Кто такой понтий пилат. Понтий Пилат — пятый прокуратор Иудеи Кто такой понтий пилат по библии

О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36.


пятый римский прокуратор Иудеи, Самарии и Идумеи при императоре Тиберии. О его происхождении сведений нет, известно только, что он принадлежал к сословию всадников и, вероятно, сменил Валерия Грата в должности прокуратора в 26 н.э., оставив эту должность в начале 36. Относительно длительный срок его

правления, по-видимому, должен свидетельствовать о его компетентности. Вместе с тем, по свидетельству Филона Александрийского (О посольстве к Гаю, De legatione ad Caium 38), правление Пилата было жестким, безжалостным и коррумпированным; он оскорбил религиозные чувства евреев, позволив своим солдат

ам внести в Иерусалим штандарты с римской символикой и изображениями и использовав средства, хранившиеся в священной сокровищнице, для строительства акведука. Его правление закончилось после учиненной им резни самарян, которые собрались на горе Гаризим, чтобы выкопать священные сосуды, которые, как

уверял некий самозванный мессия, закопал там еще Моисей. В результате Пилату было приказано возвратиться в Рим, и это – последнее, что мы знаем о нем из достоверных источников.

Пилат в суде над Иисусом и в осуждении последнего проявил себя как имперский чиновник, столкнувшийся с угрозой обществе

нному спокойствию. Апологетические тенденции евангелий, подчеркивающих его нежелание выносить обвинительный приговор Иисусу, возможно, объясняются тем, что древние христиане хотели возложить ответственность за смерть Иисуса на евреев. Так, согласно Марку (15:1-15), Пилат просто соглашается с пригово

ром синедриона и требованием народа, а Матфей (27:11-25) придерживается той же версии, прибавляя к ней эпизод с умыванием рук. В третьем и четвертом евангелиях (Лк 23:13-25; Ин 18:29; 19:16) Пилат постоянно говорит о невиновности Иисуса, однако отступает под сильным давлением первосвященников и толп

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому, он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической лег

енде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, и это произвело такое возмущение воды, что оно было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в бездонном озере в Альпах. Впоследствии считалось, что Пилат ста

Смерти, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой .

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки »).

После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Луций Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим . Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии [ ] , где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр , но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне , где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном . На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда так широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата «Pilatusberg». По другим сообщениям, он был казнён Нероном . Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата - одно из трёх (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры : «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого ». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате » - указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных

В 63 году до н. э. Иудея была завоевана Помпеем и включена в состав Римской империи. В 6 г. н. э. стала провинцией, управляемой прокуратором. Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи.

Исторический путь Пилата начался с его назначения в 26 году н. э., когда «в Иудею Тиберий послал в качестве прокуратора Пилата».

Попытаемся выяснить, кто такой прокуратор в Римской империи, его функции, обязанности, продолжительность службы, оплату и остановимся на личности прокуратора Понтия Пилата. Рассмотрим описание его дел античными авторами, чьи сочинения написаны чуть позже времени его службы в Иудее.

Термин „прокуратор" в Древнем Риме относился к каждой личности, уполномоченной вместо какой-то другой личности заботиться о каком-то деле. В языке гражданского права этот термин значит „прокурор, адвокат", т.е. представитель, свободно избираемый истцом, который замещает истца через какой-либо устный или письменный договор и занимается делом за счет истца.

В разговорном или в административном языке под словом „прокуратор" подразумевается доверенный человек, которому поручено замещать собственника в управлении каким-то земледельческим владением, торговым делом и т. д. Прокуратором может быть клиент, который при отсутствии своего патрона занимается его интересами, или человек, который имеет мандат надзирать за благами какого-либо своего друга, получать его доход, руководить его предприятием. Прокуратор мог быть управителем богатства женщины, чье имущество было отдельным от имущества ее супруга.

