Описание Левши из рассказа «Левша. Анализ произведения «Левша» (Н

Произведения русской литературы конца XIX столетия нередко поднимали тему патриотизма. Необходимость бережно относиться к талантам, которые облагораживают лицо России в лице других государств, показал в своей повести "Левша" Н. С. Лесков. Свое творение писатель нарек "сказом". Полное название произведения звучит:"Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе". Никто из русских писателей не смог так точно описать мастерство отечественных ремесленников.

Как создавалось произведение

Лескова называют самым народным писателем страны. Николай Сергеевич - яркая и незаурядная фигура в русской литературе. Он обладал необыкновенной чуткостью и неподдельным интересом к природе и миру всего национального. Образам Лескова присуща четко выраженная национальная характерность. Во многих произведениях автора, в том числе и "Левше", чувствуется повышенный интерес к проблеме национального характера.

Первая публикация рассказа Н. С. Лескова "Левша" состоялась в октябре 1881 года в журнале "Русь". За основу своего сказа автор взял народную прибаутку о том, что англичане сделали блоху, а русские смогли ее подковать и отослать обратно. Из воспоминаний сына Лескова известно, что отец однажды гостил летом у оружейного мастера в Сестрорецке. Именно там писателю объяснили значение прибаутки о блохе. А рассказал ему о ней один служащий местного оружейного завода.

Предисловие к рассказу начинается с информации о том, что Лесков взял эту легенду у оружейников. Некоторые писатели использовали такой прием в своих творениях, чтобы придать повествованию особую достоверность. Но это всего лишь прием. На самом деле Лесков является подлинным автором, а не пересказчиком истории.

Главные герои "Левши" Лескова

Сюжет произведения включает в себя реальные и вымышленные события. Так и главные герои "Левши" делятся на реально существовавших в истории личностей и придуманных писателем. Среди подлинных героев - Александр I и Николай I (российские императоры). Очень ярким образом является генерал кавалерии, атаман Донского казачьего войска - Матвей Иванович Платов. Среди реальных персонажей - граф и военный министр А. И. Чернышев, тайный советник и доктор медицины М. Д. Сольский (Мартын-Сольский), государственный канцлер, граф К. В. Несельроде (Кисельвроде).

Основным вымышленным персонажем выступает сам Левша. Он был мастером оружейных дел и имел одну особенность - работал левой рукой. Так его и прозвали Левшой. Профессия оружейника ему была по душе. Имя Левша является нарицательным, так в некоторых произведениях именовались праведники, отрекшиеся от всего и многим пожертвовавшие.

Краткий пересказ "Левши"

По жанру произведение является повестью, потому что повествование занимает довольно большой пласт времени. Автор сам назвал его сказом, то есть рассказом, для выделения особой "сказительной" манеры повествования. Предоставляем краткий пересказ "Левши" Лескова.

События в повести начинаются в период правления Александра I. В 1815 году император путешествовал по Европе. Заглянул он и в Англию. Сопровождал царя генерал Платов. Англичане продемонстрировали императору одну диковинку - миниатюрную блоху из стали, которая танцевала. Рассмотреть движения блохи можно было только в микроскоп. Английские мастера подарили миниатюру Александру I, и он привез ее в Петербург. Царь воспринял этот подарок, как демонстрацию превосходства европейских мастеров над русскими.

Содержание "Левши" повествует, что после смерти Александра I на престол взошел Николай I. Неожиданно в его апартаментах обнаружилась танцующая блоха. Генерал Платов объяснил царю, в чем смысл "нимфозории". Искусство английских механиков восхитило всех во дворце, но Платов заверил, что местные мастера могут еще не то. Государь дал указ Платову посетить Тулу, которая славилась оружейными заводами. Среди тульских мастеров нужно было отыскать того, кто смог бы превзойти в умении англичан.

В Туле Платову предоставили трех самых мастеровитых оружейников, среди которых был и Левша. По профессии Левша был мастером-оружейником. Генерал показал ремесленникам "нимфозорию", и попросил сделать что-то такое, что бы превзошло по мастерству англичан. Через некоторое время Левшу с его работой забрали в Петербург. Государь под микроскопом увидел, что тульские умельцы смогли подковать ту же крохотную английскую блоху. Левшу наградили за его умение.

