Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году. Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждение Состав комиссии по педагогическому персоналу

наталья тихомирова
Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Готовность ДОУ к новому учебному году»

Тема «Готовность ДОУ к новому учебному году » .

Объекты контроля : группы и помещения ДОУ.

Проверяющий : заведующий МДОБУ Н. В. Воробьёва, старший воспитатель Н. С. Тихомирова.

Цель : подготовить группы к началу учебного года с учётом возрастных особенностей детей, пополнить дидактический и игровой материал.

В связи с внедрением в ДОУ основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой возникла необходимость пересмотреть предметно - развивающую среду. Поэтому в годовой план на 2014-2015 уч. год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС. Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Мы стараемся, чтобы среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду сотрудники ДОУ учитывали следующие принципы :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывалась ведущую роль игровой деятельности.

8. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.

9. Важно, что предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Подбирая игрушки, оборудование для помещений, педагоги детского сада стремятся максимально обеспечить условия для сенсорного развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры.

Для речевого развития созданы :

Серии сюжетных картинок, для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры;

Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т. д. ;

Уголок театрализации с различными видами театров, в ДОУ присутствует большая и малая ширмы, костюмы, шапки-маски, аудиокассеты с записями детских песен и сказок.

Для умственного развития созданы :

Математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, схемы и планы, набор объемных геометрических фигур;

Уголок экспериментирования с природным материалом, сыпучими продуктами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, часами, лейками.

Для эстетического развития созданы :

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. ;

Музыкальный уголок с магнитофоном, аудиотекой, детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов.

Образовательное пространство для познавательной деятельности оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

В группе раннего возраста есть коляски, машины и другие двигательные игрушки. В старших группах детского сада ребята с увлечением играют конструктором «Лего» . Включают в игру небольшие игрушки, фигурки животных, людей, машинки. При создании предметно-развивающей среды педагогами учитывается и региональный компонент : представлены альбомы, художественная литература, бросовый и природный материал для художественного труда.

Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются «уголки здоровья» , которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.

Для родителей оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.

Результаты : В смотре готовности групп к новому учебному году приняли участие 6 групп. Положительно отмечено, что уделяется внимание оснащению предметной среды и созданию условий ее развития. В ходе смотра выявлено изменение предметно-развивающей среды в сторону качественного улучшения материально-технической базы - это такие группы как «Пчёлки» , «Гномики» , «Полянка» , «Морские звёздочки» . В этих группах наблюдается стабильно качественная организация предметной среды в отношении соблюдения санитарно-гигиенических норм, возрастных требований, накопления игрового материала.

В данных группах созданы полноценные условия для воспитания и развития детей дошкольного возраста, рационально сочетаются зоны разной направленности : игровая, природно-исследовательская и др. Уголки познавательной направленности наполнены необходимым оборудованием, расположены с учетом СанПиНов и возрастных особенностей детей. Отбор игр, игрушек и оборудования в игровых зонах по количеству и качеству приближено к оптимальному. Игровое оборудование рассредоточено по всей комнате, сгруппировано по видам. Представлено большими и мелкими игрушками. В группах «Пчёлки» , «Капитошка» и «Курносики» выделено достаточно места для двигательной активности. В группах «Пчёлки» и «Гномики» отмечен творческий подход воспитателей в создании предметно-развивающей среды, использовании дополнительного материала, выполненного как своими руками, так и с участием родителей. Учтены, в достаточной степени, игровые интересы, как девочек, так и мальчиков.

В качестве плюсов можно отметить следующие показатели :

Эстетика и чувство вкуса в оформлении группы : «Пчёлки» , «Гномики» ;

Яркость и современность приемных : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» и «Курносики» ;

Качество содержания информационных уголков : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» ;

Грамотное зонирование пространства : «Пчёлки» , «Гномики» , «Полянка» ;

Состояние игрового материала : «Пчёлки» , «Гномики» , «Морские звёздочки» , «Полянка» ;

Для качественного создания предметно-развивающей среды рекомендовано : группам «Капитошка» и «Курносики» обновить, дополнить и разнообразить предметно-развивающую среду, переоформить родительские уголки и сделать их более качественными и информативными.

