Какие вспомогательные исторические дисциплины помогают изучать историю. Специальные исторические дисциплины

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, специальные исторические дисциплины, в российской науке собирательное название ряда научных дисциплин источниковедческого цикла, изучающих определённые виды исторических источников и их внешние признаки. Цель вспомогательных исторических дисциплин - извлечь максимум информации о происхождении исторического источника и установить степень правомерности его использования в научном исследовании. Научный аппарат вспомогательных исторических дисциплин - специальные методики и технические приёмы, позволяющие установить время, место, условия создания исторических источников, определить их авторство и подлинность. Предмет исследования каждой из дисциплин и разрабатываемые теоретические вопросы определяются типом (письменный источник, монета, герб, печать и др.) и видом (летопись, акт, эпистолярий, мемуары, хроника и др.) источника, а также материалом источника, содержащего письменную информацию (береста, пергамен, бумага, камень, кость, металл, дерево).

Использование приёмов, составляющих методическую основу вспомогательных исторических дисциплин, первоначально носило практический характер. Летописцы, излагая события в хронологической последовательности, невольно развивали приёмы хронологии. Древние писцы в целях установления подлинности документов в спорных судебных делах анализировали актовый формуляр, сравнивали почерки, изучали надписи на печатях и способы прикрепления их к документам. Церковнослужители вычисляли даты пасхалий. Бытовые нужды и необходимость фискального обложения способствовали разработке метрологических единиц.

Постепенно практические знания приобретали более системный характер. В 16-17 веках развитие «практической» палеографии выразилось в составлении учебных пособий (азбук-прописей, руководств для писцов-рисовальщиков, букварей), в практике судебной экспертизы. Знания по метрологии легли в основу справочников, отразивших различные метрологические единицы («Торговая книга», 1570-е годы; «Счётные мудрости», 1-я треть 17 века). Развитие генеалогии отвечало потребностям государственной власти и знати: составлялись родословные книги (с 1540-х годы), «Государев родословец» (в 1550-е годы). В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича составлена «Большая государственная книга или корень российских государей» (сокращённо «Титулярник»), который можно считать вершиной комплексного использования практических знаний в области палеографии, генеалогии, геральдики, сфрагистики, хронологии исторической, ономастики.

С 18 века началось формирование собственно вспомогательных исторических дисциплин. Этому, в частности, способствовали указы Петра I о присылке в Синод из монастырей и церквей древних грамот и книг, создание Герольдмейстерской конторы при Сенате (1722) и Петербургской Академии Наук (1725), возникновение больших музейных собраний (коллекции Кунсткамеры и Эрмитажа). Были накоплены разнообразные по характеру источники, начата разработка приёмов их исследования. Учёные В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, В. В. Крестинин, Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, граф А. И. Мусин-Пушкин и другие стали изучать и публиковать источники дипломатики, генеалогии, нумизматики, исторической географии.

В 1-й половине 19 века вспомогательные исторические дисциплины развивались преимущественно как описательные, однако в трудах исследователей уже предпринимались попытки по научному осмыслению, обобщению, классификации и систематизации фактического материала. Впервые в отечественной историографии о вспомогательных исторических дисциплинах в целом высказался А. Н. Оленин, употребив выражение «вспомогательные сведения» («Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Императорской библиотеки», 1809). Термины «вспомогательные науки», «вспомогательные знания» исторической науки использовались при создании библиотечно-библиографических классификаций Х. А. Шлёцера (1823), К. К. Фойгта (1834), В. Г. Анастасевича (1828), В. И. Межова (1869) и др. Деятельность митрополита Евгения (Болховитинова), К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и археографических экспедиций способствовала дальнейшему выявлению и собиранию исторических источников. В 19 - начале 20 века археографические комиссии внесли большой вклад в издание исторических источников. Важную роль в развитии вспомогательных исторических дисциплин сыграли труды А. Х. Востокова, П. И. Иванова, И. П. Лаптева по палеографии, П. В. Хавского - по хронологии, Ц. И. Иванова - по изданию снимков русских печатей, А. Б. Лакиера - по геральдике и сфрагистике. По мере научного изучения источников и развития исторической науки в целом появилось стремление вычленить каждую дисциплину, определить предмет её изучения и цели, усовершенствовать методические приёмы, отойти от описательности. Так, к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописных источников, а изучение надписей на камне, металлических печатях и монетах стало предметом изучения глиптики, эпиграфики, сфрагистики, нумизматики.