Чтобы продемонстрировать англичанам талант тульских мастеров, государь отослал Левшу с блохой в Англию. Там очень удивились работе туляков, которые изготовили крохотные подковки. Левшу поводили по местным оружейным заводам и предложили остаться там в качестве мастера. Левша не принял предложение и отправился домой.

На английских заводах мастер увидел, каким образом англичане чистят оружейные стволы. Ему стало досадно, что в России еще до такого не додумались. Левша затосковал и всю дорогу пил. С одним из своих английских друзей, "полшкипером", он поспорил, кто кого перепьет. Это привело к неожиданной смерти героя сразу после приезда в Россию. Перед смертью он доносит генералам секрет чистки ружей, что было очень важно для России в те нелегкие годы. Но его подсказкой так никто и не воспользовался.

Анализ повести

Произведение Н. С. Лескова "Левша" имеет повествовательные и жанровые особенности. Читатель воспринимает его рассказом, основанным на легенде. Он содержит элементы сказочности и фантазийности. С русскими народными сказками его роднит использование магического числа "три". Государь сначала спрятал блоху в орешек, затем - в табакерку, и только в конце - дорожную шкатулку. Сразу вспоминаются сказки о Кощее, который прятал свою смерть в виде иглы, или о героях, которым нужно было выполнить три задания.

Стоит затронуть идейную тему рассказа - сравнение настоящего патриотизма героя из народа с тщеславными персонажами из высшего общества, в том числе и царей. Левша относится к своему отечеству со всей самоотверженностью. Правители только гордятся достижениями других, но сами ничего не делают для улучшения страны. Такое иждивенческое отношение и привело к тому, что в конце повести страна потеряла талантливейшего ремесленника.

Образ Левши

Образ Левши поставлен в ряд с другими праведниками, созданными Лесковым. Из отзывов о "Левше" понятно, что он пожертвовал собой во имя общего дела, ради своей страны. Этот персонаж является истинным патриотом, одаренным от рождения, очень нравственным и религиозным. Даже перед смертью он заботится об интересах отечества и передает военную тайну англичан, чтобы повысить военную боеспособность русской армии.

Образ русского народа в сказе «Левша» Н. С. Лескова

В большей части произведений Николая Семёно­вича Лескова изображается особый народный тип героя - человек, носитель высоких моральных качеств, праведник. Таковы персонажи произведений «Очаро­ванный странник», «Человек на часах» и других. Лев­ит - главный герой «Сказа о тульском косом левше и о стальной блохе» - один из таких образов.

Внешне левша скромен и непригляден. Он косой, «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Одет бедно, «одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван». Платову даже стыдно показать левшу царю. Он необразован и неискушён в общении со знатными людьми.

Но этот человек оказывается единственным поло­жительным героем произведения. Он не видит большой беды в собственной неучёности, но не потому, что глуп. Дли простого человека есть нечто более важное, чем собственная персона. «Мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные», - так лев­ша отвечает удивлённым англичанам, заметившим его невежество.

Левша - истинный патриот своего отечества. Он не говорит громких слов о любви к родине. Однако он ни зaчто не соглашается остаться в Англии, хотя ему сулят всяческие блага. «Мы <…> к своей родине при­вержены», таков его ответ.

Левша, будучи искусным мастером, не кичится своим талантом. Осматривая фабрики и мастерские англичан, он искренне хвалил ружья, признавая их превосходство: «Это <…> против нашего не и пример превосходнейше». Оказавшись в Европе, левша не теряется. Он ведёт себя уверенно, с достоинством, но без наглости. Врождённая культура простою человека вызывает уважение.

Жизнь левши полна трудностей. Но он не отчаивается, не жалуется на судьбу, а старается жить так, как умеет, безропотно терпит беззакония Платона, когда тот увозит его в Петербург без паспорта. Это говорит о таких народных чертах, как жизненная мудрость и терпение.

Лесков рисует читателям одного из лучших представителей народа, простого русского человека, об­ладающего прекрасными моральными качествами. Но вместе с тем левша подвержен главному русскому пороку - пьянству. Он не мог отказаться от много­численных приглашений англичан выпить. Болезнь, пьянство, тяжёлое возвращение домой по морю, от­сутствие врачебной помощи, равнодушие окружающих - всё это погубило левшу.

Лесков восхищается левшой, любуется его талантом и душевной красотой, сочувствует его тяжёлой судьбе. Образ, нарисованный писателем, - символ русского народа, сильного, талантливого, но ненужного собственному правительству.

