Фантастика, Джудит! Чеченцы, которые веками считались врагами России, теперь ее наиболее подготовленные и бесстрашные воины… «Ребята» из Ленгли, мои бывшие студенты, приехавшие из «принужденной к миру» Грузии, рассказывали мне, на что способны эти горцы… Да! Кстати их президент Рамзан Кадыров! Это молодое дарование еще очень громко заявит о себе в большой русской политике. И очень скоро…
Приблизившись к стене, он нервно выбросил вперед свою руку и ткнул пальцем куда-то, между двумя морями загадочной Евразии и выпалил, будто топором вырубая каждое слово: «Caucasus…here it’s break line» (Кавказ…вот она линия разлома).
Через два дня, 24 декабря 2008 года политического пророка XX-XXI веков не стало…


Как ни странно, но и суть чеченского характера и даже весь ужас сотворенного русскими в Чечне я куда более ясно понял не из увиденного в Чечне и не из личного общения с десятками чеченцев, но из текста, из книги.

Это книга Германа Садулаева "Я чеченец!"

В этой книге столько высокого человеческого достоинства, что мне стало разом и стыдно за свой совершивший столько кровавых ошибок народ, и тошно оттого, что я был с этим народом и ничего не мог исправить в его поступках, ни разу.

Впрочем, так устроен человек читающий, что и мучаясь одной половиной сердца, другой я радовался тому, что имею дело с настоящей, навек, книгой, сам факт появления которой, простите мне моё святотатство, служит пусть несоизмеримым, но всё же оправданием кровавой жути войны. Так Гомер оправдал бессмыслицу Троянской войны, а Шолохов -беспощадный бред Гражданской.

А еще мне стало завидно, что подобной книги с названием "Я русский!" пока нет, и неизвестно кто ее напишет.

И еще захотелось, чтобы подобные вещи были написаны самыми талантливыми сыновьями грузинского, армянского, казахского и иных народов и были розданы всем одномерным, упертым и злым националистам. Быть может, они догадались бы, что русские имеют дело с великими народами, с которыми нужно заедино творить великие дела, а не устраивать лживые, бессмысленные, беспощадные усобицы.

- Кто такой Герман Садулаев? Где родился, как учился, кто отец, кто мама? Дети? Где детство прошло и каким оно было? Чем сейчас занят?

Мужчина в возрасте 34 лет, высокого роста, плотного телосложения, с короткой стрижкой, славянскими чертами лица и едва заметным кавказским акцентом. Такое описание вполне сойдёт для ориентировки. В онтологическую глубину вопроса мы здесь вдаваться не будем. Возможно, писатель пытается ответить на вопрос, кто он такой и что такое мир вокруг него, в своих книгах.

Я родился в селе Шали Чечено-Ингушской АССР, там же закончил среднюю школу, с серебряной медалью. После школы поступил на юридический факультет Ленинградского государственного университета. Учился в два захода. Когда получал диплом, университет назывался уже Санкт-Петербургским. За это время не только университет и город, но и страна стала называться по-другому.

Отец Умарали Алиевич, чеченец, работал агрономом и чиновником, сейчас пенсионер. Мать, Вера Павловна, русская, школьная учительница, уже в ином, лучшем мире. У меня один ребёнок - дочь, которая названа в честь бабушки Верой.

Детство прошло в Чечне. Оно было разным. Много работал, как и все в сельской местности. Много читал: отец собрал замечательную библиотеку, под которую была выделена специальная комната.

- Вышли две книги твои: "Радио Fuck", "Я чеченец!" Вторую сопровождал не всегда здоровый шум, но вообще литераторы и критики, скорей, приподняли в почтении шляпы: "Да, это настоящее!" - сказали они. Я присоединяюсь: это сильная литература. Какая книжка будет третьей, о чем? Нет желания поработать с "чеченской" темой еще?

- "Радио Fuck" тоже важная и интересная книга. Просто не многие смогли прочесть её настоящие смыслы. Но "Я - чеченец" стал программным произведением. Я не считаю эту книгу только своей. Она должна была появиться.

Желания "работать" с чеченской темой у меня не было никогда. Даже когда я писал тексты, вошедшие в книгу "Я - чеченец". Просто не мог не писать. И заканчивая каждый рассказ или повесть, надеялся, что это - всё. Такие вещи пишутся тяжело и с болью. Но эта тема сама возвращается в меня, снова и снова. Сегодня я закончил работу над повестью о жизни в послевоенной, "кадыровской" Чечне. Где и когда она будет опубликована, будет ли опубликована вообще, я пока не знаю.

