Педагогика как наука о воспитании человека презентация. Педагогика, как наука о воспитании

Слайд 2

«У каждой науки есть своя таблица умножения»Н.Г. Чернышевский

Категория (греч. Kategoria – высказывание, признак) Научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки

Слайд 3

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения принято называть педагогическимикатегориями

Понятие - Термин - Определение - Житейско -бытовое понимание сути педагогического явления Научно обоснованное понимание сути педагогического явления Объединяет понятие и термин по смыслу, но не всегда совпадает по тексту

Слайд 4

ПЕДАГОГИКА- ЭТО …

наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н. В. Бордовская, А. А. Реан); наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый); особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый); наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум); наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев). осмысление воспитания (С.И. Гессен). рефлексия фрагмента социальной реальности, называемого воспитанием (включающего в себя и образование), отраженная в текстах и "преданиях" (А.В. Мудрик). …

Слайд 5

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

  • Слайд 6

    Педагогика как наука рассматривает взаимодействие человека (Ч) и культуры (К) посредством педагогических систем (ПС)Стихийное развитие человека

    взаимодействиечерез обучение и воспитание ПСорганизованная активность человека, целенаправленное его развитие и формирование как личности Ч К

    Слайд 7

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    Кузьмина Н.В. Совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения людей (детский сад, школа, вуз и т.п.) Беспалько В.П. Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (педагогическая система А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и др.)

    Слайд 8

    Педагогика(греч. paidagogike) - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.Педагогика – наука о воспитании человека на протяжении всей его жизни.

    Слайд 9

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

    Гуманитарныйхарактер педагогической науки проявляется в ее миссии по отношению к человеку.На человека должно оказываться воздействие, но не давление.Человеку надо помочь стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом … Личностно-субъективный характер педагогической науки проявляется в деятельности педагогов как личностей в достижении высших целей воспитания и определяется субъективными факторами:- профессиональным мастерством и творчеством- уровнем профессиональной компетентности педагога - уровнем развития личности учащихся

    Слайд 10

    Вероятностный характер педагогической науки проявляется в решении педагогических задач и ситуаций, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с окружающим пространством и временем

    Результат решения педагогической ситуации

    Слайд 11

    ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

    Объяснительная 2. Преобразовательная 3. Прогностическая

    Слайд 12

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

    описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания

    Слайд 13

    ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ(прикладная, практическая)

    На основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика. В результате исследований создаются новые педагогические системы, технологии описания процессов воспитания или обучения.

    Слайд 14

    ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

    Предвидение развития педагогической реальности. Результатом педагогических исследований являются новые теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они представляются в разных формах: докладах, статьях, монографиях, учебных пособиях, учебных программах и т.п.

    Слайд 15

    ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

    ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ФОРМИРОВАНИЕ

    Слайд 16

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Из разных учебников по педагогике: найти определение педагогики как науки; найти определения основных категорий педагогики и составить таблицу (понятие, автор, источник). 2. Ответить на вопрос «Почему авторы разных учебников по-разному определяют понятие «педагогика», выделяют и трактуют по-разному основные категории педагогики как науки?»

    Посмотреть все слайды

    План.Литература:
    Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:
    Учеб. Для вузов. СПб., 2000.
    Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы
    педагогики. М., 2000.
    Гессен С.И. Основы педагогики. Введение
    в прикладную философию. М., 1995.
    Журавлев В.И. Педагогика в системе наук
    о человеке. М., 1990.

    Литература:

    ПЕДАГОГИКА упорядоченная совокупность знаний,
    которая раскрывает сущность
    процессов воспитания, обучения и
    развития и дает возможность
    направлять их движение в соответствии
    с поставленными целями.
    Свое название педагогика получила от
    греческого слова «пайдагогос» («пайд»
    - «дитя», «гогос» - «веду»), которое
    означает «детоводство» или
    «дитяведение».