Здесь искали:

  • как изображает народ лесков в сказе левша
  • образ левши в сказе лескова
  • какие лучшие качества русского народа изображены в сказе Левша

— произведение удивительной судьбы. Многие критики считали, что в нем смеется над русским народом, что он просто собрал в одно произведение рассказы тульских мастеровых. Это говорит о том, что Лесков очень хорошо знал жизнь народа, его характер, речь и нравы. Это произведение Лесков придумал сам — таким замечательным писателем он был.
В своем произведении Лесков показывает нам простого мастерового из Тулы, который на самом деле оказывается совсем не простым. У него золотые руки, он может сделать все, что угодно. Этот Левша похож на Левшу из народной сказки, который подковал блоху, но у Лескова все заканчивается плохо. Тульский Левша может подковать блоху, но он сломал механизм. От этого и автору, и читателю становится грустно.
Лесков очень хорошо знал русскую душу. Он также очень любил русский народ, болел за него душой. К своему герою он относится с теплотой и состраданием, ему больно оттого, что его не оценили по достоинству в России. Мне кажется, что «Левша» — грустная сказка, потому что в ней много несправедливого. Ведь несправедливо, что английского шкипера встречают с любовь и радостью, а своего Левшу, который так рвался домой и не соблазнился на английские деньги, так не встречают. Ему даже «спасибо» никто не сказал. А ведь было за что — Левша узнал самый главный английский секрет. Но его арестовывают, потому что у него нет документов, раздевают. Когда его тащили, то уронили на парапет и разбили ему затылок. От этого он и умер, а еще от того, что не смогли найти доктора, потому что на человека из народа всем наплевать. А он так любил Родину, что даже не взял денег у англичан.
Вообще, Лесков показывает, что его герой очень любит Родину и готов совершить для нее подвиг. Он делает свои удивительные вещи и открывает секрет чистки ружья не ради славы, а для того, чтобы в России стало лучше. Секрет же заключался в том, что ружья не надо чистить кирпичом — от этого они ломаются. Этот секрет он сказал перед смертью, но ни один генерал ему не поверил. Ведь Левша — представитель народа, а народ должен молчать. У Лескова же народ говорит своей особой речью. Слова у него меткие, хлесткие, так может говорить только народ. Лесков подает свой голос в защиту русского народа, но делает это не прямо, а от лица приехавшего англичанина: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Я знаю, что сейчас творчество Н.С. Лескова не очень популярно. Мне кажется, что оно очень важно для современных русских людей, потому что заставляет задуматься о русском характере, о нашей жизни, о том, почему у нас так все странно устроено. Читая Лескова, понимаешь, что настоящий патриот любит свою Родину несмотря ни на что, всегда остается с ней в тяжелые времена. В этом главный нравственный урок произведений Лескова.

Тема патриотизма часто поднималась в произведениях русской литературы конца XIX века. Но только в рассказе «Левша» она связана с мыслью о необходимости бережного отношения к талантам, облагораживающим лицо России в глазах других стран.

История создания

Рассказ «Левша» впервые начал публиковаться в журнале «Русь» №№ 49, 50 и 51 с октября 1881 года под названием «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Идеей для создания Лесковым произведения послужила известная в народе прибаутка о том, что англичане блоху сделали, а русские ее «подковали, да назад отослали». По свидетельствам сына писателя, его отец проводил лето 1878 года в Сестрорецке, в гостях у оружейного мастера. Там он в разговоре с полковником Н. Е. Болониным, одним из служащих местного оружейного завода, выяснял происхождение прибаутки.

В предисловии автор написал, что он только пересказывает известную среди оружейников легенду. Этот известный прием, использованный когда-то Гоголем и Пушкиным для придания особой достоверности повествованию, в данном случае сослужил Лескову плохую службу. Критики и читающая публика буквально приняли слова писателя, и впоследствии ему пришлось особо объяснять, что он все-таки является автором, а не пересказчиком произведения.

Описание произведения

Рассказ Лескова жанрово наиболее точно было бы назвать повестью: в нем представлен большой временной пласт повествования, есть развитие сюжета, его завязка и завершение. Рассказом писатель назвал свое произведение видимо для того, чтобы подчеркнуть особую «сказительную» форму повествования, использованную в нем.