Чаще всего это был освобожденный раб или раб, которого господин назначил быть руководителем его собственности и поставил его во главе всей общности рабов, возлагая на него особую службу в своем доме (над птичником, колесницами и т. д.). Такого вида прокураторы были особенно многочисленны в больших римских семьях во все времена, а особенно к концу республики и началу империи (к началу І в. н. э.) .

Император, как и все остальные римские граждане, тоже имел прокураторов для управления своим частным состоянием. Когда император стал господином части империи с казной, которая ему принадлежала и которая пополнялась через особые налоги из провинции, он использовал прокуратора для управления этим богатством. Эту функцию выполняли освобожденные рабы. В это же время император реорганизовал сословие всадников и должен был дать ему существенное место во главе сенаторского сословия, которое было частично лишено своих прерогатив. Он сделал их прокураторами. Тацит пишет: „Прокураторы в некоторых провинциях, имеющие в своем подчинении войска, назначались исключительно из всадников и играли роль доверенных лиц императора, в противоположность наместнику, обычно представителю сенатской аристократии" .

Император вверил прокураторам – освобожденным рабам - управление некоторыми администрациями и дал им титул „procuratorеs Augusti", в то время как другие прокураторы, (не освобожденные рабы), именовались просто „procuratorеs". Так он разграничил свою личную администрацию и государственную. И. С. Свенцицкая пишет: „Самые важные в стратегическом отношении провинции находились под непосредственным управлением императора. В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе – прокураторы. Они осуществляли желания императора. Прокураторы назначались из незнатных, полностью преданных императору людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом за фасадом республики формировался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора" .

Первые императоры (до Нерона) оставались верными этому положению. Большая часть прокураторских постов оставалась в руках освобожденных рабов. Во время Флавиев (69-96 г.) прокураторские места были все еще разделены между двумя категориями („libertini, equates romani"). Наконец, при Адриане (117-138 гг.) разделение исчезло, и всадническое сословие приобрело все возможные варианты прокуратора за исключением незначительных постов в императорском дворце, которые остаются доверенными людям рабского происхождения.

Функции прокураторов

Если рассмотреть природу функций прокураторов, они могут быть разделены на несколько категорий:

1. Интенданты императорского дома, занимающиеся наследством, счетами, складами, сокровищницами, увеселениями.

2. Начальники канцелярии и счетоводства в Риме (письма, расследования и др.).

3. Директора разных служб в Риме.

4. Администраторы фиска (налоговая администрация) в императорских провинциях: Аквитании, Германии, Испании, Панонии, Сирии и др., и в сенаторских провинциях: Азии, Африке, Галлии, Сицилии, Ахаии, Македонии, Кипре.

5. Управители провинций, называемых прокураторскими: Корсики, Иудеи, Месопотамии, Сардинии и др. к которым надо добавить и некоторые другие провинции, которые только на определенное время из-за особенных обстоятельств были определены как прокураторские, например Витиния в І в. или Памфилия. Эти управители, которые, кроме финансовых обязанностей своих коллег, обладали властью гражданского и военного управителя, носили характерный титул „procurator et praeses, procurator pro legato".

6. Руководители финансовых и административных служб вне Рима (наследство, порты, налоги, движение и др.), не считая определенного числа других прокураторов, гражданских или военных, которые носили титул „префект".

Обязанности прокураторов

Чтобы проследить обязанности прокуратора, необходимо разграничить прокураторов, управляющих провинциями, и прокураторов, имеющих чисто финансовые функции. Можно сказать, что прокураторы с финансовыми обязанностями имели только одну миссию – бодрствовать над собиранием налогов при администрации, к которой прикреплены. Независимо от того, императорской является провинция или сенатской, они должны были следить за сбором такс, которые должны переводиться в налоговую администрацию. Если они сами не собирали налоги через своих агентов, то должны были следить за их сбором, за тем, чтобы посредники не причинили вреда сокровищу или насилия над теми, с кого собирают налог. В их работе было столько много технических обязанностей, сколько существовало видов налогов. Кроме собирания налогов, они имели миссию обеспечивать деньгами расходы, связанные с различными целями на местах. Например, должны были заботиться об оплате оккупационных войск в императорских провинциях и об их снабжении провизией.