Во 2-й половине 19 - начале 20 века опубликованы книги, статьи, справочники в области палеографии (авторы - Е. Ф. Карский, Ф. Ф. Брандт, Н. М. Каринский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин), исторические хронологии (Д. И. Прозоровский, Н. В. Степанов, Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин), сфрагистики (Н. П. Лихачёв), генеалогии (князь П. В. Долгоруков, В. В. Руммель и В. В. Голубцов, князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. М. Савёлов, Г. А. Власьев), геральдики (В. К. Лукомский, В. Л. Модзалевский, П. П. фон Винклер, барон Н. А. Типольт), нумизматики (граф И. И. Толстой, А. В. Орешников, А. К. Марков). Преподавание вспомогательных исторических дисциплин было начато в Петербургском археологическом институте, а затем в Московском археологическом институте. Итог теоретико-методического осмысления вспомогательных исторических дисциплин как совокупности наук в конце 19 века подвёл В. С. Иконников («Опыт русской историографии», т. 1, кн. 1-2, 1891-92). Вспомогательные исторические дисциплины в России развивались на этом этапе в тесной связи с западноевропейской наукой. Выделялись новые дисциплины: археография, архивоведение, историческая библиография, документоведение, историческая демография, историческая картография, иконография, медальерика, текстология, униформология, филателия, филокартия, эвристика, эпистолография. Вместе с тем, предмет и задачи некоторых наук оставались нечётко выраженными: сфрагистика рассматривалась как прикладная дисциплина по отношению к дипломатике; геральдика - к генеалогии; хронология - к палеографии. Особое место в системе гуманитарных наук занимала археология, так как в это понятие включали как науку о древностях (например, славянских, восточных, античных) в широком смысле, так и большинство вспомогательных исторических дисциплин (кроме исторической географии, генеалогии и некоторых других).

В 1920-30-е годы в СССР наметился кризис в изучении многих вспомогательных исторических дисциплин, в частности генеалогии, геральдики и пр., считавшихся «дворянскими» науками. В то же время в 1930 году создан Московский государственный историко-архивный институт (до 1932 - Институт архивоведения; с 1991 - Историко-архивный институт в составе Российского государственного гуманитарного университета), в котором в 1939 году создана кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам вновь начал возрастать с середины 1940-х годов. Были осуществлены факсимильные издания ряда рукописных текстов, вовлекались в научный оборот новые источники, в том числе берестяные грамоты, печати, монеты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. В работах М. Н. Тихомирова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, Л. В. Черепнина, И. Г. Спасского, Н. В. Устюгова, В. А. Никонова, Н. А. Соболевой, С. М. Каштанова, С. А. Клепикова, Г. А. Леонтьевой, П. А. Шорина, В. Б. Кобрина и др. получили развитие исторический подход, осмысление, совершенствование и углубление методических приёмов и теоретической разработки отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Более обстоятельно стали изучаться: в палеографии - скоропись 17-18 века, книжное письмо, миниатюра, бумажные клейма и штемпели, в метрологии - меры и метрологическая политика российского правительства в 18-19 века, в геральдике - городские и дворянские гербы; в хронологии были выведены более простые формулы вычисления и проверки дат. Разнообразнее стали объекты изучения вспомогательных исторических дисциплин (например, в сфрагистике - печати, сохранившиеся в отрыве от документов), по-новому изучались традиционные источники (в нумизматике - монетные клады как комплексный нумизматический источник, в геральдике - герб как источник, раскрывающий судьбу владельцев).

В 1960-80-е годы усовершенствовались методики и технические приёмы вспомогательных исторических дисциплин. Усилиями нумизматов разработана методика поштемпельного анализа монет. В области хронологии стали применяться знания по дендрохронологии, фенологии, орнитологии, помогающие установить косвенную датировку; в сфрагистике - методические приёмы работы с древнерусскими печатями, основанные на исчерпывающем привлечении сфрагистического материала. На базе традиционных исторических дисциплин появились новые: кодикология, связанная с изучением рукописных книг, выяснением состава переписчиков и путей распространения книг из центров их переписки до современных книгохранилищ. С 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) издаётся сборник «Вспомогательные исторические дисциплины» (т. 1-29-).