- Мир между Россией и Чечней возможен еще? Возможно ли вернуть тот советский Грозный, где отдыхали люди многих национальностей, - прекрасный, спокойный, щедрый, милый город, где жили красивые и гостеприимные люди? Возможно ли забыть эти страшные раны и страшные обиды?

Здесь я хочу сказать, что в советское время национализм был. Конечно, после кровавого развала СССР, те времена кажутся нам чуть ли ни раем интернационализма. Я сам порой подвержен такой ностальгии. Но надо помнить, что, несмотря на официальную идеологию "дружбы народов", национальные проблемы были и на государственном, и на бытовом уровне. Я, как полукровка, всё это испытал на себе. В Чечне мне приходилось отстаивать честь русской крови, также как в России - честь чеченской крови.

Просто я никогда не старался быть в Чечне большим чеченцем, чем сами чеченцы, или большем русским, чем сами русские, в России. Я всегда старался остаться самим собой. И вставал на сторону слабых. Потому что сильный сам себя защитит. Именно поэтому я считаю себя чеченцем, настоящим чеченцем.

А войны между Россией и Чечнёй давно нет. Как нет и мира. Есть усталость. Одни устали убивать, другие устали умирать. В такое время приходит любой князь и говорит: «Я буду владеть вами, а вы платите мне дань». И люди соглашаются: владей нами, а мы будем платить тебе дани сколько скажешь. Только не убивайте нас, или, хотя бы, не убивайте нас так часто. Это то, что сейчас происходит в Чечне. Несколько сот лет чеченцы воевали со всем миром за право быть не такими как все, не иметь князей, жить свободными. Теперь у чеченцев есть свой князь, у князя дружина, а весь остальной народ превратился в быдло, скот. Теперь чеченцы стали как все, и можно уже не беспокоиться о том, что они выпадают из исторических и социальных закономерностей.

Пассионарность выдохлась, пассионарии физически уничтожены или рассеяны по другим странам. Обиды не забудутся никогда. Но сил не осталось даже на месть. Что будет дальше? Возможно, что дальше ничего не будет. Потому что не будет самих чеченцев.

В войне "до последнего чеченца" Россия победила. Последний чеченец был убит в подвале сельского дома в Толстой-Юрте. Нынешнее население Чечни - это ещё одно дагестанское племя.

Делаю политическое предсказание: в обозримом будущем Чечня объединится с Дагестаном. Новым образованием будет править, конечно, Кадыров, его наследник или преемник. И называться оно будет - Дагестан. Мечта имама Шамиля, без жалости проливавшего чеченскую кровь, чтобы укрепить и прославить свой родной Дагестан, сбудется: Чечня станет частью великого Дагестана.

- Чеченцы - какие они? Иногда твои тексты по-хорошему сентиментальны. Чеченцы сентиментальны? Они действительно жестоки, как принято у нас думать (я так не думаю, я знаю, что и русские зверьем бывают)?

Очень сентиментальны. Но это секрет. Многие соплеменники не приняли мои тексты именно потому, что я выставил напоказ эту глубокую ранимость и чувственность национального сознания. Чеченцы очень сентиментальны, но за закрытыми дверьми, со своими родными и близкими, когда никто не видит. А на людях чеченец скрывает свои чувства.

Чеченские мужчины умели быть жёсткими. Иначе этот народ не выжил бы в постоянных войнах. Мне легко представить себе чеченца жестоким в драке, жестоким в бою. Чеченец мог хладнокровно убить своих врагов и обидчиков и кровавые мальчики не снились ему по ночам. Жестокость ли это? Да, но это жестокость воина.

Но что такое настоящая жестокость я узнал только в России. Здесь многонациональная банда подростков может ни за что железными прутьями забить насмерть бедного бомжа. Возможно, эти подростки будут косить от армии, а попав все же в горячую точку, будут мочиться в штаны, не в силах поднять автомат и взглянуть в глаза вооруженному врагу. Самая страшная жестокость - это жестокость труса.

Такого нельзя было представить себе в Чечне, которую я знал. В современном нам чеченистане это стало возможным, к сожалению. И в этом чеченистан не отличается от России.