Прокураторы, управляющие провинциями, имели большие права и власть, так как к их финансовым функциям прибавляется и административная власть. Так, их юрисдикция была намного более расширена по сравнению с финансовыми прокураторами. Со времени Августа в юрисдикции прокуратора Иудеи были и криминальные дела над гражданами. Чтобы осуществлять эту юрисдикцию, прокуратору были необходимы специальные полномочия со стороны императора, называемое „jus gladii".

Личность Понтия Пилата

Личность Понтия Пилата вызывает интерес у христиан, так как она связана с казнью Иисуса Христа. О факте, что именно он вынес смертный приговор Иисусу Христу, пишет Иосиф Флавий: „Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту» .

В Евангелиях не конкретизируется должность, которую занимал Пилат, там он назван просто управителем (h"gemw,n), но у древних авторов встречается подтверждение, что он был прокуратором, хотя некоторые называют его префектом. Тацит пишет: «Ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его (Нерона – б. а.) молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат" .

В словаре Браунригта читаем о Пилате: Имя «Понтий» на самом деле было фамилией - он родился в римской семье. Имя «Пилат» от латинского «пилатус» означает «человек с копьем». Существует несколько легенд о его происхождении, и одна из них гласит, что он был внебрачным ребенком Тира, царя Майнца, и был послан в Рим. Там, как гласит легенда, он совершил убийство и был сослан в Понт в Малой Азии, где он сделал много хорошего и в награду был назначен правителем Иудеи. Однако более вероятно, что будучи сыном известной римской семьи, он прошел обычное дипломатическое обучение и, постепенно продвигаясь по служебной лестнице, дослужился до поста прокуратора Иудеи» .

Для того, чтобы получить представление о Понтии Пилате, обратимся к авторам, чьи сочинения совпадают со временем правления Пилата или написаны немного позже. Иосиф Флавий пишет: «Когда претор Иудеи Пилат повел свое войско из Кесарии в Иерусалим на зимнюю стоянку, он решил для надругания над иудейскими обычаями внести в город изображения императора на древках знамен. Между тем закон наш возбраняет нам всякие изображения. Поэтому прежние преторы вступали в город без таких украшений на знаменах. Пилат был первым, который внес эти изображения в Иерусалим, и сделал это без ведома населения, вступив в город ночью. Когда узнали об этом, население толпами отправилось в Кесарию и в течение нескольких дней умоляло претора убрать изображения. Пилат не соглашался, говоря, что это будет оскорблением императора, а когда толпа не переставала досаждать ему, он на шестой день приказал своим воинам тайно вооружиться, поместил их в засаде в здании ристалища, а сам взошел на возвышение, там же сооруженное. Но так как иудеи опять возобновили свои просьбы, то он дал знак и солдаты окружили их. Тут он грозил немедленно перерубить всех, кто не перестанет шуметь и не удалится восвояси. Иудеи, однако, бросились на землю, обнажили свои шеи и сказали, что они предпочитают умереть, чем допускать такое наглое нарушение мудрого закона. Пилат изумился их стойкости в соблюдении законов, приказал немедленно убрать из Иерусалима [императорские] изображения и доставить их в Кесарию.