Группе «Капитошка» и «Морские звёздочки» необходимо обратить внимание на нерациональное использование группового помещения при организации предметно-развивающей среды, размещении игровых зон.

После проведенного анализа организации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы, что на текущий момент :

1. Материал и оборудование в большинстве групповых помещениях подобран с учетом гигиенических, педагогических и эстетических требований.

2. Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной группы.

3. Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек.

Однако количество материалов и оборудования приведено в соответствие с перечнем частично. Необходимо пополнить оснащение для физического развития детей, а так же обновить имеющийся раздаточный материал по познавательному и речевому развитии. Поэтому дальнейшая работа по пополнению предметно-развивающей среды будет продолжена.

Старший воспитатель Н. С. Тихомирова

ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ ДОУ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ

В соответствии с законом "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") образовательное учреждение, в т. ч. дошкольное, несет ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанников. Проверка готов ности дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) к но вому учебному году - это форма контроля учредителем деятельности образовательного учреждения по созданию необходимых условий организации работы учреждения.

Проведение подобной проверки не входит в компетенцию органов ис полнительной власти субъектов РФ, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования, этим полномочием наделен учредитель государственного и муниципального ДОУ. Иными словами, готовность дошкольного учреждения к новому учебному году проверяется администрацией муниципального района , городского округа или органом исполнительной власти субъекта РФ, которому непосредственно подчиняется ДОУ.

Для проведения проверки учредитель формирует межведомственную комиссию. В ее состав входят: представители учредителя, профсоюза работников народного образования и науки, Госпожнадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора, органа внутренних дел, а также органа, осуществляю щего управление в сфере образования.

Предметом проверки являются состояние ДОУ, его готовность к но вому учебному году и деятельности в осенне-зимний период.

Комиссия обеспечивает контроль ДОУ по следующим направле ниям:

Наличие необходимой документации:

Состояние здания и территории:

Групповых комнат;

Пищеблока;

Кладовых;

Дезинфекционного режима;

Медицинского кабинета;

Противопожарная антитеррористическая защищенность;

Укомплектованность воспитанниками и кадрами:

Готовность кабинетов и групп к образовательному процессу.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений.

В ходе инспекции дошкольного учреждения комиссия проверяет наличие следующих документов: устава ДОУ, лицензии на право ведения образовательной деятельности , локальных актов, должностных инструкций , планов работы учреждения на учебный год, подготовки к новому учебному году и осенне-зимнему сезону, книги движения детей, книг приказов, плана повы шения квалификации педагогических работников, трудовых книжек, журна лов инструктажа по охране труда, пожарной безопасности , договоров с ро дителями воспитанников, журнала технической эксплуатации здания.

Готовность здания (зданий) дошкольного учреждения к новому учебному году и работе в осенне-зимний период оценивается по следующим критериям:

Общее состояние помещений, качество выполненного текущего или капитального ремонта .

Состояние искусственного и естественного освещения. Основные помещения дошкольного учреждения должны иметь естественное освещение. Его отсутствие допускается только в помещениях кладовых, подсобных, буфетных , раздевалках, туалетных для персонала, ванных, душевых, помещениях для колясок и велосипедов .

Хранение неисправных и перегopевших ртутьсодержащих ламп, порядок организации их вывоза из здания дошкольного учреждения.

Состояние отопления, оснащение отопительных приборов регулируе мыми кранами. В случае отсутствия централизованного отопления проверя ется обеспеченность дошкольного учреждения топливом (в процентах к го довой потребности) и условия его хранения. Использование в учреждении переносных обогревательных приборов, обогревателей с инфракрасным излучением, а также ограждение отопительных приборов изделиями из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допуска ется.

наличия маркировки кухонного инвентаря и кухонной посуды для сырых и готовых пищевых продуктов;

отдельных разделочных столов, ножей и досок из дерева твердых пород (без щелей и зазоров) для разделки сырых и готовых продук тов (не допускается использовать разделочные доски из пластмас сы и прессованной фанеры);

посуды из нержавеющей стали для приготовления компотов и киселей;

отдельной посуды для кипячения молока;

состояния столовой посуды и соответствия количества одновремен но используемой столовой посуды и приборов списочному составу детей в группе;

плиты для приготовления пищи, наличия аварийного титана;

наличия посудомоечных ванн, их состояния и количества;

готовности оборудования пищеблока к новому учебному году.