(Император с трудом и интересом рассматривает подкованную блоху )

Действие рассказа начинается в 1815 году с поездки императора Александра I с генералом Платовым в Англию. Там русскому царю вручают подарок от местных мастеров - миниатюрной работы стальную блоху, которая умеет «усиками водить» и «ножками перебирать». Подарок предназначен был показать превосходство английских мастеров над русскими. После смерти Александра I подарком заинтересовался его преемник Николай I и потребовал найти мастеров, которые бы были «никого не хуже», Так в Туле Платовым были призваны три мастера, среди них Левша, которые сумели подковать блоху и на каждой подкове имя мастера выставить. Левша же свое имя не оставил, потому что гвоздики выковывал, а «там уже никакой мелкоскоп взять не может».

(А вот ружья при дворе чистили всё по-старинке )

Левша был отправлен в Англию с «подкованной нимфозорией», чтобы там поняли, что «нам это не удивительно». Англичане были поражены ювелирной работой и пригласили мастера остаться, показали ему все, чему научены. Все Левша и сам умел делать. Поразило его только состояние ружейных стволов - их не чистили толченым кирпичем, поэтому точность стрельбы из таких ружей была высокой. Левша стал собираться домой, ему надо было срочно рассказать о ружьях Государю, а то «храни бог войны, они стрелять не годятся». От тоски Левша всю дорогу пил с английским другом «полшкипером», заболел и по приезде в Россию оказался при смерти. Но до последней минуты жизни пытался донести до генералов секрет чистки ружей. А если бы довели слова Левши до Государя, то, как пишет

Главные герои

Среди героев рассказа есть вымышленные и есть реально существовавшие в истории личности, среди которых: два российских императора, Александр I и Николай I, атаман Войска Донского М. И. Платов, князь, агент русской разведки А.И. Чернышев, доктор медицины М. Д. Сольский (в рассказе - Мартын-Сольский), граф К. В. Нессельроде (в рассказе - Кисельвроде).

(Левша "безымянный" мастер за работой )

Главный герой - оружейных дел мастер, левша. Имени у него нет, только мастеровая особенность - работал он левой рукой. У лесковского Левши был прототип - Алексей Михайлович Сурнин, работавший оружейником, бывший на учебе в Англии и передавший после возвращения секреты дела русским мастерам. Не случайно автор не дал герою собственное имя, оставив нарицательное- Левша один из изображенных в разных произведениях тип праведника, с их самоотреченностью и жертвенностью. Личность героя имеет ярко выраженные национальные черты, но типаж выведен общечеловеческим, интернациональным.

Недаром единственный друг героя, о котором рассказано - представитель другой национальности. Это моряк с английского судна Полшкипер, сослуживший своему «камраду» Левше плохую службу. Чтобы рассеять тоску русского друга по родине Полшкипер заключил с ним пари, что перепьет Левшу. Большое количество выпитой водки и стало причиной болезни, а затем и смерти тоскующего героя.

Патриотизм Левши противопоставлен ложной приверженности интересам Отечества других героев рассказа. Император Александр I конфузится перед англичанами, когда Платов указывает ему, что и русские мастера могут делать вещи не хуже. У Николая I чувство патриотизма замешано на личном тщеславии. Да и самый яркий «патриот» в рассказе Платов таковым является только за границей, а приехав на родину, становится жестоким и грубым крепостником. Русским мастерам он не доверяет и боится, как бы они работу английскую не испортили и бриллиант не подменили.

Анализ произведения

(Блоха, подкованная Левшой )

Произведение отличается жанровым и повествовательным своеобразием. Оно напоминает по жанру русский сказ, основанный на легенде. В нем много фантазии и сказочности. К сюжетам русских сказкок есть и прямые отсылки. Так, император прячет подарок сначала в орешек, который кладет затем в золотую табакерку, а последнюю, в свою очередь, прячет в дорожную шкатулку, почти так же, как прячет сказочный Кащей иглу. В русских сказках цари традиционно описаны с иронией, как и в рассказе Лескова представлены оба императора.

Идеей рассказа становится судьба и место в государстве талантливого мастера. Все произведение пронизано мыслью, что талант в России беззащитен и не востребован. В интересах государства поддерживать его, оно же грубо губит талант, как будто это никому не нужный, повсеместно распространенный сорняк.