- У тебя есть литературные учителя? Вообще, твои истоки - русская литература или какая-то иная?

На меня, конечно, повлияла не только русская литература. До сих пор мой самый любимый писатель - гений латиноамериканской прозы Хорхе Луис Борхес. Я сознательно учился у него построению новелл. Но, поскольку я пишу на русском языке, мои тексты могут рассматриваться только в контексте русской литературы. Я перечислю несколько имен русских писателей и поэтов, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Иван Бунин, Николай Гумилёв, Андрей Платонов, Венедикт Ерофеев, из современных Николай Кононов.

- Как ты расцениваешь кавказскую линию в русской литературе? "Герой нашего времени"? "Казаки" и "Хаджи-Мурат"?

Михаил Лермонтов - первый чеченский писатель. Очевидно, Кавказ, особенно Чечня, сыграли большую роль в классической русской литературе.

- С каким чувством смотришь сериалы про доблестных федералов и проклятых бородатых террористов?

Первые две минуты с сарказмом, третью минуту с омерзением, больше трёх минут смотреть не могу.

- И как смотрят эту дешевую пропаганду в Чечне?

Как фантастические фильмы, к примеру, о войне с марсианами.

- Следишь за литературным процессом? Что ждешь от литературы? И от кого именно?

Не могу сказать, что охватываю своим вниманием весь литературный процесс в России. Читаю очень выборочно. Чаще по рекомендации друзей, которых уважаю. Нет времени и жалко мозгов, чтобы засорять их мусором.

От литературы жду, как от неё ждали во все времена и во всех странах, анализа сознания человека, социальных процессов, внутренней правды. Пока ожидания оправдываются редко.

Был счастлив узнать, после форума в Липках, что есть молодые серьезные писатели, читаю их с удовольствием. Это, извините, Прилепин, Кочергин, Гуцко, Сенчин, Мамаева, Новиков. Раньше-то я думал, что один такой. Вот вроде были когда-то Гоголь, Чехов, Булгаков, а теперь на всю русскую литературу только и остался, что чеченец Садулаев.

Это печальная шутка. Потому что не только я один думал, что в русской литературе нет современных серьезных писателей. Так и сейчас полагает большинство читателей. Потому что полки книжных магазинов завалены бест-мусорами, а о настоящей прозе знаем только мы двое да наш третий друг.

- Что сейчас происходит с литературой в Чечне? Пишут молодые? О чем?

Пишут молодые и не очень. Пишут много. О чём и как - это отдельная, очень обширная тема. Возможно, я напишу эссе о современной чеченской литературе. Вкратце, авторов объединяет апокалиптическое сознание с примесью мессианства и конспирологии.

- Что для тебя является наиболее ценным в чеченской культуре?

Кодекс нравственного поведения, чувство ответственности за свои поступки.

- Твои тексты должны что - радовать, огорчать, заставлять думать?

Мои тексты грузят и напрягают. Поэтому никогда не станут бестселлерами. Никто же не приходит в аптеку за таблетками, которые вызывают боль.

- Вообще литература - это всерьёз?

Литература - это самое серьезное, что я делаю в своей жизни. Всем остальным я занимаюсь только для того, чтобы меня оставили в покое и хотя бы пару часов в день позволили заниматься литературой.

- Какой свой текст хотел бы экранизировать?

- "Осколочную повесть" смог бы экранизировать разве что Кустурица. Если серьезно, то самое сюжетное произведение - "Когда проснулись танки". В любом случае, кино было бы неформатным, "авторским".

- Какие газеты, журналы, сайты читаешь и почитаешь?

Правительственных газет не читаю. Поскольку сейчас других почти нет, то, следуя совету проф. Преображенского "вот никаких и не читаю". Новости и анализ читаю чаще в Интернете. "Агентство политических новостей", кстати, информативный и интересный ресурс. Читаю литературные "толстые" журналы, прозу.

- Надо ли политикам слушать писателей и журналистов? Памятуя о том, сколько бреда они произнесли и написали в последние 20 лет?

Я в этом смысле думаю, что на зеркало нечего пенять. А смотреться в зеркало иногда полезно.

- "Писателей надо пороть" по Розанову? Как писатель тебя спрашиваю. Надо нас пороть? Или забить на нас? Или любить нас при жизни и ставить большие памятники?

Помнишь, есть такая песня у БГ "Боже, храни полярников". В ней есть строки: "…удвой им порцию спирта и оставь их, как они есть".