Некоторые исследователи считают, что характер Пилата в Евангелиях отличается от того, который описан античными авторами, т. к. в Евангелиях он не производит впечатление жестокого человека: «Образ Пилата в канонических евангелиях не соответствует реальному, историческому Пилату, который действительно был прокуратором и префектом Иудеи (надпись, поставленная им, найдена в резиденции римских наместников в г. Кесарии). Он был известен как человек исключительной жестокости" . Филон Александрийский описывает события, которые подтверждают, что Пилат был немилостивым человеком: „Одним из людей Тиберия был Пилат, ставший наместником Иудеи, и вот, не столько ради чести Тиберия, сколько ради огорчения народа, он посвятил во дворец Ирода в Иерусалиме позолоченные щиты; не было на них никаких изображений, ни чего-либо другого кощунственного, за исключением краткой, надписи: мол, посвятил такой-то в честь такого-то. Когда народ все понял - а дело было нешуточное, то, выставив вперед четырех сыновей царя, не уступающих царю ни достоинством, ни участью, и прочих его отпрысков, а также просто властительных особ, стал просить исправить дело со щитами и не касаться древних обычаев, которые веками хранились и были неприкосновенны и для царей, и для самодержцев. Тот стал упорствовать, ибо был от природы жесток, самоуверен и неумолим; тогда поднялся крик: «Не поднимай мятеж, не затевай войну, не погуби мира! Бесчестить древние законы - не значит воздавать почести самодержцу! Да не будет Тиберий предлогом для нападок на целый народ, не хочет он разрушить ни один из наших законов. А если хочет - так скажи об этом прямо приказом, письмом или как-то иначе, чтобы мы более не докучали тебе, избрали бы послов и сами спросили владыку». Последнее особенно смутило Пилата, он испугался, как бы евреи в самом деле не отправили посольство и не обнаружили других сторон его правленья, поведав о взятках, оскорбленьях, лихоимстве, бесчинствах, злобе, беспрерывных казнях без суда, ужасной и бессмысленной жестокости. И этот человек, чье раздраженье усугубило природную гневливость, оказался в затруднении: снять уже посвященное он не отваживался; к тому же он не хотел сделать хоть что-нибудь на радость подданным; но вместе с тем ему были отлично известны последовательность и постоянство Тиберия в этих делах. Собравшиеся поняли, что Пилат сожалеет о содеянном, но показать не хочет, и направили Тиберию самое слезное письмо. Тот, прочитав, как только не называл Пилата, как только не грозил ему! Степень его гнева, разжечь который, впрочем, было непросто, описывать не буду - события скажут сами за себя: Тиберий тотчас, не дожидаясь утра, пишет Пилату ответ, где на все корки бранит и порицает за дерзкое нововведенье, и велит безотлагательно убрать щиты и отправить их в Цезарею ту, что стоит на побережье и названа в честь твоего деда, а там посвятить в храм Августа, что и было сделано. Тем самым ни честь самодержца не была поколеблена, ни его обычное отношение к городу" .

Другой случай, описанный Иосифом Флавием, связан с деньгами из святилища: „Впоследствии он возбудил новые волнения тем, что употребил священный клад, называющийся Корбаном, на устройство водопровода, по которому вода доставлялась из отдаления четырехсот стадий. Народ был сильно возмущен и, когда Пилат прибыл в Иерусалим, он с воплями окружил его судейское кресло. Но Пилат, уведомленный заранее о готовившемся народном стечении, вооружил своих солдат, переодел их в штатское платье и приказал им, смешавшись в толпе, бить крикунов кнутами, не пуская, впрочем, в ход оружия. По сигналу, данному им с трибуны, они приступили к экзекуции. Много иудеев пало мертвыми под ударами, а многие была растоптаны в смятении своими же соотечественниками. Паника, наведенная участью убитых, заставила народ усмириться" .

Окончание правления Пилата тоже связано с насилием: «Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших [отовсюду] самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов.

Когда этим дело кончилось, представители верховного совета самарян явились к бывшему консулу Вителлию, который теперь был прокуратором сирийским, и стали обвинять Пилата в казни их погибших единоплеменников, говоря, что последние пошли в Тирафану вовсе не с целью отложиться от римлян, но для того, чтобы уйти от насилий Пилата. Тогда Вителлий послал Марцелла, одного из своих приближенных, в Иудею, чтобы принять там бразды правления, Пилату же велел ехать в Рим для ответа перед императором в возводимых на него обвинениях. Проведя в Иудее десять лет, Пилат поехал в Рим, так как не смел ослушаться приказания Вителлия. Но раньше, чем он успел прибыть туда, Тиберий умер» .