Другой идейной темой произведения стало противопоставление настоящего патриотизма народного героя тщеславию персонажей из высших слоев общества и самих правителей страны. Левша любит свое отечество самоотверженно и горячо. Представители знати ищут повод гордиться, но не дают себе труда сделать жизнь страны лучше. Это потребительское отношение и приводит к тому, что в конце произведения государство теряет еще один талант, который был брошен в жертву тщеславию сначала генерала, потом императора.

Рассказ «Левша» дал литературе образ еще одного праведника, теперь уже на мученическом пути служения русскому государству. Своеобразие языка произведения, его афористичность, яркость и точность формулировок позволили разобрать рассказ на цитаты, которые разошлись в народе.

Еще при жизни Лескова прозвали самым русским писателем из всех русских творцов, человеком, знающим душу простого мужика. И в правду, каждое произведение этого автора наполнено любовью к России и ее народу. Лескову известно, чем живет народ: он смеется и плачет вместе с народом, терпит поражения и празднует победу, страдает и мается, веселится и отдыхает душой. Он часть большого народа.

Такая подпись к произведению, сделанная самим автором, по началу насторожила читателей и, в первую очередь, критиков, которые спешили обвинить Лескова в бездумной записи услышанного, приписав себе авторство. Но даже первого прочтения произведения хватило, чтобы понять, что это великолепное произведение с абсолютно авторскими неповторимыми приемами ведения повествования, главными из которых является жанр сказа, чем по сути является это произведение.

«Левша» имеет предисловие и рассказчика, что опять заставляет читателей думать о полной правдоподобности описанного. Но это всего лишь определенный прием, добавляющий произведению ноту достоверности. А значит все, о чем он будет говорить в произведении, начнет восприниматься с особым вниманием.

По этой же причине он делает главным героем простого мастерового по прозвищу Левша, ведь главной его задачей было обратить внимание на проблемы простого народа. Левша - оружейник из Тулы, хорошо знавший свое дело, тихий и добропорядочный, очень трудолюбивый, способный сделать своими руками многое, казалось бы невозможное. По велению императора Николая I Левша подковывает блоху, причем малюсенькие подковы на ее лапках видны лишь через микроскоп. Таким образом, туляки в лице Левши превзошли в своем мастерстве англичан, которые несколькими годами ранее создали маленькую танцующую блоху.

Лесков восхищается огромным трудолюбием русского мужика, его талантом и открытостью души. Автор отмечает, что простой мужик готов был работать во имя славы своей страны и ее императора, а не ради материального блага. Левше не обещали никаких денег за работу, но он начал свое дело и довел его до конца.

Лесков доказывает, что русский мужик предан своей стране, он настоящий патриот своей Родины и не видит себя в ином месте, нежели там, где родился. Левше во время поездки по Европе показали местные заводы, то, как отлично организован рабочий процесс, и предлагали остаться. Но Левшу не соблазнили ни хорошая оплата труда, ни достойные условия, он поспешил вернуться домой, чтобы работать в своей маленькой темной кузнице и до конца сажать свое и так плохое зрение. Он стремился трудиться на благо лишь своей Родины и искренне не понимал, как можно бросить места, где живет твоя семья, где похоронены твои родственники.

В конце произведения Лесков показывает ту страшную несправедливость, царившую в стране по отношению к простому народу. На обратном пути Левша на спор пил с подшкипером судна. По возвращению на Родину, подшкипера отправили в больницу и привели в чувства. Ведь он имел статус и деньги. А бедный Левша, сделавший невозможное, прославивший свою страну на всю Европу и не взявший за это ни гроша, умер в простонародной больнице, куда отправляли умирать, не стремясь оказать особой помощи, всех представителей неведомого сословия.

Особое внимание следует обратить на то, что Левша умирает от чрезмерно выпитого алкоголя. Лесков считал, что пьянство - одна из главных бед простого народа нашей страны. Оно сгубило тысячи талантливых интересных людей, и с ним необходимо бороться.

Несмотря на драматизм и несправедливость своего положения, Левша вовсе не держит ни на кого за. Он до последнего вздоха предан Родине и его последними словами стала просьба передать государю секрет чистки оружия.

В данном произведении Лескова главной становится национальная тема и тема патриотизма человека. Через образ Левши, некий собирательный образ умельцев, коих по всей России огромное множество, автор призывает читателей к осознанию роли каждого отдельного человека в развитии и процветании государства.