    ПЕДАГОГИКА -

    Признаки педагогики как науки
    Признаки науки
    Возникает из
    потребностей
    общества.
    Признаки педагогики
    Для того, чтобы общество
    прогрессировало, оно должно
    передавать социальный опыт
    (культуру) все новым и новым
    поколениям. Выделилась
    область науки – педагогика как
    наука о воспитании человека на
    всех возрастных этапах его
    развития.
    -
    Имеет свой предмет
    исследования.
    -
    Имеет свой предмет: воспитание
    человека как особая функция
    общества.
    -
    Имеет собственный
    категориальный
    аппарат.
    -
    Имеет свой категориальный
    аппарат: к числу основных
    понятий (категорий) относятся
    образование, развитие,
    воспитание, обучение.

    Признаки педагогики как науки

    Признаки науки
    У каждой науки имеются
    свои методы исследования.
    -
    Всякая наука представляет
    собой итог, совокупность,
    систему достоверных и
    обобщенных знаний об
    объективных законах
    развития природы.
    Признаки педагогики
    Наряду с использованием
    психологических и
    социологических методов в
    педагогике используются
    такие методы педагогического
    исследования, как
    педагогический эксперимент,
    учебные тесты,
    педагогическое наблюдение,
    опытная работа.
    -
    Педагогика является наукой в
    том смысле, что осуществляет
    поиск наиболее эффективных
    педагогических систем,
    конструирует их, выявляет
    зависимости, при которых
    наиболее эффективно могут
    функционировать эти системы.

    ОБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИКИ
    выступают те явления
    действительности, которые
    обусловливают развитие
    человеческого индивида в
    процессе целенаправленной
    деятельности общества.

    ОБЪЕКТОМ ПЕДАГОГИКИ

    ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
    – это образование как реальный
    целостный педагогический процесс,
    целенаправленно организуемый в
    специальных социальных
    институтах.
    - воспитание как педагогическое
    явление; особенности организации
    педагогического взаимодействия
    воспитателей и воспитанников,
    формирования и становления
    личности воспитанника в
    педагогическом процессе.

    ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

    ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ
    Теоретическая: Технологическая:
    -
    -
    описательный или
    объяснительный;
    диагностический;
    прогностический.
    -
    проективный;
    преобразовательный;
    рефлексивный и
    корректировочный.

    ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИКИ

    ОБРАЗОВАНИЕ как
    социальное явление это относительно самостоятельная
    система, функцией которой является
    обучение и воспитание членов
    общества, ориентированные на
    овладение определенными знаниями
    (прежде всего научными), идейнонравственными ценностями, умениями,
    навыками, нормами поведения,
    содержание которых в конечном счете
    определяется социально-экономическим
    и политическим строем данного
    общества и уровнем его материальнотехнического развития.

    ОБРАЗОВАНИЕ как социальное явление -

    ВОСПИТАНИЕ
    воздействие общества на личность (в широком социальном
    смысле);
    процесс формирования личности, включающий в себя как
    целенаправленное воздействие извне, так и
    самовоспитание личности;
    специально организованная деятельность педагогов и
    воспитанников по реализации целей образования;
    процесс организованного взаимодействия педагогов и
    воспитанников, в результате чего происходят изменения
    как в личности воспитанника, так и воспитателя;
    целенаправленный процесс управления развитием
    личности.

    ВОСПИТАНИЕ -

    ОБУЧЕНИЕ
    -
    -
    - специфический способ образования,
    направленный на развитие личности
    посредством организации усвоения
    обучающимися научных знаний и
    способов деятельности;
    целенаправленный процесс
    взаимодействия педагога и учащихся, в
    ходе которого осуществляется
    образования, воспитание и развитие;
    взаимодействие между обучающим и
    обучаемым.

    ОБУЧЕНИЕ

    Образование
    процесс и результат передачи
    социального опыта от
    предшествующих поколений
    последующим.