Не надо писателей ни возносить, ни затаптывать. Не надо их вообще трогать. Писателей надо читать. Это сумасшедшие, которые добровольно становятся рецепторами боли в социальном организме. Представь себе организм, отключивший все рецепторы боли. Его жизнь будет лёгкой и радостной, но очень недолгой. Боль сигнализирует об опасности и болезни, боль заставляет принимать правильные решения. Поэтому писателей не надо ни вырезать, ни закармливать наркотиком гламура и успеха, надо вчитываться в их произведения.

- В чем главная проблема современных молодых писателей? Писать некогда? Писать не о чем? Денег не платят?

Думаю, надо меньше концентрироваться на своём мирке, избегать мелкотемья. Время нужно находить. Днём работать, писать ночами. Если нужны деньги - заработай деньги и пиши. Никто не обещал, что будет легко. Про судьбу творца есть стихотворение у Николая Гумилёва - "Скрипач" - оно не обещает ни славы, ни сокровищ, но мальчик, назначенный волшебной скрипке, не может от нее отказаться. Стихотворение заканчивается строками: "Так владей же этой скрипкой, Посмотри в глаза чудовищ, И погибни страшной смертью, Славной смертью скрипача".

Мы смотрим в глаза чудовищ, всякий раз, когда начинаем писать.

- Кем бы ты был, если б не писателем?

Я был бы мёртвым.

Я всегда знал, что буду писателем, с самого раннего детства. Вопрос был в том, кем ещё я буду. Ещё я стал юристом, мог бы стать строителем или офицером. Но не стать писателем я не мог, я родился с этой скрипкой и приученным смотреть в глаза чудовищ.

- Будущая жизнь - только литература? Что-то иное представляешь в своей судьбе?

Конечно, не только литература. Семья, работа. Но, даже если я умру уже завтра, главное, что останется после меня - это мои тексты. Ведь нигде не напишут: умер Герман Садулаев, замечательный сотрудник офиса такой-то компании, который составил более двух сотен внешнеторговых контрактов! Напишут, что не стало Германа Садулаева, автора повести "Одна ласточка ещё не делает весны".

- А вообще есть, прости за пошлый вопрос, любимый писатель, любимый поэт, любимая экранизация классики?

Хороший вопрос. Про любимых писателей и любимого поэта я уже сказал, любимая экранизация классики "Мертвые души" Гоголя с Калягиным в роли Чичикова.

- За политикой следишь? Политические взгляды есть у тебя?

Говорят, что если ты не занимаешься политикой, политика займётся тобой. Политические решения в нашей стране часто имеют ужасающее воздействие на нашу обычную жизнь, поэтому следить приходится. Мои политические убеждения левые, социалистические. Политической организации, соответствующей моим убеждениям, в России нет. Поэтому ни в какой партии я не состою.

- Твое левачество - в чем его истоки? Почему был разрушен советский проект, на твой взгляд?

Истоки в гуманизме. Упрощенно, есть два принципа взаимодействия живых существ в биологическом и социальном мире: конкуренция и кооперация. Правые концепции, неолиберализм, поощряют конкуренцию. Социализм должен развивать кооперацию. Человеческий проект - это проект сознательной эволюции. Я убежден, что конкуренцию специально развивать нет смысла, она и так сильно укоренена в нашей биологической природе. Для прорыва к новому историческому времени человечество должно сознательно развивать кооперацию, сотрудничество. Диалектика в том, что способность к кооперации - самое сильное конкурентное преимущество.

Причин гибели советского проекта много, и внешних и внутренних. Произошла профанация самой идеи. Потом, когда уже почти ничего не оставалось, было легко продать остатки идеи за колбасу. Теперь у нас нет никакой идеи, ни социальной, ни национальной. Но колбасы ведь много! Сегодня был в супермаркете, три стеллажа с колбасой, есть дорогая, есть дешёвая, какая хочешь! Живём и радуемся.

- Что ждешь от новых времен, в том числе и в политическом смысле? Будущее России - каково оно?

К сожалению, для оптимистических прогнозов пока нет никаких оснований. А делиться своим пессимизмом не стану.

- Какая идеология, на твой взгляд, наиболее актуальна для современной России?