При проверке состояния кладовых комиссия обращает внимание на наличие и исправность:

холодильных камер или холодильников для скоропортящихся пище вых продуктов, наличие в них специальных полок, легко поддающих ся мойке, тары с крышкой для хранения сметаны и творога, тары для хранения крупы, муки, макаронных изделий, стеллажей и шкафов для хранения ржаного и пшеничного хлеба;

темных помещений для хранения картофеля и корнеплодов, отдель ных стеллажей для хранения капусты, ларей для хранения квашеных, соленых овощей, ящиков для хранения плодов и зелени, условий для хранения продуктов, имеющих специфический запах (специй, сельди);

тары для перевозки продуктов.

В ходе проверки состояния медицинского кабинета контролируются:

Состояние наружных пожарных лестниц, лестниц-стремянок и огра ждений на крышах здания (допускается покрытие нижней части наружных вертикальных пожарных лестниц легкоснимаемыми щитами на высоту не бо лее 2,5 м от уровня земли), слуховых окон чердачных помещений (они должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии), приямков окон под вальных и цокольных помещений.

Наличие и состояние:

электрических фонарей на случай отключения электроэнергии;

автоматической пожарной сигнализации и договоров, заключенных на ее обслуживание;

актов о замере сопротивления изоляции электропроводки, проверки пожарных кранов на водоотдачу;

приказов о назначении ответственного работника за состояние электрохозяйства, ответственного за пожарную безопасность и приказов о мерах ее обеспечения, об установлении противопожар ного режима;

документов, подтверждающих прохождение курсов по программе "Пожарно-технический минимум для ответственных за пожарную безопасность";

журналов инструктажа по пожарной безопасности;

договора на оказание охранных услуг;

системы видеонаблюдения;

кнопки экстренной связи с органами внутренних дел.

Во время проверки состояния спортивного оборудования анализируется санитарно-техническое состояние физкультурного зала, открытых спортивных площадок, спортивного оборудования и инвентаря. В учреждении должны быть оформлены акты испытания гимнастических снарядов и обо рудования в физкультурном зале и на спортивной площадке.

Статья: «ФГОС ДОУ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

“Воспитание ребенка в действительности означает воспитание жизни в ребенке. Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке”.
(Ш. Амонашвили.)

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием
статьи 12 «Закона об образовании» и представляют
собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого - формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,
любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Будут ли учиться дошкольники как в школе?
Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие
детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. При этом главное не надвинуть на дошкольное образование формы школьной жизни.
Каково участие родителей?
Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Приложение 1

Работа с родителями
Цель: Создание условий для включения родителей будущих
первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.
Информировать родителей о проблемах первоклассников (в период адаптации к школе) их причинах.
Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они
воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду.
Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок - это, прежде всего, ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе.
Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений.
Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.

Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя. - Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Нет, я… , Нет, я, - спорит с подругами Леночка. - У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.... В этом диалоге показана не осознанность, не готовность девочек к школе.
Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования, оказываются, слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и
неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»),
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
- на наличие или отсутствие желания учиться («втянется,
повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
- не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей, оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различать гласные и согласные звуки.
17.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед - назад и т. д.).
Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
20. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читать простейшие математические записи.
21. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Советы родителям:
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайте ребёнка к самостоятельности.
Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Большая ответственность ложится на работников детской поликлиники при подготовке ребенка к поступлению в детские учреждения.

Поступление в детское учреждение вызывает в организме ребенка сложные адаптационные реакции, иногда вредно влияющие на его состояние, здоровье и развитие. Длительность и характер адаптации зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от других факторов.