Расширяются хронологические рамки вспомогательных исторических дисциплин, их традиционные источниковедческие функциональные задачи; выводы стали использоваться для решения проблем в области социально-экономической, политической и культурной истории. Палеографические наблюдения над эволюцией графики букв и изучение материала для письма помогают в решении вопроса об уровне развития письменности и грамотности. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, позволяют восстановить историю государственных институтов Древнерусского государства. Монетные клады используются для характеристики экономических связей, генеалогия и геральдика помогают дополнить выводы о политических и культурных связях. Ономастика даёт возможность более углублённого изучения демографических процессов, а метрология - понимания тяжести фискального обложения, объёма работ и размера её оплаты.

Существует мнение о выделении из палеографии берестологии (изучает берестяные грамоты) и филигранологии (изучает признаки бумаги), из геральдики - вексиллологии, из нумизматики - фалеристики (изучает нагрудные знаки) и бонистики. Разработано несколько вариантов классификации вспомогательных исторических дисциплин, ни один из которых не является общепризнанным.

Лит.: Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины. 4-е изд. Л., 1924; Черепнин Л. В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Советские архивы. 1967. № 5; он же. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. Вып. 1; Пронштейн А. П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972; Каменцева Е. И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979; Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1979; Соболева Н. А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историографический обзор // Источниковедение отечественной истории. М., 1980; Шепелев Л. Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Вып. 13; Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983; Пашков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины в отечественном архивном образовании в конце XIX - начале XX вв. М., 1984; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. К., 1988; Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990; Специальные исторические дисциплины. СПб., 2003; Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2004; Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

История (от греч. historia) означает повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном. Интерес к истории, исстари существовавший у всех народов, объясняется потребностью человека знать прошлое своей семьи, рода, страны, человечества. Давно признано, что без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее.

Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества.

Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы :

1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;

2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;

3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;

4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.

Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.

Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История - наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.

Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.

Современная историческая наука органически связана с такими специальными историческими науками, как археология, палеография, геральдика, нумизматика и т.д. Исторические разделы включают все другие науки и виды искусства. Их развитие делает совокупное историческое знание более полным и объективным.

К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся: палеография, метрология, хронология, сфрагистика (печати), геральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика (анализ официальных документов), эпиграфика и др.

Задачи и исследовательские приемы источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин переплетены и взаимосвязаны. Но если какая-либо вспомогательная историческая дисциплина рассматривает всегда только один вид исторического источника и использует только “свои” методы для его анализа, то источниковедение охватывает весь комплекс источников, используя при этом выводы любой из вспомогательных исторических дисциплин.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).

Нумизматика – историческая дисциплина, изучающая монетное производство, историю денежно-весовых систем и денежного обращения. Свое название она получила от греческого слова “номизма” (монета) в эпоху средневековья.

Сфрагистика (от греческого слова “сфрагис” – печать) - вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.

Геральдика (от латинского слова Heraldus – глашатай) основным объектом исследования является герб – символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств. Основной, но не единственной задачей геральдики как вспомогательной исторической дисциплины является атрибуция (определение принадлежности) гербов.

Метрология (от греческих слов “метрон” – мера и “логос” – наука, учение) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.

Хронология (“хронос” – время) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы времясчисления и историю их развития.

Историческая ономастика – изучение истории имен собственных.

Топонимика – географические названия

Этнонимика – названия народов

Антропонимика – личные имена.

Археология - (от архео- и греч. lygos - слово, учение), наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

История, как наука, предмет и методы изучения.

Что такое история? Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема

История – это прежде всего область человеческой деятельности.

Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

Схема 2

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950-1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет "чужеродное" происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино– и видеопленку материалы позволяют "остановить" мгновение, "оживить" невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл. 1).

Таблица 1

Вспомогательные исторические дисциплины

Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia – родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus – глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma – документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron – мера и logos – наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma – имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика – наука о географических названиях; антропонимика – наука, изучающая личные имена людей; этнонимика – наука, изучающая названия городов; теонимика – наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma – монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos – древний и grafo – пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis – печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos – время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon – истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в V в. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского "сотворения мира". Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. – в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные – из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его "новый стиль") был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных игеральдика – наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.


Похожая информация.


Вспомогательными историческими дисциплинами называются определённые предметы, которые изучают отдельные содержания и формы исторических источников. К данным дисциплинам относят такие науки:

· Дипломатика, изучающая юридические исторические документы (акты). Этот предмет исследует древние документы юридического и дипломатического характера, к которым относятся акты, грамоты, а также аналогичные тексты. Одной из задач дипломатики является отделение настоящих актов от подложных.