В Евангелиях, как уже было отмечено, Пилат не выглядит жестоким ко Христу, хотя о его жестокости к галилеянам упоминается в Евангелии от Луки: «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лука 13:1). Его отношение ко Христу можно объяснить тем, что, будучи поставленным на пост прокуратора по протекции Елия Сеяна, преторианского префекта, приобретшего исключительное доверие Тиберия и фактически управлявшего Римом до раскрытия его планов о взятии власти, он опасался за свое положение, когда Сеян был убит. Поэтому, боясь быть обвиненным в измене императору, Пилат старался угодить иудеям, которые использовали политическую обстановку для достижения своей цели: «Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12).

Предание гласит, что, прибыв в Рим после убийства самарян на горе Гаризин, Пилат оттуда был отправлен в ссылку, где и закончил жизнь самоубийством.

Светлана Вылкова

Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Александр Ткаченко
  • Иосиф Флавий
  • По́нтий Пила́т - пятый префект Иудеи (26-36 гг. по Р.Х.) в период римской оккупации, предавший на крестную смерть Богочеловека .

    До 4 года по Р.Х. Иудеей правил , затем его сын Архелай. Рим был недоволен его правлением, сместил с должности, и с 6 года по Р.Х. было введено прямое римское правление, т.е. Иудея стала обычной римской провинцией.

    Историчность фигуры

    До ХХ века о Пилате свидетельствовала и несколько древних историков. В 1961 году к ним добавились и археологические свидетельства. В Палестине была найдена мраморная таблица, надпись на которой реконструирована как: «Понтий Пилат, префект Иудеи, посвятил людям Кесарии храм в честь Тиберия», которая подтвердила сомневающимся, что такой человек действительно правил Иудеей.

    Понтий — фамилия, которая говорит о родовой принадлежности носителя, имеющего древнее италийское происхождение. Пилат - прозвище, переводится как «метатель копья» и говорит о принадлежности к армейской службе. Имя Пилата нам неизвестно.

    Должность

    Пилат занимал военную должность префекта. Тацит именует его прокуратором (в Библии такого наименования нет) - управителем, обязанности которого касались преимущественно гражданских дел. Таким образом Пилат обладал очень широким кругом полномочий и был ответственен за все аспекты римского управления провинцией.

    Во времена земной жизни Спасителя Иудея находилась в составе Римской империи в качестве одной из ее провинций. С 6 года нашей эры этой территорией вместо марионеточных «царей» (наподобие представителей династии Иродов) стали управлять наместники, назначаемые лично императорами Рима и подотчетные лишь ему. Поскольку практически с самого начала римской оккупации евреи крайне враждебно относились к завоевателям, а недовольство в любой момент могло перерасти в кровавый бунт, римляне держали в Палестине мощную воинскую группировку. Ею и командовал префект, обладавший почти неограниченной властью в регионе.

    На должность префекта Пилата назначили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

    Характер Пилата

    Судя по трудам античных историков, своим современникам Пилат запомнился как грубый вояка, жестокий каратель, взяточник и карьерист.

    Филон Александрийский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость снят с должности и отправлен в Рим.

    Пилат и Христос

    Пилат был язычником и, когда услышал от Христа о Его божественном достоинстве, испытал легкий страх от того, что Иисус мог быть полубогом (человеком, рождённым от любви божества и человека). Против казни также выступила жена чиновника. Желая «подстраховать» себя, прокуратор решает ограничиться бичеванием Осуждённого. Но иудейские старейшины пригрозили Пилату жалобой императору в том случае, если он не утвердит смертный приговор.

    В итоге карьерные соображения превысили у Пилата страх перед «местным Божеством» и он вынес смертный приговор Спасителю, выбрав из местного религиозного закона наиболее подходящий обряд () для собственной защиты.