Специальными наблюдениями установлено, что продолжительность адаптации зависит от возраста. Дети, поступающие в ясли в возрасте 5-6 месяцев, быстро привыкают к новым условиям, так как у них еще нет закрепляющихся стереотипов которые нужно изменить. Быстрее привыкают к яслям и дети старше 1 года 8 мес.-1 года 9 мес., которые хотя и имеют устойчивые стереотипы, но боле «развиты». В частности, у них более подвижны нервные процессы, что облегчает приспособление к меняющимся условиям, они хорошо понимают речь взрослого, их легче заинтересовать занятиями, игрушками. Наиболее трудно протекает процесс адаптации у детей в возрасте от 5-6 мес. До 1 года 7 мес.-1года 8 мес., так как к этому времени у детей уже сформировались довольно устойчивые привычки. Организм ребенка этого возраста из-за малой подвижности нервных процессов и слабого активного торможения не в состоянии затормозить старые и сформировать новые стереотипы, что и вызывает отрицательные реакции.

С целью облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо соблюдать следующие правила.

Участковый врач и м/с должны учитывать особенности быта семьи ребенка, готовящегося к поступлению в дошкольное учреждение: жилищные условия, характер работы родителей и т. д.

Матери необходимо дать рекомендации по предупреждению стрессовых реакций ребенка в период адаптации, приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения, активно приучать ребенка общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, ликвидировать укачивание перед сном, сосания пустышки, кормление из бутылочки, употребление однообразной пищи и т.д.

Следует выделить детей, составляющих «группу риска», таких детей перед поступлением в детское учреждение необходимо повторно консультировать с психоневрологами другими специалистами.

Особое внимание следует обращать на детей с отклонениями в физическом развитии (больше чем на 1 год), с проявлениями негармоничности развития, отстающих в нервно-психическом развитии больше чем на 2 месяца, часто болеющих, с проявлениями рахита, анемии, аллергии. Эти дети подлежат направлению в детское учреждение только после соответствующего оздоровления.

Особого внимания требует организация профилактических прививок, так как вакцинация вызывает временное изменение реактивности организма, способствует усилению аллергических проявлений, снижению сопротивляемости.

Важна четкая преемственность в работе участкового педиатра и мед. работников детского учреждения.

Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольные учреждения

    Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом - педиатром, участковой м/с, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.

    Общая подготовка – это проведение общепринятых мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения гармонического, физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья и семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

    Специальная подготовка начинается с 3-х месячного возраста ребенка и включает в себя следующие мероприятия:

Ежемесячную санитарно-просветительскую работу участкового врача –педиатра и медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;

Диспансеризацию детей за 2-3 мес. До поступления в дошкольное учреждение у участкового врача-педиатра, у врачей-специалистов, проведение лабораторных исследований;

Оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья;

Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2 мес. До поступления в детское учреждение с применением средств направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики и физкультурные занятия (дома), обучения ребенка дыханию через нос, назначения курса УФО, препаратов аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, препаратов шиповника, интерферона;

Оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка в дошкольное учреждение: запись в истории развития ребенка в начале и окончании подготовки; составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными рекомендациями участкового врача на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальному подходу, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений, хронических очагов инфекций и фоновых состояний.

4. В случае заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через две недели после клинического выздоровления.

5. Запрещается проведение профилактических прививок в течении месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение.

Разрешается поступления ребенка в детское учреждение без профилактических прививок, первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не раньше чем через 1 месяц.

6. Вопрос о направлении в детском учреждение детей группы «риска», а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разрешается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей1 специалистов.

Утверждаю

Заведующий _____________

Педсовет № 5 от 19.05.2016г.

Положение о смотре

«Готовность к 20____-20_____ учебному году»

в МАДОУ № _______ города ___________

1.Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано для проведения смотра готовности МАДОУ №_______ к учебному году.

1.2. Цель смотра: проверка готовности всех сотрудников МАДОУ № ______ к 2016-17 учебному году; создание здоровьесберегающих условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, оснащение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО; выявление творческих способностей педагогов, проявление инициативы, фантазии в оформлении интерьера группы.

1.3. Оценка готовности к новому учебному году проводится комиссионно. В состав комиссии входят заведующий, заместитель заведующего по АХР, старший воспитатель, старшая медсестра, специалист по охране труда, председатель профсоюзного комитета, высококвалифицированные сотрудники ДОУ.