    Образование -

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ
    -
    -
    процесс полной интеграции личности в
    социальную систему, в ходе которого
    происходит ее приспособление Т.
    Парсонс, Р. Мертон;
    Процесс самоактуализации «Я –
    концепции», самореализации
    личностью своих творческих
    способностей, процесс преодоления
    негативных влияний среды, мешающих
    ее саморазвитию и самоутверждению
    (А. Маслоу, К. Роджерс).

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ

    ПЕДАГОГИКА связана с другими
    науками:
    ФИЛОСОФИЕЙ
    ПСИХОЛОГИЕЙ
    БИОЛОГИЕЙ
    АНТРОПОЛОГИЕЙ
    СОЦИОЛОГИЕЙ
    ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКОЙ

    ПЕДАГОГИКА связана с другими науками:

    СТРУКТУРА ПЕДАГОГИКИ:
    общая педагогика;
    возрастная педагогика;
    коррекционная педагогика;
    частные методики;
    история педагогики и образования;
    отраслевая педагогика;
    философия образования;
    сравнительная педагогика;
    социальная педагогика и др.

    ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА Вопросы 1. Сущность, объект, предмет, основные категории и задачи педагогики 2. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Структура современной педагогической науки

    Литература: Реан, А. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов: гриф УМО / - СПб. 2007. - 432 с. : ил. Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. – М. 2002. – 576 с. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учебное пособие для вузов. – М. : Академия, 2008.

    Объект и предмет науки Объект науки – та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Предмет науки – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен.

    Объект педагогики ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТ (ЯВЛЕНИЕ) Явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества

    Предмет педагогики ОБРАЗОВАНИЕ как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях, семье)

    Педагогика как наука Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни

    Обучение совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами приобретения знаний

    Воспитание целенаправленный процесс освоения социокультурного опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

    Педагогическая (образовательная) система – Множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе

    Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленный на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии

    Задачи педагогики выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и распространение педагогического опыта; прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания; внедрение результатов педагогических исследований в практику образования

    Основные вопросы и проблемы педагогики Проблема соотношения обучения и развития Проблема соотношения обучения и воспитания Проблема целей и содержания образования Проблема учета индивидуальных особенностей в учебном процессе Разработка и внедрение в учебный процесс инноваций Психологическая поддержка учителей

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Общее представление о педагогике Содержание Возникновение и становление педагогической профессии Связь педагогики с другими науками Образование как социальный феномен Образование как педагогический процесс Понятийный аппарат педагогики

    2 слайд

    Описание слайда:

    Ролевая игра «Самопрезентация: Я – педагог» Почему я выбрал эту профессию? Я – педагог, мои достоинства и недостатки? Чего я хочу достигнуть и чего избежать в своей педагогической деятельности? Мой идеал учителя

    3 слайд

    Описание слайда:

    Меня мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь Джон Гриллос

    4 слайд

    Описание слайда:

    Возникновение и становление педагогической профессии Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» - дитя. «гогос» – веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение» Учителями были: в дородовой общине - старые члены общины; старейшины рода образовали первую социальную группу людей – воспитателей; в древнем Вавилоне, Египте, Сирии – жрицы; в древней Греции – умные, талантливые вольнонаемные горожане- педономы; в древнем Риме – государственные чиновники; в древних китайских хрониках упоминается, что еще вXXв. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, учителя – мудрейшие представители общества; в средние века педагогами были монахи; в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя, учителей называли мастерами;

    5 слайд

    Описание слайда:

    Возникновение и становление педагогической профессии Ян Амос Коменский (1592-1670 г.г.) чешский педагог –гуманист. Разработал педагогику как самостоятельную науку, отрасль теоретического знания. Иоганном Генрихом Песталоцци (1746- 1827г.г.) - швейцарский педагог-гуманистов конца XVIII - начала XIX века (теория элементарного природосообразного воспитания и обучения, первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных. Идея развивающего обучения - великое открытие Песталоцци. Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870г.г.) Основа его педагогической системы - требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Возникновение и становление педагогической профессии Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939г.г.) -советский педагог и писатель. Создал теорию детского коллектива, которая органично включает методику индивидуализации воспитания. «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома». «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества». «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство». Лев Семенович Выготский (1896-1934г.г.) - психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979г.г.) – психолог, филосов педагог Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988г.г.) – психолог Даниил Борисович Эльконин (1904-1984г.г.) – психолог Василий Васильевич Давыдов (1930-1998г.г.) – педагог психолог Леонид Владимирович Занков (1901 -1977г.г.) – психолог Александр Григорьевич Асмолов (1949 г.рожд.) – психолог, академик РАО Мирза Исмаилович Махмутов (1926-2008) – педагог Евгения Васильевна Бондаревская (1931 г.рожд.) педагог, академик РАО

    7 слайд

    Описание слайда:

    Связь педагогики с другими науками философия педагогика психология социология биология антропология и медицина экономика политология

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    10 слайд

    Описание слайда:

    11 слайд

    Описание слайда:

    12 слайд

    Описание слайда:

    Образование как социальный феномен Социализация предполагает и развитие, самоопределение, и самореализацию личности Специально организованный процесс управления социализацией называется образованием, которое представляет которое представляет собой сложнейший социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук. Понятие "образование" (аналогичное немецкому "bildung") происходит от слова "образ". Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Образование как педагогический процесс Для педагогики стержневое понятие выполняет "педагогический процесс". обозначает весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Сущностной характеристикой педагогического процесса поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность. Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, рассматриваемого тоже как система. Педагогический процесс с этой точки зрения представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Образование как педагогический процесс Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие заключается в единстве педагогического влияния, его активного восприятия и усвоения воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Понятие "педагогическое взаимодействие" поэтому шире, чем "педагогическое воздействие", "педагогическое влияние" и даже "педагогическое отношение", которое является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю. К. Бабанский). Активность участников педагогического взаимодействия (педагогов и воспитанников) позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Образование как педагогический процесс Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с деятельностью педагога, педагогической деятельностью - особым видом социальной (профессиональной) деятельности, направленной на реализацию целей образования: передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Но если ученик - это объект, то не педагогического процесса, а лишь педагогических воздействий, т.е. внешней, направленной на него деятельности. Признавая воспитанника субъектом педагогического процесса, гуманистическая педагогика утверждает тем самым приоритет субъект-субъектных отношений в его структуре. Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: - содержание образования - средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).

    16 слайд

    Описание слайда:

    Образование как педагогический процесс Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы. Детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ. Цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системо-образующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах - педагогах и воспитанниках.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Образование как педагогический процесс Воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса, нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования и учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

    Основные вопросы 1. Педагогика как антропологическая наука 2. Возникновение и развитие педагогической науки 3. Отрасли педагогической науки 4. Связь педагогики с другими науками 5. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике 6. Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности 7. Методы и виды педагогических исследований


    Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития


    Основные категории (понятия) педагогики Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)


    Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика». Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».


    Классики мировой педагогики Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели


    Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог- демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания


    Педагогические источники Народная педагогика Народная педагогика Педагогический опыт Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать Педагогическая периодическая печать и др. и др.


    Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий


    Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых




    Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике знаниевая и культурологическая знаниевая и культурологическая технократическая и гуманистическая технократическая и гуманистическая социетарная и человеко- ориентированная социетарная и человеко- ориентированная педоцентристская и детоцентристская педоцентристская и детоцентристская


    Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная рефлексивная нормативного предписания нормативного предписания эвристическая (творческая) эвристическая (творческая)


    Основные методологические подходы в педагогике системный системный личностный личностный деятельностный деятельностный полисубъектный (диалогический) полисубъектный (диалогический) аксиологический аксиологический культурологический культурологический антропологический антропологический этнопедагогический этнопедагогический


    Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)