Хотелось бы, чтобы это была социалистическая идеология. Идеология социального, справедливого, ответственного государства. Но, к сожалению, в реальности наиболее актуальны все формы национализма, вплоть до черносотенства.

Беседовал Захар Прилепин

На это "пророчество" меня, как ни странно, навел фильм "Семья", который все-таки заблокировали на Youtube. За неделю его успели посмотреть более 900 000 раз. Вообще его так долго анонсировали на "Открытой России", как будто россияне смогут из него узнать что-то принципиально новое о порядках в Чечне, что их сильно потрясет и изменит их отношение к Кадырову. Разумеется ничего такого показано не было. Лично я не представляю, что такого ужасного мне могут рассказать про героя-академика, чего бы я и до этого не мог себе представить. Впечатлило в фильме вовсе не повествование о Фонде Ахмата Кадырова и о чеченской опричнине, а то, что Путин сравнил Кадырова с сыном, которого, как известно, у него нет. Или мы о нем ничего не знаем... Фактически же Рамзан Кадыров и является для Путина кем-то вроде сына, потому что любого другого за подобные вещи можно было бы, как минимум, отправить в отставку, но с сыном слепо любящий отец так не поступает. И вот я вспомнил о своей от 14 февраля про пророчество Нострадамуса о войне России с Украиной и Западом, истолкованное еще в начале 1990-х годов Манфредом Димде.

Напомню, что отдельный раздел в книге Димде "Нострадамус. Предсказания: новое прочтение" посвящен предсказаниям Нострадамуса о России. В частности, там написано следующее: "Начало концу России как великой державы будет положено при государственном деятеле, находящемся в весьма почтенном возрасте и называемом в прорицаниях «твердолобым». Этот человек, который согласно текстам Нострадамуса, должен был начать свою политическую карьеру в 1990 году, попадет в ловушку мировой политики и, неправильно оценив ситуацию, развяжет войну. Этот русский будет действовать в убеждении, что он работает на благо своей страны, и лишь слишком поздно распознает замышленное против него коварство. Закулисным организатором этой политической западни явится бородатый исламский политик, который будет втайне смеяться над тем, что смог втравить в войну между собой два христианских государства".

Однако в той записи я упустил другой фрагмент из книги Димде, посчитав его неважным, а зря. В нем исследователь связывает начало трагедии России с 2011 годом и говорит, что "российский государственный муж будет консультироваться со своим сыном, которому к тому времени должно быть порядка 37 лет. Согласно Нострадамусу, именно этот сын, вольно или невольно, и даст решающий толчок тому, что его отец будет действовать столь фатальным образом".

Что все это значит? Насчет 1990 года очень просто - именно с этого времени Путин стал советником председателя Ленинградского городского Cовета народных депутатов Анатолия Собчака, фактически начав свою политическую карьеру. 2011 год, действительно стал годом российской "трагедии", ибо тогда было принято решение о рокировке и возвращении Путина в Кремль, после чего и начался вал новых репрессий и гонений, обрушившихся на гражданское общество. Именно в декабре 2011 года на улицы вышли десятки тысяч людей, протестующих против фальсификации результатов выборов в Госдуму. Но кто же такие "бородатый исламский политик" и "сын государственного мужа"? Я думаю, что это может быть одно и то же лицо. Ведь в конце 2011 года, когда начались массовые акции протеста, включая знаменитый митинг на Болотной площади 10 декабря 2011 года, Кадырову шел 36-й год... Однако главные потрясения нас еще ждут впереди, ибо Путин еще не достиг "весьма почтенного возраста". Хотя во времена Нострадамуса 62-летний возраст вполне мог считаться весьма почтенным, ведь сам он умер как раз в возрасте 62 лет. Известно также, что именно в этом возрасте российских правителей Россия оказывается перед лицом ужасных событий. Так, в 62-летие Путина началась война на Украине, и Россия оказалась втянутой не только в нее, но и в новую Холодную войну с Западом. В 62-летие Ельцина произошел расстрел парламента. В 62-летие Брежнева советские войска вошли в Прагу. В 62-летие Хрущева разгорелось венгерское восстание, которое было подавлено советскими войсками. В 62-летие Сталина началась Великая Отечественная война...

Фатальный же характер нынешних событий можно наблюдать уже по состоянию российской экономики и урезанию расходов бюджета на различные социальные обязательства. Очень хочется надеяться, что никакая другая война (вроде Третьей Чеченской) все-таки развязана не будет.