    Что было с Пилатом после Христа?

    Последнее, что мы достоверно знаем о Понтии, - это то, что в 36 году после очередного жестокого подавления народного недовольства на него в который раз написали жалобу в Рим. Наконец она возымела действие в столице, и легат Сирии Вителлий отстранил наместника от должности префекта и отправил его в Рим.

    Что было дальше - документы не говорят. Зато сохранилось множество апокрифов и откровенно легендарных сведений о судьбе бывшего чиновника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынешняя Франция), где он, не выдержав лишений и позора, наложил на себя руки. По другим рассказам, префект даже стал христианином и был замучен во время гонений Нерона около 64 года.

    Жену Пилата звали Клавдия Прокула. По преданию, после Воскресения Христа она уверовала и приняла Крещение. По одной из версий, именно супругу опального префекта имел в виду апостол Павел, передавая своему ученику Тимофею привет от некоей римлянки Клавдии (). В Греческих Православных Церквах (например, Константинопольской) Прокула причислена к лику святых.

    Для чего имя Пилата внесено в Символ веры?

    Слова «при Понтийском Пилате» в Символе веры являются указанием на историчность факта распятия Спасителя.

    Установила в Иудее свое прямое правление. Возглавлять провинцию стал , которого, впрочем, правильнее будет называть префектом. Исследователи установили, что наместники Рима стали именоваться прокураторами лишь во II веке, а до этого их называли именно префектами. Этот наместник обладал широкими полномочиями, хотя и подчинялся проконсулу Сирии. Понтий Пилат стал пятым по представителем римской власти, занявшим эту должность по предписанию императора Тиберия.

    Имя «Пилат» представляет собой, по всей видимости, прозвище, которое часто носили римляне. Обычно оно подчеркивало некую отличительную особенность его владельца. Существует версия, согласно которой это имя происходит короткого метательной оружия – дротика, то есть фактически «тот, кто метает копье». Не вполне ясно, получил ли это прозвище прокуратор за личные военные заслуги или по наследству.

    Источники описывают Пилата жестоким и высокомерным правителем, свысока относившимся к народу подчиненной Риму Иудеи. Прокуратор не раз оскорблял чувства верующих, с пренебрежением и презрением высказываясь о религиозных взглядах иудеев. Пилат неоднократно использовал храмовые деньги не по назначению, хотя они были предназначены для возведения в Иерусалиме водопровода. Действия прокуратора не раз приводили к волнениям среди населения Иудеи.

    Чем знаменит Понтий Пилат

    В историю Понтий Пилат вошел отнюдь не благодаря своим успехами в деле управления отдаленной провинцией Рима. Его имя прямым образом связано с событиями, относящимися к смерти Иисуса Христа, плотника из Назарета, которого христиане считают Богом, принявшим человеческий облик и пришедшим в мир для спасения заблудшего человечества. Именно Пилат по требованию иудейских первосвященников принял решение, которое обрекло Иисуса на тяжкие муки и смерть на кресте.

    Враги Иисуса сами приняли решение лишить его жизни, но по существующим законам не могли привести приговор в исполнение, пока его не утвердил римский наместник. Авторы Евангелий повествуют о том, что первосвященники после ночного судилища привели Иисуса ко двору Понтия Пилата и настояли на том, чтобы прокуратор своей властью утвердил смертный приговор. Судьба Христа оказалась в руках римского наместника.

    Согласно легенде, Пилат поначалу хотел отпустить Христа, подозревавшегося в сеянии смуты среди иудеев, перед этим примерно его наказав. Но первосвященники, увидевшие в Иисусе прямую угрозу своему правлению, настоятельно требовали, чтобы Пилат, наделенный всей полнотой власти, приговорил проповедника к распятию. После долгих сомнений прокуратор переменил свое решение и приказал казнить Иисуса вместе с двумя разбойниками.