1.4. Оценка готовности учреждения к новому учебному году проводится в ходе смотра готовности на основании показателей смотра для воспитателей, квалифицированных специалистов, старших воспитателей, младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала. За каждый выполненный показатель сотрудник получает 1 балл. Максимальное количество баллов для педагогического персонала – 5. Максимальное количество баллов для младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала – 3.

1.5. Дата проведения: ___________________

2. Показатели смотра готовности к учебному году

2.1. Показатели смотра для воспитателей

Оценка, баллы

    Оформление и содержание игровых и учебных зон в группе в соответствии с возрастом детей и ФГОС ДО:

    Центр физического развития:

    спортивный уголок;

    картотеки подвижных игр, гимнастики;

    оборудование для подвижных игр и упражнений.

    Центр познавательного развития:

    центр экологического развития (уголок природы, уголок наблюдений за живой и неживой природой);

    уголок опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности;

    уголок по нравственно-патриотическому воспитанию;

    уголки развития математических и сенсорных представлений.

    Центр речевого развития:

    книжный уголок;

    игры по развитию речи и обучению грамоте.

    Центр художественно-эстетического развития:

    уголок по изобразительной деятельности;

    уголок ряжения (мл., средние группы)

    уголок театрализованных игр;

    уголок музыкально-дидактических игр.

    Центр социально-коммуникативного развития:

    игровые уголки в соответствии с возрастом детей;

    уголок уединения, спокойных игр.

2. Наличие дидактического материала для образовательной работы с воспитанниками с учётом возраста детей и требований ФГОС ДО

3. Оформление и содержание уголка для родителей, визитка группы, оформление и содержание документации.

Перечень документации воспитателей в группе:

    Табель посещаемости воспитанников группы

    Рабочая программа

    Перспективный план по реализации образовательных областей

    Календарный план воспитательно-образовательной работы

    Программа самообразования

    Сведения о родителях

    Журнал приема и передачи воспитанников

    Тетрадь фильтра

    Тетрадь карантинных мероприятий

    Тетрадь закаливания

    Тетрадь контроля родительской оплаты за детский сад и ПДОУ

    Тетрадь учета игрушек и пособий

    Портфолио

4. Оформление предметно-развивающей среды на участке, наличие песка в песочнице

5. Соблюдение требований по ОТ и ТБ к игровому и учебному оборудованию, наличие должностной инструкции, инструкций по ОТ и ТБ воспитанников

ИТОГО:

2.2. Показатели смотра

Оценка в баллах

1. Наличие, оформление и содержание учебного, дидактического и игрового материала в соответствии с возрастом детей и ФГОС

2. Оформление консультативного уголка для родителей на стендах в холлах

3. Оформление и содержание документации, ОТ и ТБ, наличие должностной инструкции, инструкций по ОТ и ТБ воспитанников

4. Благоустройство закреплённой территории (обновление разметки ПДД, классиков, спортивной площадки)

5. Наличие, оформление и содержание документации по дополнительным образовательным услугам

ИТОГО:

Показатели смотра для старшего воспитателя (методический кабинет)

Оценка в баллах

1. Наличие и систематизация материалов по проведению диагностики

2. Наличие пособий, дидактических материалов, игр, картотеки видеоматериалов по ООП ДО в соответствии с образовательными областями.

3. Наличие портфолио педагогов, методической литературы, периодической печати

4. Оформление стендов в методическом кабинете, холлах

5. ОТ И ТБ, наличие должностных инструкций, инструкций по ОТ

ИТОГО:

Показатели смотра для младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала

Младшие воспитатели

ИТОГО:

Работники прачечной

1. Маркировка инвентаря в соответствии с СанПин)

2. Наличие на рабочем месте в полном объеме инвентаря в соответствии с ТБ, ППБ, СанПин

3. Наличие на рабочем месте должностных инструкций, инструкций по ТБ, инструкций по эксплуатации технологического оборудования

ИТОГО:

Работники пищеблока

1. Маркировка инвентаря в соответствии с СанПин)

2. Наличие на рабочем месте в полном объеме инвентаря в соответствии с ТБ, ППБ, СанПин

3. Наличие на рабочем месте должностных инструкций, инструкций по ТБ, инструкций по эксплуатации технологического оборудования

ИТОГО:

Сторожа, дворник, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехник

1. Маркировка инвентаря в соответствии с СанПин)

2. Наличие на рабочем месте в полном объеме инвентаря в соответствии с ТБ, ППБ, СанПин

3. Наличие на рабочем месте должностных инструкций, инструкций по ТБ, инструкций по эксплуатации технологического оборудования

ИТОГО:

Цель смотра:

    Проверка готовности всех сотрудников МАДОУ № 102 к 2013-14 учебному году.

Оценка (в баллах):

3 балла – отлично;

2 балла – хорошо;

1 балл – удовлетворительно;

0 балов – неудовлетворительно.

Состав комиссии по педагогическому персоналу:

Кузнецова О. В.- заведующий

Состав комиссии по обслуживающему персоналу:

Кузнецова О. В.- заведующий

Шеремет И. М. – заведующий хозяйством

Синогина И. И. – старший воспитатель

Колеватова В.А. – старший воспитатель, председатель профсоюзного комитета

Журба Е. С. – старшая медсестра

Прусикина Л. Н. – кастелянша

Утверждаю

Заведующий МАДОУ № 102

О. В. Кузнецова

Педсовет № 1 от «___» августа 2011 г.

Положение о смотре – конкурсе

«О готовности к учебному 2011 -2012 году»

в МАДОУ № 102 г. Томска

Цели смотра:

    Создание здоровьесберегающих условий для воспитательно-образовательной работы с детьми.

    Оснащение предметно – развивающей среды.

    Выявление творческих способностей воспитателей, проявление инициативы, фантазии в оформлении интерьера группы.

Показатели смотра – конкурса для воспитателей

Оценка, баллы

1.Внешний вид, эстетика оформления группы

2.Наличие игрового матерела с учетом возраста детей

3.Наличие игровых зон и зон учебной деятельности:

Художественно – продуктивная

Книжный уголок

Зеленый уголок

Театральная зона

Уголок родного края / Краеведение, патриотическое воспитание

Физкультурный уголок

Уголок опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности

Зона уединения

Игровой уголок

4.Визитка группы (в раздевалке)

5.Уголок для родителей

6.Документация

7.Проявление творчества воспитателей

Показатели смотра – конкурса

для квалифицированных специалистов

2.Наличие учебного, дидактического материала с учетом возраста детей:

Перспективное планирование;

Игротеки;

Пособия и оборудование.

3. Консультативный уголок для родителей

4.Документация

5.Проявление творчества педагогов-специалистов

Показатели смотра-конкурса для методического кабинета (старшего воспитателя)

1.Внешний вид, эстетика оформления помещения

2.Наличие учебной методической литературы. Классификация:

    по разделам программы «Детство»;

    по годам обучения и воспитания.

    Накопление и систематизация диагностических материалов.

3. Наличие методической литературы для педагогов (повышение квалификации, самообразование)

    Классификация по названиям

    Классификация по годам издания.

4. Тематические уголки, стенды:

    ПДД, ППБ, ОБЖ

    Краеведение

    По правам ребенка

    Готовимся к аттестации

    Готовимся к педсовету, МПС, семинарам

    Школа молодого воспитателя

    Методическая копилка

    Из опыта работы

    Объявляется конкурс

    Праздничные даты

    Тематические декады

5. Пособия, дидактический материал, игры, наглядный материал

    Классификация

    Состояние, хранение

6. Техническое оснащение методкабинета

7. Документация

8. Проявление творчества

Дата проведения конкурса : 29. 08. 2011 г.

Итоги конкурса подвести на педсовете № 1.

Состав комиссии:

    Кузнецова О. В.- заведующий

    Синогина И. И. – зам. по УВР

    Шеремет И. М. – зам. по АХР

    Колеватова В.А. – старший воспитатель

    Фенько Е. В. – музыкальный руководитель

    Савинцева Е. С. – старшая медсестра

    Барышева О. В. – учитель – логопед

    Варшавская С. Ю. – учитель – логопед

Внимание!

Смотр

«Готовность

МАДОУ № 102

к 2012 -2013 учебному году»