· Палеография представляет собой историко-филологическую дисциплину, которая изучает историю письма, древние памятники письменности, а также закономерность развития форм письма. Таким образом, палеография рассматривает эволюцию письменных знаков, их форм, развитие и виды шрифтов, а также пропорции элементов, орудия и материал самого письма. Особой отраслью палеографии выступает криптография, изучающая тайнопись.

· Генеалогия является специальной исторической дисциплиной, занимающейся изучением родственных взаимосвязей, составлением и росписей генеалогических древ, а также установлением родственных связей и происхождением определённых личностей. Данный предмет связан напрямую с геральдикой, а также другими историческими дисциплинами (к примеру, дипломатикой).

· Геральдика – историческая вспомогательная дисциплина, которая занимается изучением гербов, практикой и традицией их использования. Данный предмет – часть эмблематики, представляющую собой группу предметов, которые изучают эмблемы.

· Сфрагистика – изучает матрицы печатей, а также их оттиски на определённых материалах. Изначально развивалась как часть дипломатики, которая специализировалась на определении подлинности исторических документов.

· Историческая метрология является исторической вспомогательной дисциплиной, которая изучает меры длины, веса, объёма и пр., которые использовались в прошлом.

· Нумизматика – предмет, изучающий историю денежного обращения и монетной чеканки.

· Хронология устанавливает даты исторических документов и событий, а также последовательность определённых событий.

· Историческая география изучает историю сквозь призму географии.

Кроме того, в данный список входит этнография, археология, архивоведение, историческая информатика, историография и другие.

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп:

    по типу фиксации информации:

    письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

    вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

    кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

    изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

    с точки зрения изучения какой-либо наукой:

    этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

    фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

    лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

    ХРОНОЛОГИЯ. СЧЕТ ВРЕМЕНИ. ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ.

Хронология (от греч. χρόνος - время; λόγος - учение):

    вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

    последовательность исторических событий во времени;

    перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам; - отсюда переносное значение этого слова как системы счёта времени.

При счёте времени в истории нужны два параметра:

    меры времени в соотношении между собой – это «календарь» в узком смысле;

    расстояние от условно избранной точки отсчёта – это «летосчисление» или «эра».

Вместе эти два параметра составляют систему счёта времени или «календарь в широком смысле».

Календари в узком смысле бывают трёх типов:

    солнечные – меры времени в них от соотношения Солнце – Земля: СУТКИ, ГОД и его производные – ВЕК (СТОЛЕТИЕ) и ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

    лунные - меры времени в них от соотношения Луна – Земля – Солнце – НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ

    лунно-солнечные, - сочетают меры времени 1-го и 2-го типа.

    Более широко применяются календари 3-го типа, а первых двух - обычно в сфере религии. Календарями 3-го типа являются ЮЛИАНСКИЙ и ГРИГОРИАНСКИЙ, применение которых характерно для европейской и российской истории.

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Григорианский календарь - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

    ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. ПАРАДИГМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Историзм - научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Название

теории

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископаАвгустина (354-430 гг.), разработанной в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

Формационная

Разработана в 40-60- х гг. XIX в.

К. Марксом,

Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.) Базис.Надстройка.Классы.

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX – начале XX вв.

Н. Я.Данилевским,

О. Шпенглером,

А. Тойнби.

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

Пассионарная

Л.Н. Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

Динамика развития этноса

Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения.

Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

Парадигмы исторической науки:

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческийстрой. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение восточных славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

.

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.

IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы), боярскаяреспублика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистическихотношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия,республика).

Светская культура.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостническихотношений до сер. XIX века. Зарождениекапиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отменыкрепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в)

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Каменный век:

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

    Палеолит:

    Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

    Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

    Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

    Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

    Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век:

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век:

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

    Ранний бронзовый век

    Средний бронзовый век

    Поздний бронзовый век

Железный век:

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

    КРУПНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. СКИФЫ.

Древнегреческие колонии Северного Причерноморья:

    Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.

    Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины.

    Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона);

    Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV - ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.);

    Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро.

    Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э.

    Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н. э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа;

    Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н. э. или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства:

  • Тиритака

    Мирмекий

  • Киммерик

    Зенонов Херсонес

    Гераклий

  • Парфений

На азиатской стороне Боспора Киммерийского:

    Гермонасса - основана милетянами в первой четверти VI века до н. э.

    Кепы - основаны милетянами в 580-е - 570-е годы до н. э.

    Коркондама

    Патрей - основан не позднее третьей четверти VI века до н. э.

    Фанагория